ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА» В 1-М КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ТЕМЕ: «МАТ КОНЕМ В ОДИН ХОД»
статья по теме

 СТАТЬЯ В ЖУРНАЛЕ " УЧИТЕЛЬ", N 2, 2018.  ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА» В 1-М КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ТЕМЕ: «МАТ КОНЕМ В ОДИН ХОД»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_uchitel_l._alvarov_shahmatnaya_azbuka_publ.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алваров Лев Рубенович,

педагог-организатор высшей квалификационной категори МБОУ «Школа № 3 им. И.А. Флерова» г.о. Балашиха, Московская область

Alvarov Lev Rubenovich

educationalist-organizer of higher qualification grade of Municipal Budgetary Education Institution “Flyorov School No. 3”, urban district Balashikha.

Off-hour activity “Checkmate by knight in one move” in the frame of the course “Chess ABC” in the 1st form in accordance with the requirements of Federal State Educational Standard

ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА» В 1-М КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ТЕМЕ: «МАТ КОНЕМ В ОДИН ХОД»

Объем внеурочного времени на тему - 2 часа.

Место внеурочного занятия  в теме – 1-е занятие по теме: «Мат конем в один ход».

        Тип урока: комбинированный.

        Цель урока: научить ставить мат конем.

Задачи

  1. Обучающие: научить определять среди фигур в шахматной позиции ту, которая ставит (объявляет) мат королю противника. Закрепить полученные знания посредством практических  и индивидуальных заданий. Учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать, отработать мат конем,
  2. Развивающие: развивать навыки грамотной шахматной речи,  самостоятельной работы обучающихся и работы в парах. Продолжать развитие навыков работы с дидактическим материалом и шахматной доской. Способствовать увеличению скорости снятия фигурок в начальной позиции и правильности их последующей расстановки.

3)  Воспитательные: прививать интерес к занятию и шахматам в целом;

     воспитывать умения грамотно высказывать и отстаивать правильность своего

     решения; формировать коммуникативную и социальную компетентности

     обучающихся; содействовать поднятию эмоционального настроя; формировать

     гражданскую позицию в рамках патриотического воспитания.

Воспитывать  усидчивость, настойчивость и упорство, силу воли, внимание, умения преодолевать трудности. Способствовать развитию навыков культурного поведения, умению с достоинством себя держать, уважать соперника.

Планируемые результаты

  1. Личностные: развитие умения ясно, точно и «по – шахматному» грамотно выражать свои мысли; формирование самооценки на основе результата деятельности, эмпатии как понимания чувств одноклассников и сопереживание им, приобретение навыков сотрудничества, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование положительного отношения к школе.
  2. Предметные: освоение  постановки мата с проверкой невозможности отхода короля, взятия фигуры, поставившей мат, или закрытия.
  3. Метапредметные коммуникативные: проявление активности во взаимодействии при игре в команде и в парах, формирование собственного мнения и позиции, умения задавать вопросы, слушать преподавателя и своих одноклассников, правильно формулировать свои высказывания, адекватно оценивать свое поведение и осуществлять контроль за своим состоянием как при выигрыше, так и при отрицательном завершении партии; формирование умения оказывать сотрудничество и взаимопомощь.

Способы контроля за результатами: контроль осуществляется через само- и взаимоконтроль учеников и учителя.

Основные виды деятельности обучающихся на занятии: работа в паре, работа в группе, самостоятельная работа.

Основной уровень активности: воспроизводящая, интегрирующая  и эмоциональная активность.

Основные методы и технологии, используемые на занятии: эвристическая беседа, сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения, приемы частично-поискового метода, групповая, парная и индивидуальная работа.

Ресурсы урока: школьная доска, компьютер, экран, проектор; демонстрационная настенная шахматная доска с магнитными фигурками;  комплекты шахматных фигурок с досками;  дидактический материал;  вырезанные из блестящего материала шахматные фигурки для рефлексии.

Литература, используемая учителем: Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам: [дошкольный шахматный учебник] / А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк. – М. : «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2009. – 144с.

Технологическая карта внеурочного занятия

ЭТАП I. Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока

Деятельность учителя: приветствие, проверка готовности к занятию, команда на исполнение шахматного гимна (Гимн «Пешки - крепкие орешки» Муз. Г.А.Струве, сл. В. Крючкова), организация внимания детей. Слайд №1: «Кто из чемпионов мира по шахматам всегда давал фору коня? Фото Р.Д. Фишера». Слайд №2: «Шахматные диаграммы:  два короля и два коня разного цвета (есть ли здесь мат?)».

Деятельность обучающихся (осуществляется через действие): обучающиеся формулируют цель и определяют задачи урока, исполняют три куплета шахматного гимна.

УУД (название, вид). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности, формирование навыков совместного исполнения гимна. Личностные: мотивация учения.

ЭТАП II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Деятельность учителя: организация работы детей в парах за шахматными досками и объявления конкурса на снятие фигур «на скорость», актуализация опорных знаний: как ходит конь, что такое  шах и мат, в чем их отличие.

Деятельность обучающихся (осуществляется через действие): дети на скорость снимают фигуры начальной позиции с шахматных досок и выбегают к учительскому столу с громким объявлением своего номера в проводимом соревновании, участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

УУД. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация своей учебной деятельности.

ЭТАП III. Постановка учебной задачи и практическое ее разрешение

Деятельность учителя: объявление конкурса на постановку мата конем, раскладывание на демонстрационной доске позиций для постановки мата, организация работы детей в парах.

Задание №1. Простейшая постановка мата.

Задание №2. Постановка мата с применением приема на связку.

Задание №3. Постановка мата под боем коня черной пешкой в нижней части шахматной доски.

Деятельность обучающихся: выполняют задания на шахматных досках в парах. Первые, поставившие мат на своей шахматной доске, выходят к демонстрационной учительской доске для непосредственного показа.

УУД. Личностные: самоопределение. Регулятивные: формирование умений ставить личные цели своей деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты. Коммуникативные: умение вступать в диалог.

ЭТАП IV. Реализация моделирования учебной ситуации через непосредственную игру в шахматы

Деятельность учителя: организация игры в парах.

Задание. Довести игру в шахматы до логического конца: мат или ничья.

Деятельность обучающихся: выполняют задание на шахматных досках.

УУД. Личностные: самоопределение. Регулятивные: формирование умений ставить личные цели своей деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты, контроль полученного результата. Коммуникативные: умение вступать в диалог, слушать и понимать речь других.

ЭТАП V. Смена деятельности

Деятельность учителя: снять эмоциональную нагрузку через организацию конкурса на складывание фигурок назад в шахматные доски.

Деятельность обучающихся: дети на скорость складывают фигуры в шахматные доски-коробки, закрывают их и выбегают к учительскому столу с громким объявлением своего номера в соревновании.

ЭТАП VI. Рефлексия учебной  деятельности

Деятельность учителя: отмечает лучших, подводит итоги работы пар и класса в целом. Раздает цветные фигурки с вопросами на них: 1) Какая на занятии была тема?       2) Что ты дома расскажешь о сегодняшнем занятии? 3) Что тебе больше всего понравилось на занятии? 4) Чему ты сегодня научился  на занятии? 5) Доволен ли ты своим результатом на занятии?

Деятельность обучающихся. Обучающиеся подводят итоги занятия, отвечают на вопросы.

УУД. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на занятии.

ЭТАП VII. Сообщение  домашнего задания

        Деятельность учителя. Ставит задачу решения шахматных диаграмм на постановку мата в один ход.

        Деятельность обучающихся. Обучающиеся воспринимают на слух домашнее задание.