Программа летней творческой площадки временного пребывания детей и подростков «Истоки»
проект на тему

Хажилова Наталья Викторовна

Актуальность и общенациональная значимость данной программы проекта

  • Главной особенностью современного образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях является введение национально-регионального компонента, который должен сохранить единое многонациональное государство, поэтому занятия по прикладному творчеству на площадке, направлены на культурное наследие восточных славян, их обычаи, традиции, через сказки, предания, мифы, легенды.

 

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях школьного площадки на базе МБОУ ДО «ДХШ»по месту жительства.

Программа работы площадки рассчитана на 21 день, выходной день – воскресенье. Состав группы – до 25 человек, возраст участников от 9 до14 лет.

 

Цель программы летней творческой площадки:

развитие творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_letney_tvorcheskoy_ploshchadki_istoki.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования  

«Детская художественная школа»

Программа

 летней творческой площадки

временного пребывания

детей и подростков

 «Истоки»

                                        cdfe3c0de634573d08c901342ft9--kukly-igrushki-narodnye-russkie-kukolki-obraz.jpg                                                                 

                                                   

Мегион,  2016

Информационная карта программы

Полное название программы

Программа летней творческой площадки с краткосрочным пребыванием детей «Истоки»

Авторский коллектив

Автор программы Хажилова Наталья Викторовна – замдиректора по УВР. преподаватель, Сбитнева Марина Михайловна-преподаватель

Руководитель программы

Степанов Леонид Никитович – директор МБОУ ДО «ДХШ»

Территория

Город Мегион, МБОУ ДО «Детская художественная школа»

Юридический адрес заявителя

628681, Российская федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Мегион, улица Таежная, дом 2.

E-mail: shool1@mail.ru

Телефон

Телефон/факс 8 (34643) 38-940

           

Форма организации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа»

Цель программы

Формирование интереса детей и подростков к культуре своего народа, к ее древним корням, воспитание на ее традициях гражданина и патриота своей Родины.

Специализация программы

Летний отдых детей

Срок реализации

21 день

Количество подпрограмм

нет

Место проведения

МБОУ ДО «Детская художественная школа» г. Мегион

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников программы

До 25

География участников программы

Учащиеся общеобразовательных школ (от 9 до 14 лет)

Условия участия в программе

Добровольное

История осуществления программы

Первый год

Особая информация и примечания

Содержание программы летней площадки «Истоки» состоит из нескольких блоков:

  • Игровой
  • Образовательный (творческий)

Основной блок – образовательный, посвящен изучению традиций народно культуры восточных славян, базирующего на понимании художественно-образного языка, занятия построены на интеграции разных видов искусства: музыкального, декоративно-прикладного, мифологии, изобразительного искусства.

Рецензенты программы

Отдел культуры администрации города Мегион

Программа летней творческой площадки

временного пребывания детей и подростков

 «Истоки»

О программе летней творческой площадки

Организация творческих площадок – одна из интереснейших форм работы со школьниками в летний период. Это хорошая возможность дать детям отдохнуть и увлечь интересным делом, например связанным с декоративно-прикладным творчеством, изучением истоков культуры и устного народного творчества древних славян, по средством восприятия народных пословиц, поговорок, русских народных сказок, мифологических образов, в которых заключается народная мудрость.

Занятия в детской площадке проводятся в свободное от других мероприятий время под руководством педагога (воспитателя).

Актуальность и общенациональная значимость данной программы проекта

  • Главной особенностью современного образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях является введение национально-регионального компонента, который должен сохранить единое многонациональное государство, поэтому занятия по прикладному творчеству на площадке, направлены на культурное наследие восточных славян, их обычаи, традиции, через сказки, предания, мифы, легенды.

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях школьного площадки на базе МБОУ ДО «ДХШ»по месту жительства.

Программа работы площадки рассчитана на 21 день, выходной день – воскресенье. Состав группы – до 25 человек, возраст участников от 9 до14 лет.

Цель программы летней творческой площадки:

развитие творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала личности.

Задачи программы:

- организация интересного досуга;

- создание условий для развития творческой активности детей и подростков;

-пропаганда изобразительной, декоративно-прикладной деятельности, как эффективного средства развития творческих способностей в театральной и художественной культуре;

- расширение знаний о художественном образе славянской культуры, формирование умений и навыков анализировать, сравнивать культуру народов России в процессе изучения;

-развитие исторической памяти, эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности, природе через понимание отношения к ней наших предков;

-воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа;

-развитие у детей и подростков чувства товарищества и взаимопомощи, укрепление толерантности

- воспитание духовно-нравственного начала личности в процессе комплексного освоения народной культуры.

Социальная значимость:

 Данная программа составлена для детей в возрасте от 9 до 14 лет, а это значит, что возрастные различия не ставятся во внимание, главный акцент в программе на взаимное сотрудничество и укрепление дружбы.

Вопрос о летнем отдыхе детей особенно остро стоит в малообеспеченных и многодетных семьях.

Выбор эффективных форм совместной деятельности детей и взрослых в условиях города – важная проблема повышения эффективности воспитательной и культурно-досуговой работы.

Удовлетворение разнообразных потребностей детей и подростков за счет расширения социальных функций художественной школы, объединяющей: возможности изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, краеведческого музея.

Содержание программы летней творческой площадки:

Творческие, оздоровительные, площадки необходимы городу, они выполняют важную миссию не только оздоровления и воспитания, но и раскрытия у каждого ребенка творческих способностей. Мегионские дети энергичные, живые, открытые. Им необходим и играть, и сочинять, и рисовать-творить. А нам, взрослым, нужно помочь детям создать максимально благоприятные условия для организации досуга, развития творческого потенциала в художественной, социально-педагогической, туристко-краеведческой сферах.

Содержание программы летней площадки «Истоки» состоит из нескольких блоков:

  • игровой
  • образовательный

Основной блок – образовательный, посвящен изучению декоративно-прикладного искусства как в индивидуальном плане, так и в групповом: от идеи до воплощения.

Структура учебного процесса предполагает проведение комбинированных занятий, основанных на сочетании теории и практики. Работа на площадке состоит из сочетающихся форм групповой и индивидуальной деятельности участников.

Содержание блоков программы

Игровой блок

Игровой блок представлен большим количеством игр: коммуникативных, творческих, подвижных, развивающих. Педагоги-воспитатели используют их как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми и подростками. Предусмотрены три игровые программы:

1. «Давайте познакомимся» (первый день смены).

2. «В любом месте веселее вместе» (день открытых дверей).

3. «Давай пожмем друг другу руки» (заключительный день смены).

Коммуникационные игры: «Клубочек», «Ветер дует на...», «Найди друга», «Сочини историю», «Доброе животное», «Улиточка», и другие.

Творческие игры: «Море волнуется», «Ладонь в ладонь», «Живая скульптура», «Фантик для конфеты», «Тень», «Старая сказка с новым концом», «Зеркальное королевство», «Передай жестами», «Зоологические прыжки», «Полет птиц» и другие.

Развивающие игры: «Найди отличия», «Что появилось», «Сыщик», «Цветы», «Солнце», «Камешки», «Заборчик».

Экологические игры: «Берегите воду», «Смелые пожарные», «Как вести себя в природе».

Подвижные игры: «Золотые ворота», «Пятнашки», «Передай другому», «Круговорот».

Тематические конкурсы

«Русские народные пословицы, поговорки, загадки». Конкурсные задания направлены на развитие творческого воображения.

 «Внимание» - набор игровых заданий для развития устойчивости внимания и наблюдательности.

«Ловкий» - конкурсная спортивная программа.

«Мы» - набор игровых заданий, направленный на развитие коммуникативного потенциала у детей.

Образовательный блок

Шесть раз в неделю работает «Творческая мастерская», где ребята учатся рисовать, создавать своими руками народные игрушки, сувениры, обереги из различных материалов. Большое внимание отводится культуре восточных славян, с этой целью важная часть образовательного блока посвящена фольклору, обрядам, праздникам, преданиям, сказкам и былям - это путь от календарной даты к настоящему времени. Такой подход помогает детям и подросткам «вернуться» в прошлое, лучше понять настоящее и «заглянуть» в будущее, даёт волю игре воображения, фантазии. В то же время участники творческой площадки постигают историческую память, они как бы умозрительно начинают понимать народную культуру своей страны, которая постепенно становится частью их самосознания.  

Организация жизни на площадке

Смена творческой площадки временного пребывания рассчитана на 21 дней. Суббота и воскресенье - выходные дни.

Дети находятся на творческой площадке по месту жительства с 9.00 до 12 часов.

Примерный режим дня

9.00 – 9:15 сбор детей, веселая зарядка;

9.20 – 12:00 игровой блок , образовательный блок «Творческая мастерская»

            11.30 - 12.00 прогулки, игры на открытом возрасте

        Условия реализации программы:

        Материально-техническое обеспечение

Финансирование за счет средств городского бюджета, спонсорских средств (на 25

детей)

Наличие необходимого материально-технического обеспечения:

Магнитофон, телевизор, компьютер, ноутбук, мультимедийная доска, видеокамера,

фотоаппарат, художественные материалы.

Кадровое обеспечение площадки

1 руководитель - преподаватель, 1 воспитатель

                                                                                 

        Документы, необходимые для организации площадки:

  1. Приказы об организации летней творческой площадки временного пребывания детей и подростков.
  2. Список участников площадке, заверенный печатью проводящей организации.
  3. Положение о творческой площадке «Истоки». Должно содержать следующие разделы: цели и задачи, место и время проведения, руководство площадки, участники площадки, программы и содержание, финансовое обеспечение, сроки приема заявок на участие, особые условия.
  4. Смета расходов на проведение площадки.
  5. Медицинские справки от всех учащихся о допуске к участию на творческой площадке.
  6. Журналы проведения инструктажа по технике безопасности.
  7. Инструкции: по ТБ, по оказанию первой доврачебной медицинской помощи, о порядке перевозок организованных групп детей и подростков.
  8. Распорядок дня на площадке, утвержденный его руководителем.
  9. Нормативно-правовая база федерального, окружного, муниципального уровня и другие.

Организационный период:

  • Прием детей (сбор банка данных: заявление, справки);
  • Составление подробного плана работы площадки;
  • Подготовка и проведение смены;
  • Проведение родительского собрания.

Оформление площадки «Истоки»:

  • Название, эмблема, девиз;
  • Информационный стенд;
  • План работы на неделю;
  • План работы на смену;
  • Информация для родителей;
  • Номенклатура дел (по описи)
  • Тема дня.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Нетерина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору 1 класс.М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Нетерина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору 1 класс.М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Лаврова С.А. Славянская мифология. Белый город. Воскресный день. г. Москва, 2015
  4. Даль В.И. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Пословицы и поговорки и присловья. - М.: Издательство Эксмо, 2005.-256 с., ил.
  5. Левкиевская Е. Е. Русские праздники. Научно-популярное издание. ООО Издательство «Речь» г. Санкт-Петербург-Москва, 2016.
  6. Капица Ф.С.Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник Москва. Издательство «Флинта» Издательство «Наука», 2009.
  7. Долгова Виталина. Славянские куклы-обереги своими руками.ООО «Феникс», Ростов-на –Дону, 2015.
  8. Бутромеев В.П.Мифы и легенды древних славян.- М.:Вече, 2009.-240 с.: ил.
  9. Семёнова М. Мы славяне. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Азбука –классика», 2008.
  10.  Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей.Москва ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  11. Лысенко М.Пряничные малыши. Шьем своми руками.-СПб.:Питер, 2016.-64 с.:ил.
  12. Афанасьев С.П. Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. М., 1997.
  13. Брагина Т.А. Настольная книга вожатого: Ч. 1, 2. Екатеринбург, 1998.
  14. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 1997.
  15. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе? Методический материал

для работы с родителями. М., 1993.

  1. Щуркова Н.Е., Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с

детьми. М., 1994.

Список дополнительной литературы

  1. Беляков Е. 395 развивающих игр. М., 1999.
  2. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Ярославль, «Академия развития», 1997.
  3. Брагина Т.А. Отдохнем! Екатеринбург, 1998.
  4. Винокурова Н. Магия интеллекта М., 1994,
  5. Горбачева Л.А. Здравствуй, игра! Екатеринбург, 1998.
  6. Дейнека К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М., 1986.
  7. Клюев Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия
  8. развития», 1996.
  9. Козак О.Н. Путешествие в страну игр. СПб., 1997.
  10. Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, «Академия
  11. развития», 1996.
  12. Шмаков С.А. Каникулы. М.: Новая школа, 1994.

Авторы программы зам. директора по УВР, преподаватель Хажилова Н.В., преподаватель Сбитнева М.М.