дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Игровая экология"(при скачивании полная версия с титульным листом)
рабочая программа на тему

Чащихина Елена Евгеньевна

Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая экология»

Руководитель программы

Васянин О.Н., директор Центра «Созвездие».

Автор программы

Чащихина Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_ekologiya.docx320.9 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая экология»

Руководитель программы

Васянин О.Н., директор Центра «Созвездие».

Автор программы

Чащихина Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

Название организации реализующей программу,

ее адрес

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Советского района «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.». (далее Центр «Созвездие»).

  • ХМАО, г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 4.

т.: 3-24-30, т.ф.:3-07-74.

Цель, основные задачи программы

Цель: Создание условий для формирования личности ребенка, обладающей экологическим мировоззрением.

Задачи:

1. Развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению знаний о связях в окружающем мире.

2. Формирование навыков наблюдения за объектами живой и неживой природы.

3. Формирование у детей чувства восхищения природой во всех ее проявлениях.

  1. 4. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Предполагаемый результат

По окончанию обучения учащиеся приобретают компетенции:

теоретические:

  • жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, их типичных представителей;
  • названия растений и некоторые их особенности в разные сезоны года;
  • значение воды, воздуха и почвы в жизни человека;
  • типичных представителей животного мира следующих групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, рыб водоемов;
  • представителей животного и растительного мира Югры;
  • охраняемые растения и животные;
  • основные правила поведения в природе;
  • взаимосвязи между природой и человеком:
  • значение природы для человека, отрицательное влияние человека на природу;

практические:

  • наблюдать за объектами живой и неживой природы и делать выводы;
  • узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;
  • рассказывать о природе своего края;
  • правильно подкармливать птиц;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы.

Направленность

Естественнонаучная

Срок реализации программы

1 год

Место проведения

МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.»

Официальный язык

русский

Общее количество участников программы

От 10 до 15 человек в возрасте 6 - 9 лет

География участников

г. Советский


Содержание

№ п\п

Наименование

Страницы

Информационная карта

Содержание

1

Пояснительная записка

5

2

Учебно-тематический план

8

3

Содержание программы

8

4

Методическое обеспечение программы

11

5

Материально-техническое обеспечение программы

11

Список использованной литературы

Приложение

Пояснительная записка

Проблема экологического образования является относительно новой для дошкольной педагогики. Ее появление обусловлено рядом социальных причин, вызвавших в жизни целое педагогическое направление, значение которого уже не дискутируют и является общепризнанным.

Программные документы, определяющие педагогический процесс ознакомления с природой в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи воспитания бережного и заботливого отношения детей к природе, любви к ней. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире природы. Однако анализ практики дошкольных организаций, а также осуществленные в этом направлении исследования С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, З.П. Плохий показали, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.

Программы образования подрастающего поколения, а значит, и дошкольников, должны отразить современную и целостную концепцию жизни человека в мире природы. В нынешних условиях эта концепция жизни неотделима от экологического миропонимания. С ним в настоящее время связывается преодоление экологического кризиса, формирования у людей нового, экологического мышления и поведения.

Экологическое мировосприятие развивается в процессе освоения человеком экологической культуры общества, представляющей собой часть материальной и духовной культуры. Она является результатом обобщения исторического опыта взаимодействия человека и природы.  

На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу и масштабы своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменить поведение людей в отношении природы можно двумя способами:

1) введением системы запретов;

2) формированием экологического мировоззрения.

Очевидно, что в реальной жизни должны гармонично сочетаться оба способа, однако задачей педагогики является второе. Формирование мировоззрения – это процесс непрерывный и многолетний, включающий в себя передачу опыта, традиций, знаний и умений, он начинается с самого детства и продолжается всю жизнь. В третьем тысячелетии, как справедливо отмечает академик Н.Н.Моисеев, "экологическое образование и воспитание должны превратиться в стержень современного образования".  При этом Н.Н. Моисеев  настаивает  на необходимости создания систем экологического образования, а не отдельных программ.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", СанПиН 2.4.4.3172-14, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.».

Программа "Игровая экология" является частью системы непрерывного экологического образования детей, которая включает три направления:

- естественнонаучное направление, целью которого  является передача суммы знаний об окружающем мире, основанная на толковании термина "экология" как науки о взаимосвязях в природе. В основу всей программы  положены шесть экологических понятий, толкование которых с каждым годом расширяется и углубляется: место обитания организмов, условия их существования в данном месте обитания, приспособления организмов к жизни в данных условиях существования, взаимоотношения организмов между собой и объектами окружающей среды, цикличность природных процессов, биоразнообразие;

- направление эмоционально - чувственного развития детей, целью которого является обучение детей умению восхищаться окружающим миров, тонко чувствовать красоту и гармонию природы и выражать свое отношение с помощью различных приемов и способов;

- эколого - валеологическое направление, главные цели которого пробудить в детях чувство родства со всеми живыми  существами Земли, дать представление о сложности строения и функционирования любого организма как равновесной природной системы, внушить уважение к своему собственному организму.

Программа "Игровая экология" предоставляет детям возможность, начать изучение экологии как науки о взаимосвязях  в природе, начиная с 6 лет и тем самым подготавливает основу экологических знаний, необходимых в школе.

Цель: создание условий для формирования личности ребенка, обладающей экологическим мировоззрением.

Задачи:

1. Развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению знаний о связях в окружающем мире.

2. Формирование навыков наблюдения за объектами живой и неживой природы.

3. Формирование у детей чувства восхищения природой во всех ее проявлениях.

4. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Программа представляет собой целостную систему экологических знаний, включает четыре раздела.

1 раздел «Где мы живем? Экология как наука о земле» открывает программу. Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение города, района, климат округа, округ на карте мира, почва, полезные ископаемые.

Во 2 разделе «Многообразие растительного и животного мира» дается характеристика основных групп животных и растений округа, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений леса, болота, водоема, луга.

В 3 разделе «Сезонные изменения в природе» детям даются представления о листопаде, о сезонных перелетах птиц, спячке и линьке животных и других сезонных явлениях в природе.

Содержание 4 раздела «Природа и человек» информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования. Дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заказниках, заповедниках округа, о целях их создания. Детям также дается представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом, и опасностях, связанных с деятельностью человека.

Программа «Игровая экология» была создана на основе двух программ: региональной программы по экологии для образовательных учреждений Ханты Мансийского автономного округа – Югры «Экология для малышей» (авторы: Г.Н. Гребенюк, Н.А. Иванова, Е.С. Овечкина.) и программы «Юный эколог» (авторы Ю.Н.Александрова, Л.Д. Ласкина, Николаева).

Контроль уровня обученности.

Результативность обучения детей определенным компетенциям и развитие многообразных личностных качеств обучающихся отслеживается по двум группам показателей:

- учебным: фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

- личностным: выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке.

Механизм оценки результатов реализации программы "Игровая экология" заключается в подведении итогов по результатам каждого полугодия  при  помощи диагностических инструментов, которые помогают  выявить  уровень  развития интересов и некоторых личностных характеристик обучающихся.

Оценка результатов осуществляется на уровне:

1.        Внешнего результата, который проявляется в качестве участия учащихся в конкурсах, конференциях, дискуссиях.

2.        Внутреннего результата, который отражается в положительной динамике  личностного роста учащихся: развитие коммуникативных качеств, приобретение уверенности в себе, использовании полученных знаний в практической деятельности.

Ожидаемые результаты

        По окончанию обучения учащиеся приобретают компетенции:

теоретические:

  • жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, их типичных представителей;
  • названия растений и некоторые их особенности в разные сезоны года;
  • значение воды, воздуха и почвы в жизни человека;
  • типичных представителей животного мира следующих групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, рыб водоемов;
  • представителей животного и растительного мира Югры;
  • охраняемые растения и животные;
  • основные правила поведения в природе;
  • взаимосвязи между природой и человеком:
  • значение природы для человека, отрицательное влияние человека на природу;

практические:

-   наблюдать за объектами живой и неживой природы и делать выводы;

-   узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;

-   рассказывать о природе своего края;

-   правильно подкармливать птиц;

-   соблюдать правила поведения в природе;

-   в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы.

Учебно-тематический план.

Всего на реализацию программы предполагается 74 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по часу. В группе от 10 до 15 человек.

Раздел

Общее

количество

 часов

теория

практика

1

Где мы живем?

12

8

4

2

Многообразие растительного и животного мира

20

16

4

3

Сезонные изменения в природе

20

16

4

4

Природа и человек

22

16

6

Итого

74

56

18

Содержание программы

1.        Где мы живем? Экология как наука о земле.

Систематизировать у детей представление о нашем городе. Показать наш край на глобусе, карте.

Познакомить детей с тем, что на Земле существуют различные времена года, области с разным климатом. Все это зависит от погоды. Облака, ветер, дождь, снег, жара и холод – от них зависит погода, какой мы ее воспринимаем. Погодные явления зависят от трех факторов: солнца, дающего свет, тепло; воздуха, окутывающего как облачка планету, мы живем в нем, как рыбы; воды, существующей в морях, реках, озерах, прудах, в облаках и самом воздухе.

Учить определять изменения в состоянии погоды по термометру, народным приметам. Обобщать представления о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, вес, движение). Определять характер осадков (дождь мелкий, моросящий, затяжной, холодный, ливень, теплый; снег сухой, мокрый, рыхлый, ноздреватый, зернистый).

Знакомить с опасными атмосферными явлениями нашего края (туманы, метели, грозы, шквалы, сильные морозы, жара).

Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края (нефть, газ, торф), их качественными характеристиками, применением.

2.Многообразие растительного и животного мира.

Систематизировать представления детей об основных жизненных формах (человек, растения, животные, грибы, микробы). Расширить и систематизировать представления детей о многообразии растений и животных, раскрывать их принадлежность к миру живого. Показать растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (видоизмененные стебли, листья, корни и корнеплоды), разное расположение частей – стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков, способов размножения (живородящие, размножающиеся черенками, листьями, луковицей, делением куста). Познакомить с животными, представителями тайги и тундры (белый медведь, олень, сова, горностай и др.). Обобщать представления о системе потребностей растений и животных как живых организмов в оптимальной температуре. Свете, влаге, месте обитания, пище; об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.

Дать конкретные представления о проявлениях чувств животными: чувствуют изменение условий среды. Воздействие человека и изменение поведения. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с человеческими (радость, привязанность и др.). Конкретные представления о проявлениях чувств у кошки, собаки, оленя, морской свинки.

Дать детям представление о микробах. Это мельчайшие организмы, различимые только под микроскопом. Они размножаются очень быстро в больших количествах при благоприятных условиях. Одни микробы встречаются в молочных продуктах, другие обитают в воздухе, воде, почве. Формировать конкретные представления у детей о человеке как живом существе. Он питается, дышит, двигается, чувствует, растет и изменяется, рождает детей (размножается).

 Познакомить с системой биологических потребностей  (в пище, свете, тепле. влаге  пр.), научить сравнивать их с потребностями других живых существ, видеть сходство и своеобразие, способы удовлетворения. Назвать потребности, отличающие человека от растений и животных: познание нового, общение с другими людьми, растениями и животными, потребность в деятельности и др.

Расширять представление детей о жизни живых существ в условиях экологических систем (болото, сосновый лес, кедровник). Болото – это сильно увлажненный участок земли, образуется в результате переувлажнения почвы или зарастания водоемов. На болотах растут кустарники (багульник, клюква, морошка, голубика, княженика), травы (тростник, мятлик, рогоз), хвощи, папоротники. Болото является домом земноводных (лягушка, жаба), пресмыкающихся (живородящая ящерица, гадюка), насекомых (комары, стрекозы, слепни, мошки), птиц (серая цапля, болотная сова, журавли), зверей (хорек, ласка).

В сосновом бору светло, сухо. Под ногами – густой мох. В борах много ягод (черника, брусника). Сосны растут на болотах, только там они невысокие. И растет под ними клюква. В борах, на ягодниках встречаются тетерева и глухари.

В кедровниках растет кедр, который часто называют сибирской сосной. В них встречаются кустарники (черника, брусника), травянистые растения (линнея северная, кислица), птицы (кедровка, пестрые дятлы, синицы, поползни), звери (белки, куницы, соболи, бурундуки).

Познакомить детей с природными зонами Ханты-Мансийского округа (тайга, тундра).

Тайга – это хвойные леса нашего края. В тайге растут деревья (ель, пихта, сосна, лиственница), папоротники и мхи. Из зверей обитают медведь, рысь, росомаха, белка, бурундук, лось и др. Из птиц типичны глухарь, рябчик, кедровка, клест, сова.

Тундра – это безлесная, горная поверхность земли. Встречаются низкорослые растения (лишайники, мхи, карликовая березка, кустарнички). Животные тундры: северный олень, лемминг, заяц-беляк, песец, горностай, ласка. Птицы в основном водоплавающие: полярная сова, пуночка. Для экосистемы тундры характерны трофические цепи: лишайники и травы→ олень → волк → человек; осока →лемминг → песец → сова.

3. Сезонные изменения в природе.

Формировать обобщенное представление о том, что особенности приспособления к среде обитания  у живых организмов нашего края изменяются по сезонам: изменение условий приводит к появлению соответствующих механизмов приспособления. Формировать обобщенное представление о признаках сезона: состоянии неживой природы; основных явлений погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, характерные явления в их жизни; особенности жизнедеятельности человека.

Осень начинается в нашем крае примерно в середине августа: удлиняется ночь и короче становится день; часто выпадают заморозки на почве; резкий холодный ветер несет низкую пелену туч, начинаются холодные дожди. Но бывают безоблачные дни и сухая погода. В прозрачном воздухе ярко проявляются краски золотой осени – золотые кроны берез, багряные осины и рябины. Еще темнее становятся ели, кедры, пихты. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг. С началом октября быстро понижается температура воздуха. Все больше светлеет лес. Периодически выпадает и тает снег, идут моросящие дожди. В начале октября  устанавливается снежный покров, замерзают реки и озера. Осень продолжается у нас не более 1,5 месяца.

Зима – самое продолжительное время года. Она длится вместе с весной 6-8 месяцев. Для зимы характерны снег, морозы. Замерзшие реки, глубокое промерзание почвы, хмурое небо, студеные ветры. Сильные морозы уже бывают в ноябре-декабре. Они сопровождаются сильными ветрами и метелями. Самые морозные месяцы – январь и февраль, а самый снежный – декабрь. В любой зимний месяц возможны оттепели и метели. Холодная и суровая зима является суровым испытанием для всех обитателей нашего края. Запасает корма на зиму таежное зверье: бурундуки, белки – кедровые орехи; бобры – сено и ветви. Лоси кормятся корой и ветвями, олени добывают мох-ягель из-под снега. Трудно приходится птицам: мало корма, нет насекомых, холодно. Короткий день (в светлое время птицы не успевают подкормиться). Они по-разному приспособились к зиме. Насекомоядные и водоплавающие улетели в теплые края, где нет снега и мороза; другие кормятся семенами растений, остатками пищи человека. Они приближаются к его жилью (сорока, ворона, синица, снегирь, дятел). Кедровки запасают кедровые орехи, глухари питаются сосновой и кедровой хвоей. Рябчики, тетерева и белые куропатки предпочитают почки и березовые сережки. Человек делает основательные запасы овощей и фруктов, ягод, грибов, топлива.

Весна в нашем крае приходит примерно к  20 апреля. Однако приметы можно обнаружить раньше: в середине февраля слышна весенняя дробь дятла, прилетают чечетки, поет весеннюю песню синичка-гаичка. Чаще случаются оттепели, после которых возвращаются морозы. Весну у нас можно разделить на снежную, пеструю, голую и зеленую. Снежная весна (середина марта до начала апреля). Яркое солнце оттаивает снег на пригорках и у стволов деревьев, звенит капель, но в тени холодно. Появляется крепкий наст (корочка на снегу). Пестрая весна (середина - конец апреля). Заснеженные участки чередуются с проталинами. Прилетают скворцы, грачи, лебеди-кликуны. Бурундуки выходят из своих нор. Пробуждается бурый медведь. Голая весна (конец апреля – начало мая). Снега уже практически нет. Но нет и настоящей зелени. Наступают безморозные ночи, пробуждаются растения. Вскрываются реки. Начинается сокодвижение у березы. Наблюдается массовый прилет птиц, появление комаров, мошек и шмелей. Зеленая весна (середина – конец мая). Появляется нежная зелень. Зацветают черемуха и луговые травы. Морозы прекращаются к концу мая, но заморозки на почве возможны до середины июня. В конце мая и даже начале июня бывают снегопады.

Лето на Севере короче на целый месяц, наступает оно примерно 22 мая – 10 июня. Июль – самый теплый летний месяц. Но в течение лета возможны заморозки. Лето в нашем крае – сезон частой смены погоды. Северные ветры приносят холодный и сухой воздух. Они сопровождаются заморозками и ясной погодой. Летом часты и пасмурные, дождливые дни. В летний период выпадает много осадков. Коротким таежным летом природа готовится к длинной зиме – животные выращивают потомство; созревают плоды и семена растений. Люди ухаживают на огороде за посадками овощей, собирают ягоды, грибы.

4. Природа и человек.

Организовать деятельность детей и взрослых в экологической зоне дошкольной организации (в зимнем саду, теплице, на экологической тропе). Познакомить детей с правилами поведения в экстремальных природных условиях (пожар, гроза, гололед, начало ледостава, пурга, наводнение, ледоход, жара, мороз). Формировать представление детей о Красной книге, знакомить с животными и растениями, встречающимися на территории Ханты-Мансийского округа-Югра, занесенными в Красную книгу (азиатский бобр, краснозобая казарка, сапсан, тундровый лебедь, белый журавль, бабочка-аполлон, венерин башмачок, кувшинка и др).  

Познакомить с заповедниками и заказниками («Малая Сосьва», «Елизаровский»). Сообщить детям о том, что вся жизнь коренного населения связана с лесом и природой. Основным занятием населения Югры являются охота и оленеводство. Все свое охотничье снаряжение охотник делает сам: слопцы – специальные ловушки из бревен на небольших зверьков и боровую дичь; силки – петли, свитые из конского волоса. Ими ловят куропаток. Самое главное время охоты – зима. Это время промысла пушных зверей (лиса, соболь, песец, колонок, белка, росомаха).

Охота – очень тяжелый труд. Вся семья оказывает помощь уставшему охотнику. Все охотники – одна большая семья. Без взаимопомощи, взаимовыручки в тайге не обойтись. Олень для народов ханты и манси – жизненная необходимость и главное богатство семьи. Домашний олень служит транспортным средством. Олень может идти по труднопроходимым местам: по глубокому снегу, летней тундре, топким болотам, горным речкам. Ему не нужно горючее, пищу находит сам, хорошо видит в темноте. Олень никогда не бросит хозяина, не оставит замерзать в пургу. Рыба для народов Югры является важнейшим источником пищи. Расширять знания детей о щуке, осетре, карасе, окуне. Рассказать о рыболовстве.

Сообщить детям о том, что народы Югры очень близки к природе. В лесу, тайге ханты и манси строят свои жилища, охотятся, добывают пищу и стараются беречь лесные богатства.

Методическое обеспечение

Программа включает занятия, которые чередуются с экологическими экскурсиями на природе и практическими занятиями на базе мини-зоопарка Центра «Созвездие». При проведении занятий  принят игровой методологический подход, при котором игра понимается не как средство коммуникации, а как одна из наиболее эффективных форм передачи и усвоения информации. Каждое занятие является комплексным – на нем используется до 8 различных видов учебно-воспитательной деятельности. Разнообразие видов деятельности (кукольные спектакли, психологические тесты, подвижные и интеллектуальные игры и т.д.) делают занятие привлекательным для детей, а умелое чередование этих видов деятельности позволяет  педагогу постоянно удерживать внимание детей и дает возможность  учащимся усвоить большой объем информации.

При реализации программы «Игровая экология» используются следующие формы организации деятельности детей:

Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность учащихся.

Дискуссия – обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Экскурсия – коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

Учебная игра – занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

При подготовке к  занятиям педагогу необходимо руководствоваться тремя основными правилами:

  1. "Познание Природы должно быть пронизано радостью!" (В.А. Сухомлинский). Если занятия будут радостными и добрыми, то у детей сформируется устойчивое положительное отношение к занятиям экологии, что, в свою очередь, необходимо для формирования доброго отношения к Природе.
  2. "Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму" (китайская пословица). Участие каждого ребенка во всех видах деятельности  (в том числе и таких, которые дают детям возможность активно использовать все органы чувств)  позволяет всем учащимся, независимо от их способностей и психологического типа, усвоить материал занятия.
  3. "Педагог имеет право сказать подряд не более 50 слов. Затем надо предоставить детям возможность участия в каком-то виде деятельности для усвоения и закрепления услышанного". Лежащий в основе программы интерактивный подход к процессу обучения отводит педагогу роль дирижера. "Лекционная" часть занятия практически отсутствует. Педагогу следует комментировать многие виды деятельности, анализировать игровые ситуации, ответы детей, побуждать к такому анализу самих детей.

Материально-техническое обеспечение программы

Для обеспечения программы необходимо выполнение следующих условий:

- материально-техническая база (помещение, отвечающее требованиям санитарных норм; мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций; наглядный материал; раздаточный материал; кукольный театр; магнитофон; музыкальные записи);

- методическое обеспечение (Яблоков А. Мир эволюции. –М.: Детская литература; Дмитриев Ю. Большая книга леса. –М.: Детская литература; Браун В. настольная книга любителя природы. Пер. с англ. Н.Е. Вольцингера. –Л.: Гидрометеоиздат и др.);

     - повышение квалификации педагога через совещания, открытые занятия, конференции.

Список литературы:

  1. Акимушкин И. Мир животных. Беспозвоночные, ископаемые животные. –М.: Мысль, 1992.
  2. Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств СССр. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Браун В. настольная книга любителя природы. Пер. с англ. Н.Е. Вольцингера. –Л.: Гидрометеоиздат, 1985.
  4. Брем А.Э. Жизнь животных. В 3-х томах. –М.: Терра, 1992.
  5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. –М.: Мир, 1993.
  6. Вуд П., Вачек Л., Хэмблид Д.Дж. и др. Жизнь до человека. Возникновение человека. Пер. с анг. –М.: Мир, 1977.
  7. Дмитриев Ю. Большая книга леса. –М.: Детская литература, 1974.
  8. Дмитриев Ю. Если посмотреть вокруг… -М.: Детская литература, 1976.
  9. Дмитриев Ю. Тропинка в лесу. –М.: Малыш, 1996.
  10. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. И др. Книга природы. –М.: Детская литература, 1990.
  11. Зоопарк в твоей книжке. Насекомые. –Харьков: Услуга, 1992.
  12. Зедгал У. Животный мир Земли. –М.: Мир, 1987.
  13. Кленов А. Малышам о минералах. –М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  14. Мамонтов С.Г. Основы биологии. –М.: Просвещение, 1993.
  15. Материалы семинара "Ощущение чуда", проводившиеся сотрудниками Природного центра им. Бракнера, штат Огайо, США. –Обнинск, 1995.
  16. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. –М.: "Издат", 1993.
  17. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. –М.: Мир, 1993.
  18. Программа действий. Повестка дня на 21 век  и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Публикация Центра "За наше общее будущее". Составитель Майкл Китинг. –Женева, 1993.
  19. Райков Б.Е. Римский-Корсаков М,Н. Зоологические экскурсии. –М.: Топикал, 1994.
  20. Ремезова Г.Л. Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. –М.: Просвещение, 1996.
  21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –Киев: "Радяньска  школа", 1975.
  22. Сид Д., Мэйси Д., Флеминг П., Наэсс А. Думая как гора: на пути к Совету всех существ. –М.: "Советско-американская гуманитарная инициатива", 1992.
  23. Фарб П. Популярная экология. –М.: Мир, 1971.
  24. Хейсин Е.М. Определитель пресноводной фауны. –М., 1962.
  25. Энциклопедия для детей. Биология. –М.: Аванта, 1993.
  26. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. –М.: Мир, 1986.
  27. Яблоков А. Мир эволюции. –М.: Детская литература, 1985.

Приложение

Словарь к программе "Игровая экология".

  1. Животное сообщество – совокупность животных данного места обитания.
  2. Всеядные животные – животные, которые могут питаться как животной, так и растительной пищей.
  3. Выветривание – процесс разрушения горных пород на поверхности земли или  вблизи нее под действием воды, ветра, организмов, перепадов температуры.
  4. Горные породы – природные агрегаты минералов постоянного состава, слагающие земную кору.
  5. Компоненты "неживой природы" – солнечный свет, тепло, вода и т.д.
  6. Кора – наружный слой одревесневшего стебля, например у дерева, состоящий из слоев отмерших клеток.
  7. Круговорот воды  в природе – циклическое движение воды на Земле.
  8. Место обитания – место, естественным образом заселенное каким-нибудь видом сообществом видом.
  9. Метаморфоз – глубокое преобразование строения организма животного, в процессе которого  личинка превращается во взрослую  особь.
  10. Насекомые – класс  животных типа беспозвоночных.
  11. Пищевая цепочка – последовательность передачи веществ и энергии от одного организма к другому.
  12. Плотоядные животные – животные, которые питаются животными.
  13. Полезные ископаемые – природные минеральные образования неорганического и органического происхождения в земной коре, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде или после соответствующей обработки.
  14. Почва – природное образование, формирующееся в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под воздействием воды, воздуха и т.д. живых организмов.
  15. Природа – то, что окружает живых существ, в том числе и они сами, и не является результатом человеческого труда.
  16. Приспособление к условиям существования (Адаптация) – унаследованная характеристика вида, определяющая  способность выживания в конкретной среде обитания или ситуации, в которой организм нормально функционирует.
  17. Продолжительность жизни – длительность существования особи.
  18. Растительное сообщество – совокупность растений данного места обитания.
  19. Растительноядные (травоядные) животные – животные, питающиеся растительной пищей.
  20. Ритм – чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью.
  21. Сердцевина – отмершие одревесневшие сосуды в центре ствола дерева.
  22. Солнечная система – система небесных тел, состоящая из центрального светила – Солнца и 9 больших планет, обращающихся вокруг него, их спутников, множества малых планет, комет и метеорного вещества.
  23. Сообщество грибов – совокупность грибов данного места обитания.
  24. Среда обитания – совокупность абиотических и биотических условий, в которых живет данная особь, популяция или вид.
  25. Царство живой природы – высшая категория в систематике живых организмов. Различают четыре царства живой природы: растений, животных, грибов и бактерий.
  26. Экология – наука о взаимосвязях в природе.
  27. Экологическая проблема – нарушение естественных связей в природе, угрожающее устойчивости экосистемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лесной патруль" (при скачивании полная версия с титульным листом)

Воспитание у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ребятам о зверятах"(при скачивании полная версия с титульным листом)

Название программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ребятам о зверятах»Руководитель программыВасянин О.Н., директор Центра «Созвездие».Автор програм...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология и цивилизация»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Экология и цивилизация»...

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)...

Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу естественнонаучной направленности «Природа, творчество, экология» для учащихся 12-16 лет

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природа, творчество, экология» для учащихся 12-16 лет самостоятельно разработана Берш...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Экология питания"

Данная программа имеет естественно-научную направленность. Содержание дополнительной общеобразовательной программы направлено на  изучение теоретических основ экологичного питания,  привитие...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Экология и мы » естественнонаучной направленности

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно,...