«В шахматном королевстве» Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей
рабочая программа

Наталья Вячеславовна Чешагорова

 

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.

Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры»

В.А. Сухомлинский

Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости, актуальности программы

Система образования в последнее время претерпевает значительные изменения. Есть в этом как положительные, так и отрицательные черты. Среди позитивного стоит отметить внедрение новых технологий, целью которых ставиться получение не людей, имеющих большую информацию учебных дисциплин, а человека интеллектуально развитого, умеющего применять знания, а главное добывать новые.

В этой связи необходим поиск новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности. Достаточно рельефно просматривается неизбежность принципиального нового подхода к системе организации свободного времени детей и подростков в каникулярное время. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к национальным ценностям, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Одной из эффективных форм организации оздоровления учащихся является создание лагеря с дневным пребыванием.

Воспитательная ценность учреждений летнего отдыха, состоит в том, что они создают условия для педагогически целесообразного, эмоционально- привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

В настоящее время к летнему лагерю предъявляются требования, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности детей и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Организация досуга в лагере детско – юношеском центре «Прометей» построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и по форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и социальной активности.

В лагере больше возможности уделить время игре. Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию, а изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

Задача лагеря с дневным пребыванием в ДЮЦ «Прометей» - не просто создать условия для летнего отдыха ребенка, а помочь ему реализовать его потребности отдыхать с пользой для себя и социума. В связи с этим организаторы лагеря создали программу «В шахматном королевстве».

Реализация программы позволит детям развить свои интеллектуальные способности, а именно: умение систематизировать знания, предвидеть и обдумывать свои действия на 2-3 шага вперед. Учащиеся научатся самостоятельно разрешать проблемы, самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию. Программа «В шахматном королевстве» является учебно-познавательной. В основе программы – обучение игре в шахматы, также  предполагается и спортивно-оздоровительная и развлекательно - досуговая деятельность.

Программа лагеря разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки «О шахматном образовании в системе образования РФ» от 18 мая 2004г. №2211 и распоряжения администрации города Югорска «О проведении городского конкурса программ и проектов» от 22.03.2013 № 843 и является основой организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей».

Данная программа успешно реализует политику округа в развитии игры в шахматы. С января 2006 года создана Федерация шахмат Югры с целью популяризации и развития шахмат в Югре, привлечения населения округа к систематическим занятиям шахматами, подготовки спортсменов высокого класса.

Вопрос шахматного образования в Югре занимает лидирующие позиции и является одним из приоритетных направлений развития шахмат на территории автономного округа в целом. На территории  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры занимается шахматами более 15 тысяч человек.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_dyuts_prometey.doc665 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

628 260 ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО-ЮГРА, г. ЮГОРСК ,УЛ. САДОВАЯ 13, ТЕЛ.(34675) 7-46-99

Программа рассмотрена на

методическом совете

Протокол №_3 _от_16. 04. 2013 г._

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ9CRfux5mp9exBdAFvj_5vDXtJNOciLh5WUy05Gkvg1S8FoaT_Jg

«В шахматном королевстве»

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей

для детей от 6 до 18 лет,

рассчитана на 1 сезон

   

                                                              Авторский коллектив:                                                                                                                                                     Пархоменко Наталья Вячеславовна Феофанова Алёна Петровна

                         

                                                                                   

Югорск  2013


Информационная карта программы

1.Полное название программы (проекта)

В шахматном королевстве

2.Автор программы (проекта)

Пархоменко Наталья Вячеславовна

Феофанова Алёна Петровна

3.Руководитель программы (проекта)

Сердюк Любовь Викторовна

Маштакова Виктория Александровна

4.Территория

г. Югорск

5.Юридический адрес учреждения (автора)

Садовая ул., д. 13, г. Югорск, 628260,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская обл.

6.Телефон

Тел./ факс (34675) 7-46-99, 2-65 -62

7.Цель программы (проекта)

Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их личностного потенциала, в том числе развитие интеллектуальных способностей через обучение игре в шахматы.

8.Срок реализации

1 смена с повторением в других

9.Место проведения

ДЮЦ «Прометей»

10. Аннотация к программе (проекту)*

История осуществления программы - на протяжении 20 лет в ДЮЦ «Прометей» организован лагерь с дневным пребыванием детей, таким образом, создана хорошая база для работы.

Общее количество участников программы – 75 человек; география участников программы - дети и подростки г. Югорска; условия участия в программе - возраст 6 до 18 лет, приобретение путевки.

Программа в условиях  летнего лагеря воспитывает интеллектуально развитую, культурную и творческую личность.

Директор ДЮЦ «Прометей»                                                 Н.А. Антонова

10.04.2013

 


«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.

Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры»

В.А. Сухомлинский

Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости, актуальности программы

Система образования в последнее время претерпевает значительные изменения. Есть в этом как положительные, так и отрицательные черты. Среди позитивного стоит отметить внедрение новых технологий, целью которых ставиться получение не людей, имеющих большую информацию учебных дисциплин, а человека интеллектуально развитого, умеющего применять знания, а главное добывать новые.

В этой связи необходим поиск новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности. Достаточно рельефно просматривается неизбежность принципиального нового подхода к системе организации свободного времени детей и подростков в каникулярное время. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к национальным ценностям, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Одной из эффективных форм организации оздоровления учащихся является создание лагеря с дневным пребыванием.

Воспитательная ценность учреждений летнего отдыха, состоит в том, что они создают условия для педагогически целесообразного, эмоционально- привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

В настоящее время к летнему лагерю предъявляются требования, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности детей и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Организация досуга в лагере детско – юношеском центре «Прометей» построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и по форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и социальной активности.

В лагере больше возможности уделить время игре. Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию, а изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

Задача лагеря с дневным пребыванием в ДЮЦ «Прометей» - не просто создать условия для летнего отдыха ребенка, а помочь ему реализовать его потребности отдыхать с пользой для себя и социума. В связи с этим организаторы лагеря создали программу «В шахматном королевстве».

Реализация программы позволит детям развить свои интеллектуальные способности, а именно: умение систематизировать знания, предвидеть и обдумывать свои действия на 2-3 шага вперед. Учащиеся научатся самостоятельно разрешать проблемы, самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию. Программа «В шахматном королевстве» является учебно-познавательной. В основе программы – обучение игре в шахматы, также  предполагается и спортивно-оздоровительная и развлекательно - досуговая деятельность.

Программа лагеря разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки «О шахматном образовании в системе образования РФ» от 18 мая 2004г. №2211 и распоряжения администрации города Югорска «О проведении городского конкурса программ и проектов» от 22.03.2013 № 843 и является основой организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей».

Данная программа успешно реализует политику округа в развитии игры в шахматы. С января 2006 года создана Федерация шахмат Югры с целью популяризации и развития шахмат в Югре, привлечения населения округа к систематическим занятиям шахматами, подготовки спортсменов высокого класса.

Вопрос шахматного образования в Югре занимает лидирующие позиции и является одним из приоритетных направлений развития шахмат на территории автономного округа в целом. На территории  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры занимается шахматами более 15 тысяч человек.


Цели и задачи программы

Цель: создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их личностного потенциала, в том числе развитие интеллектуальных способностей через обучение игре в шахматы.

Задачи программы:

  1. Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей в летний период.
  2. Способствовать выработке у ребенка настойчивости, выдержки, воли, спокойствия, уверенности в своих силах.
  3. Дать теоретические знания по шахматной игре.
  4. Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность ребенка, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
  5. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы.
  6. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

Этапы и сроки реализации программы

Программа «В шахматном королевстве» предназначена для детей 6-18 лет и реализуется в течение одной смены с повторением во 2 и 3 смене. Программа реализуется в 3 этапа.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подготовительная работа начинается в апреле месяце и включает в себя следующие направления:

  1. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Проверить наличие документов нормативно - правового обеспечения деятельности лагеря согласно Постановления администрации города Югорска «Об утверждении стандартов качества предоставления муниципальных услуг в сфере образования» от 18.02.2013 № 408.

- Проверить срок действия должностных обязанностей сотрудников лагеря.

- Юридически оформить открытие сезона (подготовить приказы, договора, сметы, заявки в ГИБДД на сопровождение колонны и т.п.).

- Заключить трудовые договора с воспитателями на работу в летнем лагере.

- Организовать прохождение медицинского осмотра сотрудниками лагеря.

1.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Составить программу на сезон.

- Выявить потребность в методическом материале для подготовки педагогического коллектива к работе в лагере.

- Подготовить методическую литературу в соответствии с программой.

- Составить программу подготовительных занятий с коллективом.

- Провести консультации со специалистами.

- Создать «методический банк» - содержащий информацию и наработки.

- Проведение с педагогическим коллективом серии шахматных турниров, позиционных и деловых игр.

- Продумать и подготовить способы контроля результатов педагогической деятельности, подведения итогов, анализа; аудиовизуальные средства обеспечения педагогического процесса.

1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Согласовать с персоналом порядок содержание и график подготовительных занятий и работ:

1. конкретная работа по смене;

2. отработка общелагерных и отрядных дел каждого дня смены;

3. оформление атрибутов смены;

4. сквозные дела смены, прослеживание на каждом этапе;

5. составление методической папки каждого воспитателя;

6. организация набора детей, проведение организационных собраний с родителями, заключение договоров между родителями и администрацией лагеря.

1.4. ИНФОРМАЦИОННО - РЕКЛАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Распространить информацию о лагере среди заинтересованных лиц.

- Организовать рекламу лагеря в учреждениях и организациях города.

- Предоставить родителям и детям, потенциальным клиентам, необходимую информацию об условиях пребывания в лагере, сроках проведения смен, программе и плане смены.

- Организовать рекламу в СМИ.

1.5. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Выявить материально - технические потребности сезона соответственно программе.

- Составить смету и утвердить ее, закупить материалы.

- Приобрести необходимые канцтовары, спортивный инвентарь, игровой инвентарь, медикаменты, призовой фонд, инвентарь и расходные хозяйственные материалы.

- Пополнить  библиотеку детской, художественной литературой.

- Обеспечить коллектив необходимыми средствами и материалами для ведения работы.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Деятельность воспитанников осуществляется в разновозрастных отрядах, наполняемость которых по 12 - 13 человек в возрасте от 6 до 18 лет.

Продолжительность смены 21 день в режиме шестидневной рабочей недели. Ежедневно в распорядке дня предусмотрены зарядка, отрядные сборы, игры на свежем воздухе, развлекательные, познавательные и спортивные мероприятия.

Для реализации содержания программы потребуется информационная и справочная литература, разработка сценариев. Все мероприятия соответствуют выбранным нами направлениям, и строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Данный этап предусматривает подведение итогов работы лагеря по каждой смене отдельно и представляет собой  анализ  педагогической деятельности, итоговой диагностики, прошедших изменений, выработки перспектив дальнейшего саморазвития.

Содержание программы

Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления и реализации художественного, технического социального творчества ребенка. Для детских лагерей характерны концентрированная предметно-практическая деятельность, конкретные жизненные ситуации, действия окружающих, которые становятся познанием ребенка – субъекта этой деятельности - и возникающих в ее ходе отношений.

Шахматы в детском возрасте положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.

Доктор психологических наук Д. Б. Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом: «Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления…»

Кроме того, игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля… Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития.

Данные тезисы, отражают запросы времени. Сегодня существует острая потребность в таких образовательных учреждениях, которые способны бережно хранить нравственные ценности, выращивать в своих воспитанниках высокие духовные потребности.

Во-первых, шахматы (это уже доказано) целенаправленно развивают у детей всеобщую базовую способность действовать «в уме».

Во-вторых, шахматы учат грамотно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнерами по общению.

В третьих, шахматы - оказывают мощное воздействие на воспитание ребёнка.

Обучение шахматам содействует и формированию критичности мышления, и объективности самооценки, и развитию способности планировать собственные действия. В итоге обучающийся выходит на свою самостоятельную творческую дорогу жизни, в которой шахматы – любовь, вдохновение и успех в любой профессиональной деятельности.

Как довести огромный объём полезной и нужной информации до уровня её практического использования? Задача не из простых. На её решение как раз и направлена данная программа.

В центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, загадки, стихи, сказки о шахматах, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир, шахматные миниатюры и инсценировки.

Ключевым моментом мероприятий является деятельность самих детей, в которой они не только смогут наблюдать за передвижением фигур на шахматном поле, сравнивать силу фигур и их позицию, делать выводы, выяснять закономерности, делать свои первые шаги, но и стать этими фигурами (предполагается  использование игровой спортивной площадки в качестве шахматного поля).

Планируется тесное взаимодействие с Югорским шахматным клубом.

Модель смены:

В организационный период проходит запуск игры, ее объяснение

В основной период развивается сюжет интеллектуальной игры – по блокам программы:

- Знакомство с историей развития шахмат и шахматной доской

- Знакомство с шахматными фигурами

 - Знакомство с шахматными позициями.

В итоговый период проводятся шахматные турниры, анализируется участие каждого ребёнка, проходит награждение самых активных. В ходе игре в шахматы каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные и творческие возможности.

Дополнительные формы: Занятия, игровые программы, коллективно-творческие дела, конкурсы, концерты, работа в «мастерских», спортивные соревнования, экскурсии и т.д.

План- график мероприятий

1-й день Открытие смены «Здравствуй лагерь»

Организационный день: инструктаж по технике безопасности во время

пребывания в лагере, режим работы лагеря, планирование работы.

  • Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе»
  • Проведение игр на знакомство.
  • «Все мы одна семья» (придумать эмблему, название, девиз отряда, выбрать командиров отряда).
  • Игра «Шахматная доска»

2-й день «Бал в шахматном королевстве»  

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Дидактическая игра «Секретная фигура».
  • Просмотр мультфильма «Заговор шахматной королевы».
  • Праздничная программа к открытию лагеря «Бал в шахматном королевстве».

 3-й день «Пешка»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Дидактическая игра «Знакомство с пешкой».
  • Веселые старты «Пешечная эстафета»
  •  Творческая мастерская «Загадки шахматной шкатулки».

4-й день «Ладья»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Дидактическая игра «Тайны шахматной доски»
  • Посещение центрального парка. Катание на  аттракционе «Ладья»
  • Конкурс рисунков «В шахматном королевстве».

5-й день «Слон» 

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Дидактическая игра «Знакомство со слоном»
  • Посещение СЮН «Амарант»
  • Викторина «В мире животных»

5-й день  «Ферзь»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Дидактическая игра «Знакомство с ферзем»
  • Конкурс - игра «В гостях у Клеточки»
  • Фото-сессия  «Как нам вместе хорошо».
  • Конкурсная программа «Королева шахматной страны»

6-й день  «Конь»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Дидактическая игра «Ход конем»
  • Посещение конюшни Центра досуга.
  • Конкурсно- игровая программа «Сто затей для ста друзей».

7-й день  «Король»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Дидактическая игра «Знакомство с королем»
  • Творческая мастерская «Королевство кривых зеркал»
  • Конкурсная программа «Король шахматной страны»

8-й день  «Начальная расстановка»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Посещение боулинга
  • Интеллектуальная игра «Лабиринт».
  • Веселый перекресток (игровая программа по правилам дорожного движения)

9-й день  «Ходы и взятие фигур»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Посещение мультимедийного центра
  • Беседа с показом видео-материала «Шахматные фигуры».
  • Творческая мастерская «Необычная обычная бумага».

10-й день  «Шах или не шах»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Спортивная эстафета «Мы вместе»
  • Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
  • «Защита от шаха» Подвижные игры на свежем воздухе.
  • Фото-сессия  «Как нам вместе хорошо».

11-й день  «Рокировка»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Дидактическая игра «Назови вертикаль, назови горизонталь»
  • Викторина «Волшебный мешочек»
  •  «Перехитри, сними часовых». Подвижные игры на свежем воздухе.

12-й день  «Ценность шахматных фигур»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Дидактическая игра «Какого цвета поле?»
  • Посещение ЦК «Югра – презент»
  • «Вижу цель». Подвижные игры на свежем воздухе.
  • Конкурс рисунков «Шахматы-интересная страна»

13-й день  «Игровая тактика»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Викторина «Веселыми тропинками лета».
  • Игра «Охота на мамонта»
  • Творческая мастерская «Дворец веселых затей».
  • «Кратчайший путь». Подвижные игры на свежем воздухе.

14-й день  «Шахматная коробочка»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Викторина «Путешествие по шахматной доске»
  • «Захват контрольного поля». Подвижные игры на свежем воздухе.
  • Игра по станциям «От пешки до королевы»
  • Посещение музея истории и этнографии

15-й день  «Приключения в шахматной стране»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Посещение парка «Аттракцион»
  • Дидактическая игра «В бой идут одни только пешки».
  • Подвижные игры на свежем воздухе «Большие гонки».

16-й день  «Исторический»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Посещение библиотеки
  • Беседа «Как появилась игра в шахматы?»
  • Дидактическая игра «Шахматный букварь». 
  • Спортивно- развлекательная игра «Следопыты».

17-й день  «Алиса в стране чудес»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Дидактическая игра ««Кто сильнее, кто быстрее».
  • Мини- спектакль «Как это было».
  • «Дай шах». Подвижные игры на свежем воздухе.
  •  Посещение библиотеки «Поле чудес»

18-й день  «Шахматный турнир»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Конкурсная программа «Король шахматной страны».
  • Кукольный спектакль «Серебренное копытце».
  • Игровые минутки «В шахматном королевстве».
  • Викторина «Большая восьмерка».

19-й день  «Шахматный турнир»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Шахматный турнир
  • Игровая программа «Хорошее настроение».
  • Творческая мастерская «Сундучок со сказками»

20-й день « Приходите в гости к нам»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Дидактическая игра  «Обе армии равны».
  • Загадочная мастерская «Отгадай и дополни».
  • Конкурсно- игровая программа «Все дело в шляпе».
  • Шахматный турнир с родителями

21-й день «Мы встретимся снова»

  • Зарядка «Шахматные фигуры»
  • Выпуск газеты «Вот так мы отдыхаем!»
  • Кафе - огонек «Посидим,  поговорим».
  • Закрытие первой смены «Парад звезд».

Кадровое обеспечение

        Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

Реализация программы осуществляется следующим кадровым составом:

должность

функциональные обязанности

количественный состав

начальник лагеря

руководство и координация деятельностью лагеря

1 человек на смену

воспитатели (Педагоги дополнительного образования ДЮЦ «Прометей»)

реализация программы

По графику (2 человека на отряд)

вожатые (подростки – обучающиеся  творческого объединения «Школа вожатых» ДЮЦ «Прометей»)

осуществление помощи воспитателям

2-3 вожатых на отряд

медицинский работник

контроль за состоянием здоровья детей

1 человек на смену

педагог дополнительного образования

Организация работы творческих направлений

2 человека на смену

педагог-организатор

проведение культурно-досуговых мероприятий

1 человек на смену

музыкальный работник

музыкальное сопровождение мероприятий

1 человек на смену

технические работники

обслуживание лагеря

По графику

питание и транспортное обслуживание

осуществляется на договорной основе

Сотрудники учреждения, работающие в лагере, прошли курсы повышения  квалификации по темам:

«Организация летнего отдыха детей» - 2009 г. - 3 человека,

«Организация летнего оздоровительного отдыха детей и подростков в лагерях с дневным пребыванием детей» - 2011 г. - 1 человек.

 «Детский оздоровительный отдых в современных условиях: юридические, организационные и методические аспекты» - 2013 г. – 4 человека

Начальники лагеря обучены по охране труда.


Предполагаемые конечные результаты их социальная и экономическая эффективность

В рамках реализации программы дети приобретут новые занятия, умения, навыки, творческие способности:

  1. иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  2. различать и называть шахматные фигуры;
  3. правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
  4. иметь представление об элементарных правилах игры;
  5. играть малым числом фигур;
  6. иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
  7. владеть основными шахматными терминами;
  8. правильно применять элементарные правила игры;
  9. иметь представление о некоторых тактических приемах.

Дети познакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, правилами, научатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. 

Кроме этого в течение смены участники познакомятся с направлениями деятельности (декоративно – прикладное искусство, фольклор, эстрадный вокал, хореография);

- разучат 5 эстрадных песен;

- изготовят 10 поделок в различных техниках;

- познакомятся с интеллектуальной игрой шахматы, с подвижными играми;

- нарисуют 5 тематических рисунков;

- посетят учреждения и организации города,

Также в ходе реализации программы произойдет:

 - приобретение опыта позитивного общения со сверстниками и взрослыми и его перенос в повседневную среду общения детей;

- повышение интереса к изучению шахмат;

- улучшение физического здоровья и эмоционального состояния детей;

- развитие мотивации к улучшению своей жизни и жизни окружающих.

С экономической точки зрения затраты семьи при этом не очень велики, так как родительская плата составляет небольшой процент от стоимости путевки. Администрацией города совместно с окружными властями созданы благоприятные условия для полноценного питания, оздоровления детей.

Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития мышления.

Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность.

Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в следующих партиях. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, "музыки шахмат" - этюдов.

Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детьми.

Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение всей смены летнего лагеря «В шахматном королевстве». Дети станут дружными, сплоченными, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.


Финансово-экономическое обоснование программы

Лагерь на базе ДЮЦ «Прометей» располагается в одноэтажном здании, приспособленном для работы с детьми. Общая площадь помещений составляет  868 кв. м.

Для занятий с детьми оборудованы специализированные кабинеты по направлениям деятельности, соответствующим программе. Из общего количества помещений, 2 кабинета задействованы для спальни (отдельно мальчики и девочки), 1 игровая комната, 1 кабинет для занятия ДПИ, 1 кабинет для занятия вокалом. Имеется 1 игровая комната, оборудованная наглядными пособиями по правилам дорожного движения. В качестве актового зала используется холл  основного здания.

Все помещения для занятия с детьми и работы вспомогательных служб оборудованы необходимым набором корпусной мебели, оснащены техническими средствами, теле- и видеоаппаратурой и музыкальными инструментами по необходимости. Наличие специального комплекта музыкальной и звукоусилительной аппаратуры обеспечивает возможность качественного проведения мероприятий.

Воспитательный процесс в целом оснащен необходимыми материально-техническими ресурсами, некоторый инвентарь требует обновления (спортивный, игровой).

В учреждении обеспечивается выполнение требований СанПиН, пожарной безопасности, электробезопасности, охраны труда и техники безопасности, о чем свидетельствует отсутствие предписаний соответствующих контролирующих органов.


Утверждаю

Руководитель учреждения,

организации-исполнителя

__________Антонова Н.А.

«_10_»_апреля_____2013_г.

СМЕТА

расходов на реализацию программы (проекта)

__«В шахматном королевстве»________

                                            название программы

№ п/п

Наименование статей расходов

Расчет затрат

Сумма затрат, рублей

Код статьи расхода

1.

Приобретение основных средств на реализацию программы (приобретение ноутбука)

20000

20000

310/312

2.

Типографские, издательские услуги

5000

5000

226/262

3.

Аренда транспорта

5000

5000

241/222

4.

Приобретение оборудования для игры в шахматы:

  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  • демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы разных видов;
  • шахматные столы;
  • шахматные часы;
  • обучающие видеоуроки по шахматам;
  • симуляторы игр

20000

20000

340/344

Итого: 50000 рублей

Смету составил_Антонова Н.А., ____________10.04.2013 г. т. 26562_

                              (Ф.И.О.,подпись, дата, телефон)


Количество смен - 3 смены

Место проведения - ДЮЦ «Прометей» ул. Садовая 13 – 1, 3 смена, ул. Новая 3а – 2 смена.

Общее количество участников за летний период – 75 человек


Список литературы

  1. Барышникова, Г.Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого./ Г.Б. Барышникова; худож. А.А. Селиванов - Ярославль: Академия развития, 2007. - 192 с.: ил. - (После уроков).
  2. Весела, И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
  3. Гришин, В. Г. Шахматная азбука  / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
  4. Зак, В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
  5. Калинин А.В., Костьев А.Н. Шахматы в школе. Москва ООО "Дайв".
  6. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам  / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  7. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
  8. Краевский В.В. общие основы педагогики: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ.высш. учеб. заведений/В.С.Мухина. -10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
  10. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
  11. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
  12. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
  13. Петрушина Н.М. Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких. — Ростов на Дону.: Феникс, 2002. — 224 с.
  14. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время./редактор составитель - Е.П. Кабакова.  М.:  Издательство «Просвещение», 2007
  15. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
  16. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек/ И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
  17. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
  18. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране/ И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
  19. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
  20. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск  Духовное возрождение, 1998;
  21. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
  22. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008;
  23. Шахматы, — школе/ сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика, 1991.
  24. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.
  25. Тыртышная М.А. 50 идей для классного руководителя. Практическая копилка педагога/М.А. Тыртышная. - Ростов н/Д: Феликс, 2007. - 204 с.
  26. Конкурс вариативных программ в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, итоги 2000-2001 года / авторы составители: А.Д, Магеляс, Т. В.Бобова.

Интернет-ресурсы

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
  2. Шахматы: URL: http://www.shahmatik.ru/;
  3. Шахматная библиотека: URL: http://webchess.ru/ebook/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней"  предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...

Прогамма летнего городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Космос, вселенная –вся система мироздания, весь мир.С.И.Ожегов.        Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени шк...

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...

Спортивный праздник в летнем лагере с дневным пребыванием детей "Спортивный калейдоскоп"

Сценарий спортивного праздника в летнем лагере с дневным пребыванием детей «Спортивный калейдоскоп» Подготовил: Сухарева И.А., педагог дополнительного образования Цель: развитие ловкости, ме...

программа пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей

Прогграмма лагеря "Цветик -семицветик" представляет игровую модель смены - в основе, которой лежит сюжетная игра через которую ребенок познает важнейшие формы социального поведения....

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Радуга"

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей....

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...