Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия
статья по теме

Мансурова Елена Александровна

Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель. Каждый член груп­пы обладает определенным местом в системе отно­шений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕ­СКИМ СТАТУСОМ. Статус любого человека в кол­лективе имеет свои специфические параметры, одна­ко все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитае­мые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолиро­ванные».   «Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дру­жить, входить в круг общения этих учеников.

Пред­почитаемые — такие члены класса, которые облада­ют достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками.

Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.

И, нако­нец, изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассника­ми, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Для оценки положения ребенка в классе, как правило, вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если ученик обладает статусом «звезды» или предпочита­емого в классе, то можно быть уверенным, что осо­бых проблем с одноклассниками у него нет. В слу­чае, если ребенок отвергается сверстниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в обще­нии, переживает конфликты с товарищами, что не­избежно сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-разному пе­реживаться ребенком, однако мы можем с высокой долей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у этого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ps.02.12.13._mezhlichnostnye_otnosheniya.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мансурова Елена Александровна

Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия

Слайд 1.

Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель.

Слайд 2.

Диагностика межличностных отношений в классе – это общая  социально-психологическая характеристика класса как целого, а также анализ положения каждого ребенка в системе отношений в классе.

Принято выделять две основные структуры отношений в коллективе:

ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную). Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Так, например, в коллективе учителей формальной структурой будет то штатное расписание, которое существует в школе. Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности, которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел.

Неформальная структура — это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив.

Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в приблизительно равной степени значимы, то в детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль.

Слайд 3.

Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитаемые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолированные».         «Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников.

Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками.

Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.

И, наконец, изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Для оценки положения ребенка в классе, как правило, вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если ученик обладает статусом «звезды» или предпочитаемого в классе, то можно быть уверенным, что особых проблем с одноклассниками у него нет. В случае, если ребенок отвергается сверстниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в общении, переживает конфликты с товарищами, что неизбежно сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-разному переживаться ребенком, однако мы можем с высокой долей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у этого ученика.

Слайд 4.

Для определения статусной структуры школьного класса часто используют СОЦИОМЕТРИЧЕСКУЮ МЕТОДИКУ. Есть много разнообразных пособий по социометрии, где можно познакомиться с подробностями ее проведения и обработки результатов.

Что собой представляет социометрическая методика? Это один или несколько вопросов, в которых ребенка прямо спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Ответом на этот вопрос являются фамилии одноклассников. Например: «Напиши, пожалуйста, с кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?» или «С кем из одноклассников ты пошел бы в трудный поход?».

Слайд 5.

Очень важно при формулировке вопросов учитывать реальные интересы ребят и правильно прогнозировать, почему они будут выбирать для определенного вида деятельности тех или иных партнеров. Эти вопросы в социальной психологии называются СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМИ КРИТЕРИЯМИ, или критериями социометрического выбора. Они должны быть значимыми для ребят, чтобы их взаимные оценки были не случайны, а имели под собой некоторое содержание.

1) вопрос должен быть конкретным, общепонятным;

2) вопрос не должен содержать слов с двойным значением;

3) вопрос должен указывать место, время и контекст, который необходимо учитывать при ответе;

4) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос.

Слайд 6.

Варианты социометрических критериев:

1. Ролевой критерий. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы включили в состав группы для выполнения ответственного задания?

2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Вашему мнению, может быть старостой?

3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, если она будет переформирована?

4. Эмоциональный критерий. К кому из членов группы Вы бы обратились в трудную минуту?

5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести каникулы?

Слайд 7. Социометрическая карточка.

Слайд 8.

Специального внимания требует вопрос о позиции лидера школьного класса. Понятия «ЛИДЕР» и «ЗВЕЗДА»  довольно часто смешивают между собой.

«Звезда» — это такой член класса, который является наиболее привлекательным для всех одноклассников. Часто это внешне симпатичные, веселые дети, легко вступающие в контакт с другими людьми, и общение с которыми почти всем приносит радость и удовольствие. Т. е. «звезда» относится к эмоциональной сфере отношений, сфере симпатий и антипатий между ребятами.

Феномен лидерства более сложный и глубокий. Если «звезды» общения возникают почти сразу после образования класса, лидер выдвигается значительно позже и представляет собой результат групповой динамики, накопления опыта совместных дел и опыта отношений.

Трудно представить себе класс, в котором бы не было ярких ребят, общение с которыми желанно для всех одноклассников, однако довольно много классов, в которых отсутствуют лидеры. Итак, что же такое лидер?

Социально-психологический лидер — это такой член группы, который обладает наиболее сильным влиянием на одноклассников, является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этого коллектива. «Звезду» в классе очень легко вычислить, при первом знакомстве с классом почти сразу же выделяются ребята, к которым тянется большинство. Однако они совсем не обязательно обладают значительным влиянием, чаще это совсем не так. Увидеть же, кто определяет решения в классе, бывает непросто. При внешнем наблюдении взрослые часто ошибаются при оценке влиятельности ребят в среде сверстников. Главная причина этих ошибок состоит в том, что педагоги (или другие взрослые) часто подменяют мнение ребят своим собственным, а критерии оценки у одноклассников и их учителей, как правило, сильно расходятся.

Слайд 9.

 Существует процедура, близкая социометрической, для определения лидера класса. Это вопросы, направленные на ранжирование одноклассников по критериям их вклада в те или иные виды совместной деятельности. В отличие от социометрических вопросов, в которых отвечающий оценивает степень своей собственной симпатии или антипатии, при ранжировании каждый член класса оценивает, кто из одноклассников является наиболее влиятельным в той или иной ситуации.

Наличие лидера в классе может существенно облегчить учителю взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его. Если воздействие педагога и влияние лидера однонаправлены, то результат будет благоприятным. С другой стороны, если учитель идет против лидера, пытается дискредитировать его или же конкурировать с ним, то положение резко усложнится. В последнем случае педагог столкнется не с одним или другим учеником, а с классом как единым целым, у ребят возникнет ощущение посягательства на их класс, на ценности, которые имеют для них важное значение (в противном случае лидера в классе просто бы не было).

Слайд 10.

Перейдем от проблемы индивидуального статуса ребенка в группе к описанию социально-психологической структуры группы в целом. Естественно, что видов структур также может быть великое множество. Рассмотрим основные примеры неблагополучных взаимоотношений в классе.

Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей, работающих с ними.

Второй вариант — складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всему остальному классу. Если же отношения нейтральны и носят скорее позитивный характер, то есть высокая вероятность, что действительно речь идет о начальном этапе развития класса как психологической общности, об общих закономерностях которого мы будем говорить ниже.

Третий тип возможной структуры школьного класса — наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Такая ситуация в классе является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематично. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе.

Приведенные примеры структур отношений в классе не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым является учитель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики отношений в классе.

Слайд 11. Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса


Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Подростковый возраст характеризуется тем, что ведущую позицию во взаимоотношениях с окружающими занимает сверстник. Коллектив ровесников становится центром внутреннего мира, интересов подростка. По сравнению с младшей школой подростковые коллективы значительно лучше структурированы, сложившаяся система отношений более устойчива и постоянна. Подростку бывает очень трудно изменить мнение одноклассников о себе, даже если оно ошибочно.

В юношеском возрасте коллектив сверстников сохраняет такое же важное место в жизни ребят, как и у подростков. Однако характер зависимости от коллектива меняется, меняются и требования юношей к тем группам, членами которых они являются. Если для подростка главное — быть включенным в коллективные отношения, то для старшеклассников важно не только быть принятым сверстниками, но и иметь в группе определенный статус. Кроме того, у старшеклассников возникает критичность по отношению к самим группам. Часто именно в этот период школьный класс перестает быть референтным (значимым) для ребят, они начинают искать другие группы, в большей степени удовлетворяющие их представлениям о справедливости, об отношениях между людьми и т. д.

Что касается характера структуры отношений в юношеских группах, то она значительно дифференцированное и устойчивее, нежели у младших ребят. Резче становится разница в положении «звезд» и отвергаемых или изолированных членов группы.

Слайд 12. Диагностика.

1. Ориентационная анкета Басса. Анкета позволяет выявить направленность личности по трем важным критериям: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело.

1) Направленность на себя — ориентация на прямое вознаграждение и  удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность.

2) Направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3) Направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Работа методики: Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.

Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

2. Опросник Лири позволяет выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке по 8 базисным качествам. С помощью этого опросника можно определить, как и в чем нарушаются отношения в коллективе или в семье, и затем использовать полученные результаты для психологической коррекции.

Опросник включает 128 утверждений (характерологических свойств), которые группируются в 8 "типов отношений", связанных с различными личностными чертами.

Типы отношения к окружающим:

I. Авторитарный

1) Экстремальная форма — автократическое, диктаторское и педантичное поведение, маниакальные проявления. Вызывает поведение следующих типов: поддающаяся пассивность; восхищенная благодарность.

2) Адаптивная форма — энергичное компетентное поведение и авторитет, основанный на способностях человека.

II. Эгоистичный

1) Экстремальная форма — эгоистическое поведение, эгоцентризм, эксгибиционизм, возвышение себя над остальными. Вызывает поведение следующих типов: упрямая подозрительность, скромная робость, поддающаяся пассивность, восхищенная благодарность.

2) Адаптивная форма — проявление независимости и веры в свои силы.

III. Агрессивный

1) Экстремальная форма — ригидно твердое, бесчувственное поведение без учета ситуации, типичное преимущество для психопатов. Вызывает поведение типа: общепризнанная успешность, упрямая подозрительность, скромная робость.

2) Адаптивная форма — приемлемые проявления жестокости, резкости, когда они учитывают ситуацию.

IV. Подозрительный

1) Экстремальная форма — подозрительное, критическое поведение, отказ от социальных норм, чувство разочарования, отчуждения. Вызывает поведение типа: самоуверенная независимость, самоутверждение как соперничество, неласковая строгость.

2) Адаптивная форма — приемлемый критический подход к социальным отношениям.

V. Подчиняемый

1) Экстремальная форма — пассивное самоуничижение, слабость, без учета данной ситуации. Вызывает поведение типа: самоуверенная независимость, самоутверждение как соперничество, неласковая строгость, бесцеремонная критичность.

2) Адаптивная форма — проявляется скромность, робость, эмоциональная сдержанность, способность подчиняться.

VI. Зависимый

1) Экстремальная форма — полная зависимость, отсутствуют проявления независимости, враждебности и власти, поведение боязливое и беспомощное. Вызывает поведение: навязчивая доминантность, общепризнанная успешность, слишком большая деликатность, альтруистическая ответственность.

2) Адаптивная форма — доверие и восхищение, адекватное данной ситуации.

VII. Дружелюбный

1) Экстремальная форма — стереотипно приятное, любовное поведение без учета данной ситуации — стремление удовлетворить требования других быть положительным и поддерживать положительные отношения. Вызывает поведение типа: дружеская любовность, слишком большая деликатность.

2) Адаптивная форма — экстравертированное дружеское поведение, желание сотрудничать, склонность к конформизму, предпочтение хороших социальных отношений.

VIII. Альтруистический

1) Экстремальная форма — ригидное повторение типичных форм поведения без учета ситуации, слишком большая активность по отношению к другим, неадекватное стремление брать на себя ответственность за других. Вызывает поведение типа: тревожное доверие, доверчивая кооперативность.

2) Адаптивная форма — ответственное, деликатное поведение, выбирает дружеский способ общения, помогает другим, завязывает эмоциональные контакты. Это положительный социальный тип личности.

Оценка

Максимальная оценка по каждой шкале — 16 баллов, но она разделена на 4 степени выраженности отношения:

-0-4 балла — низкая (адаптивное поведение);

-5-8 баллов — умеренная (адаптивное поведение);

-12 баллов — высокая (экстремальное поведение);

-13-16 баллов — экстремальная (до патологии).

Полученные баллы переносятся на дискограмму. Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

-Доминирование = (I — V) + 0,7 * (VIII + II — IV — VI);

-Дружелюбие = (VII — III) + 0,7 * (VIII — II — IV + VI).

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различия в самооценке, идеальном "я", оценке близких людей.

Слайд 13.

3. Тест Томаса. Психология межличностных конфликтов. Опросник предназначен для изучения поведения школьников юношеского возраста и взрослых. Позволяет выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения индивида в ситуации конфликта, а также определить тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. В конфликтной ситуации, согласно Томасу, выделяют два основных стиля поведения:

1) Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте.

2) Напористость, когда, прежде всего, защищаются свои интересы.

Способы реагирования в конфликте:

1) Соревнование (соперничество) — неэффективный, однако часто применяемый стиль поведения в конфликтах, это выражается в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других.

2) Приспособление — пренебрежение собственными интересами ради других.

3) Компромисс — соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок.

4) Избегание — уклонение, как от кооперации, так и пренебрежение собственными интересами.

5) Сотрудничество — альтернативное решение конфликта, которое полностью удовлетворяет интересы конфликтующих сторон.

Работа теста:  Опросник включает 30 пар утверждений, и в каждой паре испытуемый отмечает те, которые ближе его стилю поведения. Оценки суммируются по каждому из факторов и сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Полученные результаты показывают возможности человека к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Согласно К. Томасу:

-в случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха;

-в случаях соперничества, приспособления и компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс;

-только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Слайд 14.

Зная структуру личных взаимоотношений, педагог может учитывать ее и при необходимости перестраивать. Межличностные отношения являются основой интегральной педагогики, так как они формируют отношения ребенка к миру, его мировоззрение, определяют его позицию.


Литература

1. Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:1998 год.

2. Петровский А.В. личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат, 1982

3. Шмелев А.Г.Основы психодиагностики – М.; Феникс,1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"

Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...

Обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе

Сценарий мастер-класса, проведенного мной с классными руководителями нашего района. Мастер-класс разработан с использованием интерактивных технологий. Каждый из участников, побывав в роли ученика, мож...

Особенности межличностных отношений в спортивном коллективе.

Анализ особенностей межличностных отношений в спортивном коллективе...

Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе.

Межличностные отношения в спортивном коллективе...

Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе

Статья: Межличеостные отношения в спортивном коллективе...

«Формирование межличностных отношений в детском коллективе» (обобщение опыта работы)

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи наблюдается в последнее время (жестокость, повышенная...