Методика организации и проведения выставки детских творческих работ из природного материала. (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
методическая разработка по экологии на тему

Гребенникова Ольга Сергеевна

методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystavka.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

 «Центр развития творчества детей и юношества»

 Каменского муниципального района

 Воронежской области.

Методика

организации и проведения выставки детских

творческих работ из природного материала.

(методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

                                                                           

                                          Подготовила: педагог дополнительного

                                                  образования высшей квалификационной                                                    категории Гребенникова О.С.    

                           Каменка 2012г.

           Создание красивых композиций из природного материала – это одно из средств эстетического воспитания человека. Определяя гармонию форм и красок природного материала, заставляя его по-новому проявить себя в созданной картине, каждый исполнитель не только развивает свою художественную зоркость и вкус, но и испытывает прилив творческих сил и фантазии. Показателями успешности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании являются выставки детского творчества. Организация выставки лучших работ из природного материала служит своеобразным творческим отчетом деятельности обучающихся творческого объединения.

          Выставки, организуемые в учреждениях дополнительного образования разнообразны по форме, содержанию и назначению. Выставка может показать достижения целого коллектива (групповая выставка) или отдельного мастера (персональная выставка), подвести итоги учебной и творческой работы (отчётные и юбилейные выставки).

         Успех выставки во многом зависит от того, насколько тщательно она подготовлена. Здесь важно все: начиная с оформления объявления и заканчивая графиком дежурств детей. Красиво оформленное объявление с указанием даты, времени и места открытия выставки должно быть повешено на видном месте не позднее, чем за 2 – 3 дня до ее открытия. Так же следует вручить пригласительные билеты, сделанные своим руками педагогам, друзьям, родителям и др.

         Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится в несколько этапов.

     На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку.

     Второй этап - изготовление поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.

     Третий этап - оформление выставки.

     Четвёртый этап – проведение выставки.

     На видном месте в помещении, где проводится выставка желательно поместить красиво написанный на листе ватмана текст: «Природа не только подарила человеку возможность любоваться ее красотой, вкушать плоды и дышать свежим воздухом. Она наградила нас удивительной способностью фантазировать, творить необычайное из ее даров…»

         Организацию любой выставки начинают с выяснения её тематического содержания, адреса, размера экспозиционной площадки, количества и размеров экспонатов.

      Небольшую выставку обычно располагают на одном стенде. Стенд представляет собой щит, состоящий из подрамника, покрытия (фанера, ДВП и т.п.), приспособлений для установки на месте. Форма, размер и цвет стенда определяются экспонируемым материалом и месторасположением. Выразительность экспонатов выставки во многом зависит от согласованности цвета и фактуры стенда с окраской и фактурой стены

      В образовательных учреждениях обычно применяют подвесные стенды, которые с помощью ушек подвешиваются на деревянные или металлические штанги, специально сделанные в верхней части стены, или прикрепляются к стене короткими металлическими упорами.

 Работа, предшествующая оформлению выставки.

        Оформительской работе предшествует создание экспозиционного плана. Обмерив помещение, вычерчивают в масштабе его план и стены с точным указанием размеров всех архитектурных элементов (дверных и оконных проёмов, ниш, колонн и пр.) На плане отмечают размещение основных частей оформления каждой стены.

      Рисуя эскизы, заботятся о выделении главного, о соподчинении частей декора, о красоте цветового строя всей композиции. В поисках наилучшего решения композиции делают множество схематических набросков, из которых выбирают только один подходящий, полностью отвечающий тематическому заданию.

    По сделанным эскизам осуществляется оформление выставки.

Монтаж выставочной экспозиции.

    Монтаж выставочной композиции – составление из выставочного материала цельной в смысловом и художественном отношении композиции. Предварительно в работах ищут такую композицию, которая даст возможность среди выставочного материала выделить главный экспонат, логично и красиво расположить подчинённые ему объекты, ритмично чередуя большие и малые, яркие и спокойные, плоские и объёмные элементы. Обычно спокойный и информирующий материал компонуется симметрично: в центре показывают главное, отдельное от остального небольшим свободным полем. Для материала, насыщенного динамикой, чаще всего выбирают асимметрическое расположение, при котором главный экспонат может находиться в любом месте, а остальные – компактными группами или раздельно в свободном, шахматном либо фризовом порядке. На  хорошо скомпонованном щите все части бывают уравновешены, не перегружены текстом, не раздроблены пестротой и сильными контрастами – всё гармонично связано друг с другом в единое целое.

      В верхней части стенда располагают заголовок, выделенный широким полем, крупным шрифтом или контрастным цветом. Иногда его дополняют символическим или декоративным рисунком.

    Каждый экспонат выставки снабжается этикеткой, выполненной стандартным шрифтом на белой бумаге.

     У окон и в простенках стенды ставятся перпендикулярно к стене, что бы они были освещены естественным светом, падающим из окон. При установке в затемнённых местах стенд подсвечивают зеркальными или люминесцентными лампами.

Критерии оценки выставочных работ.

Направление выставки

Примерные критерии

Оценка (балл)

Декоративно-прикладного творчества

Сложность изготовления

Композиционное решение

Качество исполнения

Новизна и оригинальность

Культура оформления

Технического творчества

оригинальность

Сложность изготовления

Инженерно-конструкторское решение

Качество выполнения работы

Практическая значимость

дизайн

Фото

Фотографическое качество

Оригинальность творческого замысла и решения

Литературное творчество

Раскрытие темы

Соответствие стиля содержанию изложения

Владение языком и литературными приёмами

Основная масса работ из природного материала размещается на столах. Каждый стол необходимо аккуратно накрыть светлой тканью (белой, бежевой, светло-голубой, светло-серой). Столы следует расставить так, чтобы был обеспечен свободный доступ к каждому экспонату, и не создавалось геометрической четкости, однообразия в их ориентации в помещении.

        Букеты и композиции из объемно засушенных цветов также размещаются на столах. При этом во избежание монотонности в их размещении можно использовать демонстрационные столики или прямоугольные различной высоты подставки, сделанные в форме закрытых ящиков из легкого материала.

     Панно из соломки, семян, сухих растений тополиного пуха вывешиваются на стендах, сделанных из фанеры или ДВП.

     Опыт показывает, что демонстрировать рядом панно из соломки и из семян или из цветков не следует. На одном стенде лучше смотрятся работы, выполненные из одного природного материала. Своеобразной разграничительной линией при вынужденном размещении разнохарактерных работ на одной стенке или на одном стенде может выступать какое-нибудь комнатное растение – традесканция, ройциссус ромбический, глехома.

     Очень оживляют выставку и букеты, составленные из «живого» материала (веточек ели, сосны, магнолии падуболистной, среди которых соцветия сухоцветов выглядят как живые цветы в срезке).

     Шуточные миниатюрки из шишек, желудей, семян каштана приятно смотрятся на плодовых телах – грибов трутовиков или срезах коры.

     Каждая работа из природного материала должна быть подписана, указывается фамилия, имя воспитанника, сделавшего эту работу, год рождения, наименование объединения, год обучения, ФИО педагога.

     Эстетический потенциал выставки значительно возрастет, если экспонаты будут сопровождаться стихотворным текстом, передающим творческий замысел их автора. В оформлении выставки можно использовать и плакаты, текст которых способствует воспитанию любви к природе или содержит прямой призыв к ее охране.

Можно рекомендовать плакаты следующего содержания:

        «В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека». (Михаил Пришвин)

«Ближе всего к Божеству в этом мире находится природа». (Астольф де Кюстин)

       «Мы хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

                                                                                                         (М. Пришвин.)

        «Одна из сложнейших задач современности — проблемы замедления процесса уничтожения живой природы». (Арчи Карр)

         «Основным законом природы является сохранение человечества». (Джон Локк)

«Природа — дом, в котором живет человек». (Дмитрий Лихачев)

«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок». (Ралф Эмерсон)

     В помещении выставки должен стоять отдельный столик, не занятый экспонатами. На нем помещается тетрадь или альбом для записи отзывов. На подставке следует поместить приглашение: «Просим выразить свое впечатление о выставке в книге отзывов».

         

Примерный сценарий открытия выставки работ

из природного материала

      Ведущая: Добрый день дорогие друзья! Я очень рада нашей встрече. Скажите, ребята, вы любите сказки? А любите ли вы фантазировать, придумывать? (ответы детей)

      Тогда я предлагаю вам отправиться со мной в волшебную сказочную страну! А для этого надо включить свое воображение. Все, что вы там увидите сделано руками жителей этой страны. Итак, внимание, закрываем глаза и представляем… (Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»)

     Далеко-далеко раскинулось царство – страна сказок, чудес и волшебства – Фантазия. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней останется пленником навеки!

Раздается голос. Появляется Баба Яга.

Баба Яга: Ишь, чего захотели – в страну Фантазию они собрались. Вы что не знаете, что в страну Фантазию может войти лишь тот, кто любит трудиться, фантазировать, придумывать.

Ведущий: Ой, а вы кто будете, бабушка?!

Баба Яга: Бабушка?! Кто я буду? Вы не узнали меня? Ну, я вам сейчас устрою. Вы у меня попляшите!!!

Ведущая: Бабушка! Не надо колдовать! Ты же добрая, а ну-ка ребята, несите почетной гостье стул! Быстрее, быстрее.

Баба Яга (садится на стул): Ну ладно, но вы так и не узнали меня? Не порядок! Тогда отгадайте загадку: В лесной глуши, в избушке, живет одна старушка, костяна ее нога. Это бабушка … (дети говорят ответ) … Яга.

Баба Яга: Молодцы ребятки. Правильно, я Баба Яга, и я вам так рада, а то все меня старую позабыли-позабросили. До чего дошло – стороной обходят, боятся! Злыдней считают! А я вовсе не такая. Я даже очень хорошая! Вот на досуге клубочек свой волшебный мотаю, да сказочки вспоминаю. Давайте-ка сыграем с вами в игру, кому я буду кидать волшебный клубочек, тот будет называть сказки, в которых есть Баба Яга. (Дети называют сказки)

Баба Яга: Молодцы ребятки, с этим испытанием вы справились. А теперь ответьте мне, что вы хотите делать в волшебной стране?

Ведущая: Мы, бабушка, хотим посмотреть выставку работ из природного материала, которую подготовили дети, а так как ты живешь в лесу, то природного материала у тебя много, и тебе, наверное, тоже будет интересно познакомиться с творчеством наших ребят.

Баба Яга: Что верно, то верно. Житель я лесной, лес – мой дом родной!  А все ли вы знаете и выполняете правила поведения в лесу. (Ответ детей.)

Баба Яга: Молодцы! С удовольствием посмотрю вашу выставку!

Ведущая: Дорогие гости! Мы приглашаем вас в страну творчества, фантазии и вдохновения!

Здесь не волшебники живут, но чудеса творятся -

Предметы, завершив свой путь, здесь заново – родятся!

Вот старичок - лесовичок явился к нам их чащи…

Колючий ёжик – новичок – из шишки из вчерашней!

Кленовый лист стучит в окно, с осенним ветром споря –

Листок к листку и вот панно – чарует наши взоры!

Здесь не волшебники живут, но чудеса творятся-

К нам дети с радостью идут, чтоб творчеством заняться!

     Литература.

  1. БорисовсВ. П. Как оформить выставку в городе. – М., 1981.
  2. 19. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 2004. - 32с.
  3. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителе. изд. 2-е, доп. и перераб. М., «Просвещение», 1977.
  4. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979.- 32л. ил.
  5. Титов Е. П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе. – М., 1984.
  6. Шихеева В. Н. Интерьер школы.- М.,1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»

Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Традиционные и новые формы проведения учебных занятий "

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Традиционные и новые формы проведения учебных занятий "...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...