Методическая разработка Использование технологии "исследовательское обучение" на занятиях ОДОД по программе "Мир растений на подоконнике"
методическая разработка на тему
Применение технологии "исследовательского обучения" на занятиях ОДОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование технологии «исследовательское обучение»
на занятиях по программе «Мир растений на подоконнике»
Автор:
Леванова Елена Львовна
методист ОДОД
ГБОУ СОШ № 516
Невский района
Санкт-Петербург
2017
Краткая характеристика образовательной программы
Программа «Мир растений на подоконнике» разработана в связи с растущим интересом обучающихся и их родителей к многообразию и выращиванию комнатных растений. Комнатные растения доставляют человеку не только эстетичное наслаждение, но и играют большую роль в оздоровление окружающей среды. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, вывести обучающихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Цель: Создание условий для раскрытия интересов обучающихся, через вовлечение их в исследовательскую деятельность, способствующую формированию экологических знаний в области комнатного цветоводства.
Задачи
Образовательные:
- дать экологические знания в области комнатного цветоводства;
- формировать растениеводческие умения и навыки с помощью практических работ и опытов;
- учить находить источники информации, умению работать с дополнительной литературой;
- обучать навыкам обработки нужной информации, оформлению рефератов и презентаций о результатах исследовательской работы;
- формировать умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- учить применять в жизни, полученные знания в области комнатного цветоводства, поддерживаемые творческим интересом и увлечением.
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать эстетического мировоззрения обучающихся через разведение и выращивание цветочных и древесно-кустарниковых культур;
- воспитывать творческую, активную личность, проявляющую интерес к цветоводству и желание трудиться.
Программа адресована обучающимся 10-16 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Программа реализуется на аудиторных занятиях и занятиях на пришкольном участке. Форма занятий индивидуально-групповая.
обучающийся будет знать:
- основные группы комнатных растений, особенности их организации, многообразие, экологическую, эстетическую и практическую роль;
- принципы размещения растений в помещении;
- правила ухода за растениями (световой и температурный режим, полив, подкормка, пересадка и перевалка);
- основные болезни комнатных растений;
- способы защиты от вредителей.
обучающийся будет уметь:
- приготавливать земельную смесь для посадки растений;
- высаживать растения в приготовленную смесь;
- подвязывать растения;
- подбирать вазоны для комнатных растений;
- составлять композиции из соленого теста, природного материала;
- классифицировать растения;
- проводить паспортизацию растений;
- изготавливать этикетки;
- вести календарь ухода за комнатными растениями.
- разбираться в цветовой гамме, самостоятельно подбирать цветовые сочетания;
- слушать и выполнять рекомендации педагога, ставить и решать самостоятельные творческие задачи;
- работать и общаться в коллективе;
- доводить начатое дело до конца;
- поддерживать порядок на рабочем месте.
воспитание отзывчивости, дружелюбия, чувства прекрасного, усидчивости. трудолюбия.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Защита проектов;
- Участие обучающихся в научно – практических конференциях;
- Организация выставки «Выращенные своими руками».
Основные методы и формы работы с обучающимися: беседа, рассказ, лекция, работа с дополнительной литературой, работа с Интернет- ресурсами, поисковое наблюдение, эксперимент, опыт, практическая работа, творческий отчет.
2.Основные педагогические технологии:
- Педагогика сотрудничества;
- Информационные технологии;
- Технология исследовательского (проблемного) обучения;
- Практико-ориентированные технологии;
- Проектные технологии.
Предполагаются индивидуально-групповые формы организации деятельности. Возможны следующие формы занятий: экскурсионная, трудовая, оформительская, поисковая, исследовательская, проектная, экспериментальная.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
- Приобретение навыков творческой деятельности.
- Овладение методами опытнической и исследовательской работы.
- Ведение дневника наблюдений.
- Умение планировать и составлять проекты.
- Оформление опытнической работы.
- Умение ухаживать за растениями.
- Умение работать с разными литературными источниками.
- Оформление выставок, стендов, альбомов, книжек-раскладушек.
- Написание докладов и выступление с ними перед другими ребятами.
Технология исследовательского (проблемного) обучения
Организация занятия предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению.
Технология проведения учебного занятия:
- Ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;
- Дробление проблемы на отдельные задачи;
- Выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;
- Анализ полученных результатов, формулировка выводов.
Принципы исследовательского (проблемного) обучения:
- самостоятельность обучающихся;
- развивающий характер обучения;
- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
- использование дидактических алгоритмизированных задач.
Методические приемы создания исследовательских (проблемных) ситуаций могут быть следующими:
- педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;
- излагает различные точки зрения на вопрос;
- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;
- ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.
Конспект занятия по теме «Разнообразие комнатных растений и их происхождение»
Цель: познакомить обучающихся с разнообразием комнатных растений и их происхождением.
Задачи:
- привитие навыков исследовательской и практической деятельности;
- формирование навыков и умений пользоваться научно-популярной литературой;
-развитие интереса к комнатному цветоводству;
- воспитание бережного отношения к природе.
- развитие у детей эстетического вкуса;
Методы, используемые на занятии: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Педагогическая технология: практико-ориентированная технология на основе исследовательского обучения.
Оборудование: интерактивная доска, географическая карта мира, комнатные растения и таблицы, справочная литература: И.И. Клинковская, В.В. Пасечник «Комнатные растения в школе», Д.Г. Хессайон «Все о комнатных растениях», И. Степанова «Живые коллекции», Т.М. Клевенская «Цветы в интерьере», открытки-загадки по комнатным растениям, вазоны с землей, черенки комнатных растений, микроскопы, готовые препараты внутреннего строения листа, пробирки с водой и раствором КНОПА (для закладки опыта).
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Введение и актуализация темы
«Минутка поэзии»
Что такое цветы? (для создания атмосферы)
- Это звезды, луна,
-Это солнце всегда,
-Это радость, восторг, вдохновенье,
-Это счастье для всех,
-Это дружба навек!
Ведь не хлебом единым же жив человек!
Коротко прошу рассказать о своем любимом комнатном цветке. Сначала я называю свой любимый цветок– гибискус. Это цветок моего детства. У него крупные цветки, которые у меня поднимают настроение. Обращаю внимание на цветы, стоящие на столе, окнах.
- Для чего разводят комнатные цветы?
Подвожу детей к выводу: Зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества-фитонциды, которые убивают в помещении болезнетворные бактерии, создают психологическую благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей.
- Групповая работа по плану предложенному педагогом
Обращаюсь к обучающимся (групповая социализация).
- Хотите ли вы более подробно узнать о комнатных цветах? Какие цветы стоят на моем столе? Какие у вас дома? (получаю положительный ответ).
Раздаю справочную литературу, дети работают с ней, по плану, записанному на доске.
План:
- Рассмотреть свой любимый комнатный цветок.
- Как он называется?
- Где его Родина? Найти на карте.
- Определить семейство цветка.
- Как его размножают.
- Презентация задания обучающимися и контроль выполнения задания педагогом
Ребята описывают биологические особенности комнатных цветов. Многие из них удивились, что все описанные цветы – «иностранцы». Описаны цветы: гибискус, бальзамин, алоэ, циперус, хавортия, колеус, традесканция. Идет презентация своего цветка.
- Исследовательская работа
Расширение информационного запроса. Рассказываю интересное о комнатных цветах: бегонии и сансевьере. Предлагаю заглянуть во внутренний мир своего любимого цветка.
Исследовательская работа по приготовлению препарата из кожицы листа и просмотр его под микроскопом. Индивидуальная работа: просмотр под микроскопом волосков листа и стебля бегонии.
Обучающиеся делают вывод: на листьях и стебле бегонии имеются волоски, которые состоят из клеток, так же как и кожица листа.
В ходе нашей беседы выясняются такие вопросы:
- Почему цветки у комнатных растений такие красивые?
- Почему они такие разные?
- Как ухаживать за растениями для получения таких цветов?
- Практическая работа
Переходим к выполнению практической работы. Вывешиваю таблицу: «Размножение комнатных растений черенками». Работаем по плану: а) в вазон с землей посадить черенок комнатного растения; б) ответить на вопрос «Что мы называем черенком?»; в) закрыть черенок банкой или полиэтиленовым пакетом и объяснить, почему мы так делаем; г) сделать выводы.
- Проведение эксперимента
В опытную пробирку наливаю раствор, где растворены минеральные соли, которые нужны для развития корней (раствор КНОПА) и поместим туда черенок пеларгонии. В контрольную пробирку мы наливаем обыкновенную воду и помещаем второй черенок пеларгонии. Каждое занятие мы будем отмечать изменения, которые будут происходить с черенком и записывать в дневник наблюдений.
Спрашиваю детей, почему листья имеют в основном зеленый цвет?
1.Нарезаем немного листа колеуса, кладем в пробирку и заливаем кипятком. Что видите? (изменений нет)
2.Сливаем воду из пробирки и добавляем спирт. Что наблюдаем?
3.Осторожно прокипятим кусочек листа теперь в спирте. Что видим? (спирт стал зеленым, он растворил хлорофил, который окрашивает спирт в зеленый цвет)
4.Перельем этот раствор в другую пробирку.
5.Добавим в пробирку с раствором столько же бензина и несколько капель воды. Что вы видите? (раствор разделился на два слоя: зеленый и желтый)
Делаем вывод: листья комнатных цветков заключают в себе много таинственного и интересного. Зеленое вещество-хлорофил и вещества, окрашенные в желтый цвет. Но зеленая окраска хлорофила маскирует их.
- Рефлексия.
Отражение своих состояний, своих открытий в познании комнатных растений, мира и себя.
1. Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем занятии?
2. Что вам особенно запомнилось?
3. Понравилась ли вам такая форма занятия?
Общие выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Использование группового метода обучения как средства индивидуализации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку
Данная разработка адресована учителям иностранного языка средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением английского язы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-651093-1438164476.jpg)
Методическая разработка ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной методической разработке представлены методы, приемы и формы работы с видеоматериалами на уроках английского языка в учреждениях профессионального образования.Нужно отметить, что если по общим...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-600689-1427520341.jpg)
Методическая разработка: Использование внешних форм организации процесса обучения как повышение уровня обучения иностранному языку
Представлены различные формы урока...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/18/picture-773523-1461012875.jpg)
Методическая разработка "Использование элементов ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) на занятиях ИЗО детского объединения «Радуга»
В настоящее время общество ставит достаточно высокие требования к современному школьному образованию, в частности к дополнительному образованию учащихся, выделяется требование формирования личности, с...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ СПО (НПО)...