участие в V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика», статья на тему: «Игры и упражнений для организации пианистических движений в донотный период обучения игре на фортепиано
статья

Зайцева Лариса Николаевна

Аннотация: Настоящая статья раскрывает значение использования игровых приемов при обучении детей младшего возраста игре на фортепиано. Приводятся примеры конкретных пальчиковых игр, применяемых педагогом в донотный период обучения. Данная статья может быть полезна преподавателям детских школ искусств по классу фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zaytsevoy_l.n.docx30.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лариса Николаевна Зайцева

преподаватель

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

“Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПИАНИСТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В ДОНОТНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ

НА ФОРТЕПИАНО

Аннотация: Настоящая статья раскрывает значение использования игровых приемов при обучении детей младшего возраста игре на фортепиано. Приводятся примеры конкретных пальчиковых игр, применяемых педагогом в донотный период обучения. Данная статья может быть полезна преподавателям детских школ искусств по классу фортепиано.

Ключевые слова: начальный этап, донотный период, пальчиковые игры

Abstract:This article reveals the importance of using playing techniques in teaching young children to play the piano. Examples of specific finger games used by the teacher in the donor period of training are given. This article may be useful for teachers of children's art schools in the piano class.

Keywords:initial stage, donor period, finger games

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

Первоначальная подготовка игре на инструменте – это не отдельная область работы с учеником, а его основа. И я считаю, что начиная заниматься с маленькими детьми, прежде всего нужно постараться не испугать их каким-то серьезным материалом, что может представится им утомительным. Здесь огромная роль отводится педагогическому таланту преподавателя, его силе влияния на ребенка.

Анализ известных ученых, педагогов и психологов доказывают допустимость и потребность формирования у ребенка таких психических процессов, как воображение, память, мышление, с очень раннего возраста. Ведь пианист прежде всего должен иметь четкое представление об исполняемой музыке, понимать ее внутренний скрытый замысел, должен раскрывать сам и доносить до слушателя характер произведения и собственное отношение к нему. Нередко педагоги направляют свое внимание на техничное исполнение, отчего обучение приобретает технологический характер в ущерб эмоциональному, художественному развитию ребенка.

В процессе обучения игре на фортепиано находятся в постоянном взаимодействии две творческие индивидуальности: педагог и ученик. «Методические средства», применяемые в этом случае, это не только методы, касающиеся исполнения, но, прежде всего, формы и способы передачи их учащемуся, для облегчения овладения пианистическими приемами. И главной формой, я считаю, вначале обучения детей является игра, как ведущий вид деятельности маленького ученика. Ребенок по своим общепсихологическим особенностям не может трудиться как взрослый человек. Максимально он может раскрыть свой потенциал в моментах, которые ему близки, таких как игра, которая помогает сделать обучение интересным, раскрывает способности детей и активизирует их творческие наклонности. С помощью игры каждый извлекаемый звук или любая пьеса приобретает эмоциональное, образное содержание. Важно построить так урок-игру, чтобы ребенок сам ставил перед собой задачи и сам их решал.

На уроках необходимо выстроить радостную, приятную атмосферу, для обеспечения ученику максимального психологического комфорта, уверенности в своих возможностях и силах. Важно избегать замечаний, если ребенок ошибается, лучше постараться найти какое-то неординарное решение, использовав для этого возможности игры, где нет ни ученика, ни учителя, а есть равные партнеры, одинаково заинтересованные в положительном результате.

В своей работе на начальном этапе обучения игре на фортепиано, в качестве центрального методического приема, я активно использую пальчиковые игры в донотный период, а также различные упражнения, которые развивают координацию движений, цепкость и свободу рук, глубокое взятия звука на легато. Донотный период – это своеобразный фундамент, на котором строится все дальнейшее обучение игре на инструменте. И именно в этот период формируется понятие ритмической пульсации, развитие эмоций, постановка аппарата, координация движений. Эти игры и упражнения развивают способность фокусироваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, а также ученик совершенствует умение соотнести то, что он видит и слышит с линией движения его руки. Литературный текст или стихи – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Дети учатся слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. С помощью пальчиковых игр ученик получает разнообразные слуховые, зрительные и тактильные впечатления.

Хотелось бы остановиться на конкретных пальчиковых играх, которые я использую на уроках.

Пальчиковые игры

Известный педагог В.С. Сухомлинский является автором следующего высказывания: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». И действительно, о пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном многофункциональном дидактическом и развивающем материале обучения пианиста в донотный период. Пальчиковые игры – помощники того, чтобы подготовить руку к фортепианной игре. В пальчиковых играх дети учатся концентрироваться и ощущать работу каждого пальчика в отдельности в различных комбинациях с остальными: развивается и кожная чувствительность, и чуткая тактильность кончиков пальцев.

  1. Упражнение «Семья». Ученик понимает, как надо правильно держать пальцы и их разгибать. Вытягиваем одну руку, сжатую в кулачок. Пальчики поочередно, начиная с большого, выпрямляются, но не до конца и вместе кланяются на последней строчке. Надо обращать внимание на то, чтобы пальца не находились в напряжённом состоянии!

Этот пальчик – дедуля,

Этот пальчик – бабуля,

Этот пальчик – папуля,

Этот пальчик – мамуля,

Этот пальчик – я!

Вот и вся наша семья!

  1. Упражнение «Сороконожки».

Это упражнение на поочередное переступание по поверхности рук закругленных пальцев.

Две сороконожки бежали по дорожке, – Десять пальцев изображают движение ножек.

Побежали, побежали и друг друга догнали! – Пальцы на правой руке «бегут» по левой, а пальцы левой руки также бегут по правой.

Так друг друга и обняли, что едва мы их разняли. – Пальчики крепко цепляются в замок.

  1. Упражнение «Мишка».

Это упражнение на поочередное сочетание расслабленных и активных движений.

Все ежата – Ручки соединяем в замок, и они становятся ежиками, а пальцы выпрямляем не разделяя замка - колючие иголки.

И ленивые медвежата – Ручки опущены, болтаются, теперь они ленивые.

И воробушки проснулись – Пальцы соединяем для имитации клювиков, кушают зернышки.

И галчата встрепенулись – Пальчики (не кисти) имитируют движение крылышек у птичек.

Динь-динь, динь-динь – Руки опущены, движение колокола.

С добрым утром новый день! – Ручки постепенно расходятся и одновременно поднимаются вверх.

  1. Упражнение «Солнышко».

Здесь сочетаются крупные, свободные движения рук и точные прикосновения кончиков пальцев.

Солнышко! Солнышко! –Обращаемся «к солнышку». Руки поднимаются вверх. Спинка прямая.

Погуляй у речки! – Руки вытянуты перед собой, ладони повернуты вниз. Размашистые движения рук от плеча, свободные.

Солнышко! Солнышко! - Обращаемся «к солнышку».

Раскидай колечки! – Руки прямые, вытянуты вперед и 2,3,4,5 пальцы поочередно прикасаются к первому, образуя колечки. Руки свободно движутся в пространстве, как бы «раскидывая колечки».

Мы колечки соберем, – Левая рука вытянута вперед ладонью вверх. Правая рука «собирает и кладет колечки» в ладошку. А потом то же самое, но руки меняются ролями.

Покатаем, –круговые движения.

Поиграем – Шлепки по коленям.

И тебе назад вернем! –Обращаемся «к солнышку».

  1. Упражнение «Облака».

В этом упражнении возможны различные движения целостной руки, чуть согнутой в локте с чувством мышечного движения во всем теле. Важно обратить внимание на то, чтобы не провисала кисть, и хорошо ощущалось движение лопатки.

Облака, облака – Движение правой и левой рук по кругу.

Большие бока – Руку нужно согнуть в локте, активное и крупное движение или по произвольным линиям. В этом случае активизируется движение крупных мышц плеча и спины.

Облака – Руки вытянуть, большие круговые движения.

Кучерявые – Меленькие круговые движения.

Целые – Очень большие движения рук.

Кудрявые – Мелкие движения.

Затем можно приступить к более сложным упражнениям на координацию движений, глубину взятия звука, цепкость и свободу рук и глубокое легато.

  1. Упражнение «Машина».

Ребенок водит маленькую машинку то влево, то вправо (передний ход, задний ход). Нужно следить, чтобы впереди шел кистевой сустав и вел за собой пальцы, держащие игрушку.

  1. Упражнение «Паучок».

Ученику рассказывается, как паучок несет сумочку и, пройдя первой, второй, третьей, четвертой и пятой  лапками, отдают сумочку другому паучочку. Так они двигаются, передавая ее, друг дружке. Ребенок переносит «тяжесть» из пальца в палец, из руки в другую ручку.

  1. Следующее упражнение «Вешалочная».

Ребенок ставит круглые пальцы на поверхность, но с таким ощущением, что вешает на них руки. Теперь надо свободно покачать локтями, ведь вешалка качается, но не падает, так как держится за крючок. Сравните: вешалочная – рука, а все пальцы – крючки.

Описанные упражнения простые, очень даже интересные и сильно нравятся детям. Следующий этап – занятия на самом инструменте.

Умение слушать и слышать музыку, а затем исполнять музыкальные произведения – не прирожденное качество. Оно может и должно быть воспитано и развито в ученике. Большая роль принадлежит преподавателю, ведь именно с его помощью должен  постепенно сформироваться музыкальный вкус, то есть способность отличать, ценить и любить искусство. Я вижу актуальность использования пальчиковых игр и упражнений в донотный период в том, что они развивают мелкую моторику, укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что в свою очередь помогает в дальнейшем обучении игре на фортепиано. Разучивая забавные стишки и прибаутки, которые используются в пальчиковых играх и упражнениях, ученик развивает память и интонационную выразительность.

Обучение ребенка игре на инструменте не терпит шаблона. Собственный опыт не раз показывал, что чем ярче урок, тем он больше нравится детям и поэтому в своей педагогической практике я использую игровые формы. Это помогает мне раскрепостить ребенка, раскрыть его внутренний мир, а также помогает наиболее эффективно решать вопросы обучения и воспитания. Предлагаемые пальчиковые игры и упражнения являются примерным ориентиром для преподавателей. Опираясь на собственный опыт, каждый педагог варьирует приемы, применяемые на уроках, учитывает особенности развития детей и их индивидуальные различия.

Литература

  1. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие/ под ред. Зюзина И.А. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.
  2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. Ч.1. – 398 с.
  3. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений – Екатеринбург, 1994. – 35 с.
  4. Сугоняева Е.Э.Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование действий с мячом у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол"

Cтатья по  теме « Формирование действий с мячом у детей младшего школьного  возраста при обучении игре в баскетбол»  Во вступительной части реферата рассуждается о пользе упр...

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

Участие в VII Международной научно-практической конференции "Педагогическое мастерство и педагогические технологии"

Выступление и публикация по теме: "Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи"...

«Донотный» период обучения в классе фортепиано. Постановочные упражнения.

Методическая разработка "Донотный период обучения в классе фортепиано. Постановочные упражнения" освещает вопросы: гимнастики для осовобождения игрового аппарата, упражнения для развития гиб...