Отражение библейских сюжетов в мировой культуре: «Тайная вечеря» в живописи.
методическая разработка (8 класс) по теме

Лазарева Елена Ивановна

Описание картин известных художников по теме "Тайная Вечеря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taynaya_vecherya.docx28.03 КБ
Файл taynaya_vecherya.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока.

Основы православной культуры.

Тема: «Отражение библейских сюжетов в мировой культуре: «Тайная вечеря» в живописи»

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся на основе библейского сюжета Тайной Вечери.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о Тайной Вечере.
  2. Раскрыть духовную суть Тайной Вечери.
  3. Показать, как Тайная Вечеря была отражена в живописи.

Литература:

  1. Библия.
  2. Бородина А.В. Основы православной культуры. Пособие для учителей. М.. «Основы православной культуры», 2007.
  3. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент.
  2. Ход урока.

Вступительное слово учителя:

И сказал Иисус Христос: «Скажу вам, что приближаются дни, когда вы будете плакать и рыдать, а мир будет радоваться. Вы будете печальны, но печаль ваша обратиться в радость. Как женщина, претерпевающая скорбь и муки во время родов, тотчас забывает о них, как только родит, радуясь рождению человека в мир, так и вы вскоре возрадуетесь, забудете свою скорбь - и радости вашей никто не отнимет у вас».

Как вы знаете, Тайная Вечеря – это событие, описанное в Евангелии, последняя трапеза Иисуса Христа с его учениками.

Наступила Пасха, во время которой каждая еврейская семья должна была приготовить и съесть с пресным хлебом пасхального ягненка. Ученики обратились к Иисусу с вопросом:

- Где хочешь ты есть пасху?

И Иисус послал Петра и Павла в город Иерусалим, предупредив их, что там они встретят человека с кувшином воды. Они должны пойти за этим человеком до его дома, а затем сказать: «Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. - Где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» Тогда хозяин дома покажет им подходящую комнату, где все уже приготовлено. Ученики так и сделали. Наступил вечер. По обычаю, гостям, когда те входят в дом, слуги должны были омыть ноги, но на этот раз никто не вышел к Иисусу и его ученикам. Тогда сам Иисус поднялся из-за стола, снял верхнюю одежду и остался в одной тунике. Затем он опоясался полотенцем, налил воды в умывальницу и начал омывать ноги своим ученикам, в том числе и Иуде, хотя и знал уже, что тот предаст его.

Апостол Петр не мог понять, как Иисус, перед которым все должны преклонить колени, может исполнять обязанности слуги.

Конечно, апостол Петр перечил Христу из лучших побуждений, но все-таки это было неповиновение Божьей воле.

Тогда апостол Петр понял, что Иисус Христос имеет в виду нечто большее, нежели простое омовение ног.

Сказав это, Иисус обратился к совести Иуды, надеясь, что тот одумается, и не совершит своего предательства. Когда Иисус завершил омовение ног ученикам, он вновь занял свое место за пасхальным столом, сказав, что раз Он омыл ноги ученикам своим, то и они должны проявлять смирение во всем. Затем Иисус добавил, что говорит не обо всех. Он уже знал, что среди учеников есть предатель, а вот ученики ни о чем не ведали.

Иисус взял свою чашу, так называемую «чашу благословения», и разделил ее с учениками. Когда они ели, Иисус произнес фразу, ставшую впоследствии очень известной:

- Истинно говорю вам: один из вас предаст Меня.

Таким образом, он еще раз дал Иуде время опомниться. Но ученики были поражены словами Иисуса Христа, и стали громко возмущаться, спрашивать друг у друга, кто же предатель. Среди этого шума Иуда спросил:

- Не я ли, Равви?

- Ты сказал, - тихо ответил Иисус.

Ученики не услышали этого диалога. Апостол Иоанн, любимый ученик Христа, спросил у своего Учителя:

- Господи! Кто это?

- Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам, - ответил Иисус и подал хлеб Иуде. Это был последний призыв отказаться от своего предательства. Иуда съел поданный кусок и вышел вон.

Именно последняя трапеза Иисуса и его учеников является самой популярной в живописи.  Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое, вероятно, известное произведение это «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи, что объясняет наличие множества пародий на это произведение.

Самые первые изображения Тайной Вечери очень древние, и относятся к VI-VII векам. Эти изображения очень просты и, по сути, являются иллюстрациями к евангельским текстам. На всех этих картинах присутствуют традиционные для евангельской трапезы атрибуты – хлеб, символизирующий тело Христа, вино – кровь Христа, а также рыба – древний символ Христа.

Участники трапезы обычно либо возлежат за столом, либо сидят полукругом.

Многие удивляются, когда видят, что на одной картине изображено двенадцать учеников Христа, а на другой всего одиннадцать. Это объясняется присутствием Иуды на Тайной Вечере – некоторые считают, что Иуда участвовал только в омовении ног, а на трапезе не присутствовал, другие же полагают, что Иуда был и на трапезе. Именно поэтому какие-то художники изображали Иуду на своих полотнах, а какие-то – нет.

Кроме того, если учитывать, что последняя трапеза Иисуса Христа с учениками все же застолье, то на ней могли присутствовать также слуги, разносящие еду.

Вплоть до эпохи Возрождения художники не старались написать учеников Христа так, чтобы их можно было отличить. Исключение составляли Иуда, которого изображали обычно без нимба, в черной одежде либо с темным ликом, а также с неизменным кошелем у пояса (кошель символизировал тридцать серебряников, за которые Иуда предал Христа) и, собственно, сам Иисус. Иногда фигуру Иуды и вовсе выставляли на первый план, как бы отделяя от остальных учеников и от Христа.

Но эпоха Средневековья с ее аскетизмом вскоре уходит в прошлое, и начинается эпоха Возрождения, принесшая с собой стремление к индивидуальности, и художники теперь стараются выразить в своих картинах не просто канонических библейских персонажей – художники начинают показывать эмоции, характеры. Теперь, когда Христос произносит фразу «Один из вас предаст Меня», апостолы не смотрят смиренно на своего Учителя: они бурно реагируют на его слова, у них появляются жесты, мимика. В эпоху Возрождения к библейским сюжетам обращались очень часто, в том числе и к сюжету Тайной Вечери. Мастерство живописцев эпохи Возрождения проявляется в выразительности и разнообразии образов, до мельчайших деталей выписанной природе, в профессиональном использовании линейной перспективы. Постепенно произведения с библейскими сюжетами перестают быть простыми иллюстрациями к священным текстам, поскольку живописцы привносят в картину толику собственной индивидуальности.

Постепенно произведения эпохи Возрождения утрачивают свою гармоничность и строгость, а на первый план выходят чисто декоративные детали. Например, картины Веронезе наполняют множество персонажей, зачастую мешающих каноническому повествованию. Появляется эффект декоративности, пышности, роскоши, а Тайная Вечеря перестает быть исполненной скрытого священного смысла.

История не стоит на месте, эпоха Возрождения уходит в прошлое, наступает Новое время, и художники продолжают писать картины на библейские сюжеты, не теряющие своей актуальности. Внимание все больше сосредотачивается на авторском прочтении евангельских сюжетов. Показательным примером является картина Пуссена, написанная в классическом стиле.

Живопись русских художников XIX века представляет особый интерес. Здесь художники делают акцент на нравственных проблемах своего времени, и даже евангельские сюжеты имеют здесь не только религиозный смысл – они трактуются и в философском ключе, поднимается тема жертвенности во имя будущего.

В XVIII-XIX столетиях художники, принимавшиеся за сюжет Тайной Вечери, редко могли достичь духовной глубины и ощущения чуда, которые отличали ранние работы. Но это ощущение вновь появляется в картинах XX-го в. Английский художник Стенли Спенсер, глубоко религиозный человек, обладавший невероятным воображением, создал свою «Тайную вечерю» в 1920 году, сразу после  I-й Мировой войны, в сражениях которой он участвовал. Местом проведения  Тайной вечери  он выбрал солодовню, где простые люди могли уединиться для причащения. Центральная точка картины - круглый хлеб, преломленный Иисусом Христом. Он берёт лежавший перед ним хлеб, благословляет его и преломляет. «Примите и ядите: Сие есть Тело Мое за вас ломимое».

Наступил XX век. Искусство теперь представляло собой, с одной стороны, традиционную академическую живопись, а с другой стороны – живопись новую, живущую совершенно по иным законам, пусть сюжеты и остались все теми же. Постепенно расшатываются традиции и устои, искусство начинает бороться с музейным отношением к прошлому. Появляется множество интерпретаций уже известных классических сюжетов. Очень ярким примером является «Тайная Вечеря» Сальвадора Дали.

Еще одна разработка сюжета «Тайной Вечери» принадлежит Эмилю Нольде – одному из родоначальников экспрессионизма. Нольде был очень восприимчив к эмоциям и чувствам людей, и отнюдь не случайно написал свою картину накануне мировых войн и потрясений – в 1909 году. Он выразил надежду людей на спасение в символической чаше в руках Христа. Смысл всеобщего братства прекрасно передан с помощью минимума жестов. Обратите  внимание на то, как стоят фигуры. Они плотно прижаты друг к другу, а руки либо протянуты для рукопожатия, либо лежат на плече соседа.

Заключительная часть. Учитель задает несколько вопросов:

  1. Что такое Тайная Вечеря и какое место она занимает в жизни Христа и Его учеников?
  2. С помощью каких художественных приемов художникам удавалось выделять фигуры Христа, учеников, Иуды?
  3. Как изменялось изображение сюжета Тайной Вечери?

К доске выходят 3 учеников.

1 ученик:

Когда Иисус Христос подошел к апостолу Петру, чтобы омыть ему ноги, тот был так поражен этим, что воскликнул:

2 ученик:

- Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

1 ученик:

Иисус сказал ему:

3 ученик:

- Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумишь после.

1 ученик:

Но Петр вновь стал перечить.

2 ученик:

- Не умоешь ног моих вовек.

1 ученик:

Иисус предостерег апостола Петра.

3 ученик:

- Если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

1 ученик:

Петр стал просить, чтобы Иисус омыл его всего, а не только ноги.

2 ученик:

- Господи! Не только ноги мои, но и руки, и голову!

1 ученик:

Но Христос ответил:

3 ученик:

- Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь. И вы чисты, не все.

Ученики садятся на свои места.

Ученик садится за компьютер и включает заранее приготовленную презентацию.

На проектор выводятся слайды №2 и №3.

На проектор выводится слайд №4.

На проектор выводятся слайды №5 и №6.

На проектор выводится слайд №7.

На проектор выводятся слайды №8 и №9.

К доске выходит ученик с заранее подготовленным сообщением по теме «Тайная Вечеря Леонардо да Винчи» (на проектор выводятся слайды № 10 и №11).

Ученик:

Леонардо писал свою фреску на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие, и выбрал именно тот момент, когда Иисус произносит фразу: "Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня". После того, как Спаситель произнес эти слова, ученики подняли шум, на их лицах отразились различные чувства: кто-то был возмущен, кто-то опечален. Петр, готовый убить предателя, схватился за нож, Иаков в недоумении разводит руками, а Иуда судорожно сжал кошель с серебряниками.

Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Именно движениями и жестами, мимикой выражают апостолы свои чувства. Вся картина Леонардо пронизана движением, порожденным словами Христа о предательстве. Иуда, меж тем, сидит среди других учеников. Если внимательнее вглядеться в картину, то можно заметить, что фигура Иуды немного меньше остальных, лик предателя темен. Иуда будто в страхе отшатнулся от Христа. Иисус – центр композиции, и он единственный, кто остался спокоен. Его лицо светится тихой грустью, дышит скорбью. Фигура Христа резко контрастирует с фигурами учеников, которые в страхе и возмущении повскакали со своих мест. От центра – Иисуса - движение переходит к остальным фигурам, а затем упирается в стены трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя.

На проектор выводится слайд № 12.

К доске выходит ученик с заранее подготовленным сообщением по теме «Тайная Вечеря Тинторетто» (на проектор выводится слайд №13).

Ученик:

Тинторетто – еще один художник, написавший Тайную Вечерю. Его изображение этого сюжета можно назвать романтическим. На картине вы не найдете богато обставленного дома, как на полотнах Веронезе: у Тинторетто действие происходит в темной таверне, Христос и его ученики сидят за простым длинным столом. Свет клубится, расходится лучами, резкие тени как будто усиливают движения людей, создают атмосферу смятения. Не будь на картине теней, фигуры апостолов могли бы показаться вполне обычными и даже слегка размытыми. Тинторетто, в противоположность Леонардо, не столько выражает в картине собственную индивидуальность, сколько старается показать общую атмосферу сюжета.

На проектор выводится слайд № 14.

К доске выходит ученик с заранее подготовленным сообщением по теме «Тайная Вечеря Николая Ге» (на проектор выводится слайд №15).

Ученик:

Наиболее ярким примером изображения сюжета Тайной Вечери в русской живописи является картина Николая Ге. Ге пытается через библейские сюжеты понять современность. Салтыков-Щедрин даже назвал происходящее на картине «тайной встречей, на которой обнаружились серьезные политические разногласия» (впечатление усиливал и тот факт, что Христа Николай Ге писал с Герцена, находившегося в то время в эмиграции). Резкие контрасты света и тени привлекают наше внимание к фигуре Иуды, которая на этой картине является очень значительной. Христос изображен в глубоком раздумье, ведь он тяжело переживает предательство одного из своих учеников. Взволнованы и апостолы: в изумлении смотрят на Иуду Иоанн и Петр. Иисус Христос и его ученики, написанные группой, как бы противостоят мрачной, затемненной фигуре Иуды, покидающего своих друзей.

На проектор выводится слайд № 16.

К доске выходит ученик с заранее подготовленным сообщением по теме «Тайная Вечеря Сальвадора Дали» (на проектор выводится слайд №17).

Ученик: «Тайная Вечеря» - одна из самых знаменитых работ Сальвадора Дали. В центре полотна изображен Иисус Христос. На первый взгляд кажется, будто он сидит за столом вместе с учениками, но, если приглядеться, видно, что он вовсе не сидит, а погружен в воду по пояс. Над фигурой Иисуса высится мужской торс. Таким образом, на картине можно увидеть сразу три ипостаси: Бог как Сын, сошедший с небес на землю, Бог как Святой Дух в виде воды, в которую погружен Иисус, и Бог-Отец – мужская фигура в верхней части полотна.

На проектор выводится слайд №18.

Ученики отвечают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка урока. Основы православной культуры. Тема: «Отражение библейских сюжетов в мировой культуре: «Тайная вечеря» в живописи» Автор: Лазарева Елена Ивановна

Слайд 2

13 век, Византия

Слайд 3

6 век, Равенна. Базилика Сан Апполинаре Нуово .

Слайд 4

14 век, неизвестный художник

Слайд 5

12 век, алтарный фронтон из монастыря Суригуэрола , 12 век. Учеников Христа – 11.

Слайд 6

11 век, Армения. Учеников Христа – 12.

Слайд 7

16 век, Лукас Кранах.

Слайд 8

15 век, Андреа дель Кастаньо .

Слайд 9

15 век, Козимо Росселли .

Слайд 10

15 век, Леонардо да Винчи.

Слайд 12

16 век, Паоло Веронезе.

Слайд 13

16 век, Якопо Тинторетто

Слайд 14

17 век, Никола Пуссен

Слайд 15

19 век, Николай Ге

Слайд 16

20 век, Стенли Спенсер

Слайд 17

20 век, Сальвадор Дали

Слайд 18

20 век, Эмиль Нольде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме «Евангельские сюжеты в мировой художественной культуре»

«Евангельские сюжеты в мировой художественной культуре» «Христианство – это то дерево,на котором р...

"Библейские сюжеты"

Презентация по истории Древнего мира для учащихс 5 класса....

7 класс. Тема: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве».

Беседа о понятиях смысла изображения библейских сюжетов, как особого языка в христианском изобразительном искусстве средних веков. Раскрытие сущности современных и вечных человеческих отношений и ценн...

Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Библейские сюжеты и образы. 6 класс

Знание библейских сюжетов необходимо каждому культурному человеку: без него не возможно глубоко осмыслить содержание всемирно известных произведений. В центре внимания становится Библия — величайший п...

Литературный проект "Библейские сюжеты в русской литературе"

Представлен опыт включения элементов библейского содержания в материал уроков по русской литературе....

Программа элективного курса по мировой художественной культуре «Постмодернизм в русской живописи ХХ века»

Программа элективного курса «Постмодернизм в русской живописи ХХ века» рассчитана на учащихся 10 – 11-х классов. В программе дана целостная система представлений о постмодернизме в р...