ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ШКОЛЬНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ
материал на тему

Контрольная работа

по дисциплине:

«Педагогическое образование: учитель изобразительного искусства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_uchitel_izo_makarova_t._v.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Контрольная работа

по дисциплине:

«Педагогическое образование: учитель изобразительного искусства»

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Макарова Т. В.

г. Москва, 2017 г.

Тема:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ШКОЛЬНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ

План контрольной работы:

  1. Вступление.
  2. Раскрытие темы.
  3. Перечень литературы, использованной в контрольной работе.

Школьная успеваемость обучающегося складывается из наличия или отсутствия различных  факторов ,  обуславливающих успешное усвоение знаний и применение их на практике.

  1. Мотивация. Один  из главных психологических факторов, влияющим на успеваемость обучающихся является мотивация. Нередко ребенок, приходя на занятия и не имея мотивации к данной деятельности, находится в некоторой прострации от того, что данная деятельность не интересует его в полной мере и присутствие его на уроке обусловлено выбором родителей (других представителей ребенка). Даже имея одаренность к какому либо виду деятельности без мотивации обучение бессмысленно. 

«выполняя ту или иную деятельность, индивид должен воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным; в деятельности у него возникают те или иные эмоции, формируются и проявляются волевые качества, установки, отношения и т.д. такая деятельность, при выполнении которой человек не воспринимает, не мыслит, не переживает, – такая деятельность просто не может существовать. если у индивида нет побуждающих к деятельности мотивов, если он не имеет цели, если он не воспринимает тех предметов (или их моделей), с которыми и при помощи которых он действует, если он не помнит, что и как надо делать, то деятельность не состоится, хотя бы и были налицо и предмет, и средства, и все необходимые условия. » — Шадриков В.Д.Зиновьева Н.А.Кузнецова М.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах, с.8

Таким образом у обучающегося не имеющего мотивации к данному виду деятельности отсутствует воля к достижениям в данном виде деятельности, его внутренним психологическим порывом будет «ускользание», психологическое неприятие процесса обучения.

Таким образом, мотивированный обучающийся ставит перед собой  цели.   При наличии мотивации деятельность которая приносит радость и самовыражение «захватывает» обучающегося. Увлеченный творческой деятельностью обучающийся непременно формирует различные цели: усвоить знания и успешно применять их на практике, добиться признания в данном виде деятельности (участие выставках, конкурсах), поступить в специализированное учебное заведение, получить заинтересовавшую профессию и т. д.

  1. Уровень умственного развития – интеллект (восприятие, память, мышление). Сформированная цель находит способы  ее достижения. Важнейшими  инструментами достижения цели являются восприятие и память. Такие психические функции формируют информационную базу деятельности. Мышление оформляет программу деятельности. Развитый  интеллект позволяет обучающемуся быстро и качественно  усваивать материал учебного занятия. Обучающийся  понимает   взаимосвязь между предыдущим и последующим материалом учебной программы. Последовательность  заданий «от простого к сложному» воспринимаются положительно, не вызывает у обучающегося особых препятствий. Обучающийся имеет четкое представление о результате, к которому стремится с помощью интеллектуальных операций.

При недостаточно развитом интеллекте (восприятии, памяти, мышлении) обучающегося недостаточно развиваются информационная база деятельности и  недостаточно четко оформляется программа деятельности. Эти «сбои» ведут к медленному и некачественному усвоению материала учебного занятия. Обучающийся не всегда понимает взаимосвязь между отдельными материалами учебной программы. Иногда при недостаточно развитом интеллекте затрудняется переход к более сложным заданиям. Обучающийся возможно и имеет представление о результате, но не может достичь его так как не освоил определенные интеллектуальные операции.

 «на основе общей цели для каждой психической функции формируется программа, отбираются операционные механизмы (интеллектуальные операции) и одновременно отдельные психические функции начинают функционировать в режиме взаимодействия. восприятие и память формируют информационную базу деятельности, мышление оформляет программу деятельности, которая реализуется в практических или идеальных действиях. » — Шадриков В.Д.Зиновьева Н.А.Кузнецова М.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах, с.9

«таким образом, направляемая единым мотивом, личностными смыслами, целью и представлением о результате формируется функциональная система деятельности, в основе реализации которой лежат отдельные психические функции, действующие в структуре нервной системы человека. » — Шадриков В.Д.Зиновьева Н.А.Кузнецова М.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах, с.10

  1. Психологическая готовность к обучению. Не все обучающиеся психологически готовы к обучению. Психологическая готовность к обучению формируется в удовлетворении потребностей ребенка в игре. В игре ребенок осваивает необходимые навыки в особом виде деятельности (умение решать поставленную задачу, взаимодействовать с коллективом или партнером по игре, самостоятельно анализировать свою деятельность). Достаточное количество накопленных навыков формирует базу для приобретения   новых  более сложных навыков. Но если ребенок не освоил еще навыки предыдущей ступени развития (детская игра), то ему непросто осваивать сложный учебный материал (средняя школа).

Движущей  силой в процессе обучения являются все возрастающие внешние требования окружающей среды и правильная реакция обучающегося, психологически готового трудиться и осваивать новые знания, навыки.

Психологической неготовностью  к обучению может являться неспособность психологически принять требования внешней среды. Слишком большая психологическая  нагрузка затрудняет развитие, так как для успешного обучения требуется постепенное осваивание учебного материала. В таком случае педагогу необходимо вернуться к тем базовым знаниям, которые хорошо закрепились в сознании обучающегося. И строить индивидуальную программу обучения так, чтобы уровень учебного материала соответствовал базовым знаниям обучающегося.  

«Разрабатывался в отечественной психологии и вопрос о движущих силах психического развития, которые связывались с возникновением и разрешением личностью противоречий между старым и новым. Одним из центральных противоречий, проявляющимся на разных стадиях развития личности, является расхождение между возникшими у нее новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Возникающие расхождения побуждают личность к активности, направленной на усвоение новых форм поведения, овладение новыми способами действия [55]. Существенным является также противоречие между растущими требованиями со стороны окружающих и наличным уровнем психического развития [57]. Если первое из указанных противоречий фиксирует внимание на внутренней активности развивающейся личности, то второе связано с активной позицией социального окружения индивида: чем активнее эти внешние воздействия, тем больше развивающий потенциал среды. С этим противоречием связан еще один важный принцип психологии развития – принцип единства обучения, воспитания и развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Однако определяющим ход психического развития личности являются все же не внешние, а внутренние противоречия. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, внешние противоречия становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения [55]. Поэтому, например, Л.И. Божович считает непосредственной движущей силой психического развития личности внутреннюю позицию ребенка – систему потребностей и стремлений, субъективно представленных в соответстввии с потребностями. » — Богус М. Б. Психолого-педагогические основы развития умственных способностей младших школьников: монография, с.22

  1. Половозрастные особенности школьников.

Психологическим фактором, влияющим на  обучаемость являются половые и возрастные различия.

 При достижении возраста поступления в среднюю школу мозг мальчиков и девочек имеет существенную разницу в развитии (девочки опережают мальчиков на 1-1,5 года). Девочки при лучше сформированном левом полушарии мозга успешнее читают, пишут, разговаривают.  При академических программах обучения девочкам легче усваивать учебный материал, задействуя левое полушарие (чтение, письмо) и трудно усваивать информацию правым полушарием (пространственное представление).

Мальчики при лучше сформированном правом полушарии лучше ориентируются в пространстве. Психологически им трудно усваивать учебный материал, который «усваивается» левым полушарием (чтение, письмо).

Девочки лучше приспосабливаются к условиям, мальчики лучше ориентированы  решать возникшую  проблему, чем приспосабливаться к ней.

Девочки психологически расположены к сотрудничеству, мальчики психологически расположены к соперничеству.

Девочки лояльно относятся к академическому обучению, мальчики негативно. Им больше подойдет экспериментально-исследовательское обучение.

Психологические проблемы в обучении возникают от того что половозрастные психические особенности обучающихся «уравниваются». Для решения данных психологических проблем необходимо дифференцировать обучение мальчиков и девочек. Обучающие программы желательно создавать с учетом этих психологических особенностей полов. Возможно, проблему могло бы решить создание раздельных классов мальчиков и девочек.

.Психология оперирует достаточным количеством эмпирических данных, подчеркивающих значение полового фактора в психическом развитии. К началу обучения в школе девочки и мальчики уже характеризуются целым рядом половых особенностей, которые необходимо учитывать в образовательном процессе. Между тем множество элементов системы образования ориентированы на бесполого «среднестатистического» ученика, которого не существует в природе.  Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников: учебное пособие, с.40

Полушария мозга мужчин имеют хорошо выраженную специализацию. Например, правое полушарие они используют для ориентации в пространстве, а левое – для речевой деятельности. Полушария женского мозга имеют менее выраженную специализацию, что позволяет правому и левому полушариям работать совместно и дублировать друг друга. Данное обстоятельство дает женщинам определенные преимущества.

Мозг мальчиков, по сравнению с мозгом девочек, более прогрессивная, более дифференцированная, избирательная и экономичная функциональная система. У мальчиков особенно избирательно активны передние отделы мозга, его лобные ассоциативные структуры » — Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников: учебное пособие, с.40

«Прежде всего различия заключаются в темпах созревания ЦНС. В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год-полтора. Общепринято считать возрастом школьной готовности 7-летний возраст, независимо от половой принадлежности. В то же время процесс школьного обучения никак не учитывает уже достаточно выраженные психологические особенности, связанные с половыми дихотомиями. Так, девочки и мальчики одинаково работают на уроках и должны отвечать общим требованиям школы. Достаточно очевидно, что содержание и формы обучения школьники разного пола воспринимают и строят различно. Я.А. Меерсон также указывает на то, что мозг мальчиков и девочек развивается разными темпами: у мальчиков правое полушарие формируется быстрее, чем у девочек, а у девочек быстрее формируется левое полушарие. Этим объясняется тот факт, что девочки читают и пишут лучше мальчиков, у девочек лучше развиты способности к речевой деятельности (за формирование речевой деятельности, учебных навыков письма и чтения отвечает левое полушарие). Однако девочки хуже ориентируются в пространстве вокруг себя и в пространстве своего тела. Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова также обращают внимание на «различия в латерализации функций мозга у мальчиков и мужчин, у девочек и женщин. Мозг мальчика специализируется в некоторых отношениях раньше, чем мозг девочки: к шестилетнему возрасту правое полушарие мозга мальчиков уже специализировано в формировании пространственных представлений, » — Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников: учебное пособие, с.43

……женщины специализируются на адаптации к существующим условиям, а мужчины – на поиске новых путей решения проблемы. Например, женщины, адаптируясь к наступлению холодов, увеличивают количество жировой ткани, а мужчины изобретают отопительные системы. В случае же несоответствия педагогических воздействий половым особенностям психики учащихся, девочки принимают несвойственную им стратегию обучения, а мальчики стараются уйти из-под контроля, так как адаптироваться к несвойственному им виду деятельности исключительно трудно. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры, чтобы отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мальчики же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и переключаются на продуктивную деятельность [148]. Логика развития образовательного процесса приводит к достаточно резкому различию в отношениях к требованиям школы. Если у девочек отношение вполне лояльное к формам и содержанию обучения, а в целом, критичное к социальным формам, то у мальчиков резко выражен негативизм не только к системе школьных взаимоотношений, но и к обучению вообще. Мальчики и девочки по-разному ведут себя в группе: девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух; мальчики начинают соперничество, стремятся установить правила, иерархию в группе [56]. Результаты исследования Е. Маккоби [176]» — Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников: учебное пособие, с.46

Различия в познавательной сфере мальчиков и девочек указывают на необходимость разработки образовательных технологий, учитывающих половые особенности учащихся. Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому академическая успешность обучения девочек выше. Мальчики же должны обучаться не в академической системе готовых знаний, а в системе экспериментальных исследований и научного поиска, экспедиции и походов, «переоткрытия» законов и теорем, взлетов и неудач, споров и соперничества. УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) — Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников: учебное пособие, с.51

  1. Темперамент оказывает влияние на творчество. На примере исследования Онуприенко С. П.  творчества живописцев  можно отследить взаимосвязь между природным  темпераментом и способами выражения его в  живописи:

Произведения меланхоликов выделяются чувственными, эмоциональными, ранимыми  переживаниями,

произведения сангвиников изменчивы в зависимости  от периода жизни и полны созерцания мира,

произведения флегматиков полны уравновешенности, консерватизма,

произведения холериков выражают неудержимую страсть, стремление  утвердить свой стиль, бунтарский характер.

Таким образом природный темперамент  влияет как на выбор тем произведений, так и способ самовыражения и на материалы для произведения. Вероятно,  при обучении  флегматика не стоит ждать от него ярких, экспрессивных решений композиции, а от холерика лучше не требовать уравновешенности и традиционности. Флегматику лучше предложить графические материалы для работы, а меланхолику живописные. Холерик скорее будет изображать движение в своем произведении, а флегматик статику. Сангвиник будет пробовать различные техники и менять их.

    Весьма своеобразно воспринимают окружающий мир и переносят его на холст меланхолики (1 – 19 января, 20 апреля – 19 мая, 20 августа – 19 сентября, 20 – 31 декабря). Будучи людьми глубоко чувственными, мнительными, ранимыми и одновременно чрезвычайно эмоциональными, возбудимыми, они передают в изображаемых образах весь колорит собственных переживаний. По этой причине бывает не просто понять, что имел в виду автор данного произведения, какие мысли обуревали его в момент написания своего творения. Что характерно в данном случае именно для человека земной стихии, так это желание достаточно точно в цветах и теневых гаммах передать не только общий фон, объект восприятия, но довольно-таки скрупулезно «вырисовать» мелкие нюансы увиденного, что визуально, можно сказать стенографически, фиксирует детали созерцаемого предмета, явления или конкретного человека. Картины, фрески, витражи и т. д. прямо-таки с фотографической точностью подчеркивают практически все сколько-нибудь значимые особенности того, что запечатлели глаза художника. См.: Каменский А. А. Живопись // Детская энциклопедия / под ред. Е. И. Афанасенко и др. – 2-е изд. – Т. 12. – М.: Просвещение, 1968. – C. 28. 15 183 » — Онуприенко С. П. Интеллект. Темперамент. Как организовать свою жизнь, с.183

Справедливости ради надо заметить, что точность и тонкое понимание характера, мимики, нравов – лишь одни из многочисленных достоинств меланхоликов-живописцев. Не менее важная особенность их психовосприятия мира, человека, обстановки – умение творчески приукрасить, несколько гиперболизировать, фантастически возвеличить малозаметные факты, обстоятельства будничной, суетной, внешне ничем не примечательной жизни современников. И таким интеллектуально-психологическим порывом, далеко не каждому творцу присущим, обладал гениальный русский художник – Виктор Михайлович Васнецов (род. 15 мая 1848 г.). Будучи представителем из когорты активных «май184 » — Онуприенко С. П. Интеллект. Темперамент. Как организовать свою жизнь, с.184

Сангвиники (20 января – 19 февраля, 20 мая – 19 июня, 20 сентября – 19 октября) – настоящие революционеры в живописи, они часто и от возрастных особенностей меняют стили и жанры своего изобразительного творчества, каждый раз наполняя его новым содержанием. Их нельзя заподозрить в косности, статичности восприятия окружающего мира, что сразу же бросается в глаза при просмотре их динамично построенных композиционных замыслов структуры работы. Ярким образцом подобного подхода можно с полным правом привести творчество русского живописца, активного сангвиника – Ивана Ивановича Шишкина (род. 25 января 1832 г.), одного из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи. Его творческий путь полон поисков своей манеры рисунка, написания маслом, графического изображения. Вначале живописец следовал традициям романтического пейзажа – «Вид на острове Валааме» (1858), затем заинтересовался изображением лесного пейзажа, точным воспроизведением особенностей строения растений – «Рубка леса» (1867), «Лесные дали» (1884), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубовая роща» (1887), «Корабельная роща» (1898), «Утро в сосновом лесу» (1889), а медведей, кстати, пришлось написать другому художнику – К. А. Савицкому. Лес и окружающая живая природа весьма впечатляющи на картинах художника, включая всю гамму дополняющих объектов – песчаные овраги, тонкая струнка ручья в пролеске чащи, но главное – всегда присущая в картинах панорама облачного, хмурого, но чаще подсвеченного бликами солнца голубого неба. Как и сам И. Шишкин отмечал, без неба пейзаж выглядит обеднено, как-то плоско, невесело. Полагаю, в этом-то и заключена биологическая, генетическая, общечеловеческая любовь сангвиника к своему брату – Воздуху, которая наполняет его энергией воздушной стихии. Не случайно мастер любил подолгу оставаться на открытых местах, пронизываясь упоением силы вихрей, наполняясь их энергией и умело отмечая крас187 » — Онуприенко С. П. Интеллект. Темперамент. Как организовать свою жизнь, с.187

Поль Эжен Анри Гоген (род. 7 июня 1848 г.), известном французском живописце, скульпторе, писателе и т. д. Подобно русскому художнику-пилигриму Н. Ге, он также всю жизнь менял профессии, начиная со службы моряком, затем биржевым маклером в Париже и, наконец, стал художником, что первоначально не приносило ему славы и собственного удовлетворения, сделало бедным, расстроило семейные узы и заставило скитаться по миру. Сангвиник П. Гоген всячески пытался найти свой стиль, примкнул к направлению импрессионистов, своеобразно понимая его цели и задачи, часто обращаясь к религиозным темам. В лице отмеченных сангвиников во всем колорите противоречий эпохи предстают динамичные фигуры художников-бун188 » — Онуприенко С. П. Интеллект. Темперамент. Как организовать свою жизнь, с.188

Флегматики (20 февраля – 19 марта, 20 июня – 19 июля, 20 октября – 19 ноября) относятся к живописи с завидным постоянством, вкладывая в искусство весь свой достаточно мощный, по сравнению с меланхоликами и сангвиниками, биоэнергетический потенциал. Все разновидности графики – рисунок, акварель, иллюстрация в книге, плакат, гравюра, офорт – эти и иные способы изобразительного выражения окружающего мира с полным правом подходят в качестве профессиональной работы или увлечений для людей водной стихии. Прежде всего следует напомнить о последовательном, основательном развертывании бытовых, исторических, портретных, пейзажных композиционных замыслов, что отчетливо проявляется в цветовых, свето-теневых особенностях методов, используемых этими художниками. Здесь просматривается неспешность, консервативно-фундаментальность динамики сюжетных компонентов. Было бы слишком неправдоподобным требовать от «водяного» резких сочетаний красок, откровенных всплесков эмоциональной несдержанности в темах и т.п. Пример этому – русский, советский живописец, график, театральный художник Борис Михайлович Кустодиев (род. 7 марта 1878 г.). Поначалу он увлекался христианской, обрядовой православной тематикой – «Ярмарка» (1908), «Масленица» (1908). Таким образом, флегматики даже в периоды революционных подъемов старались всячески смягчить социальные нравы противоборствующих сторон.» — Онуприенко С. П. Интеллект. Темперамент. Как организовать свою жизнь, с.192

Их цель – одуматься, осмыслить то, что вечно, нераздельно сопутствует по линиям судьбы каждому из нас, и не перечеркивать одним махом всего, созданного веками народом, мыслителями, культурой.— Онуприенко С. П. Интеллект. Темперамент. Как организовать свою жизнь, с.193

Холерики. Что означает живопись для представителей знака Огня? Напомню, они охватывают следующие периоды годового цикла: 20 марта – 19 апреля, 20 июля – 19 августа, 20 ноября – 19 декабря. Как правило, люди данного темперамента имеют две существенные особенности, зримо проявляющиеся в их творчестве: во-первых, неудержимая страсть, стремление утвердить свой стиль, свой резко-контрастный характер восприятия мира, непокорность в отношении к статическому, дремлющему, малоподвижному образу жизни и, одновременно, к собственным слабостям, трусости, молчаливости. Во-вторых, эти гиганты духа (биоэнергетического потенциала), физической мощи с не меньшим успехом способны овладеть навыками работы в самых разных видах изобразительного искусства: живопись, 194 » — Онуприенко С. П. Интеллект. Темперамент. Как организовать свою жизнь, с.194

среди этих «гигантов» – Леонардо да Винчи (род. 15 апреля 1452 г.), итальянский скульптор, живописец, архитектор, ученый и инженер. Он умело мог сочетать в своих способностях как своеобразные подходы в станковой, так и в монументальной видах живописи.

Ван Гог– «Ночное кафе» (1888). Он постоянно конфликтовал с окружающими, включая П. Гогена, старался обрести свой стиль написания и индивидуальный, отличный от всех образ жизни. творчестве конца XIX века— Онуприенко С. П. Интеллект. Темперамент. Как организовать свою жизнь, с.197

Список литературы, использованной в контрольной работе:

  1. Шадриков В.Д.Зиновьева Н.А.Кузнецова М.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах.
  2. Богус М. Б. Психолого-педагогические основы развития умственных способностей младших школьников: монография.
  3. Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников: учебное пособие.
  4.  Онуприенко С. П. Интеллект. Темперамент. Как организовать свою жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Здоровьесбережение. Влияние физкультминуток на успеваемость школьников»

тема " Здоровьесбережение.Влияние физкультминуток на успеваемость школьников"...

«Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста»

Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем учащихся и использовать полученные результаты в работе с ним, его родителями и с классом. Кроме этого, учащиеся перешли в старш...

Статья "Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы"

Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы...

Новый взгляд на влияние психологических факторов фортепианного обучения в развитии творческих способностей учащихся.

Целью доклада является показать роль психологических факторов обучения в развитии творческих способностей учащихся....

Психологические факторы, влияющие на успеваемость

В работе рассматриваются психологические факторы, влияющие на успеваемость...

Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

    Аннотация: В статье рассмотрена проблема влияния школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Авторами проанали...

Психологические факторы успеваемости

Известно,  какую  большую  роль  в  жизни  школьников  играет  успеваемость, которую  часто  отождествляют  с  успешностью  и  кот...