Главные вкладки

    Балетмейстер-репетитор и репетиционная деятельность в коллективе
    статья на тему

    Агошкова Анастасия Владимировна

    в данном материале описывается работа балетмейстера-репетитора и правила проведения репетиций

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Балетмейстер-репетитор

    и репетиционная деятельность в коллективе

       Репетиция в переводе с французского «повторение», причём повторение многократное.

       Репетиторство – это высокая форма педагогики. Репетитор разучивает произведение, интерпретируя его, отрабатывает отдельные фрагменты и всё произведение в целом. В танцевальном искусстве этой работой занимается балетмейстер-репетитор, поэтому он должен обладать педагогическим даром.

       Работа балетмейстера-репетитора чрезвычайно ответственна и важна. Балетмейстером-репетитором может быть сам балетмейстер-сочинитель. Если это сам сочинитель, то задача более-менее упрощается, так как сам постановщик видит свою конечную цель. Но если этим занимается другой человек, то ему необходимо соблюдать ряд положений.

       Балетмейстер-репетитор обязан:

    • обладать отличной зрительной памятью, и умением видеть весь танец в целом, а также замечать ошибки отдельных исполнителей. Некоторые репетиторы видят лишь недостатки впереди стоящих исполнителей. Это недопустимо при отработке танцев, особенно массовых;
    • быть человеком эмоциональным, умеющим «зажечь» исполнителей темой, идеей номера с помощью темпераментного показа тех или иных движений;
    • присутствовать на всех постановочных репетициях, реализовывать все требования балетмейстера-сочинителя. Знать досконально хореографический текст;
    • заниматься «шлифовкой» хореографического произведения, его отдельных частей, находить каждому исполнителю, танцу новые выразительный штрихи;
    • перед каждым концертом повторять наиболее сложные фрагменты, вводить новых исполнителей. Не допускать неточности, вольности в исполнении движений;
    • присутствовать на каждом концерте, наблюдать за исполнением артистов, после чего при обсуждении концерта обращать внимание исполнителя на те ошибки, которые были допущены и над которыми предстоит работать;
    • понимать разницу между прогоном и репетицией. Стараться избегать прогонов, заниматься полноценными репетициями с остановками и исправлениями недостатков исполнения.

       Передача опыта и традиций из рук в руки, из поколения в поколение, непрерывность этой цепочки преемственности обеспечивается в первую очередь трудом балетмейстера-репетитора.

       Главная задача в репетиционной работе над текущим репертуаром – сохранение и развитие исполнительского мастерства участников.

       

       К проведению репетиций можно применить следующие правила:

    • репетиционная работа начинается с составления плана, где отражается начало и окончание репетиционного процесса. В этот план закладываются: работа с массой, солистами, репетиции в костюмах, на сцене, со светом, гримом, декорациями, генеральные репетиции;
    • балетмейстер-репетитор должен быть готов к каждой репетиции, знать над чем он будет работать сначала и что отложит на потом;
    • репетиции должны вестись по расписанию, которое составляется заранее и в котором обязательно учитывается занятость исполнителей;
    • нежелательно отменять назначенные репетиции. Стабильность репетиционного процесса – залог плодотворной работы коллектива;
    • нельзя репетировать танец сразу от начала до конца. Прежде всего надо репетировать самые зажигательные и интересные движения и комбинации. Затем переходить к более сложным движениям и композиционным рисункам. Таким образом не притупляется интерес к постановке;
    • каждая репетиция проводится творчески, и руководитель требует от каждого исполнителя, чтобы он на основе замечаний и разъяснений воспроизводил бы свое видение танца, его характера, его образов, добавлял не копируя, а исходя из своего творческого мышления, с пониманием художественного образа и идеи танца;
    • в работе с коллективом непременным условием является дисциплина. Начинать репетиции необходимо в строго установленное время. К началу репетиции все исполнители должны быть готовы. Балетмейстер не должен допускать, что бы во время репетиции исполнители отвлекались.

       Теперь рассмотрим виды репетиций, а также порядок, время и место их проведения. В течении репетиционного периода балетмейстер-репетитор должен приглашать время от времени балетмейстера-сочинителя для просмотра сделанного. Это позволит избежать искажения авторского замысла.

       Таких репетиций несколько:

    Первой и основной является репетиция во время постановки номера в репетиционном зале, когда балетмейстер-сочинитель эпизод за эпизодом соединяет все части танца. В тоже время, параллельно с репетициями, балетмейстер-сочинитель встречается с художником-оформителем и музыкальным руководителем. Художник создаёт оформление и эскизы костюмов, которые по мере готовности согласовываются с постановщиком.

       Пока идёт постановочная работа, у музыкального руководителя начинаются корректирующие репетиции с ансамблем, подготавливающие ансамбль к встрече с танцевальной группой на совместных сценических репетициях.

       На репетиции руководитель совместно с музыкальным руководителем добивается, чтобы все динамические оттенки, ускорения, замедления, остановки. акценты и другие нюансы музыки соответствовали развитию содержания.

       Создав танец в целом, уточнив все необходимое по лексике и композиционному рисунку, балетмейстер-репетитор переходит ко второму этапу – репетиции на сцене.

       Первые репетиции на сцене не могут быть прогонными. Они ведутся по частям, фрагментом, отдельным движением и являются ознакомительными. На них участники знакомятся с сценическим пространством, на котором, если это требуется, устанавливаются «выгородки» - места будущих декораций. На репетиции применяют музыкальные инструменты либо фонограмму.

       Третий этап репетиции включает в себя репетиции на сцене с музыкальным ансамблем, оркестром, если такие имеются, если нет, то репетиция переходит в Четвертый этап – в новых костюмах, декорациях, бутафорией, реквизитом, гримом. Таких репетиций должно быть несколько, чтобы исполнитель смог ко всему привыкнуть и во время концертной деятельности не чувствовать себя скованным. Во время репетиции балетмейстер-репетитор должен сидеть в зрительном зале на уровне десятого ряда и фиксировать все недочеты. Затем эти фрагменты прорабатывать отдельно.

       Заключительным этапом является пятый – генеральная репетиция. На генеральную репетицию могут быть приглашены зрители. Это позволяет создать определенную атмосферу, раскрыть актёрские возможности исполнителей, научить их живому общению со зрителем в процессе исполнения хореографического произведения. Генеральная репетиция обязательно должна заканчивается обсуждением, балетмейстер уточняет детали, переходы, делает замечания отдельным исполнителям.

       Таланты балетмейстера – это дар божий, который развивается в постоянной творческой деятельности. Что бы стать балетмейстером высокого уровня, вначале надо овладеть ремеслом. А это может быть достигнуто только в результате физических и умственных затрат: необходимо много видеть, посещать театры, концерты, выставки, читать много специальной художественной, критической литературы, слушать музыку, исполняемую в разных стилях, жанрах, направлениях, быть наблюдательным знать, что происходит в мире.

       На протяжении всей своей творческой жизни балетмейстер совершенствуется, ищет новые формы, учится у балетмейстеров прошлого и у своих современников, а также у представителей других видов искусства.

       Только пытливость и жажда познания смогут дать возможность ремеслу перейти в мастерство, а созданному хореографическому произведению стать произведением искусства.

       

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

    Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...

    Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе

    Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы  может стать для образовательного учреждения  мощным стимулом  активизации его деятель...

    Обобщение опыта по теме Организация деятельности педагогического коллектива по вопросу адаптации пятиклассников

    Для того чтобы процесс адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования прошел успешно, необходимо создать определенные условия. Тема пед...

    Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива

    «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню,Дай мне попробовать, и я научусь»Древняя китайская пословица Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала реб...

    Выступление на тему "Автоматизация мониторинга деятельности педагогического коллектива для проблемного анализа и своевременной корректировки"

    Презентация выступления на городском мастер-классе "Применение информационных технологий для непрерывного професионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса". Создавала её для того...

    ПРОГРАММА ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

    Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компоне...