Рабочая программа объединения «Уровни организации живой материи»
рабочая программа (9 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования Орловской области
Бюджетное учреждение Орловской области
дополнительного образования
«Орловская станция юных натуралистов»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___»____________20___ г. Протокол № _________ | Утверждаю: Директор ….. ________________________/ Т.И.Грекова Приказ от ____________ №_________ |
Рабочая программа объединения
«Уровни организации живой материи»
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Алексашкина Ольга Валерьевна.
Орел, 2017 г.
2. Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная.
Актуальность программы. Главной целью изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Уровни организации живой материи» является подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. В основу программы положено содержание кодификатора элементов содержания ОГЭ по биологии 2018 г., который составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего образования. Структура кодификатора построена в соответствии с идеей разно уровневой организации жизни: ген, клетка, организм, вид, популяция, биогеоценоз, биосфера. Таким образом, одно из ведущих понятий школьного курса биологии – уровни организации живой материи – и послужило названием данной программы, так как оно в наибольшей степени отражает современные взгляды на уровни организации жизни и происходящие на них процессы.
Программа «Уровни организации живой материи» рассчитана на один год очной формы обучения. Содержание занятий варьирует в зависимости от конкретных потребностей учащихся. Учитывая то обстоятельство, что раздел «Общая биология» изучается в 9-м классе, на занятиях по данной программе имеет смысл сделать акцент на других разделах школьного курса биологии, традиционно вызывающих затруднения у обучающихся это «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье».
Эффективную подготовку к ОГЭ в рамках данного элективного предмета можно организовать лишь при наличии у каждого учащегося тематических сборников заданий ОГЭ и сборников вариантов контрольных работ ОГЭ. Только при этом условии можно реально осуществлять индивидуальный подход в обучении и отслеживать степень готовности к экзамену каждого учащегося. С самых первых шагов по подготовке к ОГЭ важно сформировать правильный алгоритм работы с тестами, приучить анализировать содержание заданий и только потом переходит к поиску правильного варианта или формулированию ответа.
Преподавателю данной программы необходимо познакомиться с анализом качества ответов учащихся на ОГЭ в предыдущие годы, для того чтобы вычленить наиболее проблемные темы и типы заданий. Например, в части «В», как правило, вызывают наибольшие затруднения задания на определение последовательности процессов, а в части «С» – задания по работе с текстом или рисунками. Подготовка к выполнению подобных заданий требует особого внимания.
Особенность программы. Программа рассчитана на детей уже ознакомившихся с основами биологических наук. Занятия строятся на уже имеющихся базовых знаниях по биологии у обучающихся. В основном осуществляются на основе развития и обобщения биологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование биологического мышления. Программа рассчитана на обучающихся 9-х классов средней общеобразовательной школы.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса. В соответствии с учебным планом объединения сформированы группы обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом объединения. Состав групп постоянный.
Адресат программы: обучающиеся по программе – учащиеся 9-х классов средней общеобразовательной школы, возраст 14-15 лет.
Цель: повторить и систематизировать знания курса биологии основной школы для подготовки к ОГЭ в 9 классе.
Задачи:
- повторить и закрепить наиболее значимые темы, из основной школы, изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
- закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;
- формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
- научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Планируемые результаты.
По окончанию обучения обучающиеся должны знать:
• признаки биологических объектов:
• живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий);
• генов, хромосом, клеток;
• популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;
• сущность биологических процессов:
• обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
• круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
• УМЕТЬ объяснять:
• роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
• родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
• роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
• взаимосвязи организмов и окружающей среды;
• роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
• необходимость защиты окружающей среды;
• родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
• взаимосвязи человека и окружающей среды;
• зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
• причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
• роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы:
• описывать и объяснять результаты опытов;
• описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать:
• на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки;
• на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;
• на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов;
• на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;
• культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями
• ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
• для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
3. Календарно – тематический план 2017-2018 года обучения.
Тема занятий | Всего часов | Теор. | Практ. | Форма организации занятия | Форма подведения итогов | Дата проведения | |
1гр 3гр | 2гр 4гр | ||||||
Тема 1. Биология как наука. (8ч.) Теория: 6 Практика: 2 | |||||||
Введение. Входящий контроль. Инструктаж по ТБ. Общая характеристика ОГЭ по биологии. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Биология как наука. Признаки и свойства живого. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Признаки и свойства живого». | 2 | 2 |
| тестирование | |||
Обобщающее занятие по теме «Биология как наука». | 2 | 2 | Семинар | ||||
Тема 2. Система, многообразие и эволюция живой природы. (40ч.) Теория: 24 Практика:16 | |||||||
Систематика. Основные систематические категории. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Систематика». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Царство бактерий. Бактерии – возбудители заболеваний. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Водоросли. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Грибы. Водоросли». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Голосеменные. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Грибы, водоросли, мхи, голосемянные». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Покрытосеменные (двудольные и однодольные; краткая характеристика основных семейств). | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Покрытосемянные». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Тип кишечнополостные. Типы плоские, круглые и кольчатые черви. Тип моллюски. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Черви. Кишечнополостные». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Тип членистоногие. Классы ракообразные, паукообразные. Класс насекомые. Основные отряды насекомых. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Общая характеристика хордовых. Бесчерепные (ланцетник). Рыбы, различные классы рыб. Классы амфибии и рептилии. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Класс птицы. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Класс млекопитающие. Их систематические подразделения. Основные отряды плацентарных. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Млекопитающие». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Обобщающее занятие по теме «Многообразие живой природы» | 2 | 2 | Семинар | ||||
Тема 3. Человек и его здоровье (48 ч.) Теория: 26 Практика: 22 | |||||||
Основные типы тканей человека. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышцы. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Ткани. Скелет. Мышцы». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Система крови. Функции форменных элементов. Иммунитет. Свертывание. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Система крови». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Кровеносные сосуды. Сердце, регуляция его деятельности. Лимфатическая система. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Кровеносные сосуды». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Дыхательная система. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Система пищеварения, роль различных органов. Питание (белки, жиры, углеводы, витамины). | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Система пищеварения. Дыхание». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Выделительная система. Почки: их строение и регуляция деятельности. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Система выделения». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Покровная система. Терморегуляция. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Строение нервной системы. Спинной мозг и его функции. Головной мозг и функции различных его отделов. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Нервная система». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Вегетативная нервная система. Органы чувств (зрение, слух, чувство равновесия, вкус, обоняние и др.). | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Органы чувств». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Физиология высшей нервной деятельности. Физиологические основы психической деятельности. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Высшая нервная деятельность». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Железы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций в организме. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Железы внутренней секреции». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Половые железы. Развитие эмбриона человека. Развитие новорожденного. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 2 | Лекция семинар | |||||
Практическая работа «Половые железы. Здоровый образ жизни». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Практическая работа «Предупреждение травматизма, оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Обобщающее занятие по теме «Человек и его здоровье». | 2 | 2 | Семинар | ||||
Тема 4. Признаки живых организмов (32 ч.) Теория: 16 Практика: 16 | |||||||
Химический состав клетки. Основные классы веществ, составляющих клетку. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Химический состав клетки». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Клеточная теория. Строение клеток прокариот и эукариот. Разнообразие внутриклеточных органелл и их функции в клетке. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Клеточная теория». | 2 | тестирование | |||||
Обмен веществ в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белка. Процессы редупликации и транскрипции. Генетический код. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Строение клетки». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Практическая работа «Обмен веществ в клетке». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Фотосинтез: темновая и световая стадии. Энергетический обмен в клетке. Гликолиз и дыхание. Роль митохондрий. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Фотосинтез». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Размножение клеток. Митоз. Образование половых клеток. Мейоз. Эмбриологическое развитие хордовых. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Размножение клеток». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Основы генетики. Законы Менделя. Наследственная и модификационная изменчивость. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Основы генетики». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Эволюционная теория. Происхождение человека (антропогенез). | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа «Эволюционная теория». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Обобщающее занятие по теме «Признаки живых организмов». | 2 | 2 | Семинар | ||||
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (16 ч.) Теория:8 Практика:8 | |||||||
Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Цепи и сети питания, их звенья». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Практическая работа: «Решение экологических задач». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Среды обитания организмов» | 2 | 2 | тестирование | ||||
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. | 2 | 2 | Лекция семинар | ||||
Практическая работа: «Глобальные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений». | 2 | 2 | тестирование | ||||
Обобщающее занятие по теме «Взаимосвязи организмов». | 2 | 2 | Семинар | ||||
Итого: | 144 | 80 | 64 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-108418-1351613829.jpg)
Уровни организации живой материи
Данная презентация предназначена для чителей биологии. В презентации подробно рассмотрены все уровни организации живой материи. Содержит большое количество красочных иллюстраций. Для закрепления предл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-226981-1395078054.jpg)
Уровни организации живой материи. Признаки живого.
Урок на тему «Уровни организации живой материи. Биологические системы» проводится в 10 классе и соответствует программе по биологии для общеобразовательных школ уровню стандарта. Урок составлен с испо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/17/picture-153963-1560757013.jpg)
Тест на тему "История развития биологии. Уровни организации живой материи"
Данный тест с выбором ответа может быть использован при проверке знаний учащихся 9 и 10 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/09/picture-1009526-1518124256.jpg)
Тест в 10 классе по теме:"«Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии»
Проверочный тест в 10 классе по теме:" Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/18/picture-697152-1560874048.jpg)
Проверочная работа в 10 классе по теме: «Уровни организации живой материи. Методы биологии. Свойства живого»
Работа проводится после изучения главы 1 "Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи"...
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»...