Главные вкладки

    Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Мифы Древней Греции. 5 класс
    элективный курс по мхк (5 класс) по теме

    Бондаренко Алевтина Васильевна

    В  данной программе  рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры

                  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mhk5_kl_word.docx42.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в средней школе, достаточно четко определяют его место в Базисном учебном плане. В них особо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

    Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой – 5 класс. Курс рассчитан на 35 часов, что составляет 1 учебный час в неделю. Оно ориентировано на работу в комплексе с учебником под редакцией Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура. 5-6 классы»

    Образовательные цели и задачи курса:

    • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи,
    • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе,
    • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
    • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

    Воспитательные цели и задачи курса:

    • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
    • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
    • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

    Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся.

    В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально-регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана.

    Национально - региональный компонент

    На изучение национально-регионального компонента образования по литературе согласно отводится 10% учебного времени или 6ч. в год в 5 классе. Содержание регионального компонента позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона. Преподавание регионального компонента литературы в 5 классе составлено на основе учебного пособия «Литература Тюменского края. Хрестоматия для учащихся 5-7 классов»/ Данилова Г.И., Рогачева Н.А.– Тюмень, 1996..

    Дополнительная литература: «История народов манси и ханты ( вогулов) и их духовная культура» Ромбандеева Е.И.,Сургут, 1993.

    Тема урока

     Региональный компонент

    Количество часов

    1

    Память культуры

    Лихачев. Письмо о добром и прекрасном

    1 ч

    2

    Представление народов Севера о Земле - Космосе

    Миф о происхождении Земли,человека, растений

    1час

    3

    Представление о происхождении животных

    Легенда о происхождении медведя. Медвежий праздник.

    1 час

    4

    Миф- фольклор-литература

    Юван Шесталов. Песня, упавшая с неба.(Отрывок из « Языческой поэмы»)

    1 час

    5

    Миф- фольклор-литература

    Сазонов Г., Конькова А. Как поссорился человек с медведем. ( Отрывок из романа-сказания)

    1 час

    6

    Миф- фольклор-литература

    Андрей Тарханов. Сын грома.(По мотивам мансийских героических песен)

    1 час

    Структура курса

    5        класс. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры

            

    Организация текущего и промежуточного контроля знаний.

    1. Плановые контрольные работы – 2

    2. Тестов – 8

    3.Творческих проектов – 1

    4. Исследовательских проектов - 1

    Календарно – тематическое планирование

    П/П

    Тема урока

    Кол-во ч

    Элементы содержания

    Примерное содержание работ

    ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ    29ч

    Сюжеты и образы античной мифологии – 16ч

    Сотворение мира.

    1

    Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия « Метаморфозы ».

    Выполнить рисунок

    1. -

    Бог-громовержец Зевс. Окружение Зевса.

    1

    Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом.

    Гора Олимп — место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Де-метра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса в «Илиаде». Пир богов на западном фризе Парфенона. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции».

    Поисковое задание: Объяснить крылатые выражения (Учебник)

    Написать статью о Зевсе или репортаж с горы Олимп (оформить)

    Посейдон — владыка морей.

    1

    Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.

    Д/З:  Подготовить экскурсию по туристическим местам Греции.

    Афина — богиня

    мудрости и

    справедливой войны.

    1

    Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе.

    Афина — богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. произведениях античной пластики.

    Творческая работа «Афина и Арахна»

    Бог огня Гефест.

    1

    Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест — мастер «золотые руки». Циклопы — помощники Гефеста.

    Проблемный вопрос: Есть такое выражение «Добро должно быть с кулаками». Как вы думаете. Имеет ли такое мнение право на жизнь?

    Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий».

    1

    Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах»

    Прометей – вор или герой?

    Просмотр мультфильма «Прометей» Творческая работа – поделка, рисунок «Мой Прометей»

    Лики Аполлона. Аполлон и музы Парнаса.

    1

    Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпохи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.

    красоту и великую силу искусства.

    Анализ произведений

    Орфей и Эвридика.

    1

    Миф об Орфее и Эвридике — миф о рождении музыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров.

    Изобразить свое видение мифа об Орфее и Эвридике (рисунок, коллаж, открытка, поделка)

    Диана — покровительница охоты

    1

    Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана».

    Сравнительный анализ произведений

    Арес — неукротимый бог войны.

    1

    Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье).

    Заполнение таблицы «Греческий Арес и Римский Марс»

    Триумф Диониса.

    У истоков театрального искусства

    1

    Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса.

    Воспитатели и спутники Диониса.

    Описание-сочинение по картине Микеланджело «Вакх»

    Афродита — богиня любви

    1

    Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агессандра «Венера Милосская».

    в выросших цветах анемонов

    Творческая работа – «Экскурсия в музей»

    В сетях Эрота.

    Амур и Психея

    1

    Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства. Изображения Эрота сначала в виде прекрасного юноши, а затем шаловливого и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях античной литературы

    Творческая работа «Бабочка моей души» - рисунок. поделка

    Нарцисс и Эхо.

    1

    Венера, покровительствующая влюбленным и преследующая тех, кто отвергает любовь. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия.

    Сравнительный анализ произведений

    Богиня цветов Флора.

    1

    Флора (греч. — Хлорида) — италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Ее отождествление с греческой богиней цветов Хлоридой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты».

    «Весна» Боттичелли и А. Вивальди

    Обобщающий урок

    Контрольная работа

    1

    Контрольная работа

    Выполнить буклет «Греческая мифология»

    П. Мифология древних славян -13 ч

    Введение в славянскую мифологию и её современные источники

    1

    Значение мифологии в развитии сознания человека, общей картины мироустройства. Судьба языческой славянской мифологии в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Происхождение богов и особенности их изображения.

    Попробуйте объяснить с точки зрения маленького ребенка какое-нибудь природное явление – дождь, наступления дня и ночи….

    Попробуйте создать миф.

    Мифы о происхождении мира у славян.

    1

    Первая модель мира – мировое дерево.

     Определить, когда возникло представление о мировом древе.

    Проследить связь мирового древа с судьбой славянского народа  

    Вопросы:

    В чём особенности славянской мифологии.

    Славянские боги. Род и Рожаницы – древнейшие славянские боги.

    1

    Алатырь-камень – центр мироздания, пуп земли.

    Гефест – бог огня и кузнечного ремесла.

    Даждьбог – славянский бог, олицетворяющий живительный солнечный свет.

    Зевс – верховный олимпийский бог, царь и отец богов и людей.

    Перун – славянский бог-громовержец.

    Пекло – место в подземном царстве мертвых, где пребывают грешники.

    Род – славянский бог – прародитель всего на земле.

    Святовид – славянский бог войны.

    Вопросы:

    Какой бог считался у славян самым древним, прародителем всех других богов? В чём состоял его культ?

    Перун — бог грома и молнии.

    1

    Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния (тетушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца — Ильин день. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером.

    Вопросы.

    Какое место занимает бог Перун среди других славянских богов?

    Как мог выглядеть идол бога Перуна?

    Велес.

    1

    Велес — покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Чествование Be леса в Масленицу (Власьев день).

    Почему книга называется «Велесова»?

    Дажъбог.

    1

    Дажьбог — один из главных богов восточных славян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхождении его имени. Отражение культа Дажьбога в народных обрядах и праздниках.

    Поисково-исследовательская работа:

    «Сказочники» - миф о Дажьбоге;

    Cвemoвид.

    1

    Световид — верховный бог западных славян, хранитель и продолжатель рода, давший свет, жизнь. Четыре лица.

    Святки — символические игры в честь Световида.

    Составить кроссворд

    Макошь.

    1

    Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия — обязательный атрибут ее изображения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени.

    Вопросы:

    Почему древнюю славянскую богиню зовут Макошь? Как имя богини связано с  функциями, которые она выполняет.

    Лада.

    1

    Лада (Ладо) — богиня любви, красоты и очарования. Ее общность с греческой богиней любви Афродитой.

    Перечислите всех детей Лады, каковы их функции?

    Купало, Ярило, Кострома.

    1

    Купало, Ярило и Кострома — персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в божествах представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Существующие версии происхождения их имен.

    .Сравните праздники Ярилы и Диониса. Что общего? Что различного?

    Славянские календарно-обрядовые праздники

    1

    Славянские календарно-обрядовые праздники. Зимние Святки. Широкая Масленица День Ивана Купалы. Связь праздников с годовым циклом жизнедеятельности и с мифологическими героями.

    Инсценировать фрагменты славянских праздников

    Мир духов древних славян.

    1

    Мир духов древних славян. Общие представления. Баба Яга. Домовой и Кикимора – домашние духи Банник и Банная бабушка. Дворовой и овинник. Леший и полевик. Водяной. Русаки. Болотницы.

    Вопросы.

    1.Какое место в жизни славян занимали духи?

    2.Как давно и почему возникло представление о духах?

    Итоговая тестовая работа.

    Анализ.

    1

     

    ИТОГО: 27ч ;  6ч Р/К;  2ч К/Р

    Обеспечение учебно-методическими комплектами и методическими пособиями.

     УМК для учащихся:

    1. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 6 класс – М.: Дрофа/  

    Методические пособия для учителя:

    1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2008.  

    2. Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.

    3. Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.- М: Правда, 1988.

    13. А.Платов. Славянские руны. - М.: Гелиос, 2001.

    14. Г.С.Белякова. Славянская мифология. - М.: Просвещение, 1995.

    .

    Список литературы

    Для учащихся

    1. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации. Л., «Наука», 1989.
    2. Семенова М. Мы – славяне. – С-Петербург: Изд-во «Азбука-классика»,2005.
    3. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. Под ред. Аксенова М.Д. – М.: Аванта +, 1999
    4. Я познаю мир: детская энциклопедия. Состав. Могила О.А., Чумаков С.В. – М.: Олимп, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

    Для педагога

    1. Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь. – М.: МИКИС , 1994.
    2. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.
    3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эскмо, 2004
    4. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания,обряды. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
    5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М.: Изд-во «Наука», 1978.
    6. Русские веды. Реставрация, перевод, комментарии Б.Кресеня. – М.: Наука и религия, 1992.
    7. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М., 1988.
    8. Селиванова Е.А. Авторская программа Славянская мифология
    9. Старинные русские песни. М. Просвещение, 1959.
    10. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
    11. Черникова Т.В. История России  9 – 16 в.в.: Учеб. Для 6 класса. – М.: Дрофа, 2002.
    12. Шарапова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного курса «Мировая Художественная Культура» для 10-11 классов Данилова Г.И.

    Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:·        Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, ...

    Рабочая программа спецкурса по Русской художественной культуре для 10-11 классов

    этот спецкурс использую для работы в профильном социально-гуманитарном классе для расширения базы по культуре России...

    спецкурс по мировой художественной культуре

    Рабочая программа элективного курса  разработана на основе авторского элективного курса «Мировая художественная культура 10 – 11 классы: Русская культура IX-XVIII веков. Русская культура XVIII-XI...

    Рабочие программы по предмету "Мировая художественная культура" для 10, 11 классов

    Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 10, 11 классов составлены на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая програм...

    Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Библейские сюжеты и образы. 6 класс

    Знание библейских сюжетов необходимо каждому культурному человеку: без него не возможно глубоко осмыслить содержание всемирно известных произведений. В центре внимания становится Библия — величайший п...

    Рабочая программа по предмету "Мировая Художественная Культура" для 8-9 классов

    Рабочая программа по предмету "Мировая Художественная Культура" для 8-9 классов...