Духовно-нравственное воспитание школьников на основе приобщения к традициям и обычаям культурного наследия российского казачества
рабочая программа по теме

Масло Анна Владимировна

Рабочая программа клуба казачьей направленности, расчитанная 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazaki_gotovo.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 9 г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ И ОБЫЧАЯМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛАССА «МЫ – КАЗАЧАТА»

                                                                             Автор программы:

Масло Анна Владимировна,

педагог-организатор

МАОУ СОШ № 9 г. Холмска

Холмск

2018

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………3
  2. Содержание программы и краткое описание блоков …………………...10
  3. Учебно-тематическое планирование……………………………………...12
  4. Материально-техническое обеспечение курса…………………………...23
  5. Библиографический список ………………………………………………24
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………27
  7. ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………33

Пояснительная записка.

К.Д. Ушинский писал, что «прежде, чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ».

Начиная с 2007 г в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
 Открытие курса казачьей направленности в школе предполагает создание благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения.

 Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в которых запечатлены его духовные ценности. Они отражены в поселениях и жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах. Культура казачества богата и разнообразна.

Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в клубе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.

Цель данной программы  формирование клуба казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения краеведения, традиций, культурного наследия предков.

Задачи программы:

1) формировать у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);

2) развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;

3) воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;

4) реализовать систему программных мероприятий патриотической направленности, приобщающих детей к истокам культуры казаков , знакомить с обрядами, традициями, бытом;

5) дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;

6) обеспечить оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

7) формировать в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

8) разработать механизмы, обеспечивающие координацию деятельности урочной и внеурочной системы;

     Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4-х лет обучения выделяется семь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура казаков», «Труд и быт казаков», «Декоративно-прикладное искусство», «Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества», «Православие и казачество», «По-казачьи скроен и один в поле воин»,  «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, в связи с чем, содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от года обучения.

Данная программа рассчитана на 4 года . Каждый год обучения состоит из 36 учебных часов, 7 блоков. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие - заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Особенно приветствуются выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов, и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.

 Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвёртого года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).

Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенции.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  курса.

Результатами изучения курса «Мы -  казачата» является формирование следующих УУД:

Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

  • Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
  • Устойчивый учебно-познавательный интерес  к новым общим способам решения задач;
  • Адекватного понимания причин успешности/ не успешности в своей деятельности;
  • Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;
  • Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД:

По окончании изучения курса ученик научится:

  • Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.
  • Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
  • Высказывать свою версию разрешения проблемы.
  • Различать способ и результат действия.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.

  • Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их    выполнение
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ  в ходе   проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения задачи.
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.
  • Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
  • Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей
  • Устанавливать аналогии.
  • Строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;

 Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
  • Слушать и понимать речь других людей. 

Средством формирования этих действий служит технология   проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Формулировать собственное мнение и позицию.
  • Договариваться и приходить к общему мнению.
  • Контролировать действия партнёра
  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Средством формирования этих действий служит работа в группах.

Знать/понимать:
-
различные фольклорные формы казачества;
-
особенности проводимых обрядовых праздников казаков;
-
историю своей казачьей семьи и /или историю семьи своих одноклассников;
-
уклад жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи;
-
основные ремесла, виды декоративно-прикладного искусства казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
-
памятные события и даты, связанные с историческими событиями казачества;

- основы духовной жизни казаков.

Уметь / применять в практической деятельности:
-
 исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы казачества;

-реконструировать основные праздничные обряды;
-
выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
-
выполнить некоторые изделия, поделки;
-
выполнить исследовательский проект на тему «История и культура Уссурийского казачества».

Содержание программы и краткое описание блоков:

Содержание программы.

1. Моя родимая сторонка.

 2.Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.

3.По-казачьи скроен и один в поле воин.

4.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

5.Держись православия- веры наших предков.

6. Служи  верно России и казачеству.

7.Люби труд и не бездействуй.        

1. Моя родимая сторонка.

  • Происхождение названия и первые упоминания о родном населенном пункте;

  территория, изменения границ, природные условия и занятия                   жителей;

  • знаменитые земляки;
  • памятники культуры и истории; 
  • народные праздники, традиции, обычаи.

2.Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.

   Родословная семьи:

  • роль семьи в жизни человека;
  • что такое генеалогическое дерево?
  • Прошлое семьи, семейные реликвии, семейные традиции, связь поколений;
  • Труд – основа благополучия казачьей семьи;
  • Нравственно – ценностные ориентации.
  • Оказание посильной помощи взрослым.
  • Распределение обязанностей в казачьей семье.
  • Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека .

3.По-казачьи скроен и один в поле воин. (Физическая подготовка)

  • Фланкировка (основные навыки владения казачьей шашкой и нагайкой);
  •       НАРОДНЫЕ КАЗАЧЬИ ИГРЫ:
  • «В городок» - совершенствование навыков броска мяча,

      развитие ловкости, меткости, точности и координации

      движений – мяч;

  • «Заюшка» - совершенствование силовых качеств, ловкости, развитие чувства коллективизма – инвентарь не требуется;
  • «Пицва» -тренировка глазомера, воспитание и развитие меткости, точности выполняемых движений при броске в цель – гимнастические палки, кегли.
  • «Рыба» - тренировка ловкости, борьба со страхом при неожиданной атаке – резиновая перчатка на веревке;
  • «Шапочный турнир» - развитие ловкости, скорости, реакции – 2 кубанки или пилотки.

4.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

  • Обсуждение и раскрытие содержания двух заповедей: Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
  •  Будь примером для всех.
  • Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества.
  •  Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны.

5. Держись православия - веры наших предков. 

  • Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край.
  •  Изучение православных традиций в казачьих семьях.
  •  Православные храмы.  

6. Служи верно России и казачеству.

  • Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
  •  Человек - член общества.
  • Взаимоотношения с другими людьми.
  • Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умение прислушиваться к чужому мнению.
  • Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Малая родина».
  • Знакомство с казачьими заповедями. Понимание их содержания.

7 . Люби труд и не бездействуй. 

  • Значение труда в жизни человека и общества.
  •  Значение труда для казачьей семьи.
  • Традиционная одежда.
  • Казачье жилище, двор, хозяйство.
  •  Древние и современные ремесла.

Учебно-тематическое планирование.

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 год обучения

2  год обучения

3  год обучения

4  год обучения

Сахалин- частица России. Знакомство казачьими заповедями. Понимание их содержания. Место, где мы живем. Моя улица, мой дом, мои соседи.

Раздел 1.Моя родимая сторонка.

Страна, где мы живем.

Моя улица. Мой дом.

Мои соседи.

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. 

Слушать и понимать речь других людей. 

Познакомиться и обсуждать правила   общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

Практическая работа: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ.

Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религиям.

Показывать местонахождение Москвы и Краснодара на карте России.

Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России и Кубани, узнавать его среди гербов других стран.

Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ.

Знакомство с казачьими заповедями. Обсуждение и понимание их содержания.

Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Кубани. Семья- самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Распределение обязанностей в казачьей семье

 Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека

Раздел 2.  Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.

Моя семья. Мои родители. Дедушки и бабушки.

Семейные традиции в казачьей семье.  

 Обязанности детей в казачьей семье

Воспитание мальчиков и девочек.

Семейные праздники. День матери-казачки.

Родословная.

Подвиг семьи  Исследовательский проект.

4ч.

Понимать роль семьи в жизни человека;

что такое генеалогическое дерево?

Знать прошлое семьи, семейные реликвии, семейные традиции, связь поколений;

Уметь оказывать посильную помощь взрослым.

Распределять обязанности

Проявлять заботу о детях, престарелых и больных – долг каждого человека

Формирование здорового образа жизни.  Приобщение молодежи к физической культуре, знакомство с традиционными казачьими играми, борьба со страхами во время атаки, развитие ловкости, скорости, знакомство с казачьим оружием.

Раздел 3. По-казачьи скроен и один в поле воин.

Фланкировка.

Народные казачьи игры.

4ч.

4ч.

4ч.

4ч.

Учиться работать учебной казачьей шашкой, и нагайкой, пикой.

Уметь ориентироваться во время нападения, ловко реагировать при нападении. Уметь контролировать свой страх во время атаки.

Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края.

Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к товарищам.

Рассказывать о своем друге.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Обсуждение и раскрытие содержания двух заповедей: Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Будь примером для всех, по тебе судят обо всем казачестве.

Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества.  Освоение кубанской земли. Охрана и защита границ России.

Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны.

Героические поступки наших земляков мирное время.

Раздел 4.  Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

 Будь примером для всех, по тебе судят обо всем казачестве.

Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества.  

Освоение кубанской земли. Охрана и защита границ России.

Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны. Герои войны –наши земляки.

Героические поступки наших земляков мирное время. Подвиги наших земляков. Создание журнала «Боевые пути земляков».

 Герои ВОВ.

6ч.

7ч.

7ч.

Доносить свою позицию до других людей

 оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.

Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края.

Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своей родного края.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ  в ходе   проектной деятельности.

Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.

Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. Изучение православных традиций в казачьих семьях. Православные храмы.  Правила поведения в храме. Посещение храма.

.

Раздел 5. Держись православия- веры наших предков.

Православная вера- основа казачьей семьи.

Православные традиции казачества.

Храмы. Правила поведения в храме.

Посещение храма.

Православные праздники: Рождество Христово. Пасха. Троица.

6ч.

6ч.

6ч.

6ч.

Формировать уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край.

 Изучать православные традиции в казачьих семьях.

Организация экскурсии в  православные храмы.  

На основе содержания казачьих заповедей дается общее представление о человеческих свойствах и качествах. Человек - член общества. Взаимоотношения с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умение прислушиваться к чужому мнению. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Малая родина».

Раздел 6.  Служи верно России и казачеству.

Страна, где мы живем.

 Россия – страна многонациональная.  

Верность Родине.

Казаки- патриоты своей Родины. Казаки равны в правах.

 

5ч.

5ч.

5ч.

5ч.

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. 

Слушать и понимать речь других людей. 

Познакомиться и обсудить правила   общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

Практическая работа: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ.

Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религиям.

Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России

Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ

Значение труда в жизни человека и общества. Значение труда для казачьей семьи. Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство. Древние и современные ремесла.

Раздел 7. Люби труд и не бездействуй.

Труд кормит, а лень портит.

Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство.

 Занятия людей на Кубани.

Древние и современные ремесла.

Профессии родителей.

5ч.

5ч.

5ч.

5ч.

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия.

Готовить рефераты  о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Материально-техническое обеспечение курса

1.Библиотечный фонд

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием курса)

Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии)

Методические пособия для учителя

2.Печатные пособия

Административная и физическая карты Сахалинской области и Дальнего Востока.

Портреты выдающихся людей Сахалина и Дальнего Востока.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, календари знаменательных дат)

3.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

4.Технические средства обучения

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

5.Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по содержанию курса

Аудиозаписи

6. Инвентарь.

Шашки учебные кадетские.

Нагайки.

Пика учебная.

Мячи, палки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах восточных славян. М., 2000.

2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре., 1993.

3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1-2

7. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.

15. Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточнославянского населения // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

17. Воронин В. В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007.

18. Воронин В. В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Краснодар, 2005. Вып. 2.

20. Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.

21. Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М., 1987.

23. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Краснодар, 2002. Вып. 1

24. Капышкина (Хачашрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по фольклоршыгшо графическим материалам восточнославянского наго ления Кубани) // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.

26. Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб., 2000.

27. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин. Краснодар. 2001.

28. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995.

29. Кукушкин Б. С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000 (В т.ч. народные воспитательные традиции).
30. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар, 1995.

31. Матвеев О.Б., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII - 1917 г.). Краснодар, 2000.

32. Матвеев О.Б., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар, 2007.

33. Мир детства и традиционная культура. М., 1996.

34. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2005.

36. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.

37. Ткач си ко //. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М., 1998.

38. Попова О.С. Традиционная культура и православие (И. А. Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007.

42. Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

43. Фетисова А.Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар, 1999.

45. Чучмай Г.Т. Тайна географических названий., 2000.

51. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.

52. Трёхбратов Б.А. Историко-краеведческий словарь школьника. Краснодар, 2007. Ч. I.

53. Трёхбратов Б.А., Жадан В.А. Историко-краеведческий словарь школьника. Краснодар, 2008. Ч. П.

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения (на первое полугодие)

№ п/п

Тема

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

I четверть

Раздел 1.Служи верно России и казачеству

1.

Страна, где мы живем.

 Россия – страна многонациональная.  

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. 

Слушать и понимать речь других людей. 

Познакомиться и обсудить правила   общения и поведения в школе и следовать им.

2.

Посвящение в казачата.

Причины создания класса казачьей направленности. Сплочение коллектива.

3.

Сахалин - край родимый. Верность Родине.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

4.

Казаки - патриоты своей Родины. Казаки равны в правах.

Знакомство казачьими заповедями. Обсуждение и понимание их содержания.

5.

Игровая программа «Казаки – будущие защитники Отечества

Воспитание уважения к традициям казаков, как защитникам Отечества

6.

Моя улица. Мой дом.

Практическая работа: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ.

Раздел 2.  Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.

7.

 Моя семья. Мои родители. Дедушки и бабушки

Слушать и понимать речь других людей. 

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

8.

Семейные традиции в казачьей семье.  

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

9.

Обязанности детей в казачьей семье.

Слушать и понимать речь других людей. 

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

II четверть

Раздел 2.  Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.

10.

Воспитание мальчиков и девочек.

Слушать и понимать речь других людей. 

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

11.

Семейные праздники. День матери-казачки.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом

12.

Родословная.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Раздел 3. По-казачьи скроен и один в поле воин.

13.

Дружба и товарищество.

Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края.

Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к товарищам.

14.

Мои друзья.

Рассказывать о своем друге.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

15.

Друг познается в беде. 

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

16.

Познавательная программа «Музыкальная шкатулка»

Разучивание походных песен казаков. Сплочение коллектива через хоровое пение.  

III четверть

Раздел 4.  Честь и доброе имя для казака дороже жизни

17.

Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества.  

Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества.

18.

Охрана и защита границ России.

 Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества.

19.

Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны. Герои войны – наши земляки.

Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны.

20.

Героические поступки наших земляков мирное время. Подвиги наших земляков

Героические поступки наших земляков мирное время.

Раздел 5. Держись православия- веры наших предков

21.

22.

Православные традиции казачества.

Храмы. Правила поведения в храме.

Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край.

Православные храмы.  

23.

Посещение храма.

Правила поведения в храме. Посещение храма.

24.

Православные праздники

Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край.

25.

Конкурсная программа «Праздник твоего имени».

Познакомить детей с различными именами и их значениями;

воспитывать уважение к семейным ценностям;

содействовать формированию коллектива класса.

IV четверть

Раздел 6.  Моя родимая сторонка.

26.

Происхождение названия и первые упоминания о родном населенном пункте.

Краеведение.

Территория, изменения границ, природные условия и занятия                   жителей

Исследовательская деятельность

Знаменитые земляки

Народные праздники, традиции, обычаи города и острова.

Памятники культуры и истории.

Раздел 7. Люби труд и не бездействуй.

Труд кормит, а лень портит.

Значение труда в жизни человека и общества. Значение труда для казачьей семьи.

Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство.

Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство.

Древние и современные ремесла.

Древние и современные ремесла.

Профессия родителей.

Исследовательская работа.


Приложение 2

Облик учащегося казачьего класса:

       Помни всегда, что учишься

в казачьем классе.

       Соблюдай форму одежды.

       Закаляй свое тело, дух, волю.

       Всегда смотри людям в глаза.

       Будь честным во всем.

       Помни, что честный велик в малом.

       Не лги, не хвастайся, не груби.

       Будь благодарным (благодарность – первый взнос в уплату долга).

Кодекс чести казака:

       Быть верным любимой России, гордиться ее прошлым, уважать народные, казачьи и христианские обычаи.

       Чтить старших, уважать старость.

       Держать слово – слово казака дорого.

       Быть трудолюбивым.

       Помнить: по тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.

 Правила поведения:

       Сила казака не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

       Старайся меньше о себе говорить.

       Стремись, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы – тверды.

       Поведение должно отличаться корректностью, предупредительностью к окружающим.

       Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других.

       Размышляй неторопливо, но действуй решительно, уступай великодушно, а сопротивляйся стойко.

       Будь добрым к тем, кто от тебя зависит.

       Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.

       Будь верен тому, кто верен тебе.


Приложение 3

Количество детей, посещающих занятия в классе « Мы – казачата»

Участие в мероприятиях различного уровня в 2016-2018 учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе музейной педагогики.

В работе раскрыты основные напрвления духовно-нравственного воспитания школьников в рамках музейной педагогики....

Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:·        познакомить уч...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время увеличился интерес к духовной сфере жизни человека, проблема духовно-нравственного воспитания школьников становится одной из наиболее актуальных. Это получило отражение и в программн...

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»

Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...