Открытый урок по вышивке лентами "Сирень"
методическая разработка на тему

Филичкина Любовь Владимировна

Вышивка лентами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вышивка лентами "Сирень"42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Филичкина Л.В.,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр детского творчества»,

 г. Семёнов Нижегородской области

Технологическая карта урока

по теме «Изготовление игольницы «Сирень»

по программе объединения «Вышитые узоры»

 первого года обучения  

Тип урока:

Комбинированный

Авторы УМК:

Филичкина Любовь Владимировна

Цели урока:

Прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества; познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – «Вышивка шелковыми лентами»

Планируемые образовательные результаты (личностные,

метапредметные, предметные):

Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности; Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку; Предметные: понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное творчество» и «Вышивка», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности

Оборудование:

мультимедийный проектор;

- экран;

- компьютер

Образовательные ресурсы:

Раздаточный материал (технологические карты)


   Технологическая карта урока

Данные о педагоге: Филичкина Любовь Владимировна

Объединение: «Вышитые узоры»

Раздел программы: Вышивка шелковыми лентами.

Тема: «Изготовление игольницы «Сирень»

Цель урока: прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества; познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – «Вышивка шелковыми лентами»

Задачи:

  • Образовательная: сформировать знания о «Вышивке лентами», как виде декоративно-прикладного творчества;
  • Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление;
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
  • Предметные: понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное творчество» и «Вышивка», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;

Средства обучения:

  • Раздаточный материал:
  • печатные тексты: инструкция №2 «По охране труда при выполнении ручных работ»;
  • инструкционная карта по выполнению практической работы «Выполнение французского узелка в вышивке лентами»;
  • инструкционная карта по выполнению практической работы «Вышивка листьев лентами»;
  • канва 20*20 с вышитыми бутонами сирени;
  • цветы-заготовки сирени;
  • нитки ирис жёлтые;
  • комплект инструментов и принадлежностей для ручных работ;
  • Оборудование:

-  мультимедийный проектор;

-  экран;

- компьютер

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы игольниц, технологическая карты), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).

Словарь: игольница, шелковая лента, шов «вперед иголку», прямой шов, французский узелок.

Терминология: выполнить, французский узелок.

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный

Организует начало учебной деятельности;

- Проверяет готовность обучающихся к уроку;

- Создает эмоциональный настрой на совместную работу;

Готовятся к уроку;

- Погружаются в благоприятную атмосферу;

Личностные:

- эмоциональный настрой на урок;

- самоорганизация;

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои

2. Актуализация знаний

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы.

Сплетаются стежки, сливаются в цепочку,

Иголочка ведёт их строго за собой,

Бежит, бежит она и не поставит точку,

Пока не завершит рисунок непростой.

Стежок стежок ещё стежок…

Что проще может быть,

Когда в кресте наискосок

Укладываешь нить.

Но расцветают под иглой

Волшебные цветы!

Секрет у чуда есть? Какой?

О нём расскажешь ты?

Разнообразие видов вышивок.

В ней хранятся мелочи –

Те, что очень колкие;

У одних – на гвоздике,

У других – на полке.

Мастерят умелые

Школьники и школьницы

К маминому празднику

Мягкие ...

Мы сегодня продолжим изучать вышивку лентами на примере игольницы. На прошлом занятии мы из ленточек шириной 12мм изготовили цветы-заготовки для оформления веточки сирени, которые вы можете использовать и для вышивки других картинок, букетов. Также мы с вами вышивали лентами шириной 6 мм на канве бутоны сирени. Эти вышивки нужны нам сегодня на уроке.

Проверить наличие вышивок.  

Определение темы урока «Выполнение французского узелка в вышивке лентами»

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Предполагаемые ответы:

- ВЫШИВКА

- Гладь, крестом, решелье, бисером, верхошов, вышивка  золотом

-ИГОЛЬНИЦЫ

Вышивка лентами. Выполнение французского узелка в вышивке лентами

Личностные:

- активизация имеющихся ранее знаний;

- активное погружение в тему;

- умение осознавать значимость поставленных учебных задач;

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель;

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- умение выделять и формулировать задачи;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- закрепление знаний  по предыдущим темам;

3. Введение новых знаний

Объяснительно- иллюстративный. Рассказ с элементами беседы

- Сообщает новые знания;

- История вышивки лентами начинается с древнейших времен. Первоначально, конечно же, не было лент, поэтому использовали веревку из растительных волокон.

И эта веревка постепенно превратилась сначала в тесьму, а со временем и в ленту. 

Женщины Древнего Рима и Древней Греции украшали волосы полосками ткани и лентами, расшитыми золотом и драгоценными камнями. Также женщины отделывали цветными лентами одежду. Широкое же применение шелковых лент началось в XIV веке. Во французском городе Лионе довольно быстро стало развиваться производство шелковых тканей и ниток.

В 1446 году, по приказу будущего короля Людовика XI, были завезены станки для выделки шелка и изготовления лент. Чуть позже в моде были камзолы и плащи, которые отделывали парчовыми и золотыми лентами. Начинал расти спрос на такой товар. Город Лион со временем стал крупнейшим текстильным центром

Людвиг XIV призывал всех своих придворных одеваться красиво и с выдумкой. При его дворе все предметы туалета (от панталон до обуви) стали украшать лентами, расшитыми жемчугом и драгоценными камнями.

Следующий французский монарх, Людовик XV, сам любил вышивать лентами и дарил свои изделия придворным.

В XIX веке вышивка лентами стала популярна практически среди всех слоев населения.

В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который называли «красота». Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из хлопчатобумажных и шелковых лент. Часто вышитые ленты использовали вместо поясов в праздничном одеянии.

Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шелковыми лентами различных цветочных узоров. Лентами украшали одежду, перетягивая рукава и формируя букетики цветов.

В 1870 годы вышивка шелковыми ленточками получила наибольшее распространение. Лентами декорировали юбки, рукава, лифы, воротники, манжеты платьев, перчатки, шали, муфты, зонтики. В XX веке интерес к этому виду рукоделия снизился так же, как и к остальным его видам. В конце прошлого столетия вышивка шелковыми лентами стала появляться вновь, вспоминается история вышивки лентами, которая в настоящее

время переживает второе рождение.

Игольница – самая первая вещь, которая приобретается или шьется портным. История появления этой полезной вещички уходит в древние века, их изготавливали из ткани и бумаги, которые в то время привозились из-за границы и были очень-очень дорогими. Такую роскошь могли себе позволить лишь очень богатые люди.

Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для рукоделия являлась игольница.

Конечно, можно использовать для хранения иголок купленную подушечку, но гораздо интереснее и приятнее сделать этот аксессуар собственными руками.

Во-первых, игольницу можно использовать по назначению, хранить в ней иголки. Во-вторых, игольница ручной работы настолько красива, что может служить и украшением интерьера.

Предполагаемые ответы:

- Лен, хлопок

-Животного, химические

.

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с другими воспитанниками объединения и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной форме

4. Физминутка

Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся:

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два:

Думай, думай, голова!

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

- Выполняют физические упражнения;

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни

5. Первичное закрепление нового материала

- Актуализирует полученные на уроке новые знания;

- Предлагает продолжить фразы:

«Я не знала, что……»

«Я поняла, что……»

- Слушают учителя;

- Обобщают новые знания;

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи;

  1. 6.1. Применение знаний на практике

-Ребята, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить и вышивать?

Предполагаемые ответы:

-без техники безопасности,

-умение шить ручными стежками

Повторяем технику безопасности «Инструкция №2 по охране труда при выполнении ручных работ»

«Инструменты и приспособления».

-Какие инструменты могут понадобиться?

«Материалы».

- Для выполнения вышивки для игольницы нам понадобятся следующие материалы:

Заготовки из лент,  нитки ирис жёлтого цвета, канта с вышивкой, зелёные ленты шир. 25 мм.

 «Применение французского узелка в вышивке лентами»

- Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:

  • Сообщает учащимся название практической работы;
  • Разъясняет задачи практической работы;
  • Знакомит с объектом труда – образцом;
  • Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы;

- Контролирует выполнение учащимися практической работы;

- Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени;

-Какие трудности возникли при выполнении работы?

Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на правильность выполнения французского узелка.

Подумайте: где можно использовать изученный элемент? (демонстрация нескольких изделий)

Ответы:

ножницы, иголка для вышивки лентами, наперсток

Организуют рабочее место;

- Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы;

- Выполняют практическую работу: «Вышивка ветки сирени»;

«Вышивка листьев»

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- мотивация на творческую деятельность;

- осознание ответственности за качество своей деятельности;

- проявление самостоятельности;

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение осуществлять контроль по результату;

Познавательные:

- умение решать практические задачи на творческом уровне;

- умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;

- умение соблюдать трудовую дисциплину;

- умение применять методы художественного оформления изделий;

- умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;

- умение обосновывать критерии качества конечного результата;

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- закрепление знаний по выбору цветовой гаммы;

- применение знаний на практике  по вышивке лентами

6.2

- Проводит заключительный инструктаж:

  • Организует выставку выполненных эскизов на доске;
  • Анализирует выполнение самостоятельной работы;
  • Организует разбор типичных ошибок учащихся;
  • Направляет учащихся на формулирование способов устранения ошибок

- Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения

Рефлексия

Когда это знание будет вам необходимо?

Как вы открыли новое знание?

Оцените свою работу на уроке.

- Дает объективную и комментированную оценку результатов индивидуального труда учащихся на уроке.

 Оценивают при помощи карточек свою работу на уроке.

Личностные:

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку;

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение других учащихся объединения

8. Домашнее задание

На следующем занятии мы с вами продолжим изготовление игольницы. Вам нужно принести: вышивку, клей Момент, цветной картон, ленты шириной 12 мм, ножницы, наполнитель синтепон или вату.  

 Если вышивка не выполнена до конца, доделать дома.

 Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку.

- Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;

- Записывают домашнее задание в дневник;

Предмет, класс, тема

Методы обучения

Тип урока

Планируемые результаты освоения содержания урока

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Объединение «Вышитые узоры»

Тема: «Вышивка лентами»

Словесные, наглядные, практические, частично- поисковый

Комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)

-Установление связей и значимости данного вида деятельности;

- Умение мотивировать свою деятельность;

- Осознание своих возможностей

- Проявление интереса к новому содержанию;

- Осознание ответственности за качество своей деятельности

- Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов;

Самостоятельное решение творческих задач;

- Выбор способа выполнения задания, аккумулирование нужной информации;

Умение строить логическую цепочку рассуждений; Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Составление плана действий и применение его для решения творческих задач;

Прогнозиро-вание результата труда;

-Умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

Ответственное отношение к практической деятельности;

-Умение осуществлять учебное сотрудничество;

-Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого;

Умение выражать свое мнение, аргументировать и участвовать в коллективном обсуждении;

- Умение вести диалоговую беседу;

Понимание и определение понятий: «Декоративно-прикладное творчество», «Вышивка», «Шаблон», «Прокладочные материалы»;

- Умение устанавливать взаимосвязь знаний по  разным предметам и темам для решения практических  учебных задач;

-Умение приме-нять

 знания в практической деятельности;

- Овладение способами эстетического оформления изделия  

       Работа в группах

       Работа с текстом

      Ведение диалога, объяснение

      Выполнение практической работы (индивидуальная работа)

Оборудование:  мультимедийный проектор;

- экран;

- компьютер;

Презентация:

- «Вышивка»;

Раздаточный материал:

- книги «Вышивка лентами»;

«Художественная гладь»;

«Виды вышивок»

- печатные тексты: «Материалы и инструменты», «Шаблоны для изготовления элементов игольницы»;

-инструкционные карты по выполнению практической работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Виды швов ручной вышивки"

 Данный урок является первым из цикла уроков по изучению строчевой вышивки "мережка". Применение интерактивных демонстрационных слайдов делает занятие более интересным,излагаемый материал наглядным...

Разработка открытого урока "Вышивка бисером"

  Вышивка — широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Традиция расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом, перламутром, пуговицами существует...

открытый урок по технологии в 8 классе по теме "Вышивка гладью"

Урок с элементами театрализации: "...мы сегодня собрались с вами для того, чтобы поговорить о вышивке гладью, познакомиться с работами наших бабушек, узнать новое про вышивку и про проекты, загадать з...

Методическая разработка открытого занятия по вышивке на тему «Розочка-паутинка из лент» в технике вышивка шелковыми лентами.

Вашему вниманию представляю авторскую разработку занятия по вашивке лентами. Это занятие я проводила с двумя воспитаницами объединения для учащихся педагогического коллежда....

Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...

Открытый урок технологии «Вышивка крестом» в 5 классе

Цель: Сформировать у учащихся знания по русской национальной вышивкеЗадачи:Сформировать у девочек специальные умения и навыки – работу с канвой и пяльцами;Содействовать в ходе урока формированию...