открытый урок по технологии в 8 классе по теме "Вышивка гладью"
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

Урок с элементами театрализации: "...мы сегодня собрались с вами для того, чтобы поговорить о вышивке гладью, познакомиться с работами наших бабушек, узнать новое про вышивку и про проекты, загадать загадки и узнать деревенские новости…"

К уроку прилагается хорошая презентация размером 6 Мб. При необходимости обращайтесь, вышлю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ«Нименьгская основная общеобразовательная школа»

                   Открытый урок по технологии в 8 классе по теме:

Проектная деятельность.

Вышивка гладью.

«Нименьгские посиделки».

Подготовила и провела – учитель технологии Салтыкова Любовь Николаевна

Цели урока:

Образовательная – расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий, узорах, применяемых при вышивке, совершенствовать приёмы вышивания.

Развивающая – развитие творческих способностей, эстетического вкуса, аккуратности.

Воспитательная – воспитывать бережное отношения к культурным традициям и обычаям.

Форма проведения урока: урок с элементами театрализации

Тип урока: комбинированный

Оборудование для учителя: предметы деревенского быта из д. Нименьга - предметы домашнего обихода, сундук с приданым. Оформлена небольшая выставка детского прикладного творчества школьников: шитьё, вязание.

Оборудование для учащихся: образцы изделий с различными видами вышивки, ножницы, пяльцы, вышивка (своя работа), нитки и пр. принадлежности.

Место для проведения урока  оформлено  в виде деревенской избы.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Вступление. Мотивационная беседа с последующим определением темы урока (слова ведущего).

3. Основная часть:

 а)  слова учащихся + сообщения учащихся + презентация о подзорах;

б) практическая деятельность учащихся -  упражнение - Диаграмма «Паучок» в) новый материал  - упражнение «Дизайн – анализ»

5. Заключительная часть посиделок (подведение итогов).

6. Рефлексия.

                                                                         

                                        Ход урока:

Действующие лица: ведущая, 4девушки, парни. На столе стоит русский самовар, чайный сервиз. Тарелки с печеньем, пряниками, конфетами. За столом расположились девочки в русских народных костюмах. Они вышивают. Тут же на столе, рядом, раскрытые шкатулочки с предметами рукоделья. Выходит ведущая праздника (учитель)  в русском сарафане. На фоне приглушённой музыки (русской народной мелодии) ведущая начинает урок.

1. Организационный момент. СЛАЙД №1
Ведущий:  Здравствуйте люди добрые!

Из разных волостей прибыли вы на наши Нименьгские посиделки.

Мы приглашаем вас  вспомнить  старину заветную наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня собирались они в просторной горнице.

Заглянем в прошлое. СЛАЙД № 2 ,3,4.

2. Вступление.

В толковом словаре Вл. Ив. Даля говорится, что на посиделки собиралась крестьянская молодежь “по осенним и зимним ночам, под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен”. А еще В. Даль называет русские посиделки вечерками,  супрядками, беседками, досветками.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно – собирались, чтобы себя показать и других посмотреть. Здесь же велись  неторопливые беседы о деревенских новостях, о домашних делах. Собравшиеся занимались каким-нибудь рукоделием и о нем говорили, советовались, делились приемами любимого ремесла. А еще на посиделках пели, шутили, загадки загадывали, танцевали.

И мы сегодня собрались с вами для того, чтобы поговорить о вышивке гладью, познакомиться с работами наших бабушек, узнать новое про вышивку и про проекты, загадать загадки и узнать деревенские новости…

Вспомним старину.

Времена давно не те,

Праздники другие,

Но обычаи старины

Помним, любим, чтим мы!  СЛАЙД №5

Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене.   Пора начинать. Девушки уже собрались, а вот парней что-то не видно. ( За дверью раздаётся стук и смех).  Да нет, вот и они. СЛАЙД №6  Входят парни.

3. Основная часть (а).

1 парень:       Вы нас ждали,

                        Мы пришли,

                        Угощенье принесли.

                         Ешьте на здоровье –

                         Пряники, печенье (угощают девчат).

1 девушка:    Этого полно у нас. (Достаёт тарелку с пряниками, печеньем, конфетами и ставит на стол.)

                        Принесли вы про запас.

                        Что – то грустно стало нам,

                        Очень рады мы гостям.

Ведущий, обращаясь к  парням:    

  Проходите, проходите,

Девушек повеселите.

Начинаем посиделки.

Для друзей и для гостей.

1 дев.

 Я не работаю пока

Как удивить родных тогда?

Что подарить на новый год,

Который уж вот-вот грядет.

2 дев.  

Я сижу и  вышиваю
Красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами,
С теплыми облаками.

Вышью я, подруженьки, салфетку

Необычную, красивую, нужную,

Чтобы радовала  она  глаз

И, конечно, же всех нас.

3 дев.

Я сижу и  вышиваю
Чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами,
Со рыскучими зверями.

Я так проблему просто решу:

Вышитую салфетку маме подарю

Затем я вышью другую и

 Подарю её бабуле.

4 дев.

Я сижу и  вышиваю
Сине море со волнами,
Сине море со волнами,
Со белыми кораблями.

А я в свое творение

Всю душу и тепло вложу,

Чтоб мамочке любимой

С  ней было хорошо.

2 парень:  Да, дом вести - не головой трясти, всё надо припасти.
3 парень: Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?

Ариша: Да я не Акуля, я Ариша. Да я, наверно,  ещё пороть буду.
1 парень: Ха –ха, ха! Поспешишь - людей насмешишь.
Марина К.: Знаем, знаем. Семь раз отмерь - один раз отрежь!  

Марина Б.: А помните ли вы, что : (проговаривает и показывает эти предметы)

  1. Иголки и ножницы

      Требуют осторожности.

      Каждый должен твердо знать      

 Как их класть, и как передавать.

  1. Лезвия  закрыты

      Кольцо с кольцом:

      Ножницы «отдыхают»

     «Работать» будут потом.

Слава: А как их передавать?

      В  школе и дома.

      Всегда и везде.

      Кольцами вперёд,

      Лезвиями к себе.

  1. У иголок и булавок  

      Есть своя подружка:

      Изготовленная нами.

      Игольница – подушка.

  1. Иглы и материалы,

      Нитки, ножницы, лекала.

      По порядку разложить-

      И вышивку  можно шить!

Татьяна: Слава, а Слава,  а давай с тобой в рифмы играть.
Слава: А что это такое - рифмы?
Татьяна: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Слава: Моего папашу Кузьмой звали.
Татьяна: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Слава: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Марина Б.: Славик, ну это же шутка. Так для рифмы говорят.

Женя, а как  твово дедушку звали?
Женя: Моего дедушку звали Иваном.
Марина Б.: Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает -
Твово дедушку ругает.
Женя (сердито):  Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
Арина: Да это же для рифмы, Женя.
Женя: Вот я тебе дам рифмы!
Вед.:   Будет вам ругаться, да ссориться, послушайте:                                           

Припасла я вам сундук с разными вещами.

Разбирать мне не досуг, посмотрите сами.  СЛАЙД №7.  

(Ведущий  открывает сундук.  По очереди ученики вынимают старинные вещи и коротко рассказывают о них. (полотенца, скатерти, салфетки и пр..).

1. Сообщение ученика про салфетки.

                                                                    Салфетки.
Салфетки - обязательный элемент сервировки стола.
А в толковом словаре русского языка  написано, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть.

СЛАЙД № 8 (картинки с разными  салфетками).  
Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы.
В России салфетки получили распространение лишь в XVIII веке.
В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток — тканевые и бумажные.
Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки.

2. Сообщение ученика про скатерти.

Скатерти

На Руси скатерть издавна была самым обычным предметом не только княжеского, но и крестьянского обихода. Все это благодаря тому, что одним из основных видов крестьянского ремесла на Руси было ткачество. Скатерть была символом благополучия и щедрости русской души. Недаром во многих русских сказках и преданиях фигурирует скатерть-самобранка (волшебная скатерть, способная сама себя сервировать). Первоначально скатерти использовались только для сервировки стола, позже и для украшения интерьера. Современные скатерти играют едва ли не самую важную роль на праздничном столе.  СЛАЙД № 9  

Скатерть первая привлекает к себе внимание гостей, а уже потом они обращают внимание на сервировку и все остальное. Поэтому красивая скатерть — не просто хорошее украшение для стола, а признак хорошего, утонченного вкуса хозяев.

3. Сообщение ученика про полотенце. СЛАЙД №10.

         

                                            Полотенце.

В древности это был не слишком большой отрез домотканого материала, который украшали кто, как мог – вышивкой различной сложности, кружевом или аппликациями из узких лент кумача. А вот великолепные праздничные полотенца не обходились скромным орнаментом и напоминали настоящие произведения искусства! Они навешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб в красном углу. По обычаю, полотенца являлись важной частью приданого невесты. Им одаривали родственников жениха, дружков, сватов. В день свадьбы полотенце применялось в обряде «соединения молодых» перед венцом: им связывали руки жениха и невесты «на веки вечные, на годы долгие». Полотенцем одаривали бабку-повитуху, принимавшую роды, кума и куму, крестивших младенца. Особую роль оно играло в погребально-поминальной обрядности. По поверью русских крестьян, в полотенце, вывешенное в день смерти человека на окно, сорок дней находилась его душа.  Однако,  для большинства современных людей полотенце является самым обычным бытовым предметом, не способным, по их мнению, на что-то большее.

СЛАЙДЫ № 11,12,13,14,15(разные вышивки на полотенцах).

1 дев. Достает из сундука то-ли салфетку, то-ли скатерть, не понимает.

«А что же это такое?»                                                                                                                            Слава : Да, это же подзор. Я подготовил презентацию о подзорах. Посмотрите мою презентацию…  Марина Б.: Подходит к сундуку, вновь достает салфетки и  ….« Сколько здесь салфеток много! Какие они разные, но все очень красивые, вышивка интересная , гладь… Ой, а это что такое?» Разворачивает узелок, а там различные яркие рисунки вышивок ( нахваливает их, рекомендует ребятам).

3.Основная часть (б).

Вед.: Какая красота! Умели вышивать наши бабушки!  Давайте поближе рассмотрим  салфетку, ту, которая вам наиболее понравилась. Проведём анализ (исследование) – применим упражнение под названием - диаграмма «Паучок», вам уже знакомый. Давайте вспомним   критерии оценивания по 5-ти бальной шкале.  Например:

1.размер

2. аккуратность (внешний вид)

3.  наличие узелков на лиц. и  изн. сторон

4. наличие видов вышивки

5. использование разных  цветов  ниток

6. обработка края салфетки и др..

   Оценивая салфетки ученики  делают для себя выводы (что бы они изменили, усовершенствовали в своей работе, например:

** узелков не должно быть видно на своей работе;

** можно применять другие нитки и виды глади, а ещё и другие ручные швы;

** свободное место на ткани должно быть вышито дополнительными элементами;

** надо проявлять аккуратность в работе;

** при защите проекта надо учесть то, о чём говорили сегодня на уроке и т.д.

Учитель обобщает выводы учеников. Рассматривая их начатые вышивки,  даёт необходимые рекомендации каждому для дальнейшей работы.

3. Основная часть (в).

Ребята, я хочу вас познакомить с ещё одним упражнением, который позволяет выполнить общий дизайн -  анализ  изделия.  Объяснение учителя.

СЛАЙД №16

№1

Критерии

Спецификация

1.

Что это?

подарок

2.

Какой подарок?

Сделанный своими руками

3.

Для кого?

Для любимой мамы

4.

Из какого материала сделана и как выглядит?

Из х/б, льняной ткани. Красивая, аккуратная.

5.

Функциональное назначение?

Должна вписаться в интерьер квартиры.

6.

В чем сложность изготовления?

Спрятать узелки.

7.

Оборудование и инструменты?

Нитки мулине, ирис, иглы, ножницы, напёрсток, пяльцы

СЛАЙД № 17

5. Заключительная часть посиделок  (подведение итогов). 

Учитель обращает внимание ребят на ранее выполненные проекты, рассказывает про них, показывает лучшие; комментирует, на что надо обратить внимание при выполнении своего проекта и при его защите.

Ведущий:   Интересные вещи сохранились в бабушкином сундуке.

А теперь настало время небылицы рассказать, народ удивить.

Девушки и парни рассказывают небылицы по очереди.

                   

         1.Слава - Старину спою вам стародавнюю

Стародавнюю да небывалую.

Утром лёг, да не поужинал,

Ночью встал, да не позавтракал.

           2. Женя - То вам не чудо, не диковинка,

Видел чудо чуднее того:

Среди моря овин горит,

По чистому полю корабль бежит.

          3. Слава - То вам не чудо, не диковинка,

Уж я видел чудо чуднее того:

Курица под лавкой объягнилась,

Корова на лыжах покатилась.

        4. Татьяна - Это вам не чудо, не диковина,

Ещё вам чудо чуднее того:

Козёл по полю летал,

Он мякину собирал.

                5.Слава - И тому чуду не дивуйтесь,

Я видел чудо чуднее того:

Уж как курочка бычка родила,

Поросёночек  яичко снёс.

              6.   Марина К. - На коня баран залез

                                  И поехал прямо в лес.

       7.  Марина Б. - Как у нашего Мирона

              На носу сидит ворона.

                                  А на дереве ежи

              Строят гнёзда из лапши.

8.  Арина - Чепуха! Чепуха!

  Это просто враки.

               Куры съели петуха-

              Думали собаки.

Ведущий:  Небылицы хороши, – посмеялись от души.

                                             А сейчас для вас, ребятки,

                        Загадаю я загадки.

                        Знаю, знаю наперёд –

                        Вы смекалистый народ.

  1. Новая посудина, а вся в дырках (решето)
  2. Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)
  3. Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват)
  4. Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате)
  5. На стене висит, болтается

За него всяк хватается (полотенце)

  1. Кривой конь лезет в огонь (кочерга)
  2. Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)

Ведущий: Собралось к нам гостей из всех волостей.

                   А кто хочет из гостей проявить смекалку - отгадать загадку?

                      (загадки  для гостей из сундука)                 

 1. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает, а сам на отдых идет (ухват)

        2.Черный конь

        Прыгает в огонь (кочерга)

3.Сколько ни мучь, ни кипяти, а белее не сделаешь (чугунок)

          4.Сверху дыра и снизу дыра,

   А в середине - огонь да вода (самовар)  

                5.Утка в море-

                Хвост на воле (ковш)

6.Висит баба на грядках,

Вся в заплатках,

Заплата на заплате,

А дырьё не зашито (корзина)

                7. Всех кормлю с охотою,

                 А сама безротая (ложка).

8. Идет пароход-

То взад, то вперёд,

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать (утюг)

                9.Сидит уточка посреди стола,

                Хоть и маленька, а всем нужна (солонка)

Отгадавшие получают конфеты.

Ведущий:     

Посиделки – вечеринки

Звёзды в праздничной выси.

Это – русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Татьяна:

 Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: « До новых встреч!» (все вместе).  

Ведущий:

Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по"сусекам"
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,          

Их бы надо возродить!    СЛАЙДЫ №18.

6. Рефлексия. На столах  гостей  прикреплены по  три  разных смайлика. Ведущий (учитель) просит присутствующих оставить тот смайлик, который  выразит своё отношение к  увиденному (красный – очень хорошо, зелёный – так себе, жёлтый  - ничего особенного).

Используемая литература и сайты:

1. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/klassnyi-chas-v-5-klasse-russkie-posidelki

2. http://www.vlivkor.com/2008/03/11/zimnie_posidelki.html

3. http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/posidelki

 4. http://www.neva-mozaika.ru/about.php?action=allcoursephoto&pAboutId=5

5. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры /авт. – сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2007.-127 с.

6. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И. А. Сасовой.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 296 с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация открытого урока по технологии (1 класс). Тема: "Аппликации из ладошек"

Конспект разработан в соответсвии с ФГОС по программе "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок по технологии 5 класс

Материалы по подготовке и проведению открытого урока по технологии в 5 классе. Класс неделимый (совмесного обучения мальчиков и девочек)....

открытый урок по технологии 7 класс

Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, углубление, обобщение и систематизации знаний о народном творчестве.Обучение технологии вышивки гладью.Учить созданию краси...

разработка открытого урока по технологии 6 класс Тема: "Фоторамка в технике квиллинг"

Разработка открытого урока. Тема: "Фоторамка в технике Квиллинг"...

план-конспект открытого урока по технологии 7 класса

план- конспект открытого урока "Отделка выжиганием разделочной  доски" 7 класс...

Открытый урок по технологии. 7 класс. Устройство и работа токарного станка СТД-120М.

Методическая разработка по предмету Технология. План-конспект открытого занятия по теме: Устройство и работа токарного станка СТД-120М". 7 класс (мальчики).В работе указаны основные цели и задачи, кот...

открытый урок по технологии 5 класс "Подарок для ветерана ВОВ"

На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением танка из фанеры, учатся оформлять подарок,  формулируют  тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления подарка, знакомятся с в...