Статья на тему«Знакомство детей с «Детским альбомом» П. И. Чайковского
статья на тему

В данной статье рассказывается, как интересно и доступно рассказать детям о "Детском альбоме" П. Чайковского и заинтересовать их начать играть эти пьесы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Знакомство детей с «Детским альбомом» П. И. Чайковского»

Автор составитель : преподаватель общего курса фортепиано Маркарян Изольда Мартыновна

Музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям. Классическая музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на ребенка, способствует его нравственному и интеллектуальному развитию.

По мнению отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. И. Петрушина, С. Л. Рубинштейна и др.) для передачи знаний с помощью интеллекта личности необходима выработка ценностных ориентаций, которая связана с воздействием на эмоции и чувства человека. Именно эти эмоции и чувства способствуют превращению ценностных установок в убеждения. Г. С. Тарасов, в свою очередь, заметил, что музыкальная классика, которая является одним из самых желанных руководителей психического развития детей, призвана воспитывать в детях чувство духовности по отношению к культуре человечества, воспитывать жизненную позицию ребят в мире музыки.

В процессе работы я поняла, что необходимо ближе познакомить детей с  пьесами  из «Детского альбома» П. И. Чайковского, влюбить их в эти маленькие шедевры с заманчивыми названиями и в дальнейшем выучить и сыграть некоторые из них.

Цель: познакомить и приобщить  детей к прекрасной музыке из «Детского альбома» П. И. Чайковского, пробудить желание самостоятельно исполнить понравившиеся произведение.

Задачи:

  • Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.
  • Развивать музыкальный вкус, творческие способности детей
  • Учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений
  • Воспитывать эстетические чувства, интерес к музыке, желание познавать и развиваться.
  • Познакомить детей с исполнением этого цикла выдающимся русским пианистом Михаилом Плетневым.

Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме. Непосредственно созданию "Детского альбома" предшествовало длительное общение с Колей Конради, воспитанником П.И.Чайковского. Именно с ним и своим братом композитор провел вместе часть зимы 1877 - 1878 годов. Втроем они посещали достопримечательности, путешествовали. Прежде мир ребенка для Чайковского - это были воспоминания собственного детства, общение с семьей Давыдовых в Каменке. В Швейцарии и Италии Чайковский довольно долгое время провел с Колей, входил в мир интересов мальчика, занимался его воспитанием, а также был свидетелем его реакций на впечатления, которые приносили путешествие, непосредственно наблюдал мир ребенка.

Вторым фактором, предшествовавшим появлению идеи сочинить цикл пьес для детей, были встречи и впечатления от пения "недетской" песенки уличного мальчика-певца Витторио во Флоренции, о чем Чайковский писал : "Всего курьезнее было то, что он пел песню со словами трагического свойства, звучащими необыкновенно мило в устах ребенка".

Третьим фактором, определившим намерение Чайковского сочинить пьесы для детей, можно считать пример Р.Шумана. Неслучайно в одном из писем, рассказывая о замысле "Детского альбома" Чайковский упоминает в этой связи Р.Шумана. В самом начале творческого пути Чайковский написал в одной из статей: "Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины текущего столетия составит в будущей истории искусства период, который назовут шумановским."

 «Детский альбом» Чайковского занимает особое место в фортепианном творчестве композитора, как по своей тематике, так и по особенностям фортепианного изложения.
Здесь 24 маленькие пьесы, они не связаны единой тематикой. Но, по ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. Мелодично, легко запоминающиеся пьесы близки и понятны каждому ребёнку.

В сборнике запечатлен широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»,  «Марш деревянных солдатиков». Живо обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка».  В цикле имеются элементы изобразительности  - «Шарманщик поет» и звукоподражания – «Песня жаворонка». Чайковский не прибегая к упрощенчеству, рисует богатый внутренний мир ребенка в пьесах «Утреннее размышление», «Сладкая греза» и «Хор».

В основе песен различных народов - подлинные народные мелодии. «Русская песня» построена на теме песни «Голова ль ты, моя головушка». Народными итальянскими мелодиями являются «Неаполитанская песенка», ранее вошедшая в балет «Лебединое озеро» и «Итальянская песенка». Другая итальянская народная мелодия легла в основу пьесы «Шарманщик поет». Тема «Старинной французской песенки» также подлинная, впоследствии была использована в опере «Орлеанская дева».

О некоторых пьесах расскажем подробнее.

 «Полька»- беззаботно весёлый танец.
Форма этой пьесы трёхчастная, с расширенной средней частью и сокращённой до первого предложения третьей части.
В связи с характером этого танца основной приём игры здесь лёгкое, изящное, но цепкое стаккато . Такого стаккато нужно неустанно добиваться. Иначе полька приобретёт грузный тяжеловесный оттенок.
Особенность фразировки заключается в том, что фраза делится на четыре по тактовых мотива, в каждой из которых есть своя маленькая опорная точка на второй доле, как бы четыре звена.

В альбоме звучат мелодии и других стран, которые Чайковский записал во время своих поездок за границу.
Песня, которую Чайковский записал во Флоренции от мальчика, игравшего на гитаре, вошла в «Детский альбом» под названием
«Итальянская песенка». Образное восприятие этой песенки связано с солнечной, тёплой Италией, атмосферой весёлого праздничного карнавала.
Приступая к изучению, целесообразно начать с мелодии. Здесь очень сложная расстановка лиг, переменчивость сильных долей, синхронирование - особенно в первой части песенки, или в первом периоде. Всё это придаёт мелодии воздушный, неуловимый и очень изящный колорит.
Сопровождение мелодии решено в виде вальсового аккомпанемента, а для такого сопровождения характерна сильная доля и лёгкие-2 и 3 доли. Так и слышатся струны гитары.


«Старинная французская песенка».
 Звучит задумчивая, нежно-печальная мелодия. Таковой характер подсказывает, вернее, указывает на глубокий, с хорошей опорой, певучий звук и на умение слушать и слышать длинный и витиеватый «узор» мелодической линии. Очень важно обратить внимание ученика на то, чтобы в мелодии не означали остановки «для отдыха», а являлись почвой для рождения нового звука, как появление нового листочка на стебле.
Мелодия как бы кружит на одном месте, опевая звук «ре». Желательно, исключить монотонность и однообразие этого опевания, придавая ему направленность движения к кульминационному звуку «ля» в 7м и аналогичном 14м тактах.
О сопровождении тоже стоит поговорить отдельно. Здесь Чайковским применены полифонические приёмы, а именно, двухголосие. Поэтому будет оправданным такой способ работы - разделение голосов на два самостоятельных: нижний- тонический органный пункт, средний - более гибкий и выразительный. Также очень полезен способ варьирования сочетания голосов - бас с мелодией, мелодия со средним голосом. 
Средняя часть несколько иного характера. Хотя мелодия не меняет своей сути, но другой характер сопровождения окрашивает её в тревожные оттенки. Это стаккато в левой руке и настойчивое восхождение мелодии должно привести всё развитие к яркой кульминации всей пьесы в 22 такте, после которой наступает успокоение, возвращение к прежнему состоянию - это нисходящее движение мелодии, стройные и строгие гармонии в левой руке, вместо стаккатированных восьмых.
«Немецкая песенка» - озорная, с подпрыгивающей мелодией, похожая на старинный и популярный в Германии и Австрии танец - лендлер. Форма песенки трёхчастная, с сокращённой до одного предложения третьей части. Каждая фраза состоит из мотивов и в каждом из них есть довольно яркая, выпуклая сильная доля, которая совпадает с сильным временем в аккомпанементе. Поэтому в мелодии ярко выраженная сильная доля на «раз», а «два, три» - намного мягче. Внутри мотива происходит своё динамическое развитие, как бы маленькие динамические волны. 
Аккомпанемент, сам по себе, не заключает в себе каких-то сложных технических задач, кроме одной точного попадания в аккорд от отдаленного баса. П.И.Чайковский достиг своей цели в обогащении репертуара для начинающих.

Мелодичные, запоминающиеся пьесы близки и понятны каждому ребенку. Нет такого человека, который бы не слышал или не исполнял этих милых пьес из знаменитого «Детского альбома». 

"Детский альбом Чайковского", наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов. Воздействие сочинения Ч. испытали на себе - в той или иной мере - многие русские авторы, от А.Гречанинова, С.Прокофьева и В.Ребикова до С.Майкапара, А.Гедике, Е.Гнесиной, Дм.Кабалевского и др.

Хотя цикл адресован детям, к нему неоднократно обращались и профессиональные артисты. Высокохудожественный образец интерпретации "Детского альбома" оставил Я.В.Флиер, запечатлевший его в грамзаписи. В наши дни известны исполнение Детского альбома М.Плетневым и В.Постниковой. Плетнев допускает ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняет их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою "версию" относительно "сюжетных ходов" и целостной драматургической концепции цикла.

После рассказа о данном альбоме П. И. Чайковского и прослушивания в записи  исполнения пьес М. Плетневым, у детей возник интерес к творчеству великого русского композитора. Таким образом, цель моей работы была достигнута. Многие из ребят захотели исполнить понравившиеся произведения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.    Артоболевская А. первая встреча с музыкой.- М. сов. Композитор, 1985.
2.    Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию; Школа игры на фортепиано.- Вып. 1-Л.: Сов. Композитор, 1981.
3.    Гнесина Е. Фортепианная азбука.-М.- Сов. Композитор, 1976.
4.    Кончаловская Н. Нотная азбука. - Киев: Музична Украина, 1984,
5.    Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре в младших классах ДМШ.- Музыка, 1970, -2-е изд.
6.    Фортепианная игра: 1-2 классы ДМШ Сост. А. Николаев, В. Натансон, В. Малинников,- М.: Музыка, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с «Детским Альбомом» П. И. Чайковского

Статья будет интересна педагогам,учащимся,всем,интересующимся творчеством П. И. Чайковского. На материале статьи можно более детально познакомиться с историей создания,содержанием цикла фортепианных п...

презентация "Детского альбома" П. И. Чайковского

Презентация включает иллюстративный материал для знакомства детей дошкольного возраста с "Детским альбомом" Чайковского...

Музыкальные средства выразительности в пьесах П.И.Чайковского «Баба-Яга» и «Сладкая греза» из «Детского альбома».

Музыкальные средства выразительности в пьесах  П.И.Чайковского «Баба-Яга» и «Сладкая греза»  из «Детского альбома»....

статья на тему "Знакомство с интерфейсом системы "Компас 3D" LT"

Современный уровень техники требует от специалистов знаний основ системы автоматизированного проектирования (САПР) на персональных компьютерах.Созданная фирмой АСКОН система КОМПАС–3D предназнач...

По страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского

Материал предназначен для учащихся начальной школы и среднего звена....

Сценарий музыкальной гостиной "В детской" по произведениям "Детского альбома" П.И. Чайковского

Сценарий музыкальной гостиной "В детской"  по произведениям  "Детского альбома"  П.И. Чайковского...