Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Проба пера". Автор-разработчик Абдуллина А.А.
методическая разработка на тему

Абдуллина Альбина Айтмухаметовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проба пера» социально-педагогической направленности, способствует формированию коммуникативной компетентности и языковой культуры учащихся.

Программа разработана с учетом нормативно-правовой базы дополнительного образования, в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Л.Н. Буйловой.

Программа модифицированная, дополнена углубленным изучением теории стихосложения и творчества писателей Югры, при разработке использовались программы общего образования в области «Литература» и «Чтение», типовые программы для внешкольных учреждений, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.

В основе программы лежит приобщение детей к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, изучение искусства художественного слова, так как в современном мире особо актуальна для человека проблема грамотного владения устной и письменной речью, умения правильно передавать информацию, выражать мысли и чувства. Программа предусматривает развитие творческого потенциала детей путём усвоения определенных компетенций в области основ стихосложения, анализа, сочинительства литературных произведений разных жанров.

Программа способствует формированию социальной активности обучающихся в процессе участия в конкурсах, фестивалях, выставках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Проба пера»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст: 7-11 лет

Срок реализации: 2 года (288 часов)

Автор-разработчик: Абдуллина

Альбина Айтмухаметовна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

2017

Раздел № 1. Основные характеристики программы

1.1.Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПРОБА ПЕРА» (далее - Программа) имеет социально-педагогическую направленность. Программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 12.Образовательные программы);

- Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 г. № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года.

Актуальность программы: Данная программа предусматривает изучение искусства слова, так как в современном мире особо актуальна для человека проблема грамотного владения устной и письменной речью, умения правильно передавать информацию, выражать мысли и чувства. Программа способствует формированию социальной активности обучающихся в процессе участия в конкурсах, фестивалях, выставках.

Отличительные особенности программы: Программа «Проба пера» предназначена для занятий с разновозрастным коллективом учащихся, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе. Основана на базовом курсе предмета Чтение, дополнена углубленным изучением творчества писателей-земляков и теории стихосложения.

Адресат программы: учащиеся 7-11 лет.

Объем  и  срок  освоения  программы: 288 часов – 2 года обучения, по 144 часа на каждом году обучения.

Форма  обучения:  очная, в отдельных случаях возможна работа с учащимися в условиях сетевого взаимодействия.

Особенности  организации  образовательного  процесса: Программа ориентирована на разный уровень подготовленности обучающихся, соответствует потребностям детей и их родителей. Программой предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку. На занятиях возможно варьирование материала: углубление в отдельные вопросы курса, сокращение некоторых тем (и их замена), использование освободившегося времени на практические литературные работы. Занятия организованы по группам, в одной группе занимаются не более 8 человек. Группы формируются как по возрасту, так и разновозрастные. Состав группы постоянный, набор детей свободный.

Режим занятий в текущем учебном году - два раза в неделю по 2 часа, продолжительность учебного часа – 45 минут.

1.2.Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие творческого потенциала детей путём формирования определенных компетенций в области основ стиховедения и стихосложения.

Задачи:

  • Научить детей искусству декламации.
  • Воспитать любовь к чтению, привить привычку к чтению, приобщить детей и подростков к богатствам отечественной и мировой художественной литературы и формировать на этой основе эстетические вкусы и потребности.
  • Развить у детей интерес к литературному творчеству, совершенствовать навыки выполнения различных творческих работ, формировать у детей «чувство жанра», способности сочинять стихи, сказки, писать эссе, рассказы, вести научные исследования по литературе и по русскому языку. Формировать навыки выполнения творческих работ для участия в конкурсах сочинений.

1.3.Содержание программы

Учебный план (УП)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля

1 год обучения

1

Введение.

Роль языка в жизни общества.  

Вэлловские чтения.

6

2

4

Опрос

2

Стихосложение и стиховедение. Основные разделы стиховедения.

Правила стихосложения.  

Понятие о рифме.

Стихотворные размеры: дактиль, ямб и др.

Ритм стиха.

54

20

34

Анализ произведений

Творческая работа

3

Средства художественной выразительности.

18

8

10

Анализ произведений

4

Техника написания стихов. Турнир стихотворцев. Эксперименты в поэзии: буриме, шарада, алфавитный стих …

6

2

4

Анализ произведенийТворческая работа

5

Жанры лирических произведений.

28

13

15

Творческая работа

6

Проза – малая и большая.

12

6

6

Творческая работа

7

Исследовательская работа.

6

3

3

Творческая работа

8

«Сочиняем» обложку для ... неизданной книги.

6

2

4

Творческая работа

9

Итоговые занятия (в конце каждого полугодия):

Литературная гостиная.

Чаепития с любимыми литературными героями.

8

2

6

Творческий отчёт

викторина

Итого

144

58

86

2 год обучения

1

Введение.

Место и значение поэзии в литературе и культуре народа.

Вэлловские чтения.

6

3

3

Опрос

2

Стихосложение и стиховедение. Основные разделы стиховедения. Строфика.

Понятие о системе стихосложения.

Системы стихосложения.

Правила стихосложения.  Стопы.

Фоника (эвфония).

Понятие о рифме. Способы рифмовки.

Стихотворные размеры: дактиль, ямб и др.

Ритм стиха.

54

27

27

Анализ произведений

Творческая работа

3

Средства художественной выразительности. Тропы и стилистические фигуры.

18

8

10

Анализ произведенийТворческая работа

4

Техника написания стихов. Турнир стихотворцев. Эксперименты в поэзии: буриме, шарада, алфавитный стих …

6

2

4

Анализ произведенийТворческая работа

5

Жанры лирических произведений.

28

13

15

Творческая работа

6

Проза – малая и большая.

12

6

6

Творческая работа

7

Исследовательская работа.

6

3

3

Творческая работа

8

Библиографическая работа.

Читательская конференция.

6

2

4

Выступление

Творческая работа

9

Итоговые занятия (в конце каждого полугодия)

8

2

6

Творческий отчёт

викторина

Итого

144

66

78

−  Содержание  учебно-тематического  плана  

1 год обучения – ознакомительный уровень

  1. День знаний.

1 сентября – День знаний.

Практическая работа: «Расскажи, как ты провёл лето».

Форма контроля: Опрос.

  1. Введение.

Роль языка в жизни общества.

Практическая работа: Чтение стихов отечественных классиков.

Форма контроля: Опрос.

  1. Вэлловские чтения.

Чтение произведений ненецкого поэта Ю.Вэллы. Экскурсия в Дом-музей Ю.Вэллы. (по согласованию)

Форма контроля: Опрос.

  1. Стихосложение и стиховедение.  

Теория: Стихосложение и стиховедение. Понятие: Стих - это

1.Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения.

2.Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…).

3.Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи).

Практическая работа: Чтение стихов отечественных классиков.

Форма контроля: Анализ произведений.

  1. Основные разделы  стиховедения. Строфика.

Теория: Основные разделы  стиховедения.

Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк. Понятие о строфе. Виды строф.

Практическая работа: Определение разновидности строф.

Форма контроля: Анализ произведений.

  1. Системы стихосложения.

Теория: Понятие о системе стихосложения.

Системы стихосложения:

1.Метрическая (количественная).

2.Силлабическая – «слоговая».

3.Тоническая – «тонос» - «ударение».

4.Силлабо-тоническая.

Практическая работа: Тренировочные упражнения на определение системы стихосложения.

Форма контроля: Анализ произведений.

11-12.  Правила стихосложения.  Стопы.

Теория: Правила стихосложения.  Деление слова на слоги, чередование ударных и безударных слогов.

Практическая работа: Учимся  считать  слоги  в  строке.

Форма контроля: Анализ произведений.

Теория: О стопе. Сочетание стоп: равностопные, разностопные.

Практическая работа: Анализ стихотворений А.С.Пушкина и других поэтов: стопы равностопные, разностопные.

Форма контроля: Анализ произведений.

13-14.  Фоника (эвфония).

Теория: Фоника (эвфония) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи.

Поэзия А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова - достойный образец для подражания: сила слова и богатство чувств.

Практическая работа: Чтение стихотворений классиков.

Форма контроля: Анализ произведений.

15-19.  Рифма.

Теория: Понятие о рифме. Способы рифмовки. Рифма мужская и женская. Рифма полная, неполная. Точная, приблизительная. Смежная или парная, параллельная, перекрестная, опоясывающая, смешанная (вольная).

Практическая работа: Анализ классических стихотворений по определению рифмы.

Форма контроля: Анализ произведений.

20.     Пишем стихи!

Теория: Талант - наблюдательность и... техника слова.

Архитектоника   стиха. Как подобрать рифму к стихотворению? Как   удержать  и подчинить своенравную «подругу» стиха?

Практическая работа: Творческая работа.

Форма контроля: Анализ практической работы.

21-28.  Стихотворные размеры.

Теория: Стихотворные размеры: дактиль, ямб, хорей, анапест, пиррихий, амфибрахий и др.

Есть ли у стиха размер? Есть! Двусложные размеры - «дробный» ямб  и  плавный  хорей.  Трёхсложные размеры. Дактиль, амфибрахий, анапест. Что такое трёхсложная стопа? Трудно, но интересно. Некрасов и Фет - учимся постигать тайны поэзии на примере великих. Эта неуловимая дактилическая рифма! Спондей и  пиррихий. Что делать, если  слоги «смешались» в стопе? Наводим порядок!

Практическая работа: Развитие навыков и умений определять стихотворный размер. Учимся составлять схемы и читать их.

Форма контроля: Анализ произведений.

29-30.  Ритм стиха.

Теория: Ритм стиха. Учимся у музыкантов. Отбиваем ритм. Нам помогает слух!

Практическая работа:  Сочиняем стихи! Что я вижу за окном? Что я чувствую? Плавные строчки. Стихотворные «стыки». Ступени или гладкая дорожка?

Форма контроля: Анализ практической работы.

31.    Литературная гостиная «В гостях у Зимушки-зимы».

Чтение стихов отечественных классиков.

Форма контроля: Викторина.

32.    Чаепитие с любимыми литературными героями «Все герои в гости к нам».

Чтение любимых стихотворений.

Форма контроля: Викторина.

33-41. Средства художественной выразительности. Тропы и стилистические фигуры.

Теория: Средства художественной выразительности. Тропы и стилистические фигуры. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание.

Практическая работа: Анализ стихотворений (определение средств художественной выразительности).

Форма контроля: Анализ произведений.

Теория: Эпитет - благородный союзник поэзии. Группы эпитетов. Что такое  цветовой, слуховой, обонятельный и осязательный эпитет. Психологический эпитет. Внимательно читаем есенинскую «Берёзу».

Метафора - царица поэзии. Учимся у великих. Всмотримся в лермонтовский «Парус». Насыщаем «каркас» стиха  «метафорической плотью».

Вся природа - как живая! Разновидность метафоры - олицетворение. Ищем этот приём у Тютчева, Фета, Есенина, Ахматовой, Цветаевой.

Практическая работа:  анализ стихотворений.

Форма контроля: Анализ практической работы.

42.   Техника написания стихов.

Теория: Техника написания стихов. Как найти свою тему? Как подобрать название для стихотворения?

Практическая работа:  Турнир стихотворцев. Конкурс.

Форма контроля: Анализ практической работы.

43-56.   Жанры лирических произведений.

Теория: Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

Практическая работа: Определение жанров лирических произведений разных авторов. Творческая работа: сочинить стихотворное произведение, определить жанр.

Форма контроля: Анализ творческой работы.

57-58.    Эксперименты в поэзии.

Теория: Эксперименты в поэзии: буриме, шарада, алфавитный стих…

Практическая работа:  сочинить алфавитный стих, буриме, шараду (по выбору учащихся).

Форма контроля: Анализ практической работы.

59-62.    Кратко мыслить - это искусство!

Теория: Кратко мыслить - это искусство! Краткость – сестра таланта. Малая проза. Эпистолярный жанр. Учимся у Пушкина. Письма поэта к  П.Вяземскому  и  И.Пущину. Умеем ли мы описывать? Портрет. Внешний и внутренний портрет - что важнее? Учимся у классиков. Психологические портреты у Лермонтова и Толстого. Лаконичные портреты в прозе Пушкина и Чехова. Ах, деталь... «Говорящие» фамилии Н.В. Гоголя. Учимся у живописцев: Кипренский, Крамской, Репин. Всё познаётся в сравнении! Сравнительная характеристика героев. Учимся у великих. Трудно ли сравнивать людей? А предметы? Игра «Что на что похоже?» Цитаты. Зачем нужны цитаты? Следить за мыслями умных людей. Крылатые выражения. Я подтверждаю собственную мысль! Литературные заготовки к сочинению.

Практическая работа: Творческая работа. Пишем конспект. Пишем тезисы. Зачем нужны блокноты и записные книжки? Записываем цитаты. Пишем  письмо  другу  -  самое   основное   и интересное!

Форма контроля: Анализ практической работы.

63-65.    Исследовательская работа по творчеству Югорских поэтов.

Теория: Исследовательская работа. Определение стиля поэта, раскрытие жанрового своеобразия, своеобразия языка (по выбору учащихся).

Практическая работа: Исследовательская работа.

Форма контроля: Анализ практической работы.

Теория: Редактирование.

Редактировать написанное - увлекательное занятие. Как редактировал свои произведения Т.Н.Толстой.

Практическая работа:  Составляем памятку.

Форма контроля: Анализ практической работы.

Теория: Доклад. Жанр серьёзный, трудный или ... интересный? Учимся находить яркий пример для доклада. Цифры? Непременно! Рисунки, схемы, иллюстрации - совсем не лишние.

Практическая работа:  Пишем доклады (по выбору учащихся) «Творчество Андрея Тарханова», «Произведения Маргариты Анисимковой для детей», «Загадки Юрия Вэллы».

Форма контроля: Анализ практической работы.

66.   Читательская конференция.

Практическая работа:  Презентация своих работ. Читательская конференция.

Форма контроля: Анализ практической работы.

67.   Библиографическая работа.

Теория: Библиографическая работа.

Практическая работа:  Идём в библиотеку и работаем с каталогами. Составляем аннотацию к сказкам Пушкина. Составляем библиографический список «Моя книжная полка».

Форма контроля: Анализ практической работы.

68.   Едем в путешествие! Путевые записки.

Теория: Едем в путешествие! Дорожные записки. С чего начать? Звуки - краски - ароматы дороги. На чём путешествовать? Кого позвать в попутчики?

Практическая работа:  Вспоминаем о забытых блокнотах!

Форма контроля: Анализ практической работы.

69.   Много  ли в жизни смешного? Юмор и сатира.

Теория: Юмор - добрый смех! Учимся видеть смешное в жизни. «Лечебное» свойство юмора. Комическая ситуация? Смешное недоразумение? Учимся у великих. Н.Носов. Народные пословицы и поговорки - кладезь юмора.

Практическая работа:  Сочиняем рассказ с необычной композицией. Пишем рассказ с «обрамлением». Сочиняем юмористический рассказ. Напишем о лодырях, хвастунах, прогульщиках, болтушках.

Форма контроля: анализ работы.

70.   «Сочиняем» обложку для ... неизданной книги».

Теория: Шрифт заголовка, рисунок, цвет и фон.

Практическая работа:  «Сочиняем» обложку для ... неизданной книги».

Форма контроля: анализ работы.

71.   Литературная гостиная. «Наше творчество».

Проект. Презентация собственного творчества.

72.   Чаепитие и подведение итогов года.

Творческий отчет «Проба пера» - подведение итогов работы.

2 год обучения - основной

1. День знаний.

Теория: 1 сентября – исторические факты, события.

Практическая работа: «Расскажи, как ты провёл лето».

Форма контроля: Опрос.

2. Введение.

Теория: Место и значение поэзии в литературе и культуре народа.

Практическая работа: Чтение стихов отечественных классиков. Чтение произведений ненецкого поэта Ю.Вэллы.

Форма контроля: Опрос.

3. Вэлловские чтения.

Экскурсия в Дом-музей Ю.Вэллы. (по согласованию) Вэлловские чтения.

Форма контроля: Опрос.

4. Стихосложение и стиховедение.  

Теория :Стихосложение и стиховедение. Вспомним понятие: Стих - это

1.Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения.

2.Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…).

3.Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи).

Практическая работа: Чтение стихов отечественных классиков.

Форма контроля: Анализ произведений.

5. Основные разделы  стиховедения. Строфика.

Теория: Основные разделы  стиховедения.

Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк. Понятие о строфе. Виды строф. Онегинская строфа.

Практическая работа: Определение разновидности строф.

Форма контроля: Анализ произведений.

  1. Системы стихосложения.

Теория: Понятие о системе стихосложения.

Системы стихосложения:

1.Метрическая (количественная).

2.Силлабическая – «слоговая».

3.Тоническая – «тонос» - «ударение».

4.Силлабо-тоническая.

Практическая работа: Тренировочные упражнения на определение системы стихосложения.

Форма контроля: Анализ произведений.

11-12.  Правила стихосложения.  Стопы.

Теория: Правила стихосложения.  Деление слова на слоги, чередование ударных и безударных слогов.

Практическая работа: Учимся  считать  слоги  в  строке.

Форма контроля: Анализ произведений.

Теория: О стопе. Сочетание стоп: равностопные, разностопные.

Практическая работа: Анализ стихотворений А.С.Пушкина и других поэтов: стопы равностопные, разностопные.

Форма контроля: Анализ произведений.

13-14.  Фоника (эвфония).

Теория: Фоника (эвфония) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи.

Поэзия А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова - достойный образец для подражания: сила слова и богатство чувств.

Практическая работа: Чтение стихотворений классиков.

Форма контроля: Анализ произведений.

15-19.  Рифма.

Теория: Понятие о рифме. Способы рифмовки. Рифма мужская и женская. Рифма полная, неполная. Точная, приблизительная. Смежная или парная, параллельная, перекрестная, опоясывающая, смешанная (вольная). Практическая работа: Анализ классических стихотворений по определению рифмы.

Форма контроля: Анализ произведений.

20.     Пишем стихи!

Теория: Талант - наблюдательность и... техника слова.

Архитектоника   стиха. Как подобрать рифму к стихотворению? Как   удержать  и подчинить своенравную «подругу» стиха?

Практическая работа: Творческая работа.

Форма контроля: Анализ практической работы.

21-28.  Стихотворные размеры.

Теория: Стихотворные размеры: дактиль, ямб, хорей, анапест, пиррихий, амфибрахий и др.

Есть ли у стиха размер? Есть! Двусложные размеры - «дробный» ямб  и  плавный  хорей.  Трёхсложные размеры. Дактиль, амфибрахий, анапест. Что такое трёхсложная стопа? Трудно, но интересно. Некрасов и Фет - учимся постигать тайны поэзии на примере великих. Эта неуловимая дактилическая рифма! Спондей и  пиррихий. Что делать, если  слоги «смешались» в стопе? Наводим порядок!

Практическая работа: Развитие навыков и умений определять стихотворный размер. Учимся составлять схемы и читать их.

Форма контроля: Анализ произведений.

29-30.  Ритм стиха.

Теория: Ритм стиха. Учимся у музыкантов. Отбиваем ритм. Нам помогает слух!

Практическая работа:  Сочиняем стихи! Что я вижу за окном? Что я чувствую? Плавные строчки. Стихотворные «стыки». Ступени или гладкая дорожка?

Форма контроля: Анализ практической работы.

31.    Литературная гостиная «В гостях у Зимушки-зимы».

Чтение стихов отечественных классиков.

Форма контроля: Викторина.

32.    Чаепитие с любимыми литературными героями «Все герои в гости к нам».

Чтение любимых стихотворений.

Форма контроля: Викторина.

33-41. Средства художественной выразительности. Тропы и стилистические фигуры.

Теория: Средства художественной выразительности. Тропы и стилистические фигуры. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание.

Практическая работа: Анализ стихотворений (определение средств художественной выразительности).

Форма контроля: Анализ произведений.

Теория: Эпитет - благородный союзник поэзии. Группы эпитетов. Что такое  цветовой, слуховой, обонятельный и осязательный эпитет. Психологический эпитет. Метафора - царица поэзии. Вся природа - как живая! Разновидность метафоры - олицетворение. Ищем этот приём у Тютчева, Фета, Есенина, Ахматовой, Цветаевой.

Практическая работа:  Ученикам Царскосельского Лицея учитель словесности как-то предложил написать короткое стихотворение на тему ...розы. Лучше всех справился с заданием Пушкин. Попробуем и мы сочинить стихотворение о розе. Размер стиха - ямб или хорей. Больше красок, тонов, полутонов! А главное - чувств.

Форма контроля: Анализ практической работы.

42.   Техника написания стихов.

Теория: Техника написания стихов. Как найти свою тему? Как подобрать название для стихотворения?

Практическая работа:  Турнир стихотворцев. Конкурс.

Форма контроля: Анализ практической работы.

43-56.   Жанры лирических произведений.

Теория: Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

Практическая работа: Определение жанров лирических произведений разных авторов. Творческая работа: сочинить поэму,  балладу, басню, элегию, оду, ноктюрн, стансы, песню, эпитафию, эпиграмму, рубаи, сонет (по выбору учащихся).

Форма контроля: Анализ творческой работы.

57-58.    Эксперименты в поэзии.

Теория: Эксперименты в поэзии: буриме, шарада, алфавитный стих…

Практическая работа:  сочинить алфавитный стих, буриме, шараду (по выбору учащихся).

Форма контроля: Анализ практической работы.

59-62.    Кратко мыслить - это искусство!

Теория: Кратко мыслить - это искусство! Краткость – сестра таланта. Малая проза. Эпистолярный жанр. Учимся у Пушкина. Письма поэта к  П.Вяземскому  и  И.Пущину. Умеем ли мы описывать? Портрет. Внешний и внутренний портрет - что важнее? Учимся у классиков. Психологические портреты у Лермонтова и Толстого. Лаконичные портреты в прозе Пушкина и Чехова. Ах, деталь... «Говорящие» фамилии Н.В. Гоголя. Учимся у живописцев: Кипренский, Крамской, Репин. Всё познаётся в сравнении! Сравнительная характеристика героев. Учимся у великих. Любочка и Катенька из повести Л.Н.Толстого «Детство». Трудно ли сравнивать людей? А предметы? Игра «Что на что похоже?» Цитаты. Зачем нужны цитаты? Следить за мыслями умных людей. Крылатые выражения. Я подтверждаю собственную мысль! Литературные заготовки к сочинению.

Практическая работа: Творческая работа. Пишем конспект. Пишем тезисы. Зачем нужны блокноты и записные книжки? Записываем цитаты. Пишем  письмо  другу  -  самое   основное   и интересное!

Форма контроля: Анализ практической работы.

63-65.    Исследовательская работа по творчеству Югорских поэтов.

Теория: Исследовательская работа. Определение стиля поэта, раскрытие жанрового своеобразия, своеобразия языка (по выбору учащихся).

Практическая работа: Исследовательская работа.

Форма контроля: Анализ практической работы.

Теория: Редактирование.

Редактировать написанное - увлекательное занятие. Как редактировал свои произведения Т.Н.Толстой.

Практическая работа:  Составляем памятку.

Форма контроля: Анализ практической работы.

Теория: Доклад. Жанр серьёзный, трудный или ... интересный? Учимся находить яркий пример для доклада. Цифры? Непременно! Рисунки, схемы, иллюстрации - совсем не лишние.

Практическая работа:  Пишем доклады «Творчество Андрея Тарханова», «Произведения Маргариты Анисимковой для детей», «Загадки Юрия Вэллы».

Форма контроля: Анализ практической работы.

66.   Читательская конференция.

Практическая работа:  Презентация своих работ. Читательская конференция.

Форма контроля: Анализ практической работы.

67.   Библиографическая работа.

Теория: Библиографическая работа.

Практическая работа:  Идём в библиотеку и работаем с каталогами. Пишем отзыв на книгу Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Впечатление - чувства - мысль. Рецензия на любимую книгу. Не пренебрегаем «умными» терминами! Учимся у великих. Как писал свои статьи В.Г.Белинский.

Форма контроля: Анализ практической работы.

68.   Едем в путешествие! Путевые записки.

Теория: Едем в путешествие! Дорожные записки, сентиментальное путешествие или экскурсия в Мару к Баратынскому? С чего начать? Звуки - краски - ароматы дороги. На чём путешествовать? Кого позвать в попутчики?

Практическая работа:  Вспоминаем о забытых блокнотах!

Форма контроля: Анализ практической работы.

69-70.   Много  ли в жизни смешного? Юмор и сатира.

Теория: Юмор - добрый смех! Учимся видеть смешное в жизни. «Лечебное» свойство юмора. Комическая ситуация? Смешное недоразумение? Учимся у великих. М.Зощенко. Народные пословицы и поговорки - кладезь юмора. Фельетон. Что  высмеивать? За что? Живая речь – помощь фельетонисту. Учимся у карикатуристов. Херлуф Бидструпп.

Практическая работа:  Сочиняем рассказ с необычной композицией. Пишем рассказ с «обрамлением». Сочиняем юмористический рассказ. Напишем о лодырях, хвастунах, прогульщиках, болтушках.

Форма контроля: анализ работы.

71.   Литературная гостиная. «Наше творчество».

Проект. Презентация собственного творчества.

72.   Чаепитие и подведение итогов года.

Творческий отчет «Проба пера» - подведение итогов работы.

1.4.Планируемые

результаты

Пройдя полный курс обучения по программе «Проба пера» учащиеся активно проявляют себя в различных мероприятиях, конкурсах, презентациях собственного творчества, выступлениях перед учащимися.

Вырабатывают следующие компетенции:

  1. Различают стихотворную и прозаическую речь.
  2. Понимают жанры литературы.
  3. Понимают эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения.
  4. Умеют грамотно строить монологические высказывания различных форм.
  5. Умеют самостоятельно анализировать произведения и их фрагменты.
  6. Имеют представление о литературном редактировании и правке.
  7. Владеют навыками выполнения творческих работ.

1 год обучения

2 год обучения

Цель: формирование первоначальных компетенций в области стиховедения.

Задачи:

1.        Научить детей искусству декламации.

2.        Воспитать любовь к чтению, привить привычку к чтению.

3. Развить у детей интерес к литературному творчеству, совершенствовать навыки выполнения различных творческих работ, формировать у детей «чувство жанра», способности сочинять стихи, сказки, писать эссе, рассказы.

Цель: создание условий для более углубленного изучения предмета и усложнения творческих задач.

Задачи:

1.Совершенствовать навыки и умения при выполнении творческих работ;

2.Способствовать формированию умений работать с различными информационными источниками для решения учебно-познавательных и практических задач;

3. Развивать индивидуальную творческо-поисковую деятельность.

Предметный компонент

  1. Различает стихотворную и прозаическую речь.
  2. Различает жанры литературы.
  3. Понимает ценность классических произведений искусства.
  4. Понимает эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения.
  5. Владеет искусством декламации.
  6. Умеет грамотно строить монологические высказывания различных форм.
  7. Владеет навыками выполнения творческих работ.
  1. Владеет теоретическими основами стихосложения и стиховедения.
  2. Умеет самостоятельно анализировать произведения и их фрагменты.
  3. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности.
  4. Умеет использовать эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения.
  5. Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.
  6. Имеет представление о литературном редактировании и правке.
  7. Владеет навыками сценической речи, актёрского мастерства.

Метапредметный компонент

Параметры диагностирования

Социальные:

Положительно относится к сохранению традиций. Активно участвует в акциях. Способен к состраданию. Умеет договариваться в конфликтной ситуации. Соблюдает правила, общественные требования.

Проявляет толерантность, тактичность.

Исследовательские:

Способен к восприятию новых знаний. Умеет выделять главное в проектной деятельности. Способен выстраивать логическую цепочку.

Умеет ставить и решать познавательные задачи.

Экологические:

Понимает ценность природы. Активно участвует в экологических акциях. Понимает взаимосвязь человека и природы. Понимает значимость экологических знаний.

Технологические:

Способен выполнять действия по образцу, алгоритму. Способен организовать рабочее место.

Здоровьесберегающие:

Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода. Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности. Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях.

Художественно-эстетические:

Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов. Проявляет творчество в своей деятельности. Способен быть оригинальным.

Параметры диагностирования

Социальные:

Проявляет организаторские способности. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях. Осознаёт свой гражданский долг.

Исследовательские:

Умеет организовать и оформить исследовательскую работу. Способен к нестандартным решениям.

Способен разрешать проблемные ситуации. Готов  использовать новые идеи и инновации для достижения цели. Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства.

Экологические:

Стремится к улучшению экологической обстановки.

Прогнозирует свои действия  и применяет экологические знания  в практической деятельности. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде.

Технологические:

Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности.

Здоровьесберегающие:

Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни. Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании.

Художественно-эстетические:

Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества. Стремится выразить себя с помощью различных средств.

Ключевой компонент

Компетенции самопроявления:

Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться. Способен сконцентрироваться на выполнении задания. Стремится к конечному результату. Проявляет силу воли.

Проявляет уверенность в своих силах.

Информационная компетенция: Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативная компетенция:

Способен высказывать свое мнение. Эмоционально привязан к родителям и взрослым. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников. Способен работать в группе. Понимает ценность своей активности.

Компетенции самопроявления:

Проявляет способность к саморазвитию. Управляет своим эмоциональным состоянием.

Самодостаточен. Способен к самоконтролю и рефлексии.

Знает свои сильные и слабые стороны.

Информационная компетенция:

Способен работать с разнообразной информацией. Умеет использовать ИКТ-технологии.

Коммуникативная компетенция:

Умеет публично выступать.

Осознаёт ценность языкового и речевого развития. Способен побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.

Раздел № 2. Организационно-педагогические условия

2.1.Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36 (1 полугодие – 17 недель, 2 полугодие -19 недель). Учебный процесс – с 1 сентября 2017 г по 31 мая 2018 года.

Зимние каникулы - с 29 декабря 2017 по 8 января 2018 года

Весенние каникулы – с 26 марта по 31 марта 2018 года

Праздничные дни:  

4 ноября - День народного единства

1,2,3,4,5,6 и 8 января 2016 – Новогодние каникулы

7 января – Рождество (перенесен на 2 мая)

23 февраля -  День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

12 июня – День России

2.2.Условия

реализации

программы

  • Отдельный кабинет для занятий.
  • Персональный компьютер (рабочее место учителя):

монитор, системный блок, клавиатура, мышь.

  • Медиапроектор.
  • Фотоаппарат.

2.3.Формы  

аттестации

Виды диагностики и контроля по срокам: вводная диагностика – в начале обучения, итоговая – при завершении обучения.

Диагностика заключается в выявлении уровня  компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы.

Параметры диагностирования:

  1. Ключевые компетенции по трем направлениям,
  2. Метапредметные компетенции по 6 направлениям,  
  3.  Предметные компетенции.

Кроме того ведется учет социальной и творческой активности обучающихся.

Текущий контроль:        проводится в конце изучения каждой темы -  тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы.

Промежуточная аттестация:        диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся - декабрь.

Итоговая аттестация: диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся - май;

творческая работа (сочинение поэтическое или прозаическое), наградные документы за участие в конкурсах различного уровня по профилю,  портфолио.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:  

материалы анкетирования и тестирования, портфолио (перечень готовых работ, готовая работа, грамота, диплом, свидетельство (сертификат),

статья, аудиозапись,  видеозапись,  фото, отзыв  детей  и  родителей, и др.

Формы  предъявления  и  демонстрации  образовательных результатов:  аналитическая справка, защита творческих работ, конкурс, научно-практическая  конференция,  олимпиада,  портфолио и др.

2.4.Оценочные

материалы

Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся» (Приложение 1); опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора,  статистический отчет социальной и творческой активности учащихся.

Тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы по темам курса

2.5.Методические

материалы

Методическое обеспечение программы:

  • Раздаточный материал по темам.
  • Художественная литература (в ассортименте).
  • Справочная литература (в ассортименте).
  • Методическая литература по теме.
  • Методические материалы курсов повышения квалификации.

Организация образовательного процесса – очная в сочетании с работой

в  условиях сетевого взаимодействия;

Методы обучения: словесный, игровой, объяснительно-иллюстративный,

практический, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссионный, проектный и др.;

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;  

Формы организации учебного занятия:

беседа, встреча с интересными  людьми, читательская конференция,

круглый стол, гостиная, посиделки, праздник, практическое занятие,

презентация, защита проектов, лабораторное занятие, эксперимент,

игра, конкурс, круиз, «мозговой  штурм», наблюдение, экскурсия и др.

Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дистанционного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной  творческой  деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология  портфолио, здоровьесберегающая технология и др.        

Алгоритм  учебного  занятия:

- ознакомление с темой (задачей, проблемой);

- теоретическая (информационная) часть;

- практическая часть;

- итог.

Рабочая программа 1 года обучения

занятия

Дата

Наименование раздела программы.

Тема занятия.

Часы

Тип

занятия

Виды

контроля

всего

теория

практика

1 год обучения

1-2

3-4

5-6

День знаний. Вводное занятие. Роль языка в жизни общества. Вэлловские чтения.

Экскурсия в Дом-музей Ю.Вэллы.

6

2

4

Комбинированный

Опрос

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

Стихосложение и стиховедение. Основные разделы стиховедения. Строфика. Виды строф.

Системы стихосложения.  Понятие о системе стихосложения. Системы стихосложения:

1.Метрическая (количественная).

2.Силлабическая – «слоговая» система. 3.Тоническая («тонос» - «ударение»).

4.Силлабо-тоническая система стихосложения.

Правила стихосложения.  Стопы. Сочетание стоп: равностопные, разностопные стихи.

18

6

12

Комбинированный

Анализ произведений

25-26

27-28

Фоника (эвфония).

4

1

3

Комбинирован.

Анализ

29-30

31-32

33-34

35-36

37-38

Понятие о рифме. Способы рифмовки. Рифма мужская и женская. Рифма полная, неполная. Рифма точная и приблизительная.

Смежная или парная, параллельная, перекрестная, опоясывающая, смешанная (вольная).

10

2

7

Комбинированный

Анализ произведений

39-40

Пишем стихи! Талант - наблюдательность и... техника слова.

2

1

1

Применение знаний, умений

Творческая работа

41-42

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52

53-54

Стихотворные размеры. Есть ли у стиха размер? Есть!

Двусложные размеры - «дробный» ямб  и  плавный  хорей.  Трёхсложные размеры. Дактиль, амфибрахий, анапест

Что такое трёхсложная стопа? Трудно, но интересно.

Эта неуловимая дактилическая рифма!

Спондей и  пиррихий. Что делать, если  слоги «смешались» в стопе?

Учимся составлять схемы и читать их.

14

7

7

Комбинированный

Анализ произведений

55-56

57-58

59-60

61-62

63-64

Некрасов и Фет - постигаем тайны поэзии на примере великих. Ритм стиха. Учимся у музыкантов. Ритм стиха. Сочиняем стихи! Что я вижу за окном? Что я чувствую?

Литературная гостиная «В гостях у Зимушки-зимы».

Чаепитие с любимыми литературными героями «Все герои в гости к нам».

10

5

5

Обобщение и повторение

Комбинированный

Применение знаний, умений

Анализ произведений

Творческая работа

Викторина

65-66

67-68

69-70

71-72

73-74

75-76

77-78

79-80

81-82

Средства художественной выразительности.  Тропы и стилистические фигуры.

Эпитет - благородный союзник поэзии. Группы эпитетов. Психологический эпитет. Метафора - царица поэзии. Олицетворение.

Гипербола. Литота. Синекдоха. Оксюморон.

Поэтические фигуры.

Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание.

18

8

10

Комбинированный

Самостоятельная работа

Анализ произведений

Творческая работа

83-84

Техника написания стихов. Турнир стихотворцев.

2

1

1

Самостоятельная работа

Творческая работа

85-86

87-88

89-90

91-92

93-94

95-96

97-98

99-100

101-102

103-104

105-106

107-108

109-110

Жанры лирических произведений. Ода. Поэма.

Баллада. Ноктюрн. Басня.

Послание. Эпиграмма.

Эпитафия. Элегия. Стансы.

Песня. Сонет. Рубаи.

26

13

13

Комбинированный

Анализ произведений

111-112

Самостоятельная творческая работа учащихся по выбранному жанру.

2

-

2

Самостоятельная работа

Творческая работа

113-114

115-116

Эксперименты в поэзии: буриме, шарада, алфавитный стих…

Самостоятельная экспериментально-творческая работа.

4

1

3

Комбинирован.

Применение знаний, умений

Творческая работа

117-118

119-120

121-122

123-124 125-126

127-128

Кратко мыслить - это искусство! Малая проза.

Эпистолярный жанр.

Умеем ли мы описывать? Портрет. Зачем нужны цитаты? Едем в путешествие! Путевые записки. Много  ли в жизни смешного? Юмор и сатира.

12

6

6

Комбинированный

Творческая работа

129-130

131-132 133-134 135-136

Исследовательская работа по творчеству Югорских поэтов.

Редактирование.

Как подготовить доклад?

Читательская конференция.

8

3

5

Комбинированный

Практическая работа

137-138

Библиографическая работа.

2

1

1

Комбинирован.

Практ. работа

139-140

«Сочиняем» обложку для ... неизданной книги.

2

-

2

Комбинирован.

Практ. работа

141-142

143-144

Литературная гостиная. «Наше творчество».

Чаепитие и подведение итогов года.

4

-

4

Применение знаний, умений.

Обобщение и повторение

Практическая работа

Рабочая программа 2 года обучения

1-2

День знаний.

2

1

1

Комбинированный

Опрос

3-4 5-6

Вводное занятие. Место и значение поэзии в литературе и культуре народа. Вэлловские чтения. Экскурсия в Дом-музей Ю.Вэллы.

4

2

2

Комбинированный

Опрос

7-8

Стихосложение и стиховедение.    

2

1

1

Комбиниров.

Анализ

9-10

Основные разделы стиховедения. Строфика. Виды строф. Онегинская строфа.

2

1

1

Комбинированный

Анализ произведений

11-12

Системы стихосложения.  Понятие о системе стихосложения.

2

1

1

Комбинированный

Анализ произведений

13-14

Системы стихосложения:

1.Метрическая (количественная).

2

1

1

Комбинированный

Анализ произведений

15-16

2.Силлабическая – «слоговая» система.

2

1

1

Комбинир.

Анализ

17-18

3.Тоническая («тонос» - «ударение»).

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

19-20

4.Силлабо-тоническая система стихосложения.

2

1

1

Комбинированный

Анализ произведений

21-22

Правила стихосложения.  Стопы.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

23-24

Сочетание стоп: равностопные, разностопные стихи.

2

1

1

Комбинированный

Анализ произведений

25-26

Фоника (эвфония).

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

27-28

Фоника.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

29-30

Понятие о рифме. Способы рифмовки.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

31-32

Рифма мужская и женская.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

33-34

Рифма полная, неполная.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

35-36

Рифма точная и приблизительная.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

37-38

Смежная или парная, параллельная, перекрестная, опоясывающая, смешанная (вольная).

2

1

1

Комбинированный

Анализ произведений

39-40

Пишем стихи! Талант - наблюдательность и... техника слова.

2

1

1

Применение знаний, умений

Творческая работа

41-42

Стихотворные размеры. Есть ли у стиха размер? Есть!

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

43-44

Двусложные размеры - «дробный» ямб  и  плавный  хорей.  

2

1

1

Комбинированный

Анализ произведений

45-46

Трёхсложные размеры. Дактиль, амфибрахий, анапест

2

1

1

Комбинированный

Анализ произведений

47-48

Что такое трёхсложная стопа? Трудно, но интересно.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

49-50

Эта неуловимая дактилическая рифма!

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

51-52

Спондей и  пиррихий. Что делать, если  слоги «смешались» в стопе?

2

1

1

Комбинированный

Анализ произведений

53-54

Учимся составлять схемы и читать их.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

55-56

Некрасов и Фет - постигаем тайны поэзии на примере великих.

2

1

1

Обобщение и повторение

Анализ произведений

57-58

Ритм стиха. Учимся у музыкантов.

2

1

1

Комбиниров.

Творч. работа

59-60

Ритм стиха. Сочиняем стихи! Что я вижу за окном? Что я чувствую?

2

1

1

Применение знаний умений

Творческая работа

61-62

Литературная гостиная «В гостях у Зимушки-зимы».

2

1

1

Обобщение и повторение

Викторина

63-64

Чаепитие с любимыми литературными героями «Все герои в гости к нам».

2

1

1

Обобщение и повтор.

Викторина

65-66

Средства художественной выразительности.  Тропы и стилистические фигуры.

2

1

1

Комбинированный

Анализ произведений

67-68

Эпитет - благородный союзник поэзии.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

69-70

Группы эпитетов. Психологический эпитет.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

71-72

Метафора - царица поэзии. Олицетворение.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

73-74

Гипербола.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

75-76

Литота. Синекдоха. Оксюморон.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

77-78

Поэтические фигуры.

2

1

1

Комбиниров.

Анализ произв.

79-80

Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание.

2

1

1

Комбинированный

Анализ произведений

81-82

Задание для учеников Царскосельского Лицея.

2

-

2

Самостоятельная раб.

Творческая работа

83-84

Техника написания стихов. Турнир стихотворцев.

2

1

1

Самостоятельная раб.

Творческая работа

85-86

87-88

89-90

91-92

93-94

95-96

97-98

99-100

101-102

103-104

105-106

107-108

109-110

Жанры лирических произведений. Ода. Поэма.

Баллада. Ноктюрн. Басня.

Послание. Эпиграмма.

Эпитафия. Элегия. Стансы.

Песня. Сонет. Рубаи.

26

13

13

Комбинированный

Анализ произведений

111-112

Самостоятельная творческая работа учащихся по выбранному жанру.

2

-

2

Самостоятельная раб.

Творческая работа

113-114

Эксперименты в поэзии: буриме, шарада, алфавитный стих…

2

1

1

Комбинированный

Творческая работа

115-116

Самостоятельная экспериментально-творческая работа.

2

-

2

Применение знаний умений

Творческая работа

117-118

Кратко мыслить - это искусство! Малая проза.

2

1

1

Комбиниров.

Творч. работа

119-120

Эпистолярный жанр.

2

1

1

Комбиниров.

Творч. работа

121-122

Умеем ли мы описывать? Портрет.

2

1

1

Комбиниров.

Творч. работа

123-124

Зачем нужны цитаты?

2

1

1

Комбиниров.

Практ. работа

125-126

Исследовательская работа по творчеству Югорских поэтов.

2

1

1

Комбиниров

Практ. работа

127-128

Редактирование. Как редактировал свои произведения Л.Н. Толстой?

2

1

1

Комбинированный

Практическая работа

129-130

Как подготовить доклад?

2

1

1

Комбиниров.

Практ. работа

131-132

Читательская конференция.

2

-

2

Обобщение и повтор.

Практическая работа

133-134

Библиографическая работа.

2

1

1

Комбиниров.

Практ. работа

135-136

Едем в путешествие! Путевые записки.

2

1

1

Комбинированный

Практическая работа

137-138

Много  ли в жизни смешного? Юмор и сатира.

2

1

1

Комбинированный

Практическая работа

139-140

«Сочиняем» обложку для ... неизданной книги.

2

-

2

Комбинированный

Практическая работа

141-142

Литературная гостиная. «Наше творчество».

2

-

2

Применение знаний умений

Практическая работа

143-144

Чаепитие и подведение итогов года.

2

-

2

Обобщение и повторение

Практическая работа

Список литературы

1.        Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч. 1.Чтение как творчество. Ч. 2. Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомировой. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009

2.        Зинина Е.А. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2006

3.        Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва «Просвещение» 1985г.

4.        Литературные справочные материалы. Москва. «Просвещение» 1989 г.

5.        В.П. Медведев «Изучение лирики в школе» Москва «Просвещение» 1985г.

6.        И.Ревякин «История русской литературы 19 века». Москва «Просвещение» 1981 г.

7.        Русская народная поэзия (Эпическая поэзия) Москва «Просвещение» 1985г.

8.        Русская народная поэзия (Обрядовая поэзия) Москва «Просвещение» 1985г.

9.        Интернет-ресурсы.

Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Проба пера»

Цель: определить уровень освоения дополнительной образовательной программы обучающимися.

Сроки диагностики: промежуточная – декабрь, итоговая апрель.

Параметры диагностирования:

  1. Ключевые компетенции по трем направлениям,
  2. Метапредметные компетенции по 6 направлениям,  
  3. Предметные компетенции.

Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С - средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется).

  1. Методика оценки ключевых компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

1.1

Компетенции самопроявления

1.Проявляет способность к саморазвитию.

2.Управляет своим эмоциональным состоянием.

3.Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться.

4.Стремится к конечному результату.

5.Проявляет силу воли.

6.Проявляет уверенность в своих силах.

7.Самодостаточен.

8.Способен сконцентрироваться на выполнении задания.

9.Способен к самоконтролю и рефлексии.

10.Знает свои сильные и слабые стороны.

9-10 показателей -высокий уровень;

6-8-выше среднего;

5 -средний;

1-4 - ниже среднего

1.2

Информационная компетенция

  1. Способен работать с разнообразной информацией.
  2. Умеет использовать ИКТ-технологии.
  3. Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы.

3- высокий уровень;

2-выше среднего;

1-средний;

0 - ниже среднего

1.3

Коммуникативная компетенция

  1. Способен высказывать свое мнение.
  2. Умеет публично выступать.
  3. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками.
  4. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников.
  5. Эмоционально привязан к родителям и взрослым.
  6. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить
  7. Способен работать в группе.
  8. Понимает ценность своей активности.
  9. Осознаёт ценность языкового и речевого развития.
  10. Способен побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.
  11. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  12. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.

10-12 показателей -высокий уровень;

7-9 - выше среднего;

5-6 -средний;

1-4 - ниже среднего

Средства контроля: опросник Стефансона(изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

  1. Методика оценки метапредметных компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

2.1

Социальные

Параметры диагностирования:

  1. Проявляет организаторские способности.
  2. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
  3. Положительно относится к сохранению традиций.
  4. Активно участвует в акциях.
  5. Способен к состраданию.
  6. Умеет договариваться в конфликтной ситуации.
  7. Соблюдает правила, общественные требования.
  8. Проявляет толерантность, тактичность.
  9. Осознаёт свой гражданский долг.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4 - ниже среднего

2.2

Исследовательские

  1. Умеет организовать и оформить исследовательскую работу.
  2. Способен к восприятию новых знаний.
  3. Умеет выделять главное в проектной деятельности.
  4. Способен выстраивать логическую цепочку.
  5. Умеет ставить и решать познавательные задачи.
  6. Способен к нестандартным решениям.
  7. Способен разрешать проблемные ситуации.
  8. Готов  использовать новые идеи и инновации для достижения цели.
  9. Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4 - ниже среднего

2.3

Экологические

  1. Понимает ценность природы.
  2. Стремится к улучшению экологической обстановки.
  3. Активно участвует в экологических акциях.
  4. Понимает взаимосвязь человека и природы.
  5. Понимает значимость экологических знаний.
  6. Прогнозирует свои действия  и применяет экологические знания  в практической деятельности.
  7. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде.

6-7 - высокий уровень;

4-5 - выше среднего;

3 -средний;

1-2 - ниже среднего

2.4

Технологические

  1. Способен выполнять действия по образцу, алгоритму.
  2. Способен организовать рабочее место.
  3. Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности.
  4. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности.
  5. Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 - ниже среднего

2.5

Здоровьесберегающие

  1. Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни.
  2. Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании;
  3. Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода.
  4. Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности.
  5. Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 - ниже среднего

2.6

Художественно-эстетические

  1. Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов.
  2. Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества.
  3. Понимает ценность классических произведений, искусства.
  4. Проявляет творчество в своей деятельности.
  5. Стремится выразить себя с помощью различных средств.
  6. Способен быть оригинальным.

6 показателей - высокий уровень;

4-5 - выше среднего;

3 -средний;

1-2 - ниже среднего

Средства контроля: Наблюдение, тестирование, мониторинг участия в мероприятиях отдела (акции, рейды, познавательные программы), Центра (выставки, конкурсы, слеты)

III. Методика оценки предметных компетенций

Предметный компонент

Показатели уровня сформированности

1 год обучения

2 год обучения

  1. Различает стихотворную и прозаическую речь.
  2. Различает жанры литературы.
  3. Понимает ценность классических произведений искусства.
  4. Понимает эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения.
  5. Владеет искусством декламации.
  6. Умеет грамотно строить монологические высказывания различных форм.
  7. Владеет навыками выполнения творческих работ.

1. Владеет навыками сценической речи, актёрского мастерства.

2.Владеет теоретическими основами стихосложения и стиховедения.

3. Умеет самостоятельно анализировать произведения и их фрагменты.

4. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности.

5. Умеет использовать эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения.

6. Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.

7. Имеет представление о литературном редактировании и правке.

7 - высокий уровень;

6-выше среднего;

5 -средний;

1-4 - ниже среднего

Средства контроля: занятия-конкурсы на повторение теоретических знаний и  практических умений; занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы); самопрезентация (представление проделанной работы на занятии);

участие в акциях, конкурсах  различного уровня.

Педагог дополнительного образования                                                      А.А.Абдуллина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Презентация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы: «Проба пера».

Представляю вашему вниманию образовательную программу «Проба пера» социально - педагогической направленности. Программа «Проба пера» двухгодичная, каждый год обучения рассчитан...