Конспект занятия "Молоко - эликсир жизни"
план-конспект на тему

Журавлева Маргарита Александровна

Конспект занятия: "Молоко - элексир жизни" для 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moloko_otrytyy_urok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»

Конспект занятия

по теме:  «Молоко – эликсир жизни»

                                                                Разработала

Журавлева Маргарита Александровна

педагог ДО

г. Смоленск

2014 г.

Цели: 1. Познакомить учащихся с таким продуктом как молоко, с технологией его получения, научиться оценивать качество молочных продуктов.

          2.  Расширить кругозор учащихся.

          3.  Продолжить формирования навыков работы с  химическими реактивами.

Оборудование: пустые пачки из под молока, этикетки различных молочных продуктов, молоко разных производителей, этиловый спирт, пробирки, стеклянные блюдца, соляная кислота, бумага темного фона, лакмусовая бумага.

План занятия:

1. Вступительная беседа – 2 мин.

2. Знакомство с молоком и молочной продукцией –20 мин.

3. Игра «Кто быстрее» - 7 мин.

4.Технологоия получения молока - 7 мин.

5. Стерилизованное и пастеризованное молока– 7 мин.

6.  Определение качества молока (лабораторная работа)-  30 мин.

7. Итог урока – 1 мин.

Ход  занятия

Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня на нашем занятии мы познакомиться с таким удивительным продуктом как – молоко. Молоко – уникальный, созданный самой природой продукт питания. Его называют «Эликсир жизни», так как в молоке содержатся все основные пищевые вещества, необходимые растущему организму. У вас на столах стоят пустые пачки из под молоко. Сейчас вы внимательно прочитаете состав молока и скажите, какие же вещества оно содержит.

Ребята самостоятельно читают состав молока.

Педагог: Итак,  в 100 г. натурального коровьего молока содержится в среднем:

Белки – 3,2 г

Жиры – 3,6 г

Углеводы – 4,8 г

Вода – 87,3 г

Калорийность – 64, 4 ккал

Минеральные вещества: Са, Р, Fе, Na, К, Мg, Мr, Си

Витамины: А, В, В2, С

 В течениё многих тысячелетий молоко используется человеком с первых дней жизни до глубокой старости. Наряду с коровьем молоком люди употребляют и молоко других животных, каких?

Ребята: Коз, овец, буйволиц, верблюдиц, кобылиц, самок яка.

Педагог: Правильно. У нас в России, с древних времен и по нынешней день, традиционным является коровье молоко.  Реже пьют  – козье молоко.

Усвояемость молока и молочных продуктов колеблется от 95 до 98 %. Молоко также способствует усвоению других пищевых продуктов. Особенно большое значение для организма имеют кисло-молочные продукты, обладающие высокой диетической и лечебной ценностью.

Наряду с коровьим молоком в пищу используется молоко других животных: овец, коз, оленей, кобылиц, верблюдиц, буйволиц и др.

Овечье молоко по сравнению с коровьим более чем в 1,5 раза богаче жиром и белком. Его применяют для производства брынзы и других видов рассольных сыров.

Козье молоко используют в смеси с овечьим при выработке брынзы и сыра. В козьем молоке больше витамина С и минеральных веществ, чем в коровьем.

Молоко кобылиц представляет собой белую с голубоватым оттенком жидкость. Оно отличается от коровьего сладким вкусом благодаря повышенному содержанию лактозы, содержит меньше жира, солей и белков. Его используют для приготовления кумыса.

 Молоко не только прекрасный напиток. Из него можно приготовить немало питательных продуктов. А каких? Мы сейчас выясним, поиграв игру «Кто быстрее?» (Кто быстрее и больше вспомнит и напишет молочные и кисломолочные продукты?). Даю вам на это 5 минут.

Ребята пишут название кисломолочных продуктов. Затем зачитывают вслух.

Ребята: Простокваша,  кефир, творог, и творожные изделия, сметана, йогурт, масло, сыр, сливки, молочные консервы, специальные детские молочные смеси.

Педагог: Молодцы. Молоко перерабатывается в молочных комбинатах. И у нас г. Смоленске есть «Смоленский сыродельный комбинат»,ОАО «РОСА», «Сычевский молочный завод». Технологическая схема производства  молока  состоит и следующих этапов:

1.Сбор молока в емкость(резервуар)
2.Фильтрация молока.
3. Пастеризация  и охлаждение молока.
4. Фасовка и упаковка молока в мягкую полиэтиленовую пленку.
5 Складирование готового продукта в холодильной камере.
6.Мойка оборудования .

Используя молоко и молочные продукты можно приготовить множество разнообразных блюд. А какие?

Ребята: I и II блюда – супы, каши, запеканки, пудинги и др. Десертные блюда – кисели, муссы, кремы, коктейль, мороженое.

Педагог: Правильно.  Качество  молочных продуктов легко определить по внешнему виду, цвету, вкусу, запаху, консистенции. Все несвежие продукты имеют специфический неприятный запах. Их поверхность покрывается пленкой (молоко, простокваши, сметаны, творога), становится скользкой (у сыров, паст). Меняется цвет, появляется кислый или горьковатый вкус. Консистенция становится тягучей, липкой. Все молочные продукты следует хранить в холодильнике, строго соблюдая сроки хранения. Давайте найдем на наших баночках из под молока условия и сроки хранения.  

Ребята: хранить при t 4–8 °С, 20 часов.

Педагог: Молодцы.  А вот сметана, и другие кисломолочные продукты хранятся дольше,  сметена - 72 ч, творог 36 - ч, сливочное масло – 10 дней.

 Ребята, а сейчас давайте разберемся, что же означает пастеризованное и стерилизованное молоко?

Пастеризованное молоко – это молоко, подогретое до температур, убивающих болезнетворные микробы, и выдержанное при этих температурах строго определенное время. Например: выдерживают при t 72–75 °С в течение 20–30 минут или при t 63–65 °С в течение 30 минут, а затем охлаждают до 6–8 °С.

Для более длительного хранения молока (до 20 суток) применяют стерилизацию. Стерилизованное молоко получают путем нагревания до 120–145 °С. А затем охлаждают.

Итак, ребята, мы познакомились  с таким продуктом как молоко, узнали, чем оно полезно и как его готовят. А сейчас у нас  будет с вами практическая часть, где мы будим определять качество молока.

Педагог раздает памяти по определению качества молока, ребята внимательно читают и выполняют под контролем учителя.

 

Педагог: Итак ребята, наше занятие  подошло к концу. Надеюсь, вы узнали много полезного и интересного. До свидание.

«»

«»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Стресс: тихий убийца или эликсир жизни?»

Классный час рекомендован для учащихся выпускных классов для преодоления стрессовой ситуации перед сдачей экзаменов....

Конспект внеклассного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"

БЕСЕДА-ДИАЛОГ С ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ. «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»   Цели: - дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела, помочь детя...

Конспект урока по жизни и творчеству А.Блока

Конспект содержит информацию о жизни Александра Блока и его раннем творчестве. Урок сопровождается презентацией. Предназначен для учащихся 11 класса....

План-конспект урока "Образ жизни"

Урок по обществознанию по теме "Образ жизни" для учащихся 7 класса...

Конспект урока "Образ жизни. Конструкция V + V-ing" к УМК "Happy English.ru" 5 класс

Конспект урока английского языка на тему: «Образ жизни. Конструкция V + V-ing»....

Конспект урока Городская жизнь. Лондон.

Конспект урока Городская жизнь. Лондон....

конспект урока "Повседневная жизнь европейцев"

Конспект урока "Повседневная жизнь европейца"...