Рабочая программа элективного курса «Художественная обработка древесины»
элективный курс (5 класс) по теме

Программа  объединяет традиции русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализацию творческой индивидуальности каждого обучающегося. В программе  рассмотрены элементы технологии художественного выжигания и выпиливания по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_danilin.docx50.68 КБ

Предварительный просмотр:

государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная  школа  с. Пестравка

муниципального района Пестравский Самарской области

Рабочая программа элективного курса

«Художественная обработка древесины»

для учащихся 5 класса

 общеобразовательной школы

                                                                                                     

                                                                                               

                                                                                   

Данилин Виктор Васильевич,

учитель технологии ГБОУ СОШ с. Пестравка

Пестравского района Самарской области

Пестравка 2013

Пояснительная записка

        Рабочая программа элективного курса «Художественная обработка древесины» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, а также Концепции духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников.

В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание среднего школьного возраста через знакомство с историей народных промыслов по художественной обработке древесины. В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

Новизна данной рабочей программы состоит в том, что:

  • все  виды   деятельности учащихся  направлены  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса;
  • в основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты;
  • ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  
  • достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися;
  • в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы данного курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.;
  • в основу  организации работы с детьми  положен системно-деятельностный подход.

Особенность программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе  рассмотрены элементы технологии художественного выжигания и выпиливания по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках. Основой  ее  является  ориентация  на  личностный  потенциал  ребенка  и  его  творческую самореализацию на  занятиях. Обучающиеся  могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию.

Актуальность данной программы заключается  в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового образа жизни человека, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Выпиливание и выжигание – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься учащимся 5 класса выпиливанием и выжиганием.

Цель данной программы – формирование устойчивой мотивации к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности, создание  условий  для  развития  личности  ребенка  в  соответствии  с  его  индивидуальными  способностями.

Реализация программы предполагает решение задач: 

  • расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства;
  • научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
  • освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины лобзиком и выжигателем,  а также различными инструментами и  приспособлениями;
  • развивать художественно – творческие способности учащихся;
  • развивать навыки технической культуры, способности работы с инструментом, объемное видение предметов; 
  • развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
  • прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
  • пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным     направлениям народного творчества;
  • развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • формирование толерантных отношений в творческом коллективе и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Основополагающие  педагогические  принципы  программы:

  • принцип  развивающего  и  воспитывающего  характера  обучения;
  • принцип наглядности;
  • опора  на  интерес  ребенка;
  • индивидуальный  темп  движения;
  • гуманистичность.

Сочетание  репродуктивного,  продуктивного  и  творческого  начал  в  реализации  программы  помогает  раскрытию  творческих  способностей  ребенка,  развивает его интерес. Методы  обучения  направлены  на  то, чтобы  предлагаемая  программа  возникла  в  сознании  ребенка  как  придуманная  им  самим, тогда у  него  появляется  возможность  ставить (выбирать) цель, принимать  решение  и  намечать  план  действий  для  достижения  цели, а  в  определенный  момент  оценить  результаты  своих  действий.

Сроки и этапы реализации программы

Данная программа рассчитана на один год обучения с учащимися  11-12 лет и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Количество часов за год – 34 часа, 1 час в неделю.

Продолжительность занятий – 40 минут.

Формы работы: групповые и индивидуальная.

Методы реализации программы: рассказ, беседа, практические работы,  демонстрации видеофильмов, презентации, метод индивидуальных и групповых проектов, выставки, творческие отчеты. 

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Подведение  итогов  работы  является  необходимым  моментом  в  работе  творческого  коллектива.  Так  как  элективные занятия не  имеют  четких  критериев  определения  результатов,  формой  оценки  является  совместный  просмотр  выполненных  образцов  и  изделий,  их  коллективное  обсуждение,  выявление  лучших  работ, выставки детского творчества, участие детей в школьных, районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня. 

Критерии и показатели оценки результатов освоения учащимися программы курса

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.

Формы контроля и оценки планируемых результатов

          В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты элективного курса   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы элективного курса «Художественная обработка древесины»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, художественный вкус, сформировать познавательные интересы.
  • Расширить знания и представления о физических, технологических свойствах древесины, процессах её обработки.
  • Познакомиться с историей происхождения различных материалов, с новыми технологическими приемами их обработки, с его современными видами и областями применения.
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях.
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов (электровыжигатель, электролобзик, электрорубанок), а также с новыми функциями уже известных инструментов.
  • Создавать полезные и практичные изделия, улучшая условия той среды, в которой они живут, учатся и отдыхают.
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища.
  • Достичь оптимального для каждого учащегося уровня развития.
  • Сформировать систему универсальных учебных действий.
  • Сформировать навыки работы с информацией.

Учебно – тематический план

№ п/п

Темы курса

Количество часов

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (14 часов)

1

Вводное занятие

1

2

Технология выпиливания лобзиком

3

3

Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Конструкция изделий

6

4

Изготовление изделия

4

Раздел II.  Художественное  выжигание (20 часов)

5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием

5

6

Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию

4

7

Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа)

5

8

Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа)

5

9

Заключительное занятие

1

Содержание программы

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (14 часов)

1. Вводное занятие (1 час)

          Инструктаж по охране труда, электро- и пожарной безопасности при производстве художественных изделий. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи курса. Инструменты и материалы. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.

Тема 2. Технология выпиливания лобзиком (3 часа)

Подготовка основы из фанеры для выпиливания. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Технические приёмы выпиливания орнамента.

Изготовление подвижной игрушки (крестьянин и медведь). Выпиливание деталей к корзиночке для конфет.

Тема 3. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Конструкция изделий (6 часов)

Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Сборочные и отделочные работы. Построение орнамента. Выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. Работа над конструкцией изделия.

Тема 4. Изготовление изделия (4 часа) 

Выпиливание изделия с орнаментом по выбору учащихся. Сборка и отделка изделия. Выставка работ.

Раздел II.  Художественное  выжигание (20 часов)

Тема 5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием (5 часов)

Подготовка заготовок для отделки выжиганием. Выжигание по внешнему контуру. Отделка точками и штрихованием. Рамочное выжигание. Основы композиции. Отделка изделия.

        Выжигание рисунка разделочной доски для кухни. Декорирование рамки выжиганием.

Тема 6. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию (4 часа)

 Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборка и отделка изделия.

Тема 7. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа)  (5 часов)

Работа над эскизом выбранного изделия. Выпиливание лобзиком деталей изделия. Декорирование готовых деталей выжиганием. Роспись рисунка. Отделка изделия.

Тема 8. Изготовление предметов на произвольную тему

(коллективная творческая работа) (5 часов)

Выбор тематики работы. Распределение работ внутри проекта. Выпиливание деталей по внешнему и внутреннему контурам. Выжигание элементов рисунка. Роспись элементов выжженного рисунка. Сборочные работы, склеивание, лакирование изделия. Оформление изделия для выставки. Контроль качества.

9. Заключительное занятие (1 час)

Подведение итогов работы кружка за год. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.

Тематическое планирование

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

№ урока

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (14 часов)

1

Вводное занятие.

Инструктаж по охране труда, электро- и пожарной безопасности при производстве художественных изделий

1

Правила поведения и правилами электро- и пожарной безопасности при производстве  и декорировании художественных изделий. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи. Инструменты и материалы, их ха-рактеристики

Технология выпиливания лобзиком (3 часа)

2

Подготовка основы из фанеры для выпиливания. Подготовка и перевод рисунка на основу

1

Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Подготовка основы из фанеры для выпиливания. Подготовка и перевод рисунка на основу.  Источники и особенности узоров для выпиливания

3

Выпиливание лобзиком по  внешнему  контуру

1

Лобзик, выпиловочный столик. Техника, особенности    и приемы работы лобзиком. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Правила безопасной работы. Изготовление подвижной игрушки (крестьянин и медведь)

4

Технические приёмы и особенности выпиливания орнамента.

1

Виды орнамента. Технические приёмы и особенности выпиливания орнамента. Выпиливание деталей к корзиночке для конфет

Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Конструкция изделий (6 часов)

5

Приемы выпиливания по внутрен-нему контуру

1

Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Выпиливание деталей к корзи-ночке для конфет.

6

Инструменты для создания отвер-стий, приемы работы.

1

Инструменты для создания отверстий, приемы выполнения отверстий. Выпол-нение отверстий в деталях корзиночки для конфет

7

Сборочные и отделочные работы

1

Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей.

Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. Покрытие  морилкой  и лакирование деталей для корзиночки

8-9

Построение орнамента.  Выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии

2

Назначение и виды орнамента. Важней-шие средства и приёмы композиции орнамента. Плоские, объёмные изделия;

изделия округлой формы. Перевод ри-сунка  и выполнение орнамента простей-шей рамки для фотографии

10

Работа над конструкцией изделия

1

Форма и конструкция деталей. Работа над конструкцией изделия. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. Сборка изделия. Покрытие  морилкой  и лакирование изделия

Изготовление изделия (4 часа)

11-12

Выпиливание изделия с орнаментом

2

Выпиливание деталей к выбранному учащимися изделию. (Варианты: настен-ное панно, корабль аргонавтов, ваза для фруктов и др.). Возможно выполнение групповой работы

13-14

Сборка и отделка изделия. Выстав-ка работ учащихся

2

Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. Покрытие  морил-кой  и лакирование изделия.

Раздел II.  Художественное  выжигание (20 часов)

Технология декорирования художественных изделий выжиганием (5 часов)

15

Подготовка заготовок для отделки выжиганием

1

Прибор для выжигания, правила электро-безопасности. Подготовка основы для выжигания. Подготовка и перевод рисунка на основу. Основные приёмы выжигания. Технология  выполнения приёмов выжигания

16

Выжигание по внешнему контуру

1

Выжигание по внешнему контуру. Пра-вила  и методы выжигания по внешнему контуру. Выжигание элементов рисунка разделочной доски для кухни

17

Отделка точками и штрихованием

1

Отделка рисунка точками и штрихова-нием. Основные приемы. Выжигание элементов рисунка разделочной доски для кухни

18

Рамочное выжигание

1

Рамочное выжигание. Варианты  офор-мления рамок. Оформление рамки.

19

Основы композиции. Отделка изде-лия

1

Устранение дефектов. Прозрачная отдел-ка. Способы соединения деталей. Сборка и отделка изделий

Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию (4 часа)

20-21

Выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру

2

Выполнение чертежа или эскиза деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания.

Выпиливание лобзиком по внешнему и  внутреннему контуру. Отделка шлифованием

22

Выжигание рисунка

1

Выжигание рисунка

23

Сборка и отделка изделия

1

Сборка изделия. Подгонка и склеивание деталей. Покрытие  морилкой  и лакиро-вание изделия

Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка

(творческая работа)  (5 часов)

24

Работа над эскизом выбранного изделия

1

Создание орнаментов, органически свя-занных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выпиливания и выжигания элементов изделия

25-26

Выпиливание лобзиком деталей изделия

2

Выпиливание лобзиком деталей изделия.

Выполнение орнамента. Отделка шлифо-ванием, перевод рисунка

27

Декорирование готовых деталей выжиганием

1

Выжигание элементов рисунка

28

Роспись рисунка. Отделка изделия

1

Роспись элементов выжженного рисунка. Сборка изделия и  покрытие готового изделия лаком. Подготовка к выставке, оформление работ

Изготовление предметов на произвольную тему

(коллективная творческая работа) (5 часов)

29

Выбор тематики работы. Распреде-ление работ внутри проекта

1

Выбор тематики работы, общественно - полезная направленность изделия. Рас-пределение работ внутри проекта. Со-ставление эскиза и чертежа работы. Перевод рисунка для выпиливания.

30

Выпиливание по внешнему и внут-реннему контурам

1

Выпиливание по внешнему и внутреннему контурам. Шлифование, перевод рисунка для выжигания

31

Выжигание элементов рисунка

1

Выжигание элементов рисунка

32

Роспись элементов выжженного рисунка

1

Роспись элементов выжженного рисунка, лакирование

33

Сборочные работы, склеивание, ла-кирование изделия. Оформление изделия для выставки

1

Сборочные работы, склеивание, лакиро-вание изделия. Оформление изделия для выставки. Контроль качества

34

Заключительное занятие

1

Подведение итогов работы учащихся за год. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ

Информационно – методическое обеспечение

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности/ Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
  3. Примерные программы основного общего образования. Математика. М.: Просвещение. 2010.
  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг.: [Электронный документ].
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф1 «Об образовании в Российской Федерации».
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондаков. М.: Просвещение, 2011.
  9. Технология 5-9 классы ( Примерные программы по учебным по предме-там.Технология. 5-9 классы: – М. : Просвещение, 2010.
  10. Милова М.Ф. Красота и удобство своими руками. - М.: Просвещение, 2008.
  11. Рыженко В.И. и др. Работа по дереву. Резьба. Мозаика. Столярка. Лобзик. - М.: Знание, 1998.
  12. Федотов Г.А. Волшебный мир дерева. - М.: Дрофа, 2010
  13. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
  14. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
  15. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.
  16. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
  17. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просве-щение, 1984.
  18. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 2009.
  19. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
  20. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
  21. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Про-свещение, 1981.
  22. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. – Екатеринбург, 2000.
  23. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся средней общеобразовательной школы. Профиль - художественная обработка дере-ва. - М.: Мнемозина, 2009.
  24. Подгорный Н. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпром-бытиздат, 1992.

Цифровые образовательные ресурсы

http://stranamasterov.ru/

http://umelye-ruchki.ucoz.ru/

http://www.chudo-lobzik.ru/

http://www.lobzik4you.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Художественная обработка материалов" в 8 классе

Современный научно- технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни.  В связи с этим особо...

Программа элективного курса. Художественная обработка материалов. Карвинг.

Образовательная программа курса предназначенна для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения. Резьба по фруктам и овощам - это способ научить детей ручн...

Рабочая программа курса: "Художественная обработка древесины"

В программе изучаются различные направления художественной обработки древесины: профильная резьба, рельефная резьба, геометрическая резьба, скульптурная резьба, резьба по кости. Итогом обучения являет...

Рабочая программа элективного курса "Художественная обработка материалов" (10е классы)

При составлении рабочей программы элективного курса «Художественная обработка текстильных материалов» взят раздел «Художественная обработка материалов» из программы средних обр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины и изготовление деревянных игрушек с подвижными частями"

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.Об...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в ...