дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ребятам о зверятах"(при скачивании полная версия с титульным листом)
рабочая программа по теме

Чащихина Елена Евгеньевна

Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ребятам о зверятах»

Руководитель программы

Васянин О.Н., директор Центра «Созвездие».

Автор программы

Чащихина Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

Название организации реализующей программу,

ее адрес

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Советского района «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.».  (далее Центр «Созвездие»).

§ ХМАО, г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 4.

т.: 3-24-30, т.ф.:3-07-74.

Цель, основные задачи программы

 

 

Цель: Развитие  познавательных интересов, интеллектуальных  и творческих способностей в процессе  проведения наблюдений за животными.

Задачи:

1. Изучение обитателей мини-зоопарка.

2. Формирование умений и навыков по уходу за животными.

3. Изучение разнообразия и великолепия дикой природы.

4. Формирование представлений  об охране диких животных, ознакомление с Красной книгой, с особо охраняемыми территориями  Ханты Мансийского округа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyatam_o_zveryatah.docx338.78 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ребятам о зверятах»

Руководитель программы

Васянин О.Н., директор Центра «Созвездие».

Автор программы

Чащихина Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

Название организации реализующей программу,

ее адрес

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Советского района «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.».  (далее Центр «Созвездие»).

  • ХМАО, г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 4.

т.: 3-24-30, т.ф.:3-07-74.

Цель, основные задачи программы

Цель: Воспитание нового экологического сознания на основе изучения животных и птиц.

Задачи: 

  1. Развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний о животных.
  2. Формировать навыки наблюдения за животными и правильного ухода за ними.
  3. Воспитывать чувства любви и заботы о братьях наших меньших.
  4. Изучать и исследовать вместе с детьми конкретные объекты природы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Предполагаемый результат

В ходе реализации программы обучающиеся должны

Иметь представления: о многообразии животного мира России;

Знать:  наиболее типичных представителей животного мира России; какую пользу приносят представители животного мира; некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных.

Уметь: узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

ухаживать за домашними животными и птицами;

 выполнять правила бережного отношения к животному миру.

Направленность

Эколого-биологическая

Срок реализации программы

1 год

Место проведения

МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.»

Официальный язык

русский

Общее количество участников программы

 От 10 до 15 человек  в группе, в возрасте 6 - 10 лет

География участников

Г. Советский

                             

Содержание

№ п\п

Наименование

Страницы

Информационная карта

Содержение

1

Пояснительная записка

3-4

2

Учебно-тематический план

5

3

Содержание программы

5-7

4

Методическое обеспечение программы

8

5

Материально-техническое обеспечение программы

9

Список использованной литературы

Приложение

Пояснительная записка

По содержанию программа «Ребятам о зверятах»  является эколого - биологической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации групповой, по времени реализации среднесрочной.

В детях  воспитываем абстрактную любовь к природе, а она должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом. На базе живого уголка МБОУ СОШ № 2 г. Советский есть возможность организовать занятия, на которых дети попадут в мир животных, птиц и насекомых, учиться любить их, знать о них как можно больше, делать маленькие открытия.        

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ребятам о зверятах» будет реализовываться на базе живого уголка школы № 2 г. Советский, поэтому предполагает непосредственное общение детей с животными, что для многих из них будет новым и познавательным, особенно для тех, кто не имеет возможности пообщаться с животными дома.

Одна из задач современной школы – воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. В начальной школе во всех системах и моделях есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причем знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это очень хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают ничего о тех животных и птицах, которые их окружают.

        Цель: Воспитание нового экологического сознания у обучающихся на основе изучения животных и птиц.

        Задачи:

  1. Развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний о животных.
  2. Формировать навыки наблюдения за животными и правильного ухода за ними.
  3. Воспитывать чувства любви и заботы о братьях наших меньших.
  4. Изучать и исследовать вместе с детьми конкретные объекты природы.

        Программа рассчитана на детей возраста 6-10 лет. В группе от 10-15 человек. Срок реализации – 1 год. Количество часов по программе -  74 часа.

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный:

- формирование группы

  1. Организационный:

 - познакомить детей друг с другом

 - провести инструктаж по технике безопасности при работе с животными

 -  провести презентацию животных живого уголка

  1. Основной (включает 6 блоков):

- «Дикие животные».

- «Пернатые жители».

 «Увлекательно о грызунах».

- «Обитатели аквариумов и террариумов».

- «Животные нашего края».

- «Защита и охрана животных».

  1. Заключительный.

 - проведения игрового мероприятия «Веселый зоопарк»

         

        Форму занятий можно определить как студийную деятельность детей. Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую части. Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю по 1 часу.

Ожидаемые результаты

        В процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дети должны познакомиться с животными живого уголка, а так же с животными, населяющими наш край.

         Обучающиеся должны знать:

-  животных живого уголка и элементарные правила ухода за ними;

- несколько видов городских птиц;

- животных нашего края, в том числе редких и исчезающих;

- роль и значение животных в природе и жизни человека.

 уметь:

- заботиться о животных, уметь бережно с ними обращаться, использовать полученные знания в жизни;

- наблюдать за животными и делать выводы;

- соблюдать правила поведения в природе;

        Способы проверки результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ребятам о зверятах» могут быть в форме конкурсов во время проведения итогового занятия. В конце года проводится итоговое занятие, в котором принимают участие воспитанники вместе с родителями.

Учебно-тематический план

Название блока

Количество часов

1.

Дикие животные.

20

2.

Пернатые жители.

17

3.

Увлекательно о грызунах.

8

4.

Увлекательно о террариумах и аквариумах.

11

5.

Животные нашего края.

9

6.

Защита и охрана животных.

9

Итого:

74

Содержание программы

Вводное занятие. Наши добрые друзья (знакомимся с обитателями мини-зоопарка). (1 час)

  1. Знакомство ребят друг с другом, с педагогом.

        Блок №1.Дикие животные. (19 часов)

1.    Заяц – «длинное ухо»

2.    Лиса Патрикеевна

3.    Серый хищник – волк

4.    Хозяин леса - медведь

5.    Любознательный зверек – белка

6.    Куница – охотник на белок

7.    Лесной красавец - лось

8.    Сердитый недотрога – еж

9.    Подземный житель – крот

10.  Всеядное животное – барсук

11.  Бобр – строитель

12.  Запасливый бурундук

13.  Кабан – дикий родственник домашней свиньи

14.  «Мышка – норушка»

15.  Рысь – родственник кошки

16.  Соболь – «дорогой» зверек

17.  Тигр – самая большая кошка на земле

18.  Косуля – маленький европейский олень

19.  Обобщение знаний о диких животных. Занятие-соревнование» Наши друзья – лесные звери»

         Блок №2. Пернатые жители (17 часов)

  1. Воробей – самая распространенная птица на земле
  2. Ворона – «интеллектуальная» птица
  3. Ворон – умная и красивая птица
  4. Сорока-белобока
  5. «Лесной доктор» - дятел
  6. Соловей – великий маэстро
  7. Галка – городская птица
  8. Загадочная птица – кукушка
  9. «Пернатая кошка» - сова
  10.  Любимая птица – снегирь
  11.  «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России
  12.  Наш добрый сосед – скворец
  13.  «Золотая птица» - иволга
  14.  В них отражается радуга – попугаи
  15.  Неутомимые певцы – канарейки
  16.  Скромные амадины
  17.  Обобщающее занятие о птицах

Блок №3. Увлекательно о грызунах (8  часов).

  1. Научный сотрудник – лабораторная мышь
  2. Путешественница – морская свинка
  3. Все за и против – крысы
  4. Милые и пушистые – кролики
  5. Иностранка шиншилла
  6. Хозяин полей – хомяк
  7. Хорек – домашний или дикий?
  8. Обобщение знаний о грызунах (игра – викторина) «Кто в домике живет?)

Блок №4. Обитатели аквариумов и террариумов (11 часов).

  1. «В мире рыб» - знакомимся с акватеррариумным залом.
  2. «Вода – бесценный дар природы».
  3. «Животный мир водоемов нашего края».
  4. Почему мы их так боимся? Змеи
  5. Непревзойденные пловцы – игуаны
  6. Великолепные маскировщики – гекконы
  7. Сухопутные и пресноводные – черепахи
  8. На службе у медицины – лягушки
  9. Представители земноводных – тритоны
  10.  Страшные пауки
  11. Ядовитые скорпионы
  12. Вездесущие тараканы
  13.  Любители прятаться -  палочники
  14.  Обобщение знаний (КВН «Загадки природы)

 

Блок №5. Животные и птицы нашего края (9 часов).

1.   Росомаха – опасный противник

2.   Ласка – вредитель или помощник?

3.   Житель рек - ондатра

4.   Мудрый глухарь.

5.   Нарядные свиристели

6.   Клест

7.   Щур

8.   Пресмыкающиеся  и земноводные Югры

9.   Интеллектуальная викторина «Что я знаю о животных».

Блок № 6. Защита и охрана животных (9 часов).

1.   Знакомство с Красной книгой .

2.   Красная книга Югры

3.   Особо охраняемые территории  ХМАО

4.   Экологический турнир «Мир вокруг нас».

5.   КВН «Природа и человек».

6.   Заключительное  занятие «Веселый зоопарк»

Методическое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ребятам о зверятах» состоит из 6 основных блоков: «Дикие животные», «Пернатые жители», «Увлекательно о грызунах», «Обитатели аквариумов и террариумов», «Животные нашего края», «Защита и охрана животных».

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является принцип знакомства детей с разными группами животных – млекопитающими, птицами, рыбами, насекомыми, земноводными и пресмыкающимися. Отбор материала позволяет начинать каждый день с непосредственного знакомства с животными, обитающими в мини-зоопарке Центра «Созвездие».

Формы, методы и средства изучения данной программы разнообразны. Содержание программы учитывает возрастные особенности детей (В 7-9 лет продолжительные познавательные блоки могут утомлять, поэтому важно чередовать разные виды деятельности). Программа построена на удовлетворении трех основных потребностей детей: познавательной, творческой и двигательной активности. Первая часть занятий теоретическая, во второй части ребята ведут наблюдения за животными, общаются с ними. Педагог проводит экскурсии, поэтому велика роль словесных методов: рассказ, беседы, объяснения. Своеобразие содержания программы дает возможность применять такие нетрадиционные методы обучения, как встречи и беседы с ветеринаром, зооинженерами, которые непосредственно работают с этими группами животных. Ребята участвуют в интеллектуальных играх и викторинах.

        Такое построение программы помогает сочетать познавательную, творческую, игровую деятельность. Каждый день помогает добиваться поставленных целей: формирует бережное отношение к животным, к охране окружающей среды, воспитывает любовь к животным.

Материально-техническое обеспечение программы

        К занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ребятам о зверятах» принимаются дети по заявлению родителей и желанию ребенка. Обязательна медицинская справка для каждого ребенка, так как работа ведется с животными.

        Для реализации программы необходимы:

- видео, аудиоаппаратура, мультимедийная установка (для просмотра видеофильмов, слайдов, прослушивания  аудиозаписей);

- игровой инвентарь (мячи, обручи, барабан для «Поля чудес»);

- кабинет для проведения наблюдений за животными и творческой  работы;

        

         

        

Список литературы:

1. Брыкина Н. Т.,  «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» Москва, 2008 г.

2. Брем А.Э. Жизнь животных. В 3-х томах. –М.: Терра, 1992.

3.Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников, Москва, 2004 г.

4. Гайдина Л.И., Кочерыгина А.В. «Изучаем окружающий мир с увлечением» 1-4 классы, Москва, 2007.

5. Гребенюк Г.Н., Иванова Н.А., Овечкина Е.С. Экология для младших школьников. Ханты-Мансийск, 2005 г.

6. Ляшко Е. А. Школа юного краеведа, Волгоград, 2007 г.;

7. Могилевская И. С., Природа – вечный источник творчества, // Нач. школа – 1980. - № 6. – с.50-51.

8. Прохорова С.Ю., Фоминых Н.М. Тропинка в лесу: организация экологических исследований с младшими школьниками, учебно-методическое пособие, Ростов-на-Дону, 2008 г.

9. Райков Б.Е. Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии. –М.: Топикал, 1994.

10. Растительный и животный мир, сборник загадок, Москва, 2008 г.

11. Хэрриот Д. О всех созданиях больших и малых. М., 2001.

12. Шмаков С. А. Игры шутки – игры минутки. – М.: «Новая школа», 1993.

13. Энциклопедия для детей. Биология. –М.: Аванта, 1993.

14. Энциклопедии «Зачем и почему»; «Домашние животные», «Чувства животных», «Собаки», «Кошки», «Рыбы», «Насекомые», «Попугаи», «Звери в зоопарке»», издательство «Мир книги», Москва, 2008 г.:

Список литературы для детей:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001
  2. Брем А.Э. Жизнь животных – М.: Терра, 1992.
  3. Детская энйиклопедия для ленивых, 1994.
  4. Лазьве К., Кювелье Ж., Атлас животных. – Тверь: Издательство Астрель, 2004.
  5. Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта+, 1995.

Приложение

Вводное занятие. Игра «Ребятам о зверятах».

Цель мероприятия:

Развитие активного интереса  у воспитанников к обитателям живого уголка.

1 этап: «Посмотри и запомни».

Игроку предлагается поле из 9 клеток, где помещены слова – названия животных, обитателей зоопарка. В течение 1 минуты участник запоминает их. Далее поле со словами убирается, а участнику выдаётся чистое поле. Игрок восстанавливает слова.

ХОРЕК

КРЫСА

КРОКОДИЛ

ПЕТУХ

ИГУАНА

ПОПУГАЙ

ЗАЯЦ

УДАВ

ГЕККОН

2 этап «Волшебные животные»

Определите по силуэтам название животных, обитателей зоопарка:

1 – черепаха

2 – обезьяна                                          

3 – попугай                                      

4 – хомяк                        

5 – золотая рыбка                                      

6 – лягушка                                    

7 – хорек

8 – крыса

9 – таракан

10 - петух

3 этап «Накорми животное»

Ребятам предлагается несколько видов корма (зерносмесь, сушеные дафнии, рыба, творог, листья капусты, сухари, живой корм, морковь, бананы). Задача – определить, кто из обитателей зоопарка что ест. Итог – под присмотром педагога покормить животных.

        4 этап конкурс «Художники».

Ребята рисуют животных, а соперники угадывают нарисованных животных.

        5 этап «Знаток животных»

  1. Какое животное похоже на тельняшку матроса? (зебра)
  2. Какие животные носят с собой иголки? (еж, дикобраз)
  3. Какие животные ездят бесплатно в трамваях? (заяц)
  4. Кто с собой носит дом? (черепахи, улитки)
  5. Где содержат  змей (террариум).
  6. Дерево – символ России (береза).
  7. Гриб, который ели викинги для храбрости (мухомор).
  8. Банан – это дерево или трава (трава).
  9. Сушеный виноград без косточек (кишмиш).
  10.  Летели 3 страуса, охотник убил одного. Сколько осталось? (страусы не летают).
  11. Какое хвойное дерево  сбрасывает на зиму листву (лиственница).
  12. Второй хлеб человечества (рис, картофель).
  13. Самая большая обезьяна (горилла).

14. Какое животное намывает гостей? (кошка)

        6 этап. Конкурс  «Зоологическая пантомима».

Изобразить животное, не произнося характерных для данных животных звуков.

        7 этап конкурс «Перестрелка».

Дети по очереди называют по одному домашнему животному, кто больше.

        8 этап конкурс «Загадки».

Ежик вырос в десять раз,

Получился…(дикобраз).

Кто роет лапками подземные туннели? (крот)

        Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он…(жираф)

        Кто валит зубами деревья без топора? (бобер)

        Ползун ползет,

Иголки везет (еж)

        Стоит копна посреди двора –

Спереди вилы, сзади метла (корова)

        По горам, по долам,

Ходят шуба да кафтан (овца)

        Вся мохнатенькая, четыре лапки,

Сама усатенькая,

Два яхонта под шапкой (кошка)

        На сене лежит, сама не ест и другим не дает (собака)

        По земле ходит, неба не видит,

Ничего не болит, а все стонет (свинья)

        За каждый правильный ответ дается пять баллов.

        9 этап конкурс «Оживи стишок».

Подбираются стихи о животных, лесе, природе. Ведущий читает, дети оживляют содержание (за каждое правильно показанное стихотворение дается по 10 баллов).

Мама чашку молока

Маше налила.

«Мяу, - киска говорит, -

Вот я и пришла!»

Киске в миску отольем –

Веселее пить вдвоем.

Ну-ка, кто скорей допьет?

Кто ни капли не прольет?

           М. Капуктикян

Ко мне бежит огромный гусь.

Я говорю себе «Не трусь!»

Быть может, этот гусь ручной,

Бежит знакомиться со мной.

Но у гуся свирепый вид –

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет? Ну и пусть!

Я улыбнулся: здравствуй, гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось «Привет!»

                                      Т. Собакин

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень –

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышат луг

И птицы, и цветы вокруг.

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Он заметный, золотой,

Постарел и стал седой.

А как только постарел,

Вместе с ветром улетел.

        10 этап конкурс «Рассказчики».Прослушать начало рассказа или басни Л. Н. Толстого и продолжить его по своему усмотрению (от каждого участника команды по предложению). Сравнить с оригиналом. (за правильность или оригинальность рассказ оценивается от 5 до 10 баллов).

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде ее тень….

У Розки были щенки на дворе на сене. Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку…

Черепаха просила орла, чтобы он научил ее летать…

Лев услышал – лягушка громко квакает – и испугался…

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать…

Змеиный хвост заспорил с змеиной головой о том, кому ходить впереди…

        11 этап конкурс «Танец-пантомима».

Изобразить, как танцуют львы, кошечки, барашки, поросятки, обезьянки и т.д.

Подводятся итоги, награждаем лучшего знатока животных.

Блок №1. Занимательно о птицах.

Игра «Угадай, какая ты птица».

Игра закрепляет знания детей о внешнем виде, повадках, среде обитания птиц. Ребенку вешают на спину картинку с птицей. Задавая вопросы,  он  должен отгадать, кто он такой.

Игра «Летает, не летает».

Игра закрепляет названия птиц, насекомых, учит быть внимательным. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых. Дети поднимают руки, если они летают.

        Викторина о птицах.

- Какая птица самая маленькая /колибри/

- Какая птица выше всех летает /орел/

- Какая птица выводит птенцов в дождь /лебедь/

- Какая птица носит название известного русского писателя /гоголь/

- В какой стране строят гнезда и выводят птенцов белые журавли и стерхи /в России/

- Как охотится серая цапля /Стоит неподвижно, вытянув шею и подняв одну ногу/

- У какой птицы самый длинный язык /у дятла – 15 см/

- Как чомга спасается от врагов /погружается в воду как подводная лодка/

- Какой длины достигают крылья гуся /1,5 м/

- Когда гуси бывают особенно злыми /когда рождаются гусята/

- Как гуси защищают своих детей от непогоды /прячут под крыло/

-Как пеликаны-матери кормят своих птенцов /отрыгивают из зоба размягченную рыбу/

Игровая программа «Гуси-лебеди».

Игра способствует развитию памяти, наблюдательности, учит ориентироваться в новой местности. Напомните детям сказку «Гуси-лебеди». Спросите, а сумели бы они найти дорогу домой по камешкам или другим меткам. Предложите проверить это. Заготовьте достаточное количество меток, это могут быть и просто камешки, но лучше всего использовать какие-нибудь яркие предметы: ленточки, флажки, желательно с номерками (чтобы следить, не пропустили ли вы какую-нибудь метку). По пути к парку оставляйте метки на дороге, пнях, деревьях. Одновременно обращайте внимание детей на приметы, при помощи которых можно будет сориентироваться на местности: (Мы оставили метку у дерева с огромными корнями, рядом с нашей меткой был старый трухлявый пень и т.д.). На обратном пути предложите детям  самим найти дорогу по меткам.
Прежде, чем отправляться домой, тщательно убираем за собой (все метки, мусор): нужно, чтобы дети на практике приучались беречь природу. На обратном пути все вместе вспоминаем, что хорошего произошло за день, какие были забавные события, что интересного вы увидели и узнали.

        Конкурс фотографий «Разноцветное оперение».

        Цель: развивать творческие способности детей, умение видеть прекрасное в птицах, замечать особенности их жизни, поведения.

Оборудование: фотоаппарат, компьютер, фотопринтер, цветная бумага, картон, клей, вырезки животных из старых журналов.

1. Наблюдаем за птицами в мини зоопарке, делаем выводы об особенностях внешнего вида птиц, их оперения. Находим взаимосвязь между расцветкой птицы и условиями ее жизни в естественной среде.

2. Делаем фотоснимки птиц.

3. Готовим рамки для фотографий (из картона и цветной бумаги).

4. Выбираем лучшие фотоработы, печатаем их (если нет возможности, педагог печатает фотографии на следующий день).

  1. Готовим рамки для фотографий (из картона и цветной бумаги)

- из листа картона (можно цветного) вырезается форма будущей фоторамки, в центре вырезается «окошко» для фотографии.

- сзади снизу и по бокам наклеивается картон, верхний край не приклеивается – в него будет вставляться фотография.

- оформляется рамка изображениями животных, вырезанными из старых журналов, при желании бусинами, сухими цветами, листьями.

- сзади рамки можно сделать подставку (приклеить полоску плотного картона и загнуть ее снизу)

  1. Оформляем выставку фоторабот.

        Берегите птиц - конкурс рисунков на асфальте.

        Цель: формировать экологическую культуру, развивать творческие способности.

Оборудование: цветные мелки

Конкурс проводится в парке, сквере, там, где есть большая асфальтированная площадка.

Задание ребятам – придумать самый оригинальный природоохранный знак, провести его презентацию – дать название, рассказать о содержании, где его можно разместить (в лесу, в газете, на улицах города, в журнале и т.д.)
Ход мероприятия:

  1. Ребятам раздаются мелки.
  2. Объясняется задание.
  3. Ребята рисуют знаки.
  4. Презентация рисунков.
  5. Оценка рисунков. Оценивается соответствие теме, оригинальность, содержательность, качество и техника исполнения, презентация.
  6. Победители награждаются.

Блок №2. Увлекательно о грызунах

        Зарисовки на биологическую тематику.

«Прерванный эксперимент».

Шерлока Холмса в свою лабораторию пригласил знаменитый профессор.

 - Я был в пяти минутах от мирового открытия, которое перевернуло бы мир! Сегодня, войдя в лабораторию, я нашел подопытную мышь мертвой. Посмотрите, стеклянный колпак полностью изолировал ее от окружающей среды, где могли бы находиться микробы. В рационе присутствовали все витамины и питательные вещества. Ничего не предвещало подобного исхода. Есть одно объяснение – это чьи-то происки. Прошу вас, Холмс, найти виновного.

- Успокойтесь, профессор. Просто я бы посоветовал вам в следующий раз под колпак с мышью поставить какое-нибудь растение.

Что, по вашему мнению, послужило причиной гибели мыши?

Почему Холмс посоветовал поставить под колпак растение?

Подвижная игра «Укротитель зверей».

Поставьте в комнате стулья, на один меньше, чем детей. Все занимают стулья, а один из играющих становится укротителем диких зверей. Он медленно идет по кругу и называет подряд всех животных. Тот, чье животное названо (играющие предварительно выбирают их для себя), встает и начинает медленно идти вслед за своим укротителем. Как только укротитель произносит слова Внимание, охотники! все играющие, включая укротителя, стараются занять пустые стулья. Тот, кому места не хватило, становится укротителем диких зверей.

«Собери картинку». Дать детям собрать разрезные картинки с различными животными – это задание развивает внимания, наблюдательность, терпение.

        Рисуем грызуна – делаем открытку на любое торжество.

        Цель: развивать воображение, творческие способности детей. Познакомить детей с новым видом рисунка – оттиском.

Оборудование: краски, картофель, нож, цветная бумага, декоративные украшения, фломастеры.

1. Заранее спрашиваем, когда у детей дни рожденья. Спрашиваем, у кого из друзей, близких день рождения летом. Предлагаем сделаем простую открытку на любое торжество.

2. Наблюдаем в зале териологии за грызунами, выбираем, в форме какого животного будет сделана открытка, отмечаем внешние особенности, цвет.

3. Делам открытку – рисуем и вырезаем из цветной бумаги фигуру животного (это может быть кролик, хомяк, мышка, морская свинка и т.д.)

4. Изготавливаем «штамп» - его можно изготовить из таких овощей, как  картофель, морковь или просто вырезать из губки.  Для этого картофель разрезаем пополам, на каждой половине вырезаем круг, квадрат, другую фигуру, которая и будет штампом. Обрезаем мякоть с краев, чтобы штамп выступал над поверхностью среза.

5. Кисточкой наносим краски на картофельный штамп, оставляем отпечатки на нашей открытке.

6. Когда открытка высохнет, дорисовываем мордочку зверька фломастером, при желании украшаем блестками. Сгибаем открытку - сначала пополам, затем отгибаем края к центральному сгибу, чтобы она стояла.

7. В середине занятия для снятия усталости проводим переменку - зарядку.

Идем шагом по тропинке.

Увидели дерево. Покачали руками, как дерево, пошевелили пальчиками – веточками.

Впереди болото – попрыгали по кочкам.

На болоте цапля. Стоим на одной ноге, затем на другой.

Утки взлетели - машем крыльями.

8. Подводим итоги. Поздравляем летних именинников, устраиваем чаепитие.

Игры на природе «Ребятам о зверятах».

Цель: развивать память, наблюдательность, дать первые представления ориентирования на местности.

Занятие проходит на природе, например, в городском парке.

1. Напоминаем детям о правилах поведения на природе и в общественных местах.

2. Проводим игры на природе:

Белкина кладовая

Найти не очень высоко расположенное неглубокое дупло. В качестве варианта можно использовать расщелину между корнями, тогда это будет зайкина норка. Положить туда шишки, желуди, палочки, камешки, ракушки, мох, сухую траву. Рассказать детям, что белочка (или, соответственно, зайка) что-то спрятал в норе. Надо отгадать на ощупь, что там лежит.

Как муравьишка домой спешил. 

Наблюдение за муравьями - одно из любимых занятий детей. Муравьи совершают далекие, сложные путешествия, но всегда находят дорогу домой. Педагог предлагает детям провести эксперимент, чтобы убедиться, что муравей знает, как ему добраться до дому.  Для эксперимента потребуется: спичечный коробок, капля красной гуаши и тоненькая кисточка, фишки (можно взять фасоль, желуди, конфетти, бусинки, пуговицы).
Поймайте возле муравейника муравья, осторожно посадите его в коробочку, поставьте на спину маленькую красную точку гуашью и отнесите его метров за сто от муравейника. Выпустите муравья и наблюдайте за тем, куда он направится, отмечая его путь цветными фишками. Вместо фишек можно использовать маленькие колышки и моток толстых цветных ниток. Повторите опыт несколько раз и сравните маршруты муравьев.

Мальчик-с-пальчик.

Игра способствует развитию памяти, наблюдательности, учит ориентироваться в новой местности. Напомните детям сказку про Мальчика-с-пальчика. Спросите, а сумели бы они найти дорогу домой по камешкам или другим меткам. Предложите проверить это. Заготовьте достаточное количество меток, это могут быть и просто камешки, но лучше всего использовать какие-нибудь яркие предметы: ленточки, флажки, желательно с номерками (чтобы следить, не пропустили ли вы какую-нибудь метку). По пути к парку оставляйте метки на дороге, пнях, деревьях. Одновременно обращайте внимание детей на приметы, при помощи которых можно будет сориентироваться на местности: (Мы оставили метку у дерева с огромными корнями, рядом с нашей меткой был старый трухлявый пень и т.д.). На обратном пути предложите детям  самим найти дорогу по меткам.
Прежде, чем отправляться домой, тщательно убираем за собой (все метки, мусор): нужно, чтобы дети на практике приучались беречь природу. На обратном пути все вместе вспоминаем, что хорошего произошло за день, какие были забавные события, что интересного вы увидели и узнали.

        Игра «Поле чудес» на тему «В мире животных».

        Цель: воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области природоведения, развивать речь учащихся, повышать познавательную культуру.

        Оборудование: барабан.

Отборочный тур:

  1. Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
  2. Какая птица может летать вперед хвостом? (колибри).
  3. Для чего раньше рыбаки брали в лодку свинью? (свинья хорошо ориентируется на незнакомой местности, в тумане ее выпускали за борт и она плыла к берегу, а рыбаки за ней.)
  4. В какой стране корова считается священным животным? (В Индии. Зарезать корову на мясо запрещено законом. Корова может зайти в любое помещение, ее оттуда никто не выгонит.)
  5. Сколько ног у паука? (8)
  6. В воде купался, а сух остался? (гусь)
  7. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (майские жуки)
  8. На муравейник прилетел дрозд, вытянул крылья в стороны и сидит несколько минут. Для чего? (Таким образом птица освобождается от паразитов на теле. Муравьи опрыскивают тело птицы кислотой, от которой и погибают паразиты.)
  9. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему? (Красный цвет - сигнал тревоги. Родители, привлеченные красным цветом, суют корм в раскрытый рот.)
  10.  Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах, лошадях? (Таскают шерсть для гнезда, выклевывают насекомых.)
  11.  Летели три страуса, охотник убил одного. Сколько страусов осталось?  (Страусы не летают.)

        ПЕРВЫЙ ТУР:

Задание. Эту рыбу использовали для ловли морских черепах. К ее хвосту крепится леска, и рыба подбрасывается к черепахе. Она намертво присасывается к черепашьему панцирю, после чего ее подтягивают к лодке вместе с черепахой. Что это за рыба (ПРИЛИПАЛА)  

        ВТОРОЙ ТУР:

Задание. У этой птички два имени. Первое – Зарянка, так ее прозвали, потому что на утренней и вечерней зорьке, когда солнце еще не взошло или не село, особенно громко слышится ее звонкая трель. Гнездится зарянка на земле под корнями деревьев или в кустах. Какое второе название этой птицы (МАЛИНОВКА)

        ТРЕТИЙ ТУР:

Июнь – месяц самых коротких, «воробьиных» ночей. В этом месяце появляется очень много кузнечиков и червей. В лесах поют соловьи и зяблики, свистят иволги, барабанят дятлы. С одним из этих явлений природы связано и народное название июня. Как называл этот месяц народ?  (ЧЕРВЕНЬ)

        ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ:

Задание. Когда эти насекомые собираются в походные колонны и шагают по лесу, спасается бегством даже ягуар (МУРАВЕЙ)  

        СУПЕРИГРА

Каждый месяц года, согласно утверждениям астрологов, имеет свой талисман. Один из них – драгоценный камень, другой – цветок. Назовите цветок – талисман августа.  (ГЛАДИОЛУС)

Подводим итоги игры, награждаем победителей.

        Экскурсия в мини-зоопарк.

        Цель: познакомить детей с животными - обитателями мини-зоопарка.

  1.  Провести с детьми инструктаж по правилам поведения в общественных местах и на улице.
  2.  Организованно проследовать в мини-зоопарк.
  3.  Познакомиться с животными, представленными в зоопарке, провести экскурсию.
  4.  Сделать вывод.

Блок №3. Обитатели аквариумов и террариумов.

Игра «Рыбалка» - закрепляет названия рыб. Дети загадывают себе названия рыб и говорят  их ведущему. Рыбак приходит и называет рыбу. Ребенок - «рыба» убегает, рыбак догоняет.

Делаем домино «Рыбы и пресмыкающиеся».

Из картона вырезаем фишки, рисуем, либо наклеиваем животных – обитателей мини зоопарка: черепаха, игуана, крокодил, лягушка, змея, геккон, улитка и основных рыб, отличающихся формой и расцветкой: сомик, скалярия, золотая рыбка. Фишек должно быть 40, каждое животное (рыба) должна встречаться на фишке 4 раза. Делаем фишки «пусто-пусто», все животные - пусто, фишки с парными животными. В итоге должно получиться 61 фишка. В игру может одновременно играть 8 человек.

Блок №4. Друзья человека.

Викторина «Эти забавные животные».

Цель: повышать уровень знаний, развивать творческое и логическое мышление.

В викторине принимают участие все кружковцы. Викторина проходит в виде игры. Вопросы задаются по очереди. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл (одну фишку в виде животного).

        1 тур. Быстро и правильно

Какая птица выше всех летает?                                        (Орел.)

Ходит смело и легко, рога раскинув широко.                 ( Олень.)

Где белки строят свои гнезда?                      (В дуплах деревьев.)

Какая птица в мире самая большая?                                 (Страус.)

Какая птица в нашей страна самая маленькая?            ( Королек.)

Какая птица носит фамилию известного русского писателя?   (Гоголь.)

Чего с земли не подымешь?                                                  (Тень.)

Не зверь, не птица, а нос как спица.                                      (Комар.)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

(Дерево.)

Черен, да не ворон; рогат, да не бык; шесть ног, да без копыт. (Жук.)

Желтое решето темных домиков полно.                            (Подсолнух.)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной.                                                                           (Еж.)

        2 тур

1. Ворон – крупная птица, длина его тела от 45 до 75 см. Оперенье у него черного цвета с ярко – металлическим блеском. Арабы считали когда-то эту птицу бессмертной. Да и у нас в старину думали, что вороны живут лет 300. А как ты думаешь, сколько лет живет ворон?

А) 70-75 лет

Б) 5-10 лет

В) на самом деле бессмертен.

(вороны доживают до 70-75 лет)

2. Шумными стаями собираются вороны везде, где живет человек. Эта птица не избегает людей, как другие. А как ты думаешь, почему?

А) очень любопытные и любят наблюдать

Б) можно легко найти место гнездования

В) питается на всевозможных свалках и отбросах

(Ворон пользуется свалками и отбросами, которые возникают возле жилья человека. Не пропускают ничего, что под клюв подвернется, а уж для мелких птичек и даже крупных птиц, вроде уток, - это враг №1, т.к. любит полакомиться их яйцами. Ворон называют «крылатыми крысами», т.к. они едят все, что попадается съедобного, - и фрукты, и разную зелень, и мелких насекомых, не брезгуют падалью.)

3. Ворон – очень интересная птица, у нее под клювом находится необычная складка кожи, называемая подкожным мешком. Как ты думаешь, для чего он используется птицею?

А) для имитирования голоса

Б) для переваривания пищи

В) вороны могут переносить и хранить в нем всякие вещи.

(Ворон, как и все его родственники (вороны, галки, сороки), очень любит блестящие вещи. Ручной ворон может утащить блестящую брошку или открутить с куртки «золотую пуговицу», для него цена не важна. В гнезде у ворона можно найти ложки, ножи, вилки и многие другие предметы. А для того, чтобы перенести эти вещи в гнездо, он использует мешок, расположенный у него под клювом.)

4. У какой птицы самый длинный язык?

А) у орла

Б) у страуса

В) у дятла

(У дятла самый длинный язык – 15 см.)

5. В природе существуют белки разных пород и видов. Познакомьтесь с одной из пород белок, живущих в сибирских лесах. У этих маленьких лесных зверьков между передними и задними лапами есть перепонка (складка кожи). Как вы думаете, для чего она служит?

А) помогает белкам переправляться через реки вплавь

Б) в ней содержится необходимый запас жиров на зиму

В) помогает перелетать с дерева на дерево

(Прыгая, они растопыривают лапы и летят, как маленький планер. Если обыкновенная белка делает прыжки 6-7 м, то летяга, так называется этот вид, может прыгнуть и на 30 м. Зверек этой серой масти, размером помельче нашей белки. Кисточек на ушах нет, хвост длинный и служит рулем при прыжке и тормозом при посадке. Летяга ведет ночной образ жизни, и наблюдать за ней очень трудно.)

6. В пустынях живут тушканчики, глубоко в земле они строят свои норы. Но самое интересное, что у них передние ноги короткие, а задние длинные. Как вы считаете, для чего нужны тушканчику длинные задние ноги?

А) рыть норы

Б) защищаться от врагов

В) для того, чтобы прыгать

(У черноглазого большеухого тушканчика короткие передние и очень длинные задние ноги. Поэтому он не ходит, а прыгает большими и высокими прыжками, словно перелетает с места на место.)

7. Береза издревле славится на Руси. Из нее изготавливают много полезных вещей – дрова, веники, берестяную посуду, лапти… А что еще получают из березы?

А) деготь

Б) смолу

В) нектар

(Деготь - это

8. Семейство кошачьих насчитывает более 10 видов. Какое животное не относится к семейству кошачьих?

А) барс

Б) рысь

В) гиена

Гиена – это животное семейства

9. Енота называют полоскуном, потому что его часто можно заметить у воды, полощущего в ней свои лапы.  А что отмывает в воде енот-полоскун?

А) золото

Б) пищу

В) шкуру

Пищу. Прежде, чем приступить к трапезе, енот тщательно полощет в воде улитку или рака. Он не пытается смыть грязь, скорее всего, он просто ощупывает добычу, определяя ее размеры.

10.Какая птица умеет бегать по воде?

А) чайка

Б) гагара

В) оляпка

Оляпка.

Тур 3. «Найди ошибки» (найти ошибки, если они есть).

  1. Спят ночами утки, в конуре  иль будке (не утки, а собаки).
  2. Весною из берлоги, выходят носороги (не носороги, медведи).
  3. Для перины и подушки мягкий пух дают лягушки (нет лягушки, а гуси, лебеди).
  4. Воют вояками метели в зимнем месяце – апреле (апрель – не зимний месяц).
  5. Завидуют тигрицы пышной гриве львицы (у львиц гривы нет).
  6. Волк живет в своей норе а жучки живут в коре (все правильно).
  7. Сливки, масло и творог дает детишкам носорог (не носорог, а корова).
  8. Глазки у сов, как  бусинки: яркие, малюсенькие (у сов глаза большие).
  9. С мягким знаком слово "Мышь" пишет грамотный малыш (все правильно).
  10.  Лист березовый абсолютно розовый (не розовый, а зеленый).

Тур 4 «Подумай и ответь»

1. Для чего раньше рыбаки брали в лодку свинью.

(Свинья хорошо ориентируется на незнакомой местности. В тумане ее выпускали за борт и она плыла к берегу, а рыбаки за ней).

2. У птенцов многих птиц рот, ярко-красный или оранжевый. Почему?

(Красный цвет – сигнал тревоги.  Родители привлеченные красным цветом суют корм в раскрытый рот).

3. Народ подметил, что во время цветения одного из  деревьев, мае, обязательно наступает похолодание. Эти холода даже называют именем этого дерева. Что это за дерево? (Черемуха).

4. Эту рыбу использовали для ловли морских черепах. К ее хвосту крепилась леска и рыба подбрасывается к черепахе. Она намертво присасывается к черепашьему панцирю, после чего ее подтягивают к лодке вместе с черепахой. Что это за рыба? (Прилипала).

5. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах, лошадях?

(Таскают шерсть для гнезда, выклевывают насекомых).

6. Это растение и кормит, и лечит и наказывает (Крапива).

7. Что называют: "Тартуфель", "Чертовы яблоки", "Земляные яблоки", "Нечестивый плод" (картофель).

8. Раньше этот овощ разводили только для красоты.  Индейцы, называли  его "Крупной ягодой", французы – "Яблоки любви", итальянцы – "Золотым яблоком". Из него можно приготовить  вкусные салаты и другие блюда (Помидор).

9. Величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в темных пестринках. Гнезда не вьет. Кто это? (Кукушка)

10. Какой океан самый глубокий? (Тихий)

Подведение итогов викторины, награждение победителей.

        Блок №5. Животные нашего края

        Экскурсия в городской парк «Городские животные».

        Цель: выяснить, какие животные обитают в условиях города, где их можно заметить. Дать представление о полезности и вредности тех или иных животных, встречающихся в условиях города.

  1.  Составление маршрута экскурсии.
  2.  Цель экскурсии – заметить как можно больше животных, обитающих в городе (млекопитающие, птицы, насекомые). По ходу экскурсии собираем природный материал для последующих занятий – листья, интересные коряги, веточки.
  3.  Задание – учет встретившихся животных (см. таблицу). Задача заполнять таблицу дается одному, самому ответственному участнику (может быть возложена на педагога). Анализируем – всей группой.
  4.  Сделать вывод – каких животных встретили, каких больше всего. Их значение (польза/вред). Млекопитающие – дворовые собаки, кошки без хозяев -  источник повышенной опасности (растаскивают мусор, разносят заразу, могут укусить), с хозяевами, во дворах – польза (охрана, друг человека, уничтожают грызунов). Птицы – польза (уничтожают вредных насекомых, разносят семена), вред (склевывают садовые ягоды), насекомые – польза (пища для птиц, опыляют цветы, делают мед, уничтожают вредителей), вред – (могут укусить, губят деревья, садовые овощи, фрукты, ягоды, разносят заразные болезни).

        Таблица Учет животных в условиях города.

Млекопитающие

Птицы

Насекомые

Название

Количество

Блок №6 Защита и охрана животных

КВН «Природа и человек»

Цель: формировать экологическую культуру, повышать знания о природе и ее охране.

Оборудование: экологические знаки, для конкурса «Собираемся в поход»: рюкзаки, вещи для похода и другие: палатка, термос, спички, дождевик, компас, дрова, мазь от комаров, корзина, зонт, подушка, резиновые сапоги, аптечка, бутылка воды и т.д.

Ход мероприятия:

Ведущий: Земля – единственная   избранница  солнечной система, на которой существует жизнь. Но человек загрязняет атмосферу, уничтожает  леса, отправляет воды рек, кощунственно использует природу. Сегодня мы постараемся защитить нашу природу. Посоревнуемся в знаниях о природе, узнаем что-то новое. Итак, мы начинаем КВН.

Ребята делятся на 2 команды, команды выбирают капитанов, придумывают название и приветствие:

  1. Название команды.
  2. Наш девиз.

1. Станция "Экологические знаки"

Вы  оказались в лесу или на берегу озера и перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы, и это наносит им непоправимый вред. Перед вами экологические знаки.  Подберите к ним названия.

3. Станция "Музыкальная".

Каждая команда по очереди поют песню, где есть  любое животное или растения.

4. Станция: «Наш край».

1. Какие заповедники, заказники, природные парки и памятники природы есть в Советском районе, ХМАО-Югре?

2. Взгляд на функцию заповедных территорий изменялись с течением времени. Вот, что писал в 30-ые годы учёный охотовед Е.Марков: «Основная задача заповедников – накопление в их пределах полезного зверья и птицы. Человек как хозяин природы, может и должен вмешиваться в жизнь заповедника!»

Согласны ли вы с этим? Чем отличается современный статус заповедника от данной точки зрения?

4. Почему бобр является одним из символов заповедника «Малая Сосьва»?

5. Назовите критерии для включения вида  в Красную книгу. В каком случае вид исключается  из Красной книги? Почему Красная Книга называется «красной»?

6. Почему переселение животных и растений в районы, где они раньше не обитали, сейчас рассматриваются  как мероприятие в значительной мере опасное?

5. Конкурс капитанов:

- викторина.

Какое хвойное дерево не сбрасывает на зиму листву? (лиственница)

Враг мышей (кот)

Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)

Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль).

Что делает еж зимой? (спит)

Сок какого растения помогает при укусе комаров? (сок петрушки)

Какая птица быстрее всех летает? (стриж, 140 км/ч)

Какая корова сытнее живет – хвостатая или бесхвостая? (хвостатая)

Какое дерево используют для изготовление лыж? (береза)

- Найдите экологические ошибки в стихотворении:

Современник, ты мой собеседник,

Чем встревожен, молчишь отчего?

Приглашаю тебя в заповедник,

Ты входи без боязни в него!

Здесь ручей самый чистый струится,

Здесь ручей как старинная медь,

Здесь поют полным голосом птицы,

Ест горстями малину медведь.

Всё кругом говорит о доверии:

Полный лес с островками цветов,

Не боятся здесь птицы и звери

Человеческих громких шагов.

И отсюда ты выйдешь добрее,

Мир чудесный всем сердцем любя,

И до самой дороги деревья

Как родного проводят тебя.

6. Конкурс «Собираемся в поход»

Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно. Но туристами быть не просто, много надо знать и уметь. А вот вы умеете укладывать рюкзак и собирать в поход только самые необходимые вещи? Это мы сейчас и проверим.

7. Станция "Угадай животное" (за каждый ответ получает следующие баллы, с каждой подсказкой они уменьшаются)

1этап:

  1. Это животное травоядное, хорошо приспособлено к жизни в тундре, копытное (50).
  2. В ноябре-декабре самцы сбрасывают рога (40).
  3. Летом мигрируют к рекам и побережью Северного Ледовитого океана (30).
  4. Отстрел животных запрещен, промысел разрешен только местному населению (20).
  5. Основу питания составляет лишайник ягель (10).

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ.

  1. Умнейший зверь. Числиться в первой пятерке самых способных к дрессировке животных (50).
  2. Может быстро бегать, влезать на  деревья, плавать – ступает то сразу на обе правые, то на левые лапы (40).
  3. Это всеядный зверь: его  рацион – грибы, ягоды, орехи, мелкие грызуны, лягушки, рыба, даже падаль (30).
  4. Охотятся в основном из-за вкусного мяса и целебного жира (20).
  5. Его название связано с тем, что этот зверь очень любит мед и ведает (знает), где его искать (10).

МЕДВЕДЬ.

  1. Самый крупный лесной копытный. Вес взрослых самцов может достигать 600 кг. (50).
  2. Двигая ушами вовсе стороны, это животное быстро улавливает шорохи леса и услышав подозрительный шум, уходит в заросли (40).
  3. Ценнейшее промысловое животное: шкура идет на подбивку лыж, из кожи получают замшу, изготавливают ремни, подошву для обуви (30).
  4. При нападении животные обороняются сильным ударом ногой вперед, убивая при этом волка и отгоняя медведя (20).
  5. По его рогам можно судить  о возрасте зверя.  Рога похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами (10).

ЛОСЬ.

  1. В дневное время это животное плохо видит, зато ночью очень ловкий. При необходимости может нырять в снег и двигаться в его толще (50).
  2. На охоте он обязательно пробегает по каждому стволу дерева лежащего у него на пути, ищет мышевидных грызунов – основу своей пищи (40).
  3. Врагов у  него очень мало – куница, медведь, росомаха и хищные большие птицы (30).
  4. Средняя длина тела 50 см, масса –1,5 кг. Основное место обитания глухая и темная тайга с преобладанием кедра, ели, пихты (20).
  5. Он обладает превосходным ценным мехом. Самый лучший мех темный и шелковистый. Это золотой фонд казны царской России.(10).

СОБОЛЬ.

  1. У этих животных  в тайге есть конкуренты, которые питаются тем же, чем и они – это: бурундуки, соболи, медведи, дятлы, клесты, но с другой стороны они  приносят ей пользу (50).
  2. В холодное время эти зверьки прячутся   в дупло, или строят шарообразные гнезда, называемые "гайно", где температура воздуха даже в морозы достигает +18….+20 С .(40).
  3. Окраска шерсти этих зверьков зависит от сезона года. Так, например, летом рыжий, а зимой светло-серый, летом редкий,  зимой – густой. (30).
  4. Размножаются они 1-2 раз в год. Детеныши рождаются голыми, слепыми, беспомощными. Через 2 месяца становятся самостоятельными и могут выходить из гнезда – очень любопытные. (20).
  5. Это типичные лесные зверьки. Длина тела 20-30 см, масса 1 кг. На ушах кисточки и пушистый хвост (10).

БЕЛКА

2этап:

По силуэтам узнать животного (белка, лось, бобр, волк, лиса, медведь, олень, еж).

8. Станция "Отгадай-ка".

Вам нужно угадать по подсказкам различные понятия.

I. а) служит защитой от хищников

б) спасает от голода

в) его разводят туристы

г) на нем можно кипятить воду и варить еду (костер).

II.а) это наш дом

б) ее воспевают в своем творчестве писатели, поэты.

в) в своих приключениях Фог и Паспарту обогнули ее за 80 дней.

г) только на ней есть жизнь (земля)

III. а) защищает от холода, ветра, дождя

б) помогает спрятаться от зверей и насекомых

в) необходима туристам в походе (палатка)

IV.а) губит растение, животных, разрушает здания

б) отправляют воду и воздух

в) от них у человека развиваются болезни (вредные выбросы).

Ведущий: Дорогие ребята! Вы все молодцы и отлично справились с заданиями. Мы хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам -  воздух, животным – лес, степи, горы, а человеку - природа. И охранять ее – наша главная цель. Давайте беречь природу.

Знакомимся с журналами о природе.

Цель: познакомить детей с журналами экологической тематики, возможностью подписки на них, расширить кругозор, ввести попытку поработать с текстом.

Оборудование: журналы о природе, вырезки из старых журналов, календарей, ватманы, клей, цветные карандаши. 
1. В настоящее время выпускается много журналов о природе для детей и взрослых. Они формируют реалистичное представление о животных и растениях, дают возможность познакомиться с жизнью на других континентах, рассказывают много удивительного о жизни животных и растений. Вот некоторые из них

«Свирель» - ежемесячный журнал о природе для чтения в кругу семьи и в школе

«В мире животных» - журнал о природе для детей и взрослых

«Юный натуралист» - научно-популярный детский и юношеский журнал о природе.

«Муравейник» - журнал для семейного чтения

« Маленький садовник» - для детей и взрослых, желающих приобщится к миру природы

«Лазурь» - популярный литературно-художественный альманах экологической направленности для молодежи.

Познакомить детей с возможностью подписки на журналы, назвать подписные индексы, стоимость подписки.

2.Рассматриваем журналы. Задания:

- найти самую интересную статью из жизни природы, поработать с ней: составить план статьи, вопросы к ней, подобрать к ней фото, рисунки (попробовать самому иллюстрировать статью)

2. Делимся на команды, делаем коллажи «Подводный мир», «Подземное царство», «Настоящий лес», «Обитатели зоопарка», используя старые журналы, календари.

Экологическая тропинка на природу

Цель: развивать экологические знания, дать представление о реках и озерах нашего края и их обитателях, удовлетворять потребность в активном отдыхе детей.

Организуем поход на природу. Заранее предупреждаем детей о походе – необходимости надеть удобную одежду и обувь, взять с собой воду. Напоминаем детям о правилах поведения на улице и в лесу. Не забудем прихватить влажные салфетки для рук, репеллент от комаров, мини-аптечку (бинт, пластырь, йод, бальзам "Спасатель").

Педагог знакомит ребят с правилами поведения на природе.

  1. В лесу, в парке ходи по тропинкам или дорожкам. Помни: в траве много мелких насекомых, они очень незаметны, их можно раздавить.
  2. Не шуми в лесу, не пугай лесных жителей, они покидают свои дома.
  3. Не ломай деревья, не рви цветы в лесу, а любуйся их красотой. Помни: сорванные растения не дают семян, быстро погибают. Не будет семян – не будет растений.
  4. Не лови бабочек. Они опыляют растения. Помни: погубить бабочку очень легко, достаточно подержать ее в руке, с ее крылышек опадут чешуйки и она не сможет больше летать;
  5. Не разрушай муравейник. Муравьи по хвоинке, по соломинке строят свой дом. Надо уважать их труд, к тому же муравьи – санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым, которые уничтожают лес.
  6. Не сбивай несъедобные грибы. Помни – ими лечатся животные.
  7. Не трогай птичьи гнезда. Помни: примятая трава, сломанная ветка могут  испугать птицу, и она бросит гнездо.
  8. Не лови в лесу бельчат, ежат и других животных.
  9. Помни: они лесные жители. Им будет плохо в неволе.
  10. Не рви паутину, а понаблюдай как паук охотиться. Паук – полезное насекомое, он убивает мух, комаров.
  11. Обязательно туши за собой костер.
  12. Не оставляй мусор в лесу и парке.
  1. Станция «Экологическая».

Что надо брать с собой в лес:

-компас

-глобус

Костер надо разводить

- под деревом

- на поляне

Ветки для костра

-надо ломать с деревьев

-собирать сухие

Прежде чем уйти, костер надо

- залить водой

-засыпать торфом

Мусор из леса надо

- оставит в лесу

-забрать с собой

Что не разлагается в почве

-бумага

-пластмасса

Увидев ежа, надо

- взять его с собой

-оставить в лесу

2. Станция «Дерево»

Конкурс загадок о деревьях нашего края. Задача – отгадать загадку, при возможности показать это дерево в природе.

Живет в низинке,

Плетет корзинки /ива/

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки/береза/

Листок колючий,

А ствол липучий/ель, сосна/

Весной – беленая,

Летом – зеленая,

Осенью – каленая,

Зимой – хваленая/калина/

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок/лиственница/

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? /осина/

Среди лета – метелица,

Пух летит и стелется/тополь/

Цветы белые, кистями,

Плоды черные, с костями/черемуха/

  1. Станция «Угадай, чьи следы?». По нарисованным следам, угадать животное, которое живет в нашем лесу.
  2. Станция «Юный натуралист».

На площадке найти 2-3 вида насекомых, дать им названия, рассказать о их пользе и вреде.  

  1. Станция «Зеленая аптека».

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

На площадке размером 1м2  найти лекарственные растения: дать им названия и область применения в медицине.

  1. Станция «Географическая»

Ориентирование по местным предметам.

Ребятам дается задание: определить стороны горизонта по местным предметам — деревьям, пням, муравейникам, а также по солнцу и часам. Через 10 минут играющие должны указать ориентиры, соответствующие сторонам горизонта. Затем ребятам выдают компас, чтобы участники смогли проверить, насколько правильно они сориентировались.

  1. Станция «Подвижная». 

Игра «Слепой комар". Одному играющему - "слепому комару" - завязывают глаза носовым платком, а все остальные садятся рядом на скамейку или  на бревно. "Слепой комар" поворачивается к ним спиной, пятится и садится к кому-нибудь на колени; этот последний должен зажужжать комаром. По голосу игрок угадывает, к кому он сел на колени. Если угадает, занимает его место, а тот в свою очередь делается "слепым комаром". Если же не угадает, платит фант и продолжает играть.

  1. Станция "Туристическая".

Долго ли, коротко ли, но вот вы и добрались до стоянки. Необходимо срочно сложить бревна для костра за предельно короткое время. Научить детей 2 видам складывания бревен: колодцем и шалашом.

  1. Подводим итоги.

        Конкурс на лучшую поделку «Веселый зоопарк» (из пластилина и природных материалов).

Цель: формировать навыки наблюдения за объектами живой природы, развивать у детей чувства восхищения животными, творческие способности и фантазию. 

Оборудование: пластилин, природный материал – веточки, травинки, цветы, доски для лепки.

  1.  Проходим по зоопарку, каждый ребенок выбирает любимое животное, обосновывает свой выбор.
  2.  Тест «Твое любимое животное». Дети выбирают животное, педагог читает, какой характер у ребенка.
  3.  Давайте попробуем сделать любимое животное (или другое, на выбор) из пластилина. Самые простые животные, которые можно слепить: черепаха, рыбка. Ребята сами выбирают животное, в зависимости от своих возможностей и желания.
  4.   Технология лепки самых распространенных четвероногих животных (собаки, кошки, мыши):

- разделим пластилин на 3 части (одна побольше, две одинаковые). Из первой части лепим туловище, из второй -  голову, из третей – четыре лапы и хвост.

4. Организуем выставку работ. Для этого на большом подносе или ватмане оформляем зоопарк. Можно сделать клетки для опасных животных (например, крокодила), аквариумы для рыб (из пластмассовых бутылок), водное пространство для водоплавающих животных (черепах, некоторых птиц), из веток и цветов - природу.

5. Подводим итоги. Какое животное получилось более похоже на настоящее, почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лесной патруль" (при скачивании полная версия с титульным листом)

Воспитание у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Игровая экология"(при скачивании полная версия с титульным листом)

Название программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая экология»Руководитель программыВасянин О.Н., директор Центра «Созвездие».Автор программы...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...