Программа элективного курса "Мировая художественная культура"
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему

Миронова Анастасия Стефановна

Программа элективного курса "Мировая художественная культура" для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_mir_hud_ku-ra.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


     
Главная идея, которая лежит в основе современной школы - поиск путей развития личности в процессе гуманизации образования, а цель воспитания - формирование потребности обучающихся в самовоспитании, самовыражении: научить учиться, научить общаться, научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки.

     
Новая структура и содержание образования в средней школе направлены на выполнение основной миссии современного образования – создание необходимых условий для самореализации и самоопределения личности школьника. В формировании духовного климата современной школы важное значение имеют предметы эстетического цикла. 

     
На старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся…»

     
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

     
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

     
В связи с этим, наряду с базовыми общеобразовательными предметами, предусматриваются и элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

     
Элективный курс по предмету «Мировоая художественная культурф» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

     
Развивающий потенциал данного курса напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. 

     
Элективный курс содержит объём знаний за четыре года (ХIII–ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на части. 

     
Целью элективного курса «Мировая художественная культура» является – формирование в сознании школьников целостной картины мира, основанное на принципе интеграции с другими образовательными областями.
Образовательные задачи элективного курса «Мировая художественная культура»:
1. развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;


2. воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;


3. освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;


4. овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  1. использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. 
  2. изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
  3. формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
  4. сознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  5. постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  6. освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  7. знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  8. интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные задачи курса:

  1. способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  2. развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  3. создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства;
  4.  помочь обучающемуся выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры.

Содержание программы элективного курса «Мировая художественная культура»10класс
Программа элективного курса «Мировая художественная культура» рассчитана на учащихся 10 классов в объеме 33 часов и направлена формирование основых эстетических потребностей, развитие толерантного отношение к миру, способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость.                    

В курс 10 класса входят темы: «Художественная культура древнейших цивилизаций», «Художественная культура античности», «Художественная культура средневековья», «Средневековая культура Востока», «Художествення культура. возрождения».

Учебно-тематический план



Тема урока


Требования стандарта .

Базовый уровень

Знания и умения


Содержание

федерального компонента государственного образовательного стандарта


Дата проведения

По плану

Фактическая


I ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ



Первые художники Земли


Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры.

Уметь узнавать изученные произведения




Архитектура страны фараонов.


Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта;

Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта


Знать особенности языка архитектуры Древнего Египта

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта


Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта.

Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта


Знать особенности языка изобразительного искусства Древнего Египта

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Художественная культура Древней и Передней Азии.


Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.

Уметь узнавать изученные произведения


Знать особенности и шедевры художественной культуры Древней Передней Азии

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Искусство доколумбовской Америки


Знать шедевры искусства ацтеков и майя.

Уметь узнавать изученные произведения


Знать шедевры искусства доколумбовской Америки

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Эгейское искусство.


Истоки крито- мекенской культуры и её значение, произведения эгейского искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры


Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Контрольный срез по теме «Древние цивилизации»





II КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ



Золотой век Афин


Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин.

Уметь узнавать изученные произведения




Выдающиеся скульпторы Древней Эллады


Куросы и коры периода архаики, скульптурные каноны Поликлета и Мирона, скульптурные творения Скопоса и Праксителя, скульптура эллинизма


Знать основные периоды развития скульптуры и их выдающихся представителей



Архитектура императорского Рима.


Знать архитектурные сооружения Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения.


Знать особенности архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Изобразительное искусство Римской империи


Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции


Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Театральное и музыкальное искусство античности


Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра.


Знать имена, биографию, произведения великих трагиков и комедиографов греческого театра.



III СРЕДНИЕ ВЕКА



Мир византийской культуры


Знать достижения византийской архитектуры;

Уметь узнавать изученные произведения


Знать особенности языка византийской архитектуры.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Архитектурный облик Древней Руси


Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимирско-Суздальского, Московского княжества.

Уметь узнавать изученные произведения


Знать особенности и архитектурный облик Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Изобразительное искусство и музыка Древней Руси


Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения


Знать особенности языка живописи Древней Руси; имена и произведения художников различных школ живописи Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Архитектура западноевропейского средневековья


Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры.

Уметь узнавать изученные произведения


Знать особенности языка архитектуры западноевропейского Средневековья;

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Изобразительное искусство средних веков


Знать особенности скульптуры романского и готического стиля

Уметь узнавать изученные произведения


Знать особенности языка изобразительного искусства Средних веков.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Театральное искусство и музыка средних веков


Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры

Уметь узнавать изученные произведения


Знать особенности языка театрального искусства и музыки Средних веков.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



Контрольная работа по теме «Культура Средних веков»





IV КУЛЬТУРА ВОСТОКА



Индия — «страна чудес»


Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.




Художественная культура Китая


Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры.


Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Космологизм – основа китайской культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей средой.



Искусство Страны восходящего солнца (Япония)


Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры.


Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры.



Художественная культура ислама


Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.


Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры



V ВОЗРОЖДЕНИЕ



Флоренция —

«колыбель» итальянского Возрождения


Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.




Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения


Мастера проторенессанса: Джотто, Паоло Учелло.О бращение к сюжетам античной мифологии, жанр портрета


Знать основные произведения мастеров проторенессанса и раннего Возрождения



«Золотой век» Возрождения.


Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника


Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника



«Золотой век» Возрождения.


Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника


Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника



Возрождение в Венеции


Архитектурный облик Венеции. Основные вехи творческой биографии Тициана. Мифологическая и библейская тематика


Архитектурный облик Венеции. Следование традициям предшествующих эпох, парадность и красочность собственного архитектурного стиля. Основные вехи творческой биографии Тициана.



Северное Возрождение. Музыка и театр эпохи Возрождения


Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира


Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Роль музыки в нравственном воспитании общества. Основные музыкальные жанры

Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира




Учебно-методический комплекс для обучающихся


Программа


Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.


Учебник


«Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2008год. Автор : Данилова Г. И.


Учебно-методические пособия для учителя


Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО 

« ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. 

(эл. пособие.)


Дидактические материалы


Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», 

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по мировой художественной культуре

Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Рабочая  программа выполняе...

Программа элективного курса "Художественная обработка материалов" в 8 классе

Современный научно- технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни.  В связи с этим особо...

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...

Программа элективного курса "Художественное лоскутное шитьё" 9 класс

 Пояснительная записка. Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям. В контексте профильного обучения на этапе предпрофильной подго...

Программа элективного курса. Художественная обработка материалов. Карвинг.

Образовательная программа курса предназначенна для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения. Резьба по фруктам и овощам - это способ научить детей ручн...

Рабочая программа элективного курса «Художественная обработка древесины»

Программа  объединяет традиции русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализацию творческой индивидуальности каждого обучающегося. В программе  рассмотр...

Рабочая программа элективного курса "Художественная обработка материалов" (10е классы)

При составлении рабочей программы элективного курса «Художественная обработка текстильных материалов» взят раздел «Художественная обработка материалов» из программы средних обр...