Обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе
план-конспект на тему

Сценарий мастер-класса, проведенного мной с классными руководителями нашего района. Мастер-класс разработан с использованием интерактивных технологий. Каждый из участников, побывав в роли ученика, может самостаятельно использовать данный материал для работы с детским коллективом (классные часы, внеурочная дестельность, воспитательная работа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_klassnyh_rukovoditeley.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение позитивных межличностных отношений

в детском коллективе.

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Я использую это понятие и расширяю его. Не просто вести взаимную беседу, но и включать детей полностью в процесс воспитательной работы.

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  • Творческие задания
  • Работа в малых группах
  • Работа в парах
  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
  • Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»)
  • Кейс-метод
  • Презентации
  • Игра как интерактивный метод обучения

Клаус Фопель: "Предлагая детям Вашего класса интерактивные игры, Вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.

Поначалу предлагайте игры сами. Чем больше дети будут с Вами играть, тем чаще они будут просить Вас провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: "Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры" и т. п.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов.

работа в трех ступенях:

Решить спорные ситуации.

Научить сотрудничать

Сформировать команду

Упражнение «Как и у меня…»

Напишите 2-3 имени одноклассников, у которых  такие же, как и у меня:

Цвет глаз

Цвет волос

Интересы

Любимое животное

 Отношение к другу

Отношение к учебе

1 часть. Процедура проведения. Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), на пример, говорит:

Поменяйтесь местами те, кто:

кто любит мороженое;

кто любит красный цвет;

кто любит танцевать;

у кого есть дома собака (кошка);

кто любит петь;

кто любит ходить в кино;

любит болтать по телефону.

2 часть. Процедура проведения. Все сидят по кругу. Упражнение выполняется молча Ведущий (без стула, в центре круга), на пример, говорит:

Объединитесь в группы те, у кого:

одинаковый номер после того как рассчитались на раз-два-три-четыре;

одинаковый цвет глаз;

выстроиться по алфавиту первой буквы имени

одинаково не хотели вставать, либо наоборот – это две группы;

одинаковый цвет одежды.

Аквариум

Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

Преимущества метода

Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.

Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.

Стимулирует участников к практической работе.

рассчитаться на 1-2.

Образовать 2 круга.

в кругу разыгрывают спорную ситуацию.

внешний круг обсуждает её со стороны.

Цели: Детям очень нравится эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы. В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом, что делают игру еще более увлекательной.

6. Упражнение «… зато ты»

Время:  12 мин.

Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников (приложение 1), столько же ручек, можно разноцветных.

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

Предварительно разбиваются на группы по 5-6 человек. Можно это сделать по счету, а можно по номерам выданных листов (приложение 1).

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Сладкая проблема.

Цели: В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В тоже время эта игра — хороший повод поговорить о справедливости.

Материалы: Каждому ребенку надо иметь по одному печенью; каждой паре детей — по одной салфетке.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте...

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера...

Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту "стратегию справедливости". Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым..

Пчелы и змеи.

Материалы: Губка и карандаш.

Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля.

А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжжжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.

Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.

— Твоя группа хорошо помогала королю?

— Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?

— Как пчелы взаимодействовали друг с другом?

— Как змеи взаимодействовали друг с другом?

— Как ты чувствовал себя в роли короля?

Игра «Путь спасения»

В классной комнате протягивается на полу веревка. длинной 4-5 метров. Задание.

У 1 команды нет еды, у второй нет воды, можно перебраться по мостику, но только одновременно вдвоем.

Показывает скрытые конфликты, выявляет все внутрикомандные отношения.

упражнение «По секрету»

Задание:

написать про 1 человека в классе 20 слов-описаний  положительного характера. Остальным участникам – угадать о ком речь.

рефлексия.

Подгруппа 1.

Дружный класс - это …

Что мешает нашему классу быть дружным?

Кто мешает нашему классу быть дружным? (без фамилий)

Что(кто) поможет нашему классу стать дружнее?

Подгруппа 2.

Дружный класс - это …

Чем наш класс может гордиться?

Кем наш класс может гордиться?

Что(кто) поможет нашему классу стать дружнее?