Словесно-буквенные игры и упражнения
учебно-методический материал на тему

Калентьева Екатерина Евгеньевна

Данный материал может использоваться на занятиях по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesno-bukvennye_igry.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

            В процессе обучения детей художественному слову большое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи учащихся, расширению словарного запаса, развитию образного и логического мышления. Этому во многом способствует набор словесно-буквенных игр и упражнений, который используется, преимущественно, на начальном этапе освоения программы. Игровая форма организации учебного занятия позволяет учащимся получать полезные знания и умения в непринужденной обстановке, тем самым, формируя внутреннюю мотивацию к художественному творчеству.

        В ходе реализации модуля словесно-буквенных игр и упражнений предполагается личностный рост учащихся, поскольку зачастую у ребят возникает желание провести подобные игры в своем классном коллективе, дружеской компании, в семье. Таким образом, участник программы становится организатором коллективного творческого дела по интересам.

        Перечень словесно-буквенных игр и упражнений.

Подбери слова (имена существительные)

  • Слова, которые начинаются и оканчиваются буквой «а». Например, азбука
  • Слова, в которых подряд пишется две буквы «с». Например, масса
  • Слова, которые оканчиваются буквой «ж». Например, гараж
  • Слова, в которых две гласные буквы, и обе «е». Например, берет

Соедини слова.

Два или более слов, состоящих из одинакового количества букв, записываются в столбик. Задача игрока – соединить эти слова в строчку  с помощью новых слов, подходящих по буквам.

Например:                Ч      е       К       

                              п   Е     р        Е ц

                              с   Т           о  Н

                                о В     ра      Г

                              л   Е    м        У р

                                   Р  естав    Р ация

                                   Г     ол     У  бь

СЛОВАРНОЕ ЛОТО

Для этой игры нужно сделать карточки со слогами (по одному слогу на каждой карточке):

БА-БА-БЫ, ВА-ВИ-ВО-ВЫ, ГА-ГИ-ГО-ГУ,

ДА-ДА-ДО-ДЫ, ЖА-ЖЕ-ЖИ, ЗА-ЗИ-ЗО,

КА-КИ-КО-КУ, ЛА-ЛИ-ЛО-ЛЫ,

МА-МИ-МО-МЫ-МЯ, НА-НИ-НО-НЮ,

ПА-ПЕ-ПИ-ПО, РА-РЕ-РИ-РО-РЫ-РЯ,

СА-СИ-СО-СЫ, ТА-ТИ-ТО-ТЫ,

ФА, ХА, ЦА, ЧА-ЧИ, ША-ШИ, ЩИ.

И шесть карточек со звездочками, заменяющими любой слог.

Карточки тасуют и раздают игрокам по 6—8 штук, остальные кладут в стопку буквами вниз.

Ведущий вынимает любую карточку из стопки и громко называет написанный на ней слог. Каждый играющий старается как можно скорее найти среди своих карточек такой слог, который составил бы с названным слогом слово (имя существительное в именительном падеже). Тому, кто первый составит слово, ведущий отдает свою карточку. Если названный слог не использован, то он откладывается в сторону. Кому попадется карточка со звездочкой, оказывается в преимущественном положении: ведь она заменяет любой слог. Выигрывает тот, кто первый составит заранее оговоренное количество слов или первый использует все свои карточки.

ВЕРТОЛИНА

Необходимо изготовить несколько картонных шестигранников, на которых  написаны самые распространенные буквы, с которых начинается множество слов. В центре каждого шестигранника прокалывается дырочка, в которую просовывается и закрепляется кусочек зубочистки или спички. В результате минутной работы получится такой буквенный волчок. Точнее, несколько буквенных волчков.

На отдельных карточках пишутся темы любой сложности и направленности. Например: «животные», «растения», «предметы интерьера», «столицы» и т.д. Игроки по очереди читают вслух карточку с темой и, раскрутив любой волчок, узнают букву, с которой должно начинаться слово по выбранной тематике. Первый назвавший верное слово получает очко. Затем меняется тема и снова раскручивается волчок. Выигрывает игрок, набравший максимальное количество очков.

Можно немного усложнить, видоизменить игру, если к волчкам добавить обычный игральный кубик, который покажет, из скольких букв должно состоять слово (темы при этом не учитываются). А волчок покажет букву, с которой это слово должно начинаться. Выигрывает очко тот, кто первым назовет слово, удовлетворяющее обоим критериям.

ЗАПУТАННЫЕ ПОГОВОРКИ

На  листочках напечатаны русские народные пословицы или поговорки.  Каждую пословицу  или поговорку разрезаем пополам. Карточки разделить на две части — начало и конец пословиц — и перемешать.

Варианты игры. Например, раздать участникам только начала пословиц, а конец пусть придумают сами. Или раздать конец — пусть подумают и напишут, какое может быть у пословицы начало.

Или, раздав начало, предложить самим найти среди предложенных карточек концы.

СТИХОТВОРНАЯ КАША

Известное стихотворение разрезать на отдельные фразы, из которых его нужно восстановить. Чем короче фразы, тем труднее это сделать.

Каждому игроку можно положить по кучке этой стихотворной «кашки» и посмотреть, кто быстрее справится с заданием.


ПИРАМИДА

Учащимся необходимо заполнить пирамиду словами, каждый пропуск – буква.                                              

                                                      В__Д  (вид)

                                                   В__ __ Д  (вход, ввод)

                                                В__ __ __ Д  (выход, выпад)

                                             В __ __ __ __ Д (восход)

                                          В__ __ __ __ __  Д (водопад, водород)

                                        В__ __ __ __ __ __  Д (виноград, вездеход)

                                     В __ __ __ __ __ __ __  Д (велосипед)

УГАДАЙ ГЕРОЯ.

Зашифрованы герои книг, мультфильмов. Необходимо правильно расставить буквы в слове.

 М И НА Л Ь ВА (Мальвина)

 У Ш К О Л А З (Золушка)

 Ч М О К А Й В О Д Ю (Дюймовочка)

Р Ы М Д О Й Д О (Мойдодыр)

Д О Ч У Р КА (Дурачок)

Г О С К У Р Е Ч А Н (Снегурочка)

Ю Р Х А Ш (Хрюша)

Пять к одному.

Выбирается слово, его буквы  записываются в строку,   на большом расстоянии друг от друга. Задача – написать 5 слов, на каждую букву слова.

Например,            З                О              Н              Т

                      1. зима          олень       нога          труба  

                      2. заяц           осень       ночь          тень

                      3. звук          окно         нрав          точка

                      4. зуб            очерк       норка        трава

                      5.зверь         осел         низ             тишина

ГОРОДА    

Игроки    чертят таблицу. Варианты названия колонок.

Город

Страна

Растение

Животное

Имя

Баллы.

Далее разыгрывается буква алфавита. На нее за время учащиеся заполняют таблицу. В ходе проверки совпадения вычеркиваются, подсчитывается количество баллов.

БАЛДА.

Игроки (2, 3, 4 человека) расчерчивают поле 5*5 или 7*7, вписывают слово из 5 или 7 букв соответственно. Ход – добавление 1 буквы, чтобы получилось новое слово. Количество заработанных баллов – количество букв в слове.

   

С

Е

Т

К

А

ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией.

Предлагаемые варианты помогут ребенку под вашим неусыпным контролем бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроени...

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Игры и упражнения

Представлены игры и упражненрия на развитие навыков саморегуляции...

Диагностичесие игры и упражнения

Диагностические игры и упражнения применяют на лидерских занятиях активистов....

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

участие в V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика», статья на тему: «Игры и упражнений для организации пианистических движений в донотный период обучения игре на фортепиано

Аннотация: Настоящая статья раскрывает значение использования игровых приемов при обучении детей младшего возраста игре на фортепиано. Приводятся примеры конкретных пальчиковых игр, применяемых педаго...