спецкурс по мировой художественной культуре
рабочая программа по мхк (10 класс) по теме

Артюшенко Елена Степановна

Рабочая программа элективного курса  разработана на основе авторского элективного курса «Мировая художественная культура 10 – 11 классы: Русская культура IX-XVIII веков. Русская культура XVIII-XIX веков» Т.И. Бименовой, переработанная и адоптированная применимо к возрастной группе обучающимся данной параллели (т.е. объединения классов).

 

      Цель предложенного курса – расширение и углубление знаний обучающихся о русской культуре, приобщение их к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного опыта прошлого, знакомство с историей самобытной культуры нашей страны, своего края. Обращаясь к национально-культурному наследию, накопленным знаниям предков, предоставить возможность учащимся понять, что историко-культурный процесс носит не только познавательный характер, но и интеллектуально обоснованный, так как именно в этот период русской истории были заложены основы современных эстетических воззрений, сформировались нравственные принципы русской культуры.

 

      Задачами   элективного  курса по русской культуре являются:

 

  • обеспечение  углубленного изучения отдельных тем и ориентация  на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию,
  • удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика.
  • компенсация  достаточно ограниченных возможностей  подачи материала в средних классах, предоставление  возможности углубления знаний по некоторым темам, охватывая период от крещения Руси  до петровских реформ :  IX век – XVIII век.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkhk_spetskurs_10-11.docx77.4 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Управление образования

Администрации Тулунского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шерагульская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена

методическим советом

МОУ «Шерагульская СОШ»

«__»__________2013 г.

Протокол № ___

Председатель МС

________________

Утверждена

районным

методическим советом

 «__»__________2013 г.

Протокол № ___

Председатель  РМС

________________

«Русская культура IX – XVIII веков»

(название разработки)

Элективный курс для обучающихся 10 – 11 классов

(34 часа)

Автор разработки:

Артюшенко Елена Степановна –

учитель изобразительного искусства,

МХК  МОУ «Шерагульская СОШ»,

I квалификационной  категории.

        

Рецензент:

Бардова Надежда Васильевна,

учитель изобразительного искусства

МХК, МОУ «Бурхунская  СОШ»,

I квалификационной  категории.

Тулун, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа элективного курса  разработана на основе авторского элективного курса «Мировая художественная культура 10 – 11 классы: Русская культура IX-XVIII веков. Русская культура XVIII-XIX веков» Т.И. Бименовой, переработанная и адоптированная применимо к возрастной группе обучающимся данной параллели (т.е. объединения классов).

      Цель предложенного курса – расширение и углубление знаний обучающихся о русской культуре, приобщение их к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного опыта прошлого, знакомство с историей самобытной культуры нашей страны, своего края. Обращаясь к национально-культурному наследию, накопленным знаниям предков, предоставить возможность учащимся понять, что историко-культурный процесс носит не только познавательный характер, но и интеллектуально обоснованный, так как именно в этот период русской истории были заложены основы современных эстетических воззрений, сформировались нравственные принципы русской культуры.

      Задачами   элективного  курса по русской культуре являются:

  • обеспечение  углубленного изучения отдельных тем и ориентация  на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию,
  • удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика.
  • компенсация  достаточно ограниченных возможностей  подачи материала в средних классах, предоставление  возможности углубления знаний по некоторым темам, охватывая период от крещения Руси  до петровских реформ :

          IX век – XVIII век.

         Предмет «Мировая художественная культура» из года в год занимает все более прочную позицию.  Изучение истории отечественной культуры в аспекте МХК представляет на сегодняшний день одну из важнейших задач современной школы. «Проблема освоения наследия и включение его в актуальную культуру стоит сегодня как никогда остро. Это связано с тенденциями глобализации современной цивилизации и с концепцией сохранения культурой своей индивидуальности, которые современная школа обязана донести до подрастающего поколения»(В.П. Ватаман, кандидат философских наук).

          Историко – культурный материал временного периода огромен, поэтому в данном курсе представлены наиболее значимые аспекты культурного развития и известные произведения искусства.

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания спецкурса, включающего  три раздела, календарно – тематического планирования занятий курса, списка рекомендованной литературы для обучающихся и учителя.

Методы и формы обучения:

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная разработка предполагает предварительный (перед изучением раздела, курса), текущий (по окончанию урока), тематический, итоговый контроль. По форме проведения эти виды контроля могут быть устными, письменными и комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля - это тестирование по изученной теме, зачет, контрольные работы, защита рефератов, сообщения, презентации.

Примерные темы докладов и сообщений:

  1. «Крещение Руси ».
  2. «Памятники деревянного зодчества.  Кижи».
  3. «Соборы Московского Кремля»».
  4. «Древнерусская иконопись. Феофан Грек  и  Андрей Рублев».
  5. «Вклад  Петра I в развитие российского образования и искусства ».
  6. «Храмы Тулуна».
  7. «История создания первой Тулунской газеты».

Образовательным продуктом реализации  спецкурса  «Русская культура IX – XVIII веков»  является выдача сертификатов соответствующего образца.

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА

Раздел I.  Культура русского Средневековья.

Славянское язычество. «Откуда есть пошла Русская земля». 

«Вселенскость». Мир предков. Мировое древо. Ранние формы религии. Значение религии для укрепления княжеской власти и государственности. Владимиров пантеон богов.

Фольклор.

Устная народная поэзия древних славян. Загадки, хранящие следы магических представлений. Обрядовые песни. Свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и на тризнах. Происхождение сказок. Былинный эпос – особое место в устном народном творчестве. Значение народного творчества в русской культуре.

Принятие христианства.

 Легенда о выборе веры князем Владимиром. Значение принятия христианства. Распространение письменности и грамотности. Сближение Руси с христианскими странами. Формирование христианской морали. Строительство монастырей, возникновение летописания. Азбуки. Новое храмовое зодчество.

Раздел II.  Искусство Средневековой Руси.

Формирование искусства Средневековой Руси.

 Влияние соседних земель и государств на искусство Руси. Влияние Византии на искусство Средневековой Руси. Традиции античной культуры в формировании русской культуры. Характерная отличительная черта русского искусства – монументальность форм.

Архитектура. Деревянное зодчество.

Строительный материал. Типы построек. Русская изба и ее устройство. Жилище и утварь. Деревянные крепости. Крупнейшие укрепления Киева, Новгорода, Москвы. Деревянный Московский Кремль. «Восьмое чудо света» - деревянный дворец в Коломенском. Кижи. Кижский комплекс. Лемех.

Каменное зодчество.

Язык архитектуры. «Прочность, польза, красота». Основные элементы архитектуры: арка, купол, свод. Формы куполов. Храм Рождества Богородицы – первый каменный храм на Руси. Плинфа и «серый плитняк». Белый камень. Красный кирпич. Храм как образ космоса. Внутреннее устройство храма.

Первые столетия русского зодчества. 

Древнейший храм Святой Софии в Киеве. «Где София, там и Новгород». София Новгородская. Суровая монументальность – отличительная черта новгородской Софии. Новгородский шедевр – церковь Спаса на Нередице. Успенский собор во Владимире. Белокаменное великолепие. Дмитриевский собор во Владимире. Церковь Покрова на Нерли.

Рождение русского стиля.

Сложение новой общерусской архитектуры. Шатровые храмы. Церковь Вознесения в Коломенском. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Новые традиции в культуре 17 века. Русское «узорочье». Посадские храмы. Церковь Рождества Богородицы в Путинках.

«Московское» или «Нарышкинское» барокко.

Главные композиционные принципы архитектуры – ярусность, центричность, симметрия и равновесие масс. Основной композиционный прием стиля. Церковь Покрова в Филях – яркий пример русского барокко.

Московский Кремль.

Соборная площадь. Главные соборы московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор – усыпальница русских царей. Зодчие соборов Кремля. Грановитая палата. Домовая церковь государей – Благовещенский собор. Колокольня Ивана Великого.

Астраханский кремль.

Самый южный кремль России. Главные постройки Астраханского кремля. Успенский собор. Лобное место. Сторожи Руси.

Монастыри на Руси.

Возникновение монастырей. Устройство монастырей. Образ божественного рая. Жизнь в обители. Как люди становились монахами. Монастырское хозяйство. Монастырь – центр средневековой культуры. Возникновение школ при монастырях. Первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Вознесенский монастырь. Донской монастырь. Новодевичий монастырь. Троице – Сергиева лавра.

Монастыри Астрахани.

Троицкий монастырь. Спасо – Преображенский монастырь. Женский Пятницкий монастырь и другие. Прошлое и настоящее монастыря. Оптина Пустынь.

Средневековый город.

Как возникали города на Руси. Устройство средневекового города. Мой двор – моя крепость. Основные владения любого горожанина. Торговая площадь. Гостиные дворы.

Язык древнерусской живописи. Иконопись.

Настенная монументальная живопись. Фреска. Мозаика. Книжная миниатюра. Иконографический канон. Христианские символы. Символика цвета в христианской живописи.

Древнерусская икона.

Образы другого мира. Как изготавливалась икона. Черные доски. Кого изображали на иконах. Святой Георгий. Святой Николай. Покровительница земли русской – «Владимирская Богоматерь». Посещение храмов г. Тулуна

Иконография Богородицы и Иисуса Христа.

«Одигитрия». «Елеуса». «Оранта». Спас Нерукотворный. Добрый пастырь. Христос Пантократор. Спас на Престоле. Спас в Силах. Феофан Грек – росписи Успенского собора во Владимире. Андрей Рублев – основоположник  московской иконописной школы. «Троица». «Спас».

Иконостас.

Изобретение Феофана и Рублева. Происхождение иконостаса. Устройство и чины иконостаса.

Дионисий. Симон Ушаков.

Декоративное искусство, ювелирное искусство.

Материал и техники исполнения произведений декоративного искусства. Секреты древнерусских ювелиров. Эмаль и финифть. Золотой век ювелирного искусства. Оружейная палата – важнейшее место кремлевских мастеров.

Средневековая книга. Музыка.

Берестяные грамоты. Как создавалась рукописная книга. Миниатюры. Начало книгопечатания на Руси. Иван Федоров. Орнаментальный шрифт – вязь. Особенности старинного правописания.

Скоморошничество на Руси. Музыкальные инструменты скоморохов. Православная церковная музыка. Виды церковных песнопений. Жанр стихиры. Как записывали музыку на Руси.

Колокола.

Значение колоколов в жизни Средневековой Руси. Откуда пошли колокола. Виды колоколов. Предназначение, форма, назначение частей колоколов. Искусство колокольных звонов. Виды церковных звонов.

 

Раздел III.  Русская культура XVIII века.

Просвещение и образование Петровского времени. Реформы Петра I в области культуры.

Рождение российской прессы. «Ведомости». Новый гражданский шрифт. Книга нового времени. Первая публичная библиотека. Первый музей. Кунсткамера. Основание Академии наук. Первый русский университет. Навигацкая школа. Светское образование. Рождение музейного и библиотечного дела.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятий  курса

1 час в неделю

34 часа в год

Тема раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

норма

факт

Раздел I. Культура русского Средневековья.

(5 часов)

Русская культура Средневековья.

1

Славянское зодчество. «Откуда есть пошла Русская земля».

1

Фольклор.

1

Принятие христианства.

1

Формирование искусства средневековой Руси.

Обобщение темы курса. Тест.

1

Раздел II. Искусство средневековой Руси.

(22 часа)

Архитектура. Деревянное зодчество. Кижи.

2

Архитектура. Каменное зодчество. Святая София в Киеве. Кремль.

2

Первые столетия русского зодчества.

Монастыри.

1

Иконопись. Древнерусская икона.

1

Канон и образ в иконописи.

1

«Московское» или «Нарышкинское» барокко.

1

Московский Кремль.

1

Астраханский кремль.

2

Монастыри на Руси.

1

Монастыри Астрахани.

1

Средневековый город.

1

Язык древнерусской живописи. Феофан Грек. Андрей Рублев.

2

Иконография Богородицы.

Иконография Иисуса Христа.

2

Иконостас.

1

Декоративное искусство. Ювелирное искусство.

1

Средневековая книга. Средневековая музыка.

1

Церковные песнопения. Колокола. Колокольные звоны.

Обобщение темы курса. Тест.

1

Раздел II. Русская культура

XVIII века.

(7 часов)

Просвещение и образование Петровского времени.

1

Реформы Петра I в области культуры.

1

Искусство Петровского времени.

2

Расцвет русского зодчества.

1

Архитектура. Елизаветинское барокко.

Обобщение темы курса. Тест.

2

Список литературы, рекомендованной для обучающихся

Балакана Т.И. мировая художественная культура. Россия IX – XX вв. – М.,ООО «Фирма МХК», 2000.

Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. – М., 1984.

Зезина М.Р. История русской культуры. – М., Дрофа, 2002.

Кожевникова Т.В. Средневековое искусство. Материалы к урокам мировой художественной культуры в 7 классе. – Самара,  2000.

Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Человек и природа в народной культуре. – М., Центр ПЛАНЕТАРИУМ, 1994.

Рябцев Ю.С. История русской культуры X – XVII вв. – М., Владос, 2001.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: рабочая тетрадь  – М., Владос, 2001.

Список литературы, рекомендованной для учителя

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. М., 1980.

Кожевникова Т.В. Средневековое искусство. Материалы к урокам мировой художественной культуры в 7 классе. – Самара,  Самарский институт повышения квалификации, 1995.

Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

Ополовников А.В., Островский Г.С. Русь деревянная. М., 1970.

Тест 1

«Откуда есть пошла русская земля» - от язычества до крещения.

1. Языческие святыни – это:

а) олицетворение природных стихий

б) прародители человеческого рода

в) часть мира славян

2. Главные боги славян:

а) Леший, Русалка, Домовой

б) Перун, Ярило, Род

в) Мокош, Лада, берегини

3. В каком году была крещена Русь

а) 897

б) 911

в) 988

4. Какой тип храма Русь переняла от Византии:

а) латинский крест

б) ротонда

в) крестово-купольный

5. Храмы Древней Руси украшались:

а) иконописью, мозаикой, фресками

б) мозаикой, скульптурой

 в) резьбой по дереву

6 Первым иконописцем на Руси считался:

а) А. Рублев б) Феофан Грек в) Дионисий

7. Парсуна- это:

а) тип иконописного портрета

б) икона

в) портрет

Рецензия

на программу  элективного курса по мировой художественной культуре  «Русская культура IX – XVIII веков»  учителя изобразительного искусства и МХК  МОУ «Шерагульская средняя общеобразовательная школа» Артюшенко Елены Степановны.

Программа рассчитана на обучающихся 10 - 11 классов, на изучение курса отводится 34 часа. Целью данной программы является расширение и углубление знаний обучающихся о русской культуре, приобщение их к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного опыта прошлого, знакомство с историей самобытной культуры нашей страны, своего края. Актуальность данной программы обусловлена разобщенностью тем по истории русской культуры в системе уроков по мировой художественной культуре в 10-11 классах. Данный курс способствует углубленному изучению отдельных тем и ориентацию  на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию, компенсации  достаточно ограниченных возможностей  подачи материала в средних классах, предоставление  возможности углубления знаний по некоторым темам.

Структурное построение представленной программы содержит пояснительную записку, которая включает цели и задачи курса, методы и формы работы, виды контроля, учебно-методическое обеспечение, календарно-тематическое планирование, рекомендованную литературу для учителя и учащихся. Материал представлен тремя блоками тем, раскрывающих  содержание курса.

Проанализировав предложенный материал, предполагается, что данный элективный курс позволит подготовить выпускников школы к последующему профессиональному образованию за счет углубленного изучения отдельных тем.

Рекомендации:  программу спецкурса рекомендовать к использованию в образовательном процессе.

Рецензию составила Автушко Галина Александровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ «Шерагульская средняя общеобразовательная школа».

«___»________2013 г.                               ____________/Г.А.Автушко/

Рецензия

на программу элективного курса по мировой

художественной культуре  «Русская культура IX – XVIII веков»

учителя изобразительного искусства, МХК

МОУ «Шерагульская СОШ» Тулунского района

Артюшенко Елены Степановны.

По мнению Д.С. Лихачева, каждый человек обязан знать, среди какой красоты  и каких нравственных ценностей он живет. В современном мире  очень мало времени остается человеку на то, чтобы понять, расшифровать знаки, явления, предметы. Для этого, порой, не хватает элементарных знаний о культуре родной страны.

В представленной программе элективного курса акценты расставлены на наиболее значимых аспектах культурного развития. Цель данного курса заключается в расширении и углублении знаний обучающихся о русской культуре, приобщение их к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного опыта прошлого, знакомство с историей самобытной культуры нашей страны, своего края.

Материал спецкурса изложен связно и систематично. В нем отражены все необходимые компоненты: пояснительная записка, содержание программы, календарно – тематическое планирование, виды контроля, список используемой литературы для учителя и обучающихся. Содержание способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает использование методов активного обучения.

Проанализировав предложенный материал, предполагается, что данный элективный курс позволит подготовить выпускников школы к последующему профессиональному образованию за счет углубленного изучения отдельных тем.

Рекомендации: программа данного элективного курса может быть рекомендована к использованию в образовательном процессе ОУ.

Рецензент:

Бардова Надежда Васильевна,

учитель изобразительного искусства

МХК, МОУ «Бурхунская  СОШ»,

I квалификационной  категории.                                 __________/Н.В.Бардова/


ПРИЛОЖЕНИЕ.        

Тема: Русская культура IX-XVII веков.

  1. Особенности культуры Древней Руси.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Письменность. Летописи. Литература.

Зарождение письменности – братья Кирилл и Мефодий (IX век) – кириллица.

Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют:

  • рукописи на пергаменте (Остромирово Евангелие, Изборники 1073 и 1076 годов)
  • граффити (надпись Владимира Мономаха на стене Софийского собора в Киеве)
  • эпиграфика (надпись на Тмутараканском камне)
  • берестяные грамоты (обиходные записи, выцарапанные так называемыми "писалами" на кусках бересты)

Первая книга на Руси – Остромирово Евангелие (изготовлено по заказу новгородского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого).

Летописание.

 «Повесть временных лет» – первое десятилетие XII века – монах Нестор Киево-Печерского монастыря. Это общерусский летописный свод, текст которого включает летописные своды XI века и другие источники. История Руси в ПВЛ связана с всемирной историей и историей славянства. ПВЛ положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Литература.

  • устное народное творчество – былины. Былины киевского цикла (о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, князе Владимире) и новгородского цикла (купец Садко).
  • проповеди и поучения – первое литературное произведение – «Слово и законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха
  • жития святых (агиография) – «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» (Нестор)
  • героический эпос – «Слово о полку Игореве», написано в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака (1185)
  • публицистика – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (XII - начало XIII)

Зодчество Древней Руси.

  • первая каменная церковь – Десятинная церковь в Киеве (конец Х века)
  • крестово-купольный храм (Византия), в XII веке – однокупольные храмы
  • Софийский собор (1037, в память о разгроме печенегов, 13 куполов) и Золотые ворота в Киеве, Софийский собор в Новгороде (1052)
  • Владимиро-Суздальское княжество: XII век – Успенский собор и Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165)

Изобразительное искусство.

  • мозаика – изображение, выполненное из цветных камней (Богоматерь Оранта – Молящаяся в Софийском соборе)
  • фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке (фрески Софийского собора в Киеве)
  • иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение (Ангел Златые власы (новгородская школа))

Прикладное искусство.

  • зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла
  • гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле
  • филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки
  1. Культура Руси XIII-XV веков.

Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор.

  • Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания.
  • Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например, песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери.
  • Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература.

  • Самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения, богословские рассуждения. Центры летописания: Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века).
  • Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.
  • В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». «Задонщина», автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.
  • В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.
  • Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии», рассказывающая о любви крестьянки и князя).
  • Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Общественная мысль.

  • XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.
  • Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники – иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Архитектура.

  • В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:
  • строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),
  • XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).
  • Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XIII-XV веков выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева.

  • Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Примеры: церковь Спаса-на-Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.
  • Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV – первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Примеры: Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор (знаменитая «Троица»), «Спас».
  • Конец XV – начало XVI века – Дионисий (иконы Успенского собора Московского Кремля).

_______________________________________________________________________________

  1. Культура России XVI века.

Главные события и характерные черты культуры XVI века.

Главными событиями русской истории XVI века стали: создание централизованного государства и утверждение деспотического правления. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального объединения; б) идея образование единой народности.

Фольклор.

  • В XVI веке расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.
  • В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого.

Письменность и книгопечатание.

  • В середине XVI века летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII веке патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI века.
  • 1564 – начало книгопечатания в России: Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец – «Апостол» (ни одной опечатки, четкий шрифт), затем «Часослов», первый букварь (Печатный двор размещался невдалеке от Кремля на Никольской улице, бежал из Москвы в Великое княжество Литовское).

Литература и общественная мысль.

  • В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва – третий Рим». Первый Рим пал, второй Рим – Константинополь – тоже, третий же Рим – Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать.
  • Расцвет публицистики: челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова (защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти), переписка Ивана Грозного со сбежавшим князем Андреем Курбским (защищал интересы аристократии, выступая против самодержавной власти). Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады, а для Ивана Пересветова – сильный правитель, опиравшийся на дворянство.
  • Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, поведению в быту стал «Домострой», написанный Сильвестром в середине XVI века. «Домострой» означает «домоводство», поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления.
  • Уровень грамотности среди населения был различным. Обучение проводилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. Появляются первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифметике («Цифирная счетная мудрость»).

Архитектура и изобразительное искусство.

  • С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Возросли масштабы каменного строительства. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.
  • Развивается каменное строительство: окончательно оформлен Кремлевский ансамбль (Грановитая палата в Кремле – великокняжеский дворец, здесь Иван IV праздновал взятие Казани, Петр I – Полтавскую победу), Архангельский собор (усыпальница великих князей и царей), колокольня Ивана Великого (82 метра, в честь Ивана III).
  • С XVI века господствует шатровый стиль в архитектуре (пришел из деревянного зодчества), лучший образец – церковь Вознесения в Коломенском (на рождение Ивана IV) – «весьма чудна высотою и светлостью».
  • Покровский собор (храм Василия Блаженного) – в память взятия Казани (2 октября 1552 – Покрова Богородицы), архитекторы Постник Яковлев и Барма. Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку. Современную цветную окраску собор получил в XVII веке, первоначально был белым.
  • Развивается иконопись, появляются так называемые «парсуны» - изображения людей, имеющие черты портретного сходства.
  • В XVI веке продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI века.

_______________________________________________________________________________________

  1. Культура России XVII века.

Особенности развития культуры в XVII веке.

XVII век занимает особое место в истории русской культуры. Этот век – переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII века. Самая главная черта русской культуры XVII века состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается преимущественно городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

Главными событиями русской истории XVII века стали: переход от средневековой истории к истории Нового времени, ослабление влияния церкви. Соответственно главной чертой культуры стало начало обмирщения культуры, то есть разрушение средневекового  религиозного сознания и проникновение в культуру светских элементов.

Образование и письменность. Литература.

  • Увеличивается число грамотных людей. Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам, иностранным языкам (немецкий) и философии. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды). Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках.
  • Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин), учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение). Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына).
  • В литературе XVII века появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Сатирические повести – о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде, где обличался неправедный и корыстный суд. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого (воспитатель царских детей). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Устное народное творчество – песни о Степане Разине.
  • При Алексее Михайловиче в России был образован театр, в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов.

Архитектура.

  • В конце XVII века появился новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 году в усадьбе Нарышкиных, Новодевичий монастырь.
  • Светские постройки: деревянный царский дворец в Коломенском, кирпичный Теремной дворец Московского Кремля, палаты Аверкия Кириллова.
  • Московский Кремль перестал быть оборонительным сооружением, в XVII веке башни Кремля украшаются шатрами, появляются часы на Спасской башне.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XVII века сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И, тем не менее, именно в XVII веке началось превращение иконописи в живопись.

  • При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская - фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.
  • Симон Ушаков – крупнейший художник XVII века: «Спас Нерукотворный», «Троица».
  • В XVII веке было положено начало портретной живописи – парсуны. Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского.

_______________________________________________________________________________________

Тема: Культура России XVIII века.

Для развития культуры господствующих слоев российского общества характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Во второй половине XVIII века в России сформировалась самобытная национальная культура европейского типа. Успехи культуры отражали поступательное развитие государства и общества в целом. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.

Просвещение и наука.

  • 1701 - Школа математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне (позднее - Морская Академия в Кикиных палатах в Петербурге). Позже возникли Артиллерийская школа, Медицинское училище, Инженерная школа.
  • Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 "цифирные школы".
  • Образование приняло светский характер, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело.
  • Появились новые учебники. "Арифметика, сиречь наука числительная" Магницкого.
  • 1700 году - летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, начало года не 1 сентября, а 1 января.
  • 1702 - первая печатная газета "Ведомости" (при Алексее Михайловиче издавалась рукописная газета "Куранты" для нужд двора), редактором которой был Петр I.
  • 1708 - переход на гражданский шрифт.
  • 1755 - по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова и при поддержке Ивана Ивановича Шувалова создан Московский университет. Устав университета предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). Университет состоял из философского, юридического и медицинского факультетов. Не было богословского факультета.
  • Екатерина II - создана система воспитательных и образовательных учреждении под руководством Ивана Бецкого.
  • 1764 - Смольный институт благородных девиц.
  • Петр I открыл первый в России музей - Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.
  • 1741 - экспедиция Витуса Беринга обследовала северо-западное побережье Америки и доказала, что Азия отделена от Америки.
  • Известный изобретатель петровского времени - Андрей Константинович Нартов.
  • 1718 - Петр задумал создать российскую Академию наук, велел пригласить крупнейших зарубежных ученых. Академия открылась в 1725 году, уже после смерти императора. Создание Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и Д. Бернулли. Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие значительный вклад в становление российской исторической науки. При Екатерине II Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Дашкова.
  • Михайло Васильевич Ломоносов: поступил в 1731 году в Славяно-греко-латинскую Академию, откуда был переведен в Петербургский университет при Академии наук, а затем направлен учиться в Германию. В 1745 году он стал первым русским профессором, членом Академии наук. Александр Сергеевич Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом".
  • В XVIII веке достигла значительных успехов историческая наука. Василий Никитич Татищев. "История Российская" в 5 томах.
  • Знаменитый изобретатель-самоучка - Иван Петрович Кулибин: проекты лифта, "самобеглой коляски", одноарочного моста через Неву, телескопа, микроскопа, барометра.
  • Иван Иванович Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии. Подобная машина была создана в Англии Джеймсом Уаттом лишь через двадцать лет.

Литература. Общественная мысль.

  • Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины XVIII века был классицизм. Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии: Антиох Кантемира, Василия Тредиаковского и особенно Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII века, писавшим в стиле классицизма, стал Гаврила Державин. К классицизму относятся и комедии Дениса  Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль".
  • Во второй половине XVIII века складывается стиль сентиментализма. Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. Николай Карамзин "Бедная Лиза".
  • Общественная мысль развивалась под влиянием Просвещения. Крупнейшим деятелем Просвещения был Николай Новиков. Журналы "Трутень", Живописец".
  • Радикальная форма просветительской идеологии представлена в творчестве Александра Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" и ода "Вольность". Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его "бунтовщиком хуже Пугачева".

_______________________________________________________________________________________

Архитектура и изобразительное искусство. Скульптура. Театр.

  • Для петровской эпохи характерно преобладание гражданского каменного строительства над культовым. Архитектурным стилем эпохи стало "русское (петровское) барокко" с характерной пышностью, торжественностью, причудливостью форм. Крупнейшие архитекторы эпохи: Доменико Трезини (Летний дворец Петра, Петропавловский собор, здание 12 коллегий в Петербурге), Иван Коробов (Гостиный двор в Москве).
  • В середине XVIII века преобладающим архитектурным стилем было барокко. Крупнейшим российским архитектором этого времени был Бартоломео Растрелли. Он построил Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, дворец Строганова в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе.
  • Во второй половине XVIII века классицизм. Василий Баженов, Матвей Казаков и Иван Старов. Знаменитейшее произведение Баженова - Пашков дом в Москве (старое здание Российской Государственной библиотеки). Он же разработал проект Михайловского замка в Петербурге. Матвей Казаков: здания Московского Университета, Сената в Москве, Благородное собрание, целый ряд усадеб и церквей. Иван Старов - автор Таврического дворца и Троицкого собора в Александро-Невской лавре в Петербурге.
  • В начале XVIII века окончательно восторжествовало светское начало в живописи. Основной жанр эпохи - портрет. Крупнейшие живописцы эпохи: Иван Никитин (портреты Петра I, Натальи Алексеевны), Андрей Матвеев (автопортрет с женой).
  • Вторая половина XVIII века - период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Крупнейшими портретистами XVIII века были Федор Рокотов (портрет Екатерины II, Павла I, портрет Струйской), Дмитрий Левицкий (портреты смолянок) и Владимир Боровиковский (портрет Лопухиной).
  • Выдающимся мастером скульптуры был Федот Иванович Шубин, создавший целю галерею скульптурных портретов государственных деятелей и полководцев России. Но самую знаменитую скульптуру России создал француз Этьен Морис Фальконе - автор "Медного всадника".
  • В первой четверти XVIII века появляется общедоступный русский театр. Во второй половине XVIII века был открыт первый государственный театр (труппа Федора Волкова из Ярославля) в Петербурге, создавались крепостные театры в помещичьих имениях (актриса Прасковья Жемчугова-Ковалева).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Мифы Древней Греции. 5 класс

В  данной программе  рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено и...

Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Библейские сюжеты и образы. 6 класс

Знание библейских сюжетов необходимо каждому культурному человеку: без него не возможно глубоко осмыслить содержание всемирно известных произведений. В центре внимания становится Библия — величайший п...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...