"Тестовые задания на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ. Младшие классы."
методическая разработка на тему

Мировская Валентина Николаевна

            Педагог на уроке должен оценить работу ученика. Поурочная отметка имеет, в основном, воспитательное значение, содержит в большей мере субъективное отношение преподавателя к успехам ученика и не может служить объективной характеристикой его успехов.

            Однако необходима ярко выраженная объективная отметка. Отметка за контрольные уроки и экзамены является объективным итогом обучения в школе искусств. И только она может служить основанием для выведения годовой отметки.Тесты позволяют сэкономить время, отводимое на контроль до минимума за счет снижения времени на ответ и на оценку ответа, позволяют выявить пробелы в знаниях учеников, что даёт возможность учителю при подготовке к контрольным работам заострить внимание именно на этих пробелах.

Тесты рассчитаны на весьма широкий круг учащихся. В каждом классе, начиная со второго, они спланированы по четвертям. Тестирование проводится в письменной форме.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г.Сегежи»

Тестовые задания на уроках сольфеджио в ДШИ.

Младшие классы (2-4)

(методическая разработка)

Подготовила:

Мировская Валентина Николаевна

преподаватель высшей категории

2018 год

        

        Сольфеджио в ДМШ и ДШИ является дисциплиной, способствующей музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, развитию их музыкального слуха, памяти, ритма, творческих способностей, расширению музыкального кругозора. На уроках мы используем разные формы работы: пение, сольфеджирование, интонационные и ритмические упражнения, определение на слух, диктанты.

        Гармоническое развитие учащихся может быть осуществлено лишь в том случае, если все формы работы будут находиться между собой в тесной взаимосвязи и основываться на определенных теоретических знаниях. На уроке сольфеджио изучается определенный теоретический материал. В программе дан перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки по каждому классу. В младших классах это: параллельные тональности, устойчивые, неустойчивые, главные ступени, интервалы и т.д. В последующих классах: трезвучия главных ступеней и их обращения, разные виды септаккордов, более сложные тональности. Этот теоретический материал повторяется и закрепляется в различного вида упражнениях: письменных, интонационных, устных (при пении), в диктантах и определении на слух, игре на инструменте.

        Педагог на уроке должен оценить работу ученика. Поурочная отметка имеет, в основном, воспитательное значение, содержит в большей мере субъективное отношение преподавателя к успехам ученика и не может служить объективной характеристикой его успехов.

        Однако необходима ярко выраженная объективная отметка. Отметка за контрольные уроки и экзамены является объективным итогом обучения в школе искусств. И только она может служить основанием для выведения годовой отметки.

        Систематический контроль дает преподавателю возможность скорректировать свою работу, выяснить причину слабых знаний. Отсутствие систематического контроля степени усвоения учащимися пройденного теоретического материала приводит к тому, что пробелы в знаниях учащихся увеличиваются от темы к теме. Одна из причин отсутствия систематического контроля за степенью усвоения теоретического материала заключается в отсутствии необходимого для этого времени.

        Тесты позволяют сэкономить время, отводимое на контроль до минимума за счет снижения времени на ответ и на оценку ответа, позволяют выявить пробелы в знаниях учеников, что даёт возможность учителю при подготовке к контрольным работам заострить внимание именно на этих пробелах.

Тесты рассчитаны на весьма широкий круг учащихся. В каждом классе, начиная со второго, они спланированы по четвертям. Тестирование проводится в письменной форме.

        В каких классах можно проводить тестирование? Его можно осуществить, начиная со второго – третьего класса по семилетней программе, с первого класса – по пятилетней программе обучения.

Как работать с тестами

  1. Прежде чем начинать работу с тестами, необходимо просмотреть, все ли отобранные вопросы прорабатывались на уроках в классе. Проводить тестирование можно в середине или в конце четверти. Это зависит от цели, которую ставит перед собой педагог. Если тест проводится в начале первой четверти, то педагог видит, какой теоретический материал остался в памяти учащихся, какой плохо усвоен, какой и вовсе забыт. Это позволяет педагогу так спланировать свою работу, чтобы тот материал, который усвоен плохо, но знать необходимо, был проработан в классе. И только после этого в конце четверти проводится контрольный тест.
  2. При проведении контроля знаний каждого учащегося необходимо обеспечить чистыми листами или распечатанными тестами для каждого ученика. Ученикам предлагается 10 вопросов, на которые они отвечают, заполняя таблицу. Тесты оцениваются по десятибалльной системе.

 Критерии оценки. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. В конце урока подсчитывается общее количество правильных ответов. Результаты оцениваются следующим образом:

  • оценка «5» (отлично) - от 90 до 100 %.
  • оценка «4» (хорошо) - от 70 до 80 %
  • оценка «3» (удовлетворительно) - от 50 до 70 %
  • оценка «2» (неудовлетворительно) - менее 50 % от общего количества баллов.

На уроке тест занимает не более пяти минут, оценивается сразу, если группа небольшая. Если группа от 12 и более человек, то оценка называется на следующем уроке.

        Следует сразу же оговориться, что тест является лишь частью контрольного урока. И оценка складывается из суммы оценок, которые ученик получает за разные формы работы на уроке сольфеджио: тест, диктант, определение на слух, пение с листа, письменная работа по теории (на посторенние интервалов, гамм, аккордов и т.д.), пение интервалов аккордов, номеров наизусть.

Тестовые задания могут быть использованы также преподавателями при текущем, промежуточном и итоговом контроле знаний и умений учащихся. Они позволяют достаточно быстро определить «пробелы» и создать дополнительную мотивацию для их устранения.

        Конкретный опыт работы в данном направлении даёт свои положительные результаты и может быть предложен для применения в школах искусств.

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

Сольфеджио

2 класс

1 четверть

  1. Ступени в гамме:

а) в гамме 6 ступеней   б) в гамме 9 ступеней.

  1. Устойчивые ступени:

а) 1,3,5   б) 1,4,5

  1. Неустойчивые ступени:

а) 1,3,5   б)2,4,6,7

  1. Вводные звуки:

а) 7,2   б) 1,3,5

  1. Самое маленькое расстояние между звуками:

а) тон   б) полутон

  1. Самый устойчивый звук в гамме:

а) тон  б) тоника

  1. Сколько звуков в трезвучии?

а)2       б) 3

  1. Сколько звуков в интервале?

а) 3   б) 2

  1. Назовите  7 ступень Соль мажора

а) фа   б) фа диез

  1. Назовите знаки Соль мажора:

а) фа диез, до диез      б) фа диез

Номер

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

2 класс

  1. четверть
  1. Строение мажорной гаммы:

 а) тон, полутон, тон, полутон, тон, тон, тон              

 б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

  1. Параллельные тональности:

     а) одинаковые знаки, но разные тоники         б) разные знаки, но одинаковые тоники

  1. Параллельная к До мажору:

           а) до минор                       б) ля минор

  1. Параллельная к Ре мажору:

а) ми минор                     б) си минор

  1. Параллельная к Фа мажору:

         а) си минор                  б) ре минор

  1. Самый устойчивый звук в гамме:

а) тон  б) тоника

  1. Сколько звуков в трезвучии?

а)2       б) 3

  1. Сколько звуков в интервале?

а) 3   б) 2

  1. Назовите  7 ступень Фа мажора

а) фа   б) фа диез

  1. Гармонический минор:

а) повышается 6 ступень            б) повышается 7 ступень

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

2 класс

  1. четверть
  1. Строение мажорной гаммы:

 а) тон, полутон, тон, полутон, тон, тон, тон              

 б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

  1. Строение натуральной минорной гаммы:

а) тон, полутон, тон, тон, полутон, тон,тон

б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

  1. Параллельная к Ре мажору:

а) ми минор                     б) си минор

  1. Параллельная к Фа мажору:

         а) си минор                  б) ре минор

  1. Параллельные тональности:

     а) одинаковые знаки, но разные тоники         б) разные знаки, но одинаковые тоники

  1. Параллельная к Ре мажору:

а) ми минор                     б) си минор

  1. Параллельная  к ми минору :

а) Соль мажор                     б) До мажор

  1. Параллельная к си минору:

а) Соль Мажор                     б) Ре мажор

  1. Мелодический  минор:

а) повышается 7 ступень            б) повышаются 6 и 7 ступени

  1. Параллельные тональности:

     а) одинаковые знаки, но разные тоники         б) разные знаки, но одинаковые тоники

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

2 класс (ф-но, стр.)

4 четверть

  1. Тоника – это:

а) 1 ступень              б) 5 ступень

  1. Устойчивые ступени:

а) I, III, V                 б) II, IV, VI, VII

  1. Неустойчивые ступени:

а) I, III, V               б) II, IV, VI, VII

  1. Вводные звуки:

а) II, VII                б) I, III, V

  1. Параллельная гамма к си минору:

а) Ре мажор         б) Соль мажор

  1. Параллельная гамма к Си бемоль мажору:

а) ре минор          б) соль минор

  1. Гармонический минор:

а) повышается 6 ступень            б) повышается 7 ступень

  1. Консонансы:

      а) секунда, септима, тритоны   б) прима, кварта, квинта, октава, терции, сексты

  1. Диссонансы:

      а) секунда, септима, тритоны   б) прима, кварта, квинта, октава, терции, сексты

  1. Строение натуральной минорной гаммы:

а) тон, полутон, тон, тон, полутон, тон,тон

б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

3 класс (ф-но, стр.)

1 четверть

1. Устойчивые ступени:

    а) 1,3,5      б) 1,4,5.

2. Главные ступени:

    а) 1,3,5      б) 1,4,5.

3. Сколько видов минора вы знаете?

        а) 1,3,5      б) 1,4,5.

4. Какие ступени повышаются в мелодическом миноре?

    а) 7      б) 6,

5.Параллельные тональности.

        а)  Тонику параллельного минора нужно искать на 6 ступени мажора

       б)  на 3 ступени мажора

6. Тонику параллельного мажора нужно искать на

            а)  6 ступени минора                б)   3 ступени минора

7. Тоника:

     а)  1 ступень в гамме.   б)    5 ступень в гамме.

8. Название тональности складывается:

    а) Из устойчивых ступеней.    б)    Из тоники и лада.

9. Натуральный минор.

        а)   минор, в котором повышается 7 ступень.

       б) минор, в котором те же звуки, что и в параллельном мажоре.

10. Диссонансы:

     а) Прима, кварта, квинта, октава, терция, секста. б) Секунда, септима, тритоны.

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

  1. класс (ф-но, стр.)

  1. четверть

     1.   Строение мажорной гаммы:

          а) тон, полутон, тон, полутон, тон, тон, тон              

         б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

      2.Устойчивые ступени:

           а) 1,3,5      б) 1,4,5.

     3.    Главные ступени:

           а) 1,3,5      б) 1,4,5.

  1. Параллельная к Соль  мажору:

            а) ре минор          б) соль минор

  1. Параллельная  к ре минору :

            а) Си мажор                     б) Фа  мажор

  1. Мелодический  минор:

            а) повышается 7 ступень            б) повышаются 6 и 7 ступени

  1. 6 ступень мелодического ре минора:

            а) си бемоль                     б) си бекар

  1. Натуральная минорная гамма:

а)   минор, в котором повышается 7 ступень.  

б) минор, в котором те же звуки, что и в параллельном мажоре.

  1. Название тональности складывается:

           а) из устойчивых ступеней.    б)    из тоники и лада.

  1. Пятая ступень в ладу:

а)  субдоминанта   б)    доминанта

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

  1. класс (ф-но, стр.)

3 четверть

  1. Диссонансы:

  а) Прима, кварта, квинта, октава, терция, секста. б) Секунда, септима, тритоны.

  1. Самое маленькое расстояние между звуками:

а) тон   б) полутон

  1. Третий знак Ми бемоль мажора:

  а) си бемоль   б) ми бемоль

  1. В бемольных мажорных тональностях новый знак появляется :

       а)  на 7 ступени      б) на 4 ступени

  1. Главные ступени:

  а) 1,3,5      б) 1,4,5

  1. Четвертая ступень в ладу:

а)  субдоминанта   б)    доминанта

  1. Знаки фа диез минора:

а) фа , до , соль             б)  фа , до, соль , ре

  1. Параллельная фа  минору:

а) Ре мажор                б)  Ля мажор

  1. Натуральная минорная гамма:

а)   минор, в котором повышается 7 ступень

б) минор, в котором те же звуки, что и в параллельном мажоре

  1. Чистые интервалы обращаются:

а) в чистые       б)  в большие

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

3 класс (ф-но, стр.)

4 четверть

  1. Трезвучие имеет :

  а) 2 обращения      б) 3 обращения

  1. Второе обращение трезвучия:

а) секстаккорд      б) квартсекстаккорд

  1. Мелодический  минор:

              а) повышается 7 ступень            б) повышаются 6 и 7 ступени

  1. Параллельная  Ля  мажору:

            а) до минор          б) фа   минор

  1. Консонансы :

 а) Прима, кварта, квинта, октава, терция, секста    б) Секунда, септима, тритоны

  1. Диссонансы:

  а) Прима, кварта, квинта, октава, терция, секста   б) Секунда, септима, тритоны

  1. Первое обращение трезвучия:

а) квартсекстаккорд        б) секстаккорд   

         8.  Знаки Ми бемоль мажора:

         а) си бемоль, ми бемоль, ля бемоль   б) си бемоль, ми бемоль, ля бемоль, ре бемоль

  1. Третий знак до минора:

а)  ми бемоль       б) ля бемоль

  1. Большие интервалы обращаются :

а)   в чистые      б) в малые

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

  1. класс (ф-но, стр.отд.)

1 четверть

  1. Устойчивые ступени Ми мажора.

         а) ми, соль. си          б) ми, соль #, си        

  1. Вводные звуки в до # миноре

         а) си, ре                    б) си, ре #              

  1. Главные ступени в Ля мажоре.

          а) ля, до#, ми    б) ля, ре, ми          

  1. Трезвучие имеет …

            а) 2 обращения          б) 3 обращения

  1. Второе обращение трезвучия

             а) секстаккорд                             б) квартсекстаккорд

  1. Знаки в до # миноре.

              а) фа#, до #, соль #                б) фа #, до #, соль #, ре #                    

  1. Параллельная Ми ь мажору тональность.

               а) до # минор              б) до минор                                      

  1. Параллельная фа # минору тональность.

                а) Ля мажор                     б) Ре мажор                              

  1. Новый знак в диезных мажорных тональностях появляется на

                  а) на 4 ступени                   б) на  7 ступени                        

  1. Строение натуральной минорной гаммы.

                 а) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

                       б) тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

4 класс (ф-но, стр.)

2 четверть

  1. Обращения трезвучий:

        а) тоника, субдоминанта, доминанта      б) секстаккорд, квартсекстаккорд

  1. Тонический секстаккорд 6) строится

           а) на 1 ступени                          б) на 3 ступени              в) на 5 ступени

  1. Тонический квартсекстаккорд (Т64) строится

           а) на 5 ступени б) на 3 ступени              

  1. Тритоны – это…

           а) ч.4 и ч.5                                б) ув.4 и ум.5

  1. Ув.4 (увеличенная кварта) строится на…

           а) на 4 ступени                      б) на 7 ступени

  1. Ум.5 (уменьшенная квинта) строится на …

            а) на 4 ступени                    б) на 7 ступени

  1. Трезвучие, построенное на 1 ступени называется…

            а) доминантовое                б) тоническое                

  1. Трезвучие, построенное на 4 ступени называется…

             а) доминантовое             б) субдоминантовое

  1. Трезвучие, построенное на 5 ступени называется…

а) доминантовое             б) субдоминантовое 

  1. Знаки в до # миноре.

                а) фа #, до #, соль #                б) фа #, до #, соль #, ре #

         

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

4 класс (ф-но, стр.)

3 четверть

  1. Главные трезвучия

      а) секстаккорд, квартсекстакккорд  

     б) тоническое, субдоминантовое, доминантовое

  1. Септаккорд состоит из

                 а) 2-х звуков     б) из 3-х звуков   в) из 4-х звуков

  1. Крайние звуки септаккорда образуют

                 а) сексту            б) септиму

  1. На какой ступени строится Д7 ?

               а) на I                 б) на IV               в) на V

  1. Тонический секстаккорд (T6) строится на…

               а) 1 ступени      б) 3 ступени     в) 5 ступени

  1. Интервальный состав  t 64:

             а) ч.4+м.3     б) ч.4+ б.3

  1. Параллельная гамма Ми мажору

             а) соль минор    б) до # минор

  1. Третий знак Ля бемоль мажора

             а) ля бемоль    б) ре бемоль

  1. Неустойчивые ступени фа минора

            а) соль, си бемоль, ре бемоль, ми бемоль    б) соль, си бемоль, ре, ми бемоль

  1. Где строится Д7?

            а) в мажоре     б) в миноре     в) в мажоре и гармоническом миноре

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

 4 класс  (ф-но, стр.)

4 четверть

  1. Главные ступени в Си мажоре:

          а) си, ре#, фа#            б) си, ми, фа#

  1. Тритоны:

                 а) ч.4, ч.5               б) ув.4, ум.5

  1. ум.5 строится на …

             а) 4 ступени          б) 7 ступени

  1. Знаки Си мажора:

                 а) фа#, до#, соль#, ре#                       б) фа#, до#, соль#, ре#, ля#

  1. Пятый знак соль # минора

            а) ре#                       б) ля#

  1. На какой ступени строится Д7 ?

            а) на 3                       б) на 5

  1. Д7 разрешается в…

             а) Т 53                      б) в неполное Т 53 с утроенным основным тоном

  1. Д7 в ми миноре гармоническом

             а) си, ре, фа#, ля       б) си, ре#, фа#, ля

  1. Субдоминантовое трезвучие (S 53) в Ми мажоре

              а) ля,до,ми              б) ля, до#, ми

  1. Новый знак в бемольных мажорных тональностях появляется на

                   а) 4 ступени          б) 7 ступени          

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Литература:

  1. Акимова Л.Ю. Учимся слушать музыку. 4 год обучения. Под ред.Е.Б. Лисянской. – М.,1999.
  2. Брук Т.Б. Организация контрольных прослушиваний в музыкальной школе и её педагогические принципы. – Пермь, 1974.
  3. Вахромеева .Т. Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио. - М., 2010.
  4. Древс, У., Фурман Э. Организация уроков. 20 век. Оценки и отметки. – М., 1998.
  5. Есин, А.Б. Русская литература 19 в. Задачи, тесты, полезные игры. – М.: Просвещение, 1984.
  6. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.,2017 г.
  7. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 3класс. – М.,2017г.
  8. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 4класс. – М.,2017 г.
  9. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.,2017 г.
  10. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 6класс. – М.,2017 г.
  11. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.,2017 г.
  12. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс. – М., 1998.
  13. Яковлев, Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М.,1985, с.123-152.

Интернет-ресурсы:

  1. Москатова, Г.Г. пособие «Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио» https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/24/posobie-testy-po-muzykalnoy-gramote-i-solfedzhio
  2. Пылаева, Н.В. « Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/11/19/otkrytyy-urok-po-solfedzhio-s-obuchayushchimisya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика технологии использования и конструирования тестовых заданий на уроках географии

технология использования и конструирования тестовых заданий на уроках географии...

Тестовые задания на уроках истории

Приводятся различные виды тестов по разным разделам истории: история России,всеобщая история и др.Даются методические рекомендации при работе с тестами ....

Тестовые задания на уроках технологии

Тестовые задания: их достоинства и недостатки, требования, группы заданий....

Тестовые задания на уроках технологии по теме "Кулинария". 5–7-й классы

Контроль качества усвоения знаний имеет большое значение и для учителя и для учащегося. Для учителя контроль знаний помогает установить обратную связь и выявить уровень эффективности своей работ...

Тестовые задания к урокам биологии 8 класс

Данные тестовые задания  составлены в соответствии с программой по биологиии для средних образовательных школ,  по УМК  В.В.Пасечник. Тестовые задания включают в себя тесты по разделу б...

Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...