Рабочая программа творческого кружка "Волшебный сундучок"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Игнатьева Вера Юрьевна

Рабочая программа творческого кружка "Волшебный сундучок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Канашского района Чувашской Республики

Рассмотрено                                 Согласовано                        «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании                                Методист                        Приказ №_______

__________________________                ____________________                от «___»__________20__г

Председатель______________                Ф.И.О.                                Директор МБОУ ДОД

«______» ______________20__г                                                «Центр детского творчества»

                                                                        Канашского района

                                                                        ___________Е.В. Данилова

                                                                                        Ф.И.О.

ПРОГРАММА

детского объединения

кружка «Волшебный сундучок»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст обучающихся по программе: 10-13 лет

                                               

Разработана на основании                                        Автор: педагог

типовых программ                                                дополнительного образования

«Рукоделие» Астафьева О.Н.,                                 Игнатьева Вера Юрьевна

«Венок рукоделий» Каменева Т.А.,

Шевченко Е.В.

                        

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Волшебный сундучок» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

 Украшать себя, свой дом, свой мир свойственно любому человеку.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Рукоделие появилось во времена зарождения цивилизаций. Человек, для того что бы защититься, укрыться вынужден был создать первые образцы ручного творчества. Позднее развиваясь и меняясь в зависимости от условий окружающей среды, ручное творчество начало становиться частью искусства, отражать культурные ценности общества и стало традицией.

Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Куда ни глянь, каждый второй шьет, вышивает, клеит и мастерит. Незаметно сам соблазняешься сделать что-нибудь красивое и желательно полезное. На данный момент актуальны и пользуются большим спросом эксклюзивные изделия. Начинаешь изучать ассортимент магазинов, и понимаешь: вязать сложно, вышивать долго, рисовать не каждый умеет, да и фантазии маловато. Наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым решениям. К удовольствию рукодельниц техникой «канзаши», а так же шитьем игрушек может овладеть каждый, потому что здесь не требуется специальных навыков, как, например, вязание. Тема, несомненно, актуальна. Изготовление украшений своими руками сейчас на пике популярности. Создавая бижутерию своими руками, мы уже не задумываемся, что, например, ручные и ножные браслеты, серьги и кольца, в определённый период выполняли роль оберегов и амулетов. Культовый предмет постепенно превратился в украшение. Достоинство техники в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных украшений. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, декоративное панно, декорировать рамки для фотографий, украшать коробки. «Канзаши» доступен всем потому, что шелковые ленты, клей, картон, бусины и стразы можно приобрести в магазине. Мягкая игрушка — это один из видов декоративно — прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества. Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные своими руками становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход.

Отличительные особенности программы.

Данная образовательная программа разработана на основе авторских программ «Рукоделие» Астафьева О.Н., «Венок рукоделий» Каменева Т.А., Шевченко Е.В.

Главной особенностью программы является то, что она содержит в себе два направления рукоделия. Это - техника канзаши и шитье мягких игрушек. У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

Новизна программы

Специальный отбор в коллектив не проводится, принимаются все желающие, т.к. основное предназначение программы состоит не в формировании профессиональных навыков, а в общем развитии ребенка.

Цель: формирование у школьников практических трудовых навыков, творческой активности в воспитании художественного вкуса.

Задачи:

обучающие: 

- обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;

- обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;

- познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;

развивающие:

- развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;

- расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;

- развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами; - - формировать эстетический и художественный вкус;

воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;

- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения. Количество часов в год – 90

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю. В среду - 1 час, в пятницу – 2 часа. Начало занятий: через 30 минут после окончания уроков.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения программы учащиеся должны

знать:

- правила подготовки рабочего места;

- правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;

- технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;

- технологический процесс изготовления сувениров в технике «канзаши»; 

- область применения и назначение материалов и инструментов;

уметь:

- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;

- изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;

- выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

- проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;

- осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы;

- изготавливать различные изделияи сувениры в технике канзаши.

быть:

- дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;

Создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.

Реализация программы способствует:

- развитию навыков общения, коммуникативных компетентностей;

- повышению культурного уровня;

- воспитанию настойчивости и самоотдачи, коллективной и личной ответственности за поручение дело;

- осознанному развитию хореографических способностей;

- развитию интереса не только к творческой деятельности в коллективе, но и к творчеству других исполнителей;

- умению критически анализировать собственную деятельность.

Формы подведения итогов реализации программы

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:

-текущая оценка достигнутого самим ребенком;

-оценка законченной работы;

- участие в выставках, конкурсах и т.д.

-реализация творческих идей.

Способы отслеживания качества реализации программы

Для индивидуального развития каждого ребенка имеет огромное значение отслеживание, фиксация динамики развития его достижений, педагогический мониторинг. Корректный разбор ошибок, недостатков и совместное с педагогом определение перспектив дальнейшего развития.

Виды мониторинга:

- По этапам обучения (выходной, промежуточный, выходной или итоговый);

- По частоте процедур (периодический, систематический);

- По организационным формам (индивидуальный, групповой).

Очень важен технологический мониторинг, в котором основное:

- Постановка целей, максимальное уточнение, с ориентацией на достижение результатов;

- Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

Условия реализации программы

Успешная реализация программы зависит от применения педагогами основных методов и приемов психолого-педагогического воздействия. Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении знаний, что пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание.

Программа, предлагаемая педагогом, должна стать собственной программой самого обучаемого, чему способствует использование таких методов обучения, при которых ребенок имеет возможность ставить цель, принимать решения, наметить план действия, проявить усилия в случае преодоления определенных трудностей, оценить результат своего действия.

Ученикам предъявляют ясные и четкие эталоны его действий. Результат освоения им программы сообщаются ему посредством развернутого оценочного суждения. На основе этого детям прививаются навыки самооценки деятельности. Занятия проводятся в кабинете обработки тканей. Температура в кабинете не ниже 18 градусов. Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:

хлопчатобумажные,  меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;

нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;

иглы разной величины;

ножницы, шило, плоскогубцы, нож;

картон, калька, копировальная бумага;

линейка, карандаш, фломастеры, клей;

вата, синтепон, проволока;

бисер, пуговицы, тесьма, кружева.

К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний.

Особое внимание уделяется организации рабочего места ученика. Оно должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы их было удобно брать, не затрачивая время на поиск. Стол должен быть хорошо освещен, свет падать с левой стороны. Важно напомнить детям о правильном положении корпуса, не разрешать сутулиться, низко наклонять головы. Расстояние между глазами ребенка и работой должно быть 25–30 см.

Учащиеся должны строго соблюдать требования техники безопасности и выполнять правила работы с острыми, колющими и режущими предметами.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

1

1

-

1

Острый лепесток.

19

5

14

2

Плоский круглый лепесток.

22

6

16

3

Насекомые и животные из атласных лент

8

2

6

4

Лепесток розы. Листик розы.

12

2

10

5

Цветы из узкой атласной ленты.

4

1

3

6

Изготовление лепестков цветка георгина.

8

1

7

7

Работа с тканью

8

1

7

8

Мягкая игрушка

8

1

7

9

Итого

90

Содержание изучаемого курса

Вводное занятие.

Правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила поведения в объединении. Введение в образовательную программу. Знакомство с историей игрушки. Знакомство с историей возникновения канзаши. Основные правила техники безопасности при использовании колющих предметов, а также при работе с открытым огнем, клеевым пистолетом. 

Острый лепесток канзаши.

В это разделе дети ознакомятся со способом сборки острых лепестков, а также, под руководством учителя самостоятельно соберут острый и двойной острый лепесток.Обучающиеся узнают о способах соединения и крепления острых лепестков, способах подборки цветов для наилучшего сочетания в собранном изделие. Способы крепления цветков на заколки и другие аксессуары.

Плоский круглый лепесток.

Повторение техники безопасности. Знакомство с круглыми лепестками канзаши. Способы сборки одинарных и двойных лепестков, их соединения. Прикрепление собранных цветков на изделие, а также способы украшения готового изделия.

Насекомые и животные из атласных лент.

Применение лепестков, с которыми ранее ознакомились обучающиеся, для сборки изделия по образцу (стрекоза, бабочка, собака и др.) Самостоятельная сборка изделия без образца. Способы оплетения и украшения ободка. Техника безопасности.

Лепесток розы. Листик розы.

Способы сборки лепестка розы из квадрата 5х5 и прямоугольника 4х8. Изготовление листа. Техника безопасности. Способы склеивания лепестков. Использование собранного цветка для украшения заколки или резинки.

Цветы из узкой атласной ленты.

Использование атласной ленты шириной 2,5 см. и 1см. для сборки различных цветов (герберы, георгина и др.).

Работа с тканью.

Виды тканей, их свойства и применение. Техника безопасности при работе с тканью. Игра «Лоскутик». Отработка навыков резания ткани. Изготовление куклы закрутки и одежды для неё. История народной игрушки. Соединительные швы. Правила кроя и приёмы набивки. Простейшие сувениры. Полуобъёмная мягкая игрушка. Тряпичная, лоскутная кукла.

Мягкая игрушка

История народной игрушки. Виды мягкой игрушки. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Правила кроя и шитья мягкой игрушки. Плоская мягкая игрушка. Технология выполнения плоской мягкой игрушки. Основа для плоской мягкой игрушки. Практические занятия. Выбор и изготовление выкройки плоской мягкой игрушки. Подбор тканей для выбранной игрушки. Изготовление картонной основы. Раскрой ткани, смётывание деталей, пошив игрушки. Соединение картонной основы с моделью игрушки. Полуобъёмная мягкая игрушка. Технология изготовления полуобъёмных игрушек. Сходство и различие плоских и полуобъёмных игрушек. Практические занятия. Выбор модели игрушки, подбор ткани, изготовление выкроек и раскрой. Пошив полуобъёмной игрушки, набивка и отделка. Объёмная мягкая игрушка. Технология изготовления объёмной игрушки. Практические занятия. Выбор модели, подбор ткани, изготовление выкроек, раскрой. Пошив объёмной игрушки, набивка и отделка. Выполнение мягкой игрушки по выбранному образцу. Практические занятия. Пошив игрушек-сувениров, игрушек «Знаки зодиака», набора игрушек-зверушек «Весёлая семейка».

 

Список литературы

Для педагога:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 240 с. +8 с. цв. вклейка, с илл. – (Внимание: дети!). И.А. Агапова, М.А Давыдова. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 240 с. +8 с. цв. вклейка, с илл. – (Внимание: дети!).

2. Антоначчо Мара Шьем игрушки для детей / Пер. с итал. М.С. Меньшиковой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с. Мара Антоначчо Шьем игрушки для детей / Пер. с итал. М.С. Меньшиковой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с.

3. Белова Н. Мягкая игрушка: Веселая компания. – М.: Изд-во «ЭКСМО – Пресс»; СПб.: «Валерии СПД», 2002. – 224 с; ил. (Серия: «Академия умелые руки».) Н. Белова Мягкая игрушка: Веселая компания. – М.: Изд-во «ЭКСМО – Пресс»; СПб.: «Валерии СПД», 2002. – 224 с; ил. (Серия: «Академия умелые руки».)

4. Вали Берти Джанна Лоскутное шитье. От простого к сложному. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80 с., ил. Джанна Берти Вали Лоскутное шитье. От простого к сложному. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80 с., ил. 5. Вали Берти Джанна, Риколфи Россана Лоскутное шитье. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80 с., ил. Джанна Берти Вали, Россана Риколфи Лоскутное шитье. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80 с., ил

6. Сайт «Страна мастеров» http://stranamasterov.ru

7. http://vk.com/video-31890522_161427810

8. Метод проекта. (Определение). http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-3.html

9. Что такое Hana kanzashi? (определение).

10. Хана канзаши - цветы из ткани. Украшения ручной работы http://vk.com/kanzashi.flower

11. Уроки канзаши и МК в картинках → МК хризантема http://kanzashi.org/uroki-i-master-klassi-v-kartinkah/

12. История канзаши http://3ladies.ru/kanzashi-svoimi-rukami

13. Японская техника изготовления цветов из лент — канзаши

14. http://mas-te.ru/podelki/tsvetyi-iz-lent-kanzashi/

Для детей и родителей:

1.Городкова Т.В.; Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с; ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»). Т.В. Городкова, М.И Нагибина. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с; ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).

2. Гузаирова Е.Н., Гузаиров Р.Г. Школа Белошвейки. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 192 с.: ил. Е.Н Гузаирова., Р.Г Гузаиров. Школа Белошвейки. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 192 с.: ил.

3. Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Валерии СПД, 2003. – 240 с., илл. (Серия «Академия «Умелые руки».) С Кочетова. Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Валерии СПД, 2003. – 240 с., илл. (Серия «Академия «Умелые руки».)

4. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 96 с., илл. М.В Максимова М.А Кузьмина. Лоскутные подушки и покрывала. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 96 с., илл.

5. Останина С.П. Лоскутное шитье: Подушки, одеяла, пледы и забавные игрушки в вашем доме. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – 384 с.: ил. – (Советы для дома)

6. В.Д.Симоненко. Технология. Обслуживающий труд. 5-9 класс – М: Вентана - Граф, 2010

7. http://stranamasterov.ru/

8. http://mastera-rukodeliya.ru/

9. http://www.zlatoshveika.com/

10. Сайт «Домашняя волшебница» http://www.magic-dom.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...