Главные вкладки

    Статья на тему:
    Балетмейстер-репетитор и репетиционная деятельность в коллективе

    Агошкова Анастасия Владимировна

    в данном материале описывается работа балетмейстера-репетитора и правила проведения репетиций

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Балетмейстер-репетитор

    и репетиционная деятельность в коллективе

       Репетиция в переводе с французского «повторение», причём повторение многократное.

       Репетиторство – это высокая форма педагогики. Репетитор разучивает произведение, интерпретируя его, отрабатывает отдельные фрагменты и всё произведение в целом. В танцевальном искусстве этой работой занимается балетмейстер-репетитор, поэтому он должен обладать педагогическим даром.

       Работа балетмейстера-репетитора чрезвычайно ответственна и важна. Балетмейстером-репетитором может быть сам балетмейстер-сочинитель. Если это сам сочинитель, то задача более-менее упрощается, так как сам постановщик видит свою конечную цель. Но если этим занимается другой человек, то ему необходимо соблюдать ряд положений.

       Балетмейстер-репетитор обязан:

    • обладать отличной зрительной памятью, и умением видеть весь танец в целом, а также замечать ошибки отдельных исполнителей. Некоторые репетиторы видят лишь недостатки впереди стоящих исполнителей. Это недопустимо при отработке танцев, особенно массовых;
    • быть человеком эмоциональным, умеющим «зажечь» исполнителей темой, идеей номера с помощью темпераментного показа тех или иных движений;
    • присутствовать на всех постановочных репетициях, реализовывать все требования балетмейстера-сочинителя. Знать досконально хореографический текст;
    • заниматься «шлифовкой» хореографического произведения, его отдельных частей, находить каждому исполнителю, танцу новые выразительный штрихи;
    • перед каждым концертом повторять наиболее сложные фрагменты, вводить новых исполнителей. Не допускать неточности, вольности в исполнении движений;
    • присутствовать на каждом концерте, наблюдать за исполнением артистов, после чего при обсуждении концерта обращать внимание исполнителя на те ошибки, которые были допущены и над которыми предстоит работать;
    • понимать разницу между прогоном и репетицией. Стараться избегать прогонов, заниматься полноценными репетициями с остановками и исправлениями недостатков исполнения.

       Передача опыта и традиций из рук в руки, из поколения в поколение, непрерывность этой цепочки преемственности обеспечивается в первую очередь трудом балетмейстера-репетитора.

       Главная задача в репетиционной работе над текущим репертуаром – сохранение и развитие исполнительского мастерства участников.

       

       К проведению репетиций можно применить следующие правила:

    • репетиционная работа начинается с составления плана, где отражается начало и окончание репетиционного процесса. В этот план закладываются: работа с массой, солистами, репетиции в костюмах, на сцене, со светом, гримом, декорациями, генеральные репетиции;
    • балетмейстер-репетитор должен быть готов к каждой репетиции, знать над чем он будет работать сначала и что отложит на потом;
    • репетиции должны вестись по расписанию, которое составляется заранее и в котором обязательно учитывается занятость исполнителей;
    • нежелательно отменять назначенные репетиции. Стабильность репетиционного процесса – залог плодотворной работы коллектива;
    • нельзя репетировать танец сразу от начала до конца. Прежде всего надо репетировать самые зажигательные и интересные движения и комбинации. Затем переходить к более сложным движениям и композиционным рисункам. Таким образом не притупляется интерес к постановке;
    • каждая репетиция проводится творчески, и руководитель требует от каждого исполнителя, чтобы он на основе замечаний и разъяснений воспроизводил бы свое видение танца, его характера, его образов, добавлял не копируя, а исходя из своего творческого мышления, с пониманием художественного образа и идеи танца;
    • в работе с коллективом непременным условием является дисциплина. Начинать репетиции необходимо в строго установленное время. К началу репетиции все исполнители должны быть готовы. Балетмейстер не должен допускать, что бы во время репетиции исполнители отвлекались.

       Теперь рассмотрим виды репетиций, а также порядок, время и место их проведения. В течении репетиционного периода балетмейстер-репетитор должен приглашать время от времени балетмейстера-сочинителя для просмотра сделанного. Это позволит избежать искажения авторского замысла.

       Таких репетиций несколько:

    Первой и основной является репетиция во время постановки номера в репетиционном зале, когда балетмейстер-сочинитель эпизод за эпизодом соединяет все части танца. В тоже время, параллельно с репетициями, балетмейстер-сочинитель встречается с художником-оформителем и музыкальным руководителем. Художник создаёт оформление и эскизы костюмов, которые по мере готовности согласовываются с постановщиком.

       Пока идёт постановочная работа, у музыкального руководителя начинаются корректирующие репетиции с ансамблем, подготавливающие ансамбль к встрече с танцевальной группой на совместных сценических репетициях.

       На репетиции руководитель совместно с музыкальным руководителем добивается, чтобы все динамические оттенки, ускорения, замедления, остановки. акценты и другие нюансы музыки соответствовали развитию содержания.

       Создав танец в целом, уточнив все необходимое по лексике и композиционному рисунку, балетмейстер-репетитор переходит ко второму этапу – репетиции на сцене.

       Первые репетиции на сцене не могут быть прогонными. Они ведутся по частям, фрагментом, отдельным движением и являются ознакомительными. На них участники знакомятся с сценическим пространством, на котором, если это требуется, устанавливаются «выгородки» - места будущих декораций. На репетиции применяют музыкальные инструменты либо фонограмму.

       Третий этап репетиции включает в себя репетиции на сцене с музыкальным ансамблем, оркестром, если такие имеются, если нет, то репетиция переходит в Четвертый этап – в новых костюмах, декорациях, бутафорией, реквизитом, гримом. Таких репетиций должно быть несколько, чтобы исполнитель смог ко всему привыкнуть и во время концертной деятельности не чувствовать себя скованным. Во время репетиции балетмейстер-репетитор должен сидеть в зрительном зале на уровне десятого ряда и фиксировать все недочеты. Затем эти фрагменты прорабатывать отдельно.

       Заключительным этапом является пятый – генеральная репетиция. На генеральную репетицию могут быть приглашены зрители. Это позволяет создать определенную атмосферу, раскрыть актёрские возможности исполнителей, научить их живому общению со зрителем в процессе исполнения хореографического произведения. Генеральная репетиция обязательно должна заканчивается обсуждением, балетмейстер уточняет детали, переходы, делает замечания отдельным исполнителям.

       Таланты балетмейстера – это дар божий, который развивается в постоянной творческой деятельности. Что бы стать балетмейстером высокого уровня, вначале надо овладеть ремеслом. А это может быть достигнуто только в результате физических и умственных затрат: необходимо много видеть, посещать театры, концерты, выставки, читать много специальной художественной, критической литературы, слушать музыку, исполняемую в разных стилях, жанрах, направлениях, быть наблюдательным знать, что происходит в мире.

       На протяжении всей своей творческой жизни балетмейстер совершенствуется, ищет новые формы, учится у балетмейстеров прошлого и у своих современников, а также у представителей других видов искусства.

       Только пытливость и жажда познания смогут дать возможность ремеслу перейти в мастерство, а созданному хореографическому произведению стать произведением искусства.

       

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинговая встреча: «Я и мое место в коллективе»

    Тренинговая встреча: «Я и мое место в коллективе»...

    Доклад "Сущность, структура и принципы деятельности детского коллектива"

    Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленн...

    Руководство постановочным и репетиционным процессом в хореографическом коллективе

     В школах искусств накоплен огромный опыт по творческому воспитанию детей. В основном, эта сторона развития ребенка раскрывается в концертно-выставочной деятельности, т.е. на «выходе» ...

    Программа воспитательной деятельности в коллективе обучающихся 8 «Б» класса на период 2014-2015 учебного года.

    Программа воспитательной деятельности в коллективе  обучающихся 8 «Б» класса  на период 2014-2015 учебного года....

    Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива в общеобразовательной школе

    В статье рассматриваются все стороны, необходимые для успешной работы хореографического коллектива....

    «Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»

    Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...