Методические рекомендации для педагогов : "Методика подготовки и проведения выставки"
учебно-методический материал на тему

Пихиенко Ольга Юрьевна

Образовательная деятельность творческого объединения дополнитель­ного образования не может ограни­чиваться лишь «текущим» учебным процессом, т. к. это может вызвать снижение интереса детей к заняти­ям и, как следствие, понижение об­щего уровня результативности ра­боты.

Педагогу необходимо активно и продуманно использовать различ­ные формы массовой работы учеб­ной направленности с воспитанни­ками творческого  объединения. Это позволит:

-  создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

-  показать результаты учебной работы;

-  создать условия для сплочения коллектива;

-  формировать у детей стремление радовать окружающих на до­ступном для них уровне;

-  расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой учебной дея­тельности в системе дополнитель­ного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия - со­ревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных меропри­ятий имеет свое содержание, педа­гогическое значение, методику под­готовки и проведения.

Выставки могут быть: реклам­ные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystavka.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Методика подготовки и проведения выставки.

Методист : Пихиенко О.Ю

Образовательная деятельность творческого объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, т. к. это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.

Педагогу необходимо активно и продуманно использовать различные формы массовой работы учебной направленности с воспитанниками творческого  объединения. Это позволит:

  • создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
  • показать результаты учебной работы;
  • создать условия для сплочения коллектива;
  • формировать у детей стремление радовать окружающих на доступном для них уровне;
  • расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой учебной деятельности в системе дополнительного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия - соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.

Этапы организации и проведения выставки:

  1.  определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;
  2.  составление тематико-экспозиционного плана выставки;
  3.  подбор и оформление экспонатов выставки;
  4.  оформление выставки и сопутствующих материалов;
  5.  открытие выставки;
  6.  проведение выставки;
  7.  закрытие выставки;

8.         последействие.
Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

        1        этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т. д.

Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

                2этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура тематико-экспозиционного плана выставки:

  1. Тема выставки.
  2. Место проведения выставки.
  3. Сроки проведения выставки.
  4. Цели выставки.
  1. Задачи выставки.
  1. Композиционное построение выставки:  композиционный
    центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место
    расположения экспонатов выставки.
  2. Тематика выставочных работ.
  3. Тип   выставочных   работ и критерии их отбора.
  4. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.

        3        этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

  • работы   могут  быть   взяты у воспитанников детского объединения на период проведения выставки;
  • может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения);
  • можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

                4этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

• последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а, возможно, и педагога детского объединения;

•        композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

  • работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения)
    могут быть расположены отдельно;
  • работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам
    деятельности.

        5        этап. Открытие выставки - не большой, но очень важный этап ее
организации и проведения.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д.), экскурсию по выставке.

6        этап.  Проведение выставки можно организовать следующим
образом:

  • организовать дежурство учащихся детского объединения на
    выставке;
  • подготовить экскурсии по выставке;
  • организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов,
    приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

        7        этап. Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести
итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); награждение участников выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

8этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей  работы
с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка - участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью обучающимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись творческого объединения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Массовые  мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».

При всем разнообразие программ, методы, формы, средства  должны быть разнообразными и должны учитывать особенности  программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...

Методические рекомендации для педагогов по подготовке к конкурсу профессионального мастерства

В методических рекомендациях раскрываются особенности проведения профессионального конкурса педагогов, критерии оценивания конкурсных испытаний, а также типичные ошибки, допускаемые конкурсантами при ...

Методические рекомендации для педагогов при подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства

Зачем педагогу принямать участие в конкурсах профессионального мастерства?Профессиональные состяязания для учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов, психологов, имеют ...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...