Рабочая программа элективного курса "Художественная обработка материалов" (10е классы)
рабочая программа по технологии (10 класс)

Иванькова Ирина Викторовна

При составлении рабочей программы элективного курса «Художественная обработка текстильных материалов» взят раздел «Художественная обработка материалов» из программы средних образовательных учреждений. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение 2008г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_10_kl_novaya.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса "Художественная обработка материалов" (10е классы)

Пояснительная записка

При составлении рабочей программы элективного курса «Художественная обработка текстильных материалов» взят раздел «Художественная обработка материалов» из программы средних образовательных учреждений. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение 2008г.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • творческая, проектная деятельность;
  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической

деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства по предмету.

Многие женщины пытаются украсить себя и свое жилище красивыми, уникальными вещами, которые постоянно воздействуют на человека - создают настроение, формируют его отношение к окружающему миру. А так же каждая хозяйка мечтает отойти от привычного стандарта, диктуемого промышленным дизайном.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Работа, выполненная своими руками, несет в нашу жизнь новые впечатления. Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как выполненная работа своими руками. Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках как традиционных (шитье, вязание, вышивка) так и нетрадиционных (вышивка лентами, бисером, бисероткачество, батик). Выполняя изделие, учащиеся овладевают техникой, получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.

Программа «Художественная обработка материалов» Является одним из вариантов,  в профильной подготовке учащихся, цель данной программы: подготовка учащихся у ситуации выбора направления дальнейшего образованйя. Реализация программы дает возможность учащимся попробовать себя в различных техниках рукоделия.

Овладение учащимися содержанием программы «Художественная обработка материалов» не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения декоративно художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг эксклюзивный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально- экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения,

* практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений

Основной принцип реализации программы - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.

Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.

Декор швейных изделий - один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного творчества. Еще несколько десятилетий назад секреты художественной обработки материалов передавались от матери к дочери. В настоящее время эта связь утрачена. Поэтому одной из задач образовательного учреждения является восстановление традиций, воспитание у девушек интереса к различным видам декоративно-прикладного творчества.

Программа элективного курса «Декор швейных изделий» составлена для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений с учетом местных условий реализации программы.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности.

Цели курса:

  • Разностороннее комплексное развитие учащихся, активизация познавательной и творческой деятельности.

'        • Подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему

профессиональному самоопределению.

  • Обеспечение вариантности в преподавании образовательной области «Технология» в период профильного обучения.
  • С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности - практическое применение знаний и умений при выполнении изделий из бисера, вышивки лентами, пайетками и т.д.

Задачи курса:

  • Образовательные:

о вырабатывать у учащихся интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом.

о совершенствовать и развивать познавательную активность, творческое отношение к делу.

о формировать стремление качественно выполнять изделие.

о подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения.

о углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных промыслов.

  • Развивающие:

о сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как часть культуры народа;

о развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности учащихся.

о развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

о вырабатывать у учащихся интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом.

о развивать образное мышление, внимание фантазию.

  • Воспитательные:

о привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

о воспитание усидчивости, аккуратности, терпения довести начатое дело до конца.

о воспитать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Содержание обучения предполагает изучение технологии выполнения основных стежков и швов ручной вышивки, выполнение простейших узоров, изучение приемов лоскутного шитья, применение полученных навыков работы на швейном оборудовании при создании узоров из текстильных отходов, выполнение несложных по способу изготовления вещей, выполнение заданий по образцу, обучение самостоятельной оценке результатов работы. Изучение  и выполнение вышивки в технике сквозные швы, «гладь», изготовление более сложных изделий в технике лоскутного шитья (панно, сумки, игрушки), изучение основных текстильных материалов для изготовления цветов, изготовление декоративных цветов для отделки женской и детской одежды и изделий по схемам и эскизам журналов по рукоделию.

В процессе обучения по данной программе учащиеся имеют возможность познакомиться с различными видами художественной обработки текстильных материалов: «Ручная художественная вышивка», «Лоскутное шитье», «Аппликация», «Изготовление цветов из лент, тесьмы, ткани». Предложенные виды художественной обработки текстильных материалов имеют широкий диапазон изобразительных возможностей - от простых композиций до сложных сюжетных мотивов.

Итогом года работы по программе является выставка работ, которая наглядно демонстрирует учащимся, какого мастерства они достигли, осваивая разные техники рукоделия, что повышает интерес к предмету и прикладному творчеству в целом. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умея выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка варианты их реализации.

Основная часть предусмотренного программой времени отводится на практическую деятельность, направленную на закрепление умений и навыков, полученных на уроках трудового обучения по профилю обслуживающий труд.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными

  • областями: изобразительное искусство, дизайн, экономика и предпринимательство, история, физика, экология. В качестве информационно-методического обеспечения занятий используются учебные пособия по декоративно-прикладному искусству, ремеслам, дизайну; журналы, альбомы, каталоги, учебно-популярные материалы с использованием возможностей информационных технологий.

По окончанию обучения учащиеся должны

Знать:

  1. Какие материалы, инструменты и приспособления применяются при работе лентами, кожей, тканями и др.
  2. Правила техники безопасности при работе с бисером, кожей, тканями и т.д.
  3. Основные приемы работы.
  4. Принципы композиции и цветоведения.
  5. Историю предлагаемых видов декоративно - прикладного творчества.
  6. Систему организации и оплаты труда, основ экономике на предприятии художественных промыслов.

Уметь:

  1. Практически применять полученные знания, умения и навыки.
  2. Пользоваться материалами, инструментами и приспособлениями.
  3. Выбирать цветовое решение и композиционное построение рисунка.

Система оценивания Примерные нормы оценки знаний:

  • Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  • Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
  • Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
  • Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может
  • изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Примерные нормы оценки практической работы:

  • Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, труд, предложенный учителем, тщательно спланирован, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
  • Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены' незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
  • Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
  • Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Качество изделий (работы):

  • Отметка «5» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с учетом установленных требований.
  • Отметка «4» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.
  • Отметка «3» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено со значительными нарушениями требований.
  • Отметка «2» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.

Приемы труда:

  • - Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
  • Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
  • Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
  • Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Норма времени (выработки):

  • Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
  • Отметка «4» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена на 5-10%.

, - Отметка «3» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена на 25%.

Критерии оценки творческого проекта.

Программа элективного курса рассчитана на 1 год обучения. На один год обучения отводится 35 часов (1 час в неделю).


Учебно-тематический план

Первый год обучения

Раздел, темы занятий

Кол-во

часов

Дата

Раздел 1. Художественное оформление одежды

План факт

1

Знакомство с историей развития одежды.

1

2

Костюм как часть культуры, как яркое выражение специфики развития общества разных стран и народов.

2

3

Стиль и мода. Композиция одежды и силуэт

2

4

Зрительные иллюзии в одежде. Пропорции в одежде. Цвет в одежде, его значение, цветовая гармония.

2

5

Декорирование одежды и ее функциональное назначение. Использование различных материалов в художественном оформлении одежды.

2

6

Сохранение народных традиций в моделировании и художественном оформлении одежды.

1

7

Вышивка, аппликация и кружево, их роль в декорировании одежды.

2

8

Выполнение эскизов, образцов костюмов с вариантами

декорирования вышивкой, аппликацией, кружевом;

2

Итого по разделу

14

Раздел 2. Лоскутное шитье

1

Материалы, инструменты, приспособления

1

2

Узор, композиция, цвет в лоскутной технике

2

3

Машинные и ручные швы, применяемые в лоскутной технике

1

4

Изготовление изделий в лоскутной технике

4

5

Объемные изделия в лоскутной технике. Куклы, игрушки

4

6

Экскурсия

1

Итого по разделу

13

Раздел 3. Цветы из лент, тесьмы, ткани

1

Материалы, инструменты

1

2

Изготовление декоративных цветов из лент и тесьмы

3

3

Изготовление декоративных цветов из ткани

3

4

Итоги года.

1

 

5

Выставка творческих работ учащихся

1

Итого по разделу

8

Всего по программе

35


Содержание программы

Раздел 1. Художественное оформление одежды ( 14 часов)

Тема 1. Знакомство с историей развития одежды.

Тема 2. Костюм как часть культуры, как яркое выражение специфики развития общества разных стран и народов.

Тема 3. Стиль и мода. Композиция одежды и силуэт,

Тема 4. Зрительные иллюзии в одежде. Пропорции в одежде. Цвет в одежде, его значение, цветовая гармония.

Тема 5. Декорирование одежды и ее функциональное назначение. Использование различных материалов в художественном оформлении одежды.

Тема 6. Сохранение народных традиций в моделировании и художественном оформлении одежды. Разработать эскиз модели современного молодёжного костюма (платья) на основе традиций народ ной праздничной крестьянской одежды своего региона (или любого региона по выбору учащегося) с учетом художественных, конструктивных, национальных особенностей крестьянского костюма;

Тема 7 Вышивка, аппликация и кружево, их роль в декорировании одежды.

Тема 8 Вышивка, аппликация и кружево, их роль в декорировании одежды.

•    Выполнить эскиз декоративного оформления детского, молодежного или женского костюма (платья) в технике вышивки, аппликации, кружева (желательно, исполнение в материале);

•    разработать выкройку изделия, выбранного по результатам просмотра эскизов;

•    выполнить изделие в материале.

Раздел 2. Лоскутное шитье.

(14 часов)

Тема 1. Материалы, инструменты (1ч) Вводное занятие.

Изделия, выполненные в лоскутной технике. Требования к тканям. Способы оформления изделий, выполненных в лоскутной технике.

Тема 2. Узор, композиция, цвет в лоскутной технике (1ч)

Виды лоскутной техники. Основные законы композиции. Цветовая гамма. Выполнение зарисовок композиционных схем.

Тема 3. Машинные и ручные швы, применяемые в лоскутной технике(1ч)

Обзор применяемых ручных и машинных швов. Правила безопасной работы.

Тема 4. Изготовление изделий в лоскутной технике (5ч)

Требования к изделиям, используемым в интерьере. Выбор образца. Составление плана работы. Подбор лоскутков. Выкраивание по шаблонам. Соединение деталей по схеме на швейной машине. Оформление изделия. Правила безопасной работы.

Тема 5. Объемные изделия в лоскутной технике. Куклы, игрушки (5ч)

Из истории кукол. Куклы из ткани и лоскутков. Последовательность изготовления игрушек. Изготовление кукол, игрушек из лоскутков по готовым выкройкам и образцам. Правила безопасной работы.

Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества.

Раздел 3. Цветы из лент, тесьмы, лоскута ткани.

(6 часов)

Тема 1. Материалы, инструменты (1ч) Вводное занятие.

Из истории изготовления цветов. Материалы, применяемые для изготовления декоративных цветов. Инструменты.

Тема 2. Изготовление декоративных цветов из лент и тесьмы (2ч)

Зарисовки схем изготовления цветов из лент, тесьмы. Последовательность выполнения. Правила безопасной работы.

Тема 3. Изготовление декоративных цветов из лоскутков ткани (2ч)

Зарисовка схем изготовления цветов из лоскутков ткани. Последовательность выполнения. Правила безопасной работы.

Тема 4. Экскурсия (1ч)

Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества.

Тема 5. Итоги года. Выставка творческих работ учащихся (1ч)

Подведение итогов года. Анализ работ, оформление выставки.

Требования к знаниям и умениям обучающихся по результатам освоения программы

(второй год обучения)

Учащиеся знают:

■    • правила по охране труда;

■    ■ наименование, назначение швейного ручного инструмента, оборудования;

■    • виды швейных машин, применяемых при художественной обработке текстильных материалов;

■    • виды художественной обработки текстильных материалов;

■    • материалы, нитки, применяемые в декоративно-прикладном творчестве

■    • свойства ткани в зависимости от волокнистого состава;

■    • элементы моделирования и конструирования;

■    • виды ручных, машинных швов;

■    • технические условия выполнения швейных ручных, машинных операций;

■    • цветовую гамму.

Учащиеся умеют:

■    • соблюдать правила по охране труда;

■    • планировать предстоящую работу;

■    • рационально организовывать рабочее место;

■    • соблюдать санитарно-гигиенические требования;

■    • распознавать долевые и поперечные нити в ткани;

■    • выполнять украшающие ручные стежки и швы;

■    ■ заправлять швейную машину;

■    • выполнять регулировку швейной машины;

■    • выполнять машинные швы;

■    • осуществлять влажно-тепловую обработку ткани, швейных изделий.

Учебно-методическое обеспечение

*    • Образцы готовых изделий, выполненных в технике «Ручная художественная вышивка», «Лоскутная техника шитья», «Цветы из лент, кружев, ткани».

■    ■ Образцы текстильных материалов: ткани, швейные нитки, нитки для вышивания, тесьма, кружево, прокладочные материалы.

■    ■ Образцы ручных и машинных швов.

■    ■ Измерительные инструменты: линейки, угольники.

■    • Швейные инструменты и приспособления для ручных работ.

■    • Швейное оборудование: швейные машины с электроприводом, краеобметочная машина.

■    • Иллюстрации, схемы, выкройки, шаблоны.

*    • Технологические карты.

Список литературы

1.    Дайн, Г. Русская тряпичная кукла / Г. Дайн, М. Дайн. - М. : Культура и традиции. - М, 2008. - 119 с.

2.    Митителло, К. Аппликация и пэчворк для дома и дачи / К. Мититело. - М. : «Эксмо», 2006. - 320 с.

3.    Михиер, М. Шьем для дома. Стиль и уют своими руками. - М. : ЗАО «Издательская группа «Контент», 2008. - 80 с.

2.    Митителло, К. Аппликация и пэчворк для дома и дачи / К. Мититело. - М. : «Эксмо», 2006. - 320 с.

3.    Михиер, М. Шьем для дома. Стиль и уют своими руками. - М.: ЗАО «Издательская группа «Контент», 2008. - 80 с.

4.    Пантелеева, Л. В. Детское рукоделие / Л. В. Пантелеева. - М.: Просвещение, 2005.

5.    Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сборник 2 / под ред. В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2000. - 240 с.

6.    Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008. - 217 с.

7.    Пэчворк: изделия и одежда из лоскутков. - М. : Издательский Дом «Ниола 21 век», 2008. - 127 с.

Материально-техническое обеспечение программы:

Ткань (лоскутки), ручные иглы, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, раскройные линейки, утюг, гладильная доска, роликовый нож, английские и портновские булавки, сантиметровая лента.

Декоративные ткани для аппликации , нитки- мулине, пяльцы, схемы узоров для вышивания.

Журналы по вышивке, лоскутной технике, вязанию крючком и спицами.

Основной материал - хлопчатобумажные ткани, всех видов желательно слабосадящиеся при влажной обработке и прочно окрашенные. Можно применять и другие материалы, но они имеют существенные недостатки: лен малоэластичен и дорог, шерстяные и шелковые ткани трудны в обработке, кроме того, шерсть сильно деформируется в готовом изделии, ит.д. В лоскутной технике традиционно используются остатки и обрезки тканей, лоскуты от старых или ненужных предметов одежды. Для сшивания изделия используются хлопчатобумажные или армированные нитки №40 - 60. При сборке цвет ниток не имеет значения, но желательно шить светлыми нитками по светлым, а темными - по темным лоскутам.

С первого занятия проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс

Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...

Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"

В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса по химии 8 класс

Данная программа предназначена для проведения элективных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один раз в неделю.Основная идея программы заключается в том, чтобы учащие...

рабочая программа элективного курса "Секретные материалы о твоём здоровье"

Данная программа элективного курса является интегрированной. Особое внимание уделяется актуальным проблемам современности: табакокурению, СПИДу, наркомании, алкоголизму. Богатый дополнительный м...