Исследовательская деятельность учащихся
презентация к уроку на тему

Аверьянова Надежда Петровна

Презентация в помощь учителям для организации исследовательской работы с учащимися

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аверьянова Надежда Петровна, учитель МБОУ Игринская СОШ №5 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Слайд 2

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования): Изучение теоретического материала Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования Формулировка рабочей гипотезы Освоение методики исследования Сбор собственного экспериментального материала Обработка материала Обобщение, анализ, выводы Представление исследовательской работы

Слайд 3

1. Подготовительный этап: 1.Выбор примерной темы (заглавия) работы, которая задает направление исследования. Тема окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации. Она отражает суть выполненной работы 2.Определение цели работы . Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Цель может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно. 3.Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы. Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов. 4.Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы:

Слайд 4

2. Основной этап: 1.Поиск и изучение литературы по теме исследования . Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. 2.Формирование главы: «Обзор литературы». Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники. 3.Выбор методов исследования. Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов. 4.Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов. Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы. 5.Подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи . Содержит следующие разделы введение с целью работы; гл.: «обзор литературы»;гл.: «материалы и методы»;гл.: «результаты и их обсуждение» выводы; список использованной литературы. 6.Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы. 7.Подготовка работы к презентации Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.

Слайд 5

Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании главной целью исследовательской работы является развитие личности учащегося, приобретение навыка исследования, приобретение субъективно новых знаний, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

Слайд 6

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях .

Слайд 7

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук и их типы: Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Ученический исследовательский проект - констатация факта, подтверждение гипотезы.

Слайд 8

Методы исследования: Картографический метод исследования – это анализ географических условий государства по карте. Статистический метод - это метод исследования количественной стороны массовых общественных и др. явлений и процессов. Статистический метод дает возможность в цифровом выражении характеризовать происходящие изменения в общественных процессах Аналитический метод исследования – это анализ массива информации по какому-либо предмету, вопросу Сравнительный метод исследования – это проведение исследования путем сравнения двух или нескольких объектов между собой Проектный метод как средство организации исследовательской деятельности учащихся.

Слайд 9

Структура исследовательской работы Название темы Краткое обоснование актуальности темы (из каких потребностей и противоречий практики вытекает необходимость организации именно данного исследования). Предмет исследования. Цель исследования Гипотеза (развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, нововведение, за счёт которого ожидается получить высокую эффективность. Задачи. Методы и конкретные методики исследования (виды анкет, тесты, экспериментальный дидактический материал, карты, графики, статистические данные). Сроки исследования (время начала, время предполагаемого завершения). Критерии оценки. Прогноз: а) положительных результатов; 6) возможных потерь; в)продумывание компенсаций. Форма представления результатов эксперимента (реферат, презентация, публикация, Web -сайт) Выводы (соотношение между гипотезой и полученным результатом).

Слайд 10

ВЫВОДЫ Теоретическая и практическая значимость исследования и ее новизна. Раскрывается, как влияют результаты исследования (эксперимента) на развитие теории, какую практическую ценность они имеют и какие новые, ранее неизвестные факты открыты в процессе исследования (эксперимента). Внедрение результатов исследования в практику (тиражирование или распространение). Показывается, как результаты проведенной работы сообщены на конференциях, семинарах, совещаниях, отражены в публикациях К отчету предъявляются следующие основные требования: четкость построения, логическая последовательность изложения материла, убедительная аргументация, краткость и четкость формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Слайд 11

Сценарий презентации: 1 слайд. Тема исследования. Авторы. 2 слайд. Цель исследования. 3 слайд. Задачи исследования. 4 слайд+ n c лайдов . Ход работы: Описание работы. Промежуточные результаты. Таблицы. Графики. Фото.Схемы и т.д. n+1 слайд. Вывод по работе (с учетом поставленной цели). n+ 2 слайд. Список ресурсов (литература, Интернет ресурсы). n+ 3 слайд. Благодарность тем, кто участвовал в работе над проектом

Слайд 12

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи

Слайд 13

Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности: www . researcher . ru Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы. www . vernadsky . dnttm . ru сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on - line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. www . issl . dnttm . ru сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. www . konkurs . dnttm . ru обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on - line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. www .subscribe. dnttm . ru рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке) . https://vk.com/public131708445 группа «Учебные проекты и исследования» ВКонтакте,. Представлены материалы для учителей, родителей и учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....