Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе
статья по теме

Фролов Александр Викторович

Статья: Межличеостные отношения в спортивном коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы:

Р.И. Сергеев, А.В. Фролов, Е.А. Мартыненко

Статья:

Межличностные отношения в спортивном коллективе.

        В сущности любого спортивного коллектива, как правило, заложено стремление постоянно совершенствовать формы организации и деятельности, для постоянного развития и решения поставленных задач. Занятия спортом – это не только здоровье и физическое развитие человека, но и целый комплекс мер направленных на воспитание и гармоничное развитие личности человека. В спортивном коллективе все его члены должны быть вовлечены в активную работу по решению общих задач и поэтому для успеха нет ничего важнее  здоровой  атмосферы, которая складывается из межличностных отношений всех участников группы в учебно-тренировочном процессе. Не мене важным являются и отношения вовне тренировочного процесса.  Дружба и товарищество возникающая при занятиях спортом, зачастую следует за спортсменами  через всю жизнь и после завершения спортивной карьеры.

       Межличностные  отношения в спортивном коллективе, условно можно разделить на следующие основные  виды;

  1. Ученик и тренер;
  2. Ученик и ученик;
  3. Тренер и тренер (если в работе со спортсменом принимают участие два и более педагога).

      Кроме того есть второстепенные виды отношений за рамками тренировочного процесса, которые также могут влиять на отношения в спортивной группе например: тренер и родители спортсмена, родители и ученик, родители и родители, ученик и люди находящиеся в его окружении и  т.д. Задача тренера максимально снизить влияние этих отношений на учебный процесс. Особенно хотелось бы заострить внимание на особой роли родителей юного спортсмена. Если ребёнок видит заинтересованность папы или мамы в его спортивных стремлениях, тогда и он работает с большей отдачей. Когда родители равнодушны к увлечениям своего чада, тогда и ребёнок, скорее всего, со временем потеряет интерес к спорту. Учитывая то,  что тренер зависим от родителей, для полноценного развития личности юного спортсмена, родители и преподаватель должны работать вместе, словно два весла толкающие ребёнка, как лодочку вперёд против течения. Если родители противопоставляют себя тренеру, не доверяют ему, или проявляют равнодушие, тогда лодочка двигаемая веслом с одной стороны, как правило, будет крутиться на месте.

Ученик и тренер

      Нравственное формирование личности происходит, прежде всего, в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. Взаимоотношения между учеником и тренером – это наиболее важные отношения! В процессе многолетнего учебно-тренировочного процесса между спортсменом и тренером должны сложиться особые доверительные связи, направленные на развитие ученика, как спортсмена и как личности. Зачастую, проводя много времени вместе, ученик и преподаватель становятся родными людьми. Не редко ученики относятся к педагогу как к отцу или матери! Но очень важно чтобы чувства не мешали в совместной работе. Тренер всегда должен разумно и объективно подходить к тренировочному процессу не позволяя эмоциям и чувствам вмешиваться в него. Тренер должен быть прекрасным психологом и находить индивидуальный подход к каждому ученику, постоянно мотивируя его на развитие и самосовершенствование. Роль тренера в этом неоспорима!  Но и ученик обязан дисциплинированно следовать рекомендациям и наставлениям своего тренера. Если спортсмен, сам не знает, чего хочет и идёт по лёгкому пути,  противопоставляет себя тренеру, то любой даже самый опытный педагог бессилен. Ученик должен беспрекословно выполнять требования и задания  преподавателя не ссылаясь на причины для их не выполнения, а находя возможности для их реализации, даже если на первый взгляд эти задачи кажутся не выполнимыми. Спортсмен и тренер должны стать единым целым! И только в этом случае их будет ждать успех!

Ученик и ученик

          Дети, пришедшие заниматься спортом, вступают в социальную структуру, которая сильно отличается от общества их ровесников, особенно тех, кто выбрал бесцельное сидение на скамейке и времяпровождение на улице. Вовлекаясь в спортивную деятельность, юный спортсмен учится быть ответственным дисциплинированным, целеустремлённым и т.д. Его личность формируется в спортивном коллективе, и важной задачей тренера становится создание необходимых условий, чтобы микроклимат в группе положительно влиял на межличностные отношения занимающихся, минуя агрессию, обман и победу любой ценой. Дружба и товарищество помогает ребятам формировать, воздействовать и воспитывать друг друга внутри коллектива. Многие поколения спортсменов тесно общаются и дружат спустя годы, давно завершив спортивную карьеру. Очень важно, когда более опытные ученики, проявляя свои лидерские качества, стараются оказывать помощь тренеру с его согласия и берут некоторые обязанности на себя, например шефство, над новенькими, помогая им безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Таким образом, наставничество это важное звено в личных отношениях внутри спортивного коллектива. Взаимоотношения в коллективе учеников друг с другом очень важная составляющая для развития и решения задач, поставленных преподавателем.  В процессе существования той или иной школы внутри коллектива формируются опредёлённые традиции, исходя из которых, в том числе и складываются отношения внутри группы. Как  правило, традиции формируются в течение многих лет, с подачи педагога или преподавательского состава, постепенно становясь неотъемлемой частью жизни коллектива. В течение многолетней работы преемственность в следовании определенных традиций и законов оказывает тренеру помощь в организации учебного процесса, также помогая ученикам в межличностных отношениях, устранению конфликтных ситуаций, благодаря следованию сложившихся правил и догм, приемлемых в данном коллективе. Каждый тренер должен создать такую атмосферу в коллективе, в которой будет царить уважение друг к другу. Ребята должны стремиться попасть в такой коллектив желая менять себя, остаться в нём. Прекрасно, когда среди спортсменов в одной группе действуют принципы: «Один за всех и все за одного!», «Мы команда!» Во многом это зависит от преподавателя! Тренер не должен терять контроль над  отношениями учеников в своём коллективе, и быть готовым немедленно пресекать нездоровые тенденции и конфликтные ситуации.

          Здоровая конкуренция, сопереживание, взаимовыручка, чувство локтя товарища, чувство единой команды – это, то не многое, что должно стать нормой в здоровом спортивном коллективе.

Тренер и тренер

          Когда в коллективе работает не один, а два и более тренера, должна складываться особая атмосфера сотрудничества, и понимания в постановке целей и задач в  построении учебно-тренировочного процесса. Устремленья и деятельность тренеров должны работать в одном направлении, как единый чёткий механизм. Преподаватели не должны противопоставлять себя друг другу, «тянуть одеяло на себя!» Лишь постоянная взаимозаменяемость,  компромисс при конфликтных ситуациях, уважение друг друга смогут оказать положительное влияние на формирование учебного процесса и прогресс спортсменов. Отношения педагогов внутри спортивного коллектива должны быть примером для отношений учеников между собой. Поэтому важно чтобы преподавательский состав формировался среди единомышленников, людей, которые ради любимого дела готовы идти на компромисс с другими преподавателями, отбрасывая прочь свои амбиции для пользы общего дела.

           Сплочённость в спортивном коллективе достигается наличием единой цели –стремление к победе. Спортсмены проводят много времени вместе друг с другом и преподавателем,  поэтому система отношений в коллективе должна приносить чувство удовлетворения.

          Чемпионы могут вырасти только в здоровом коллективе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"

Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...

Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия

Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень про...

Обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе

Сценарий мастер-класса, проведенного мной с классными руководителями нашего района. Мастер-класс разработан с использованием интерактивных технологий. Каждый из участников, побывав в роли ученика, мож...

Особенности межличностных отношений в спортивном коллективе.

Анализ особенностей межличностных отношений в спортивном коллективе...

Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе.

Межличностные отношения в спортивном коллективе...

«Формирование межличностных отношений в детском коллективе» (обобщение опыта работы)

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи наблюдается в последнее время (жестокость, повышенная...