Программа элективного курса по мировой художественной культуре «Постмодернизм в русской живописи ХХ века»
рабочая программа по мхк (10, 11 класс) на тему

Гуженко Татьяна Владимировна

Программа элективного курса «Постмодернизм в русской живописи ХХ века» рассчитана на учащихся 10 – 11-х классов. В программе дана целостная система представлений о постмодернизме в русской живописи конца 60-90-х годов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_10-11kl.postmodernizm.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 657  ЮАО  учитель ИЗО  и  МХК  Гуженко Т.В.

                                                                                                                       

Программа

элективного  курса

по мировой художественной культуре

«Постмодернизм в русской живописи ХХ века»

Пояснительная  записка

Программа элективного курса «Постмодернизм в русской живописи ХХ века» рассчитана на учащихся 10 – 11-х классов. В программе дана целостная система представлений о постмодернизме в русской живописи конца 60-90-х годов. Программа элективного курса направлена на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно-богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культур, способной в будущем на участие в духовном развитии общества.

Цель курса:

сформировать у учащихся представление  об основных чертах русского постмодернизма: о его границах, сломе эстетической иерархии.

Основные задачи курса:

  • изучение теоретической составляющей проблемы модернизации школьного образования;
  • обновление в образовательной практике предметного содержания школьного образования с учётом межкультурного и проблемного подходов к его определению;
  • формирование  стимула  для поиска дополнительной информации;
  • развитие навыков  творческой работы;
  • участие  в курсе, где конечным результатом является создание проекта.  

Принципы отбора и структурирования материала:

  • культурная и общественная значимость произведения, их критическая оценка;
  • репрезентативность произведения для творчества изучаемого художника;
  • доступность художественного произведения школьникам;
  • «интересность» произведения;
  • особенности произведения.

Изучаемые произведения соответствуют цели программы, способствуют решению обозначенных задач. В программе осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора художников и произведений, а также путей изучения конкретной темы. Произведения доступны эстетическому восприятию учеников, соответствуют интересам и  возрастным особенностям школьников. Программа курса включает обзорные и монографические темы. Некоторые постмодернистские произведения, неприемлемые для  изучения в классе из-за радикальности, сцен насилия или откровенно эротического содержания, могут быть упомянуты учителем в обзоре. Большое внимание уделяется изучению терминологии.

Методические рекомендации

Изучение программы элективного курса строится на следующих ведущих принципах:

  • гуманизации;
  • научности;
  • вариативности;
  • системности;
  • увлекательности.

               Элективный курс организуется как цикл лекций, систематизирующий материал, предлагаемый для и анализа. Кроме этого можно использовать такие формы обучения, как: рассказ, беседа, семинар, практикум, самостоятельная работа. Рассматривая  образование как единство трех компонентов: творчество- сотворчество- знание и умение, в программе предлагается система коммуникативно-творческих работ, обозначенных как «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения». Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою мысль и корректно опровергать оппонентов.

Литература для учителя

Андреев А.А.  Истоки русского постмодернизма, 2002г.

Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир, 1992г, №2.

Курицын В. К ситуации посмодернизма // Новое литературное обозрение, 1995, №11.

Липовецкий М. Изживание смерти: специфика русского постмодернизма / Знамя, 1995г.

Парамонов Б. Посмодернизм // Звезда, 1994, №8.

Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. – М., 2002.

Литература  для  школьников

Айзенберг М   Взгляд на свободного художника- М., 1997.

Учебно-тематический  план

п/п

Название темы

Всего

часов

В том числе

Контроль

лекции

Практич.

занятия

1

Представление о постмодернизме. Основные черты русского постмодернизма.

5

3

1

1

Входная диагностика.

2

Изобразительное искусство в новых экономических условиях.

1

1

1

3

Крушение культурных табу (запретов) стирание границ между высокой и массовой культурой.

1

1

4

«Альтернативная культура»          (1960- 1980-е годы). Андеграунд.

3

2

1

Творческая лаборатория. Анализ картины       (по выбору).

5

 Вымысел, или fiction в искусстве.

1

1

6

Фантомность реальности в произведениях живописи

4

2

2

Сочинение-рассуждение

7

Творчество художника А.Зверева  как яркое явление постмодернизма.

1

1

1

Творческая лаборатория. Анализ картины       (по выбору).

8

«Лианозовская  группа»

5

4

1

9

Новейшая русская живопись: иронизм, соц-арт, концептуализм, минимализм, неоклассическая живопись.

13

7

4

2 

Защита  проектов

Всего

34

20

11

3

Содержание  программы

Тема 1. Представление о постмодернизме. Основные черты русского постмодернизма.

Понятие постмодернизма. Причины возникновения постмодернизма на Западе и в России. Начало русского постмодернизма. Три этапа развития постмодернизма в России:

период становления (конец 60-х- 70-е годы) –В.И. Янкилевский,  И.И.Кабаков.

период утверждения русского постмодернизма (70-е- 80-е годы) - Э.А.Штейнберг, Д.М.Краснопевцев.

период легализации (конец 80-х- 90-е годы) – В.А.Комар,А.Д.Меламид.

Поиски синтеза между искусством и массовой культурой.

Тема 2.   Изобразительное искусство в новых экономических условиях.

Возрождение института меценатства.

Тема 3. Крушение культурных табу (запретов). Стирание границ между высокой и массовой культурой.

Тема 4.   «Альтернативная культура» (1960-е- 1980-е годы). Андеграунд.

Существование вне официальной культуры как «второй культуры»:

Творческая лаборатория. Анализ картины(по выбору).

Тема 5.  Вымысел, или fiction в искусстве.

Изобретение новых абсолютно неправдоподобных реальностей.

Fiction- искусство пятого измерения, создающая виртуальные художественные миры- квазигеографические и псевдоисторические.

Тема 6. Фантомность реальности в произведениях живописи.

Антифантастика. Открытие фальшивой, фантомной природы советской реальности, фальшь системы.

Тема 7.  Творчество художника А.Зверева как яркое явление постмодернизма.

Творческая лаборатория. Анализ картины А. Зверева (по выбору).

Тема 8.     «Лианозовская  группа».

Художник Е.Л.Кропивницкий - родоначальник одного из  течений постреализма. Поиск компромисса между абсурдом действительности и устоявшейся жизненной нормой.

Тема 9.  Новейшая русская живопись: иронизм, соц-арт, концептуализм, минимализм, неоклассическая живопись.

Четкая гражданская позиция и ирония, адресованная советскому обывателю. Живопись художников «потерянного поколения».

Соц-арт - художественный способ разрушения культуры социалистического реализма путем ее концептуального переосмысления,  разложения этой культуры на составляющие ее элементы.

Поэтика «всеядности». Использование вещей не по назначению, строительство из чужого материала - принцип концептуализма. Попытка исследовать феномен стереотипного мышления.

Минимализм- живопись минимального авторского присутствия и воздействия.

Неоклассическая живопись. Метареалистическая живопись –В.Комар, А.Меламид. Попытка воссоздания  реальности, обретения единомирия в его гармонии физического и духовного, «здешнего» и «потустороннего».

Творческая лаборатория. Семинар по новейшей русской живописи и искусству. Выходная диагностика: защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Мировая Художественная Культура» для 10-11 классов Данилова Г.И.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:·        Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, ...

Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс базовый уровень, разработана МО учителей МХК Нестеровой Е.С., Фоминой Л.В.

Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура»   8-9 класс базовый уровень, разработана МО учителей МХК  Нестеровой Е.С., Фоминой Л.В....

Рабочие программы по предмету "Мировая художественная культура" для 10, 11 классов

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 10, 11 классов составлены на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая програм...

Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Мифы Древней Греции. 5 класс

В  данной программе  рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено и...

Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Библейские сюжеты и образы. 6 класс

Знание библейских сюжетов необходимо каждому культурному человеку: без него не возможно глубоко осмыслить содержание всемирно известных произведений. В центре внимания становится Библия — величайший п...

Рабочая программа по предмету "Мировая Художественная Культура" для 8-9 классов

Рабочая программа по предмету "Мировая Художественная Культура" для 8-9 классов...