Главные вкладки

    Современные технологии дополнительного образования
    статья по теме

    Крицкая Ольга Вячеславовна

    обзор наиболее респространненных технологий дополнительного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovremennye_tehnologii_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx31.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    (обзор наиболее широко используемых технологий)

    Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Массовая школа в большинстве своем использует информационные, обучающие технологии с опорой на интеллект.

    По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей и само содержание дополнительного образования имеют развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.

    В настоящее время, в условиях обновления образования, в контексте новых концептуальных подходов в образовании педагоги учреждений дополнительного образования детей все шире  начинают использовать новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Знакомство с этими технологиями,   их изучение становится хорошим подспорьем в работе педагогов дополнительного образования, порой становится условием их результативной деятельности.  

    Большой интерес представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

    Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
    Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

    Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ребенку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

    В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. «Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.

    В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:

    · комплектование учебных групп однородного состава;

    · внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;

    · профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

    Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

    Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:

    1) Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

    2) Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»). Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

    3) Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам.

    4) Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

    Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Эта практика широко распространена в системе дополнительного образования детей: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу («взять» столько, сколько он может).

    Весьма важной задачей технологии дифференцированного обучения по интересам является определение специальных интересов, наклонностей, способностей детей. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

    Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.

    Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

    В учреждении дополнительного образования может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

    1) Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

    2) Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

     3)Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

     4) Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

    Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Эта технология широко применяется при работе с одаренными детьми и с детьми с ОВЗ.

    Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

    Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

    Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
    Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить
    уровни коллективной деятельности в группе:

    · одновременная работа со всей группой;

    · работа в парах;

    · групповая работа на принципах дифференциации.

    Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

    Технология коллективного взаимообучения - обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Обучение есть общение обучающих и обучаемых. По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).

    Технология группового обучения с учетом учебных стилей каждого ученика (Б.Л.Ливер) - одна из относительно новых технологий, методическим ядром которой является утверждение, что для успешного обучения детей всего класса или группы надо учитывать: стиль обучения каждого ребенка; стиль работы педагога; стилевую ориентацию учебных материалов. Все дети могут осваивать успешно учебный материал, но дети с разными учебными стилями отличаются характером восприятия информации, типом общения с друзьями и педагогами, а также другими личностными параметрами. Педагогу важно знать:

    - кто из детей относится к типу экстравертов, а кто - интровертов;

    - к каким типам восприятия информации относится тот или иной ребенок (визуальной, аудиальной, кинестетической);

    - какой стиль деятельности у ребенка (импульсивный, рефлексивный, механический, сенсорный).

    Для организации изучения детей необходимо привлечь педагога-психолога. Изучив личностные свойства и предпочтения каждого ребенка, педагог имеет возможность создать карту стилей группы, из которой будет видно, какие дети преобладают в ней. Стратегию преподавания педагог определяет в соответствии со своим собственным стилем работы и ориентацией на конкретных детей.

    Проектирование данной технологии состоит в следующем:

    • объяснение нового материала;

    • индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач);

    • самостоятельная работа детей, которая предполагает общение;

    • включенный контроль, взаимоконтроль.

    Эту технологию целесообразно применять на этапе закрепления изученного материала. Для этого группу необходимо разделить на подгруппы по 3-4 человека, среди них выбрать ответственного. Из наиболее успешных детей назначить 2-х ассистентов педагога. Каждой подгруппе выдать свой вариант задания, который они должны выполнить и составить контрольные вопросы. В это время ассистенты должны консультировать подгруппы. После такой работы каждый ребенок готов учить любого выполнению своего задания, а все остальные - учат его. Техника работы заключается в том, что ребенок из одной подгруппы выбирает себе партнера из другой, и они начинают взаимно обучать друг друга. Затем пары меняются таким образом, что в течение занятия каждый ученик успевает поработать с партнерами всех подгрупп.

    Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут); таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается.

    Следующая разновидность групповой технологии - работа в разновозрастных группах. В системе дополнительного образования детей широкое распространение получили разновозрастные детские коллективы (группы), объединяющие старших и младших общим делом. Младшие получают разнообразные сведения от старших, усваивают практические навыки; старшие заботятся о младших, отвечают за воспитание у них определенных качеств и развитие конкретных навыков и умений.

    Учитывая способности детей, педагог дает им такие задания, чтобы каждый мог выступить в роли организатора интересного дела, праздника. На каждом занятии отводится время для совместной деятельности. Такой подход способствует более быстрому формированию и развитию у детей творческих способностей, разнообразных умений и навыков, обеспечивает стабильность детского коллектива. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость.

    Технология адаптивной системы обучения предложена А.С. Границкой, центральное место в ней занимает работа в парах сменного состава, которая рассматривается ею, как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии.

    Проектирование технологии состоит в следующем:
    · объяснение нового материала;

    · индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач);

    · самостоятельная работа детей, которая предполагает общение;

    · включенный контроль, взаимоконтроль.

    Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов). В основе технологии лежат организационные принципы:

    · социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

    · сотрудничество детей и взрослых;

    · романтизм и творчество.

    Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

    Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
    Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

    Возрастные этапы технологии творчества:
    Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.
    Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.
    Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.

    Черты технологии творчества:
    · свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
    · педагогика сотрудничества, сотворчества;
    · применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
    · стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

    Технологическая цепочка группового творческого дела выглядит следующим образом:

    • подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу - чтобы дети не потеряли интерес);

    • психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, приветствие и др.);

    • коллективное планирование, которое можно построить в форме «мозгового штурма»: коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы, для кого, где и когда, как организовать, кто участвует, кто руководит (по 2-3 мин. на вопрос); затем заслушивается вариант ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта;

    • коллективная подготовка дела (выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана);

    • осуществление разработанного плана;

    • завершение, подведение итогов (сбор, «огонек», круглый стол, ответы на вопросы: что удалось, что не получилось, почему, как улучшить?);

    • анализ последствий коллективного дела.

    Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

    1. Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.
    2. Обучающий ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
    3. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

    Принципы проблемного обучения:

    -самостоятельность обучающихся;

    -развивающий характер обучения;

    -интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

    -использование дидактических алгоритмизированных задач.

    Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

    - педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

    - излагает различные точки зрения на вопрос;

    - предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

    - побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

    - ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

    Технология исследовательского (проблемного) обучения часто применяется в дополнительном образовании, когда детям предлагается выбирать альтернативные решения и находить подтверждение им на практике. В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе активного освоения мира. Характерной чертой дидактических поисков в этом направлении является учебная дискуссия, вовлечение детей в которую связано с формированием коммуникативной культуры. С этой целью в дополнительном образовании применяется специальная коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Участники обучения – педагог – ребенок. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии. Технология коммуникативного обучения разработана болгарским ученым Г. Лозановым и породила много практических вариантов. Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу. У него формируется умение высказывать свое мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, уметь «докапываться» до истины, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.   К таким занятиям обучающиеся могут заранее готовиться, читать дополнительную литературу, обдумывать свою точку зрения, готовиться к ее защите. Возможен и проект организации учебного процесса, в котором дискуссия разворачивается без предварительной подготовки учеников.   Но педагог заранее должен спроектировать способы вовлечения учащихся в общий разговор, продумать контраргументы для тезиса и антитезиса, знать желаемый результат обсуждения.

    Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Игровые технологии как социально-психологический феномен являются своеобразной техникой освоения культуры человечества.   Современная педагогика также признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения.

    Различают следующие классификации педагогических игр:

    - по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

    - по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

    - по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

    - по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

    Основные принципы игровых технологий:

    -природо – и культуросообразность;

    -умение моделировать, драматизировать;

    -свобода деятельности;

    -эмоциональная приподнятость;

    -равноправие.

    Цели игровых технологий обширны:

    - дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

    - воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

    - развивающие: развитие качеств и структур личности;

    - социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогические возможности современной системы дополнительного образования

    Система дополнительного образования на современном этапе....

    Характеристика деятельности современного учреждения дополнительного образования детей..

    Современные требования к управлению УДОД предполагают повышения уровня компетентности кадров. Хороший работник – это не просто исполнитель, это человек, который в состоянии самостоятельно и творчески ...

    СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»

    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-Петербурга   Тема«Профессиональная ...

    Дискуссия "Современный педагог дополнительного образования. Какой он"

    Материал для методистов учреждений дополнительного образования....

    Смыслы профессиональной деятельности современного педагога дополнительного образования

    В статье рассматривается значение профессиональных и личностных компетенций на профессиональную деятельность современного педагога дополнительного образования...

    Роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства

    В данной статье рассматривается роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства....

    Статья. Современный педагог дополнительного образования.

    Современный педагог дополнительного образования....