Обобщение опыта по теме Организация деятельности педагогического коллектива по вопросу адаптации пятиклассников
статья по теме

Для того чтобы процесс адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования прошел успешно, необходимо создать определенные условия. Тема педагогического сопровождения в период адаптации пятиклассников является одной из основных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota.doc291.5 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Локтевского района Алтайского края

Организация деятельности педагогического коллектива по вопросу адаптации пятиклассников

 

(из опыта работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе Пегусовой Риты Вячеславовны)

п. Кировский

2012 год

Содержание:

1. Обоснование актуальности опыта

3

2. Теоретическая база опыта и ведущая идея

3

3. Новизна опыта

4

4. Технология опыта

4

4.1 План работы по преемственности между 1-й и 2-й ступенями обучения и адаптации учащихся 5 класса

4

4.2 Возрастные психологические особенности пятиклассников

5

4.3 Административные работы по русскому языку, чтению, математике

9

4.4 Классно-обобщающий контроль в 5 классе

11

4.5 Педагогический консилиум «Создание условий успешной адаптации учащихся 5 класс»

16

5. Результативность

20

6. Адресная направленность

21

7. Трудоемкость

21

8. Литература

22

9. Приложения

1. Обоснование актуальности опыта.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения, классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в своей жизни. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в изменения в школьной жизни, другие мечтают начать «новую жизнь». В такой период дети нередко меняются, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшается сон и аппетит. Снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях сл сверстниками являются свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классе.

Для того чтобы процесс адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную прошел успешно, необходимо создать определенные условия.

Серьезность данной проблемы подтолкнули меня начать работу в данном направлении, и в настоящее время тема педагогического сопровождения в период адаптации пятиклассников является одной из основных.

 2. Теоретическая база опыта и ведущая идея.

Проблеме адаптации школьников к новым условиям посвящено много публикаций. Материалы книги Вадима Андреевича Крутецкого «Психология обучения и воспитания школьников» познакомили меня с основными положениями возрастной психологии. Все-таки я должна быть в какой-то мере психологом, уметь разбираться в яркой индивидуальности детей, учитывать особенности при организации учебно-воспитательной работы. Материал книги преподнесен таким образом, что он оказывает мне практическую помощь в организации мероприятий по адаптации школьников.

Книга Л.М.Фридмана и И.Ю.Кулагиной «Психологический справочник учителя» помогает расширить и углубить знания по психологии. В ней даны справки-объяснения наиболее важных психологических вопросов – таких, как индивидуальное развитие школьников, вопрос деятельности и общения и др.

В информационном письме Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 № 14 – 15 – 140/13, посвященном организации работы по обеспечению успешной адаптации школьников при переходе из начального в среднее звено, описаны формы обучения, которые рекомендованы для использования в 5 – 6 классах, способы взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период.

Книга Т.И.Диденко «Сборник классных часов и родительских собраний» содержит методические рекомендации и практические советы для учителей и родителей пятиклассников.

Статья Л.А.Ольвиновой в журнале «Завуч. Управление современной школой» привлекла мое внимание оригинальностью формы рабочего плана, составленного исходя не из мероприятий, а из исполнителей. Материал отличается системным подходом, когда сложная многоаспектная проблема вызывает к жизни и нелинейное управленческое планирование.

Ведущей идеей моей работы является идея организации деятельности всех участников образовательного процесса таким образом, чтобы переходный этап от начальной школы к основной был решен успешно.

3. Новизна опыта.

Новизна моего опыта заключается в адаптации информационно-коммуникационных технологий. Созданы авторские варианты методических рекомендаций для учителей, классного руководителя, памятки для учащихся.

4. Технология опыта.

4.1 План работы по преемственности между 1-й и 2-й ступенями обучения и адаптации учащихся 5 класса.

Начало пятого класса – интересный и сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Поэтому я считаю, что создание условий для успешной адаптации пятиклассников возможно лишь при целенаправленной, совместной деятельности администрации школы, педагогов, психолога и родителей учащихся.

В связи с этим в конце учебного года я обязательно планирую мероприятия по преемственности между 1-й и 2-й ступенями обучения и адаптации учащихся 5 класса. Приведу пример такого плана:

Задачи:

  1. Создание условий для успешной адаптации детей в средней школе (формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых требований; установление определенных норм взаимоотношений ребят с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).
  2. Повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию.
  3. Адаптация образовательных технологий к индивидуальным особенностям учащихся пятых классов.

Содержание работы

Цели

Формы проведения

Сроки

Ответственные

1. Посвящение в пятиклассники

1) особенности организации учебной деятельности в 5-м классе

2) выборы актива класса

Классный час

сентябрь

Классный руководитель

2. Возрастные психологические особенности пятиклассников

Познакомить учителей и классного руководителя с основными трудностями первичной адаптации

Психолого-педагогический семинар

сентябрь

Заместители директора по УВР, по ВР, психолог

3. Посещение уроков в 5-х классах

1) изучение уровня общеучебных навыков, познавательной активности, культуры поведения учащихся на уроках

2) соблюдение единых требований к учащимся на уроках

Индивидуальные беседы

сентябрь- октябрь

Классный руководитель

4. Адаптация пятиклассников к новым условиям

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся

2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем

Родительское собрание

сентябрь

Классный руководитель, учителя-предметники, психолог

5. Проведение административных («входящих») контрольных работ по математике, русскому языку и чтению

Определение общей подготовки пятиклассников к обучению в основной школе

Совместное заседание учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики по итогам контрольных работ

сентябрь

Заместитель директора по УВР, учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики

6. Классно-обобщающий контроль в 5-м классе

Изучение психолого-педагогических проблем в период адаптации

Совещание при директоре

октябрь

Заместители директора по УВР, по ВР

7. Создание условий успешной адаптации учащихся 5 класса

Подведение итогов работы педагогического коллектива по проблеме преемственности между 1-й и 2-й ступенями обучения

Педагогический  консилиум

ноябрь

Заместитель директора по УВР, психолог, учитель начальных классов, классный руководитель

8. Совместная методическая работа учителей начальных классов и учителей среднего звена

Соблюдение единых требований к учащимся, изучение индивидуальных особенностей учащихся

Заседания ШМО учителей-предметников

ноябрь-февраль

Руководители ШМО

9. Посещение уроков и мероприятий в 4-м классе учителями-предметниками и будущим классным руководителем

Ознакомление с методикой обучения, программой обучения и учебными средствами

Индивидуальные беседы

май

Администрация

10. Проведение переводных контрольных работ по русскому языку, чтению, математике

Соответствие ЗУН образовательным стандартам

Совещание при директоре

май

Зам.директора по УВР, учитель начальных классов, учителя русского языка и литературы, математики

Наблюдения показывают, что дети в начальных классах настолько привыкают к личностным особенностям своего учителя, что порой идентифицируют себя с ним, и коллективное лицо класса есть в какой-то степени отражение учителя. Если это не учитывать при переходе класса в среднее звено, то ожидания детей могут войти в противоречие с тем, что им предложат в пятом классе. Для того чтобы процесс адаптации для ребят проходил безболезненно, администрация школы пришла к идее более ранней профилактики дезадаптации. Например, начиная с 1 класса, к преподаванию некоторых предметов мы постепенно подключаем учителей-предметников основной школы. (см. таблицу).

1 класс

Музыка

2 класс

Немецкий язык, музыка

3-4 класс

Физкультура, немецкий язык, музыка

Несколько лет назад учеников начальных классов очень пугала кабинетная система обучения. Они даже боялись подойти к лестнице, ведущей на 2-й этаж, где проходят занятия старшеклассников. В настоящее время будущие пятиклассники хорошо ориентируются в названиях кабинетов, отпала необходимость проводить экскурсии по школе. Учителя начальных классов иногда проводят свои уроки в специализированных кабинетах, например, окружающий мир в кабинете географии, математику в кабинете информатики (если есть необходимость в применении на уроке компьютеров).

4.2 Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Контингент учителей-предметников и классных руководителей меняется ежегодно и для многих из них проблемы взросления учащихся не всегда понятны. Для того чтобы учителя и классные руководители серьезно относились к проблеме учета возрастных особенностей, с ними по этой теме в начале года проводится  методическая учеба. Тем самым определяются задачи обучения и воспитания на новый учебный год. Для того процесс адаптации носил неформальный характер, вопросу возрастных особенностей пятиклассников посвящаю психолого-педагогический семинар, в работе которого принимают участие заместители директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе, психолог, медицинская сестра ФАП, учителя-предметники, классный руководитель. На этом семинаре рассматривается характеристика личностных и возрастных особенностей учащихся, которая необходима для организации диагностической, консультативной и коррекционной работы в школе, для анализа мероприятий и изучения результативности.

Приведу фрагмент психолого-педагогического семинара.

Эпиграфом семинара я подобрала слова В.А.Сухомлинского: «Без знания ребенка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей, нет воспитания»

Цели семинара:

  1. Познакомить учителей-предметников, классного руководителя с основными задачами и трудностями первичной адаптации.
  2. Познакомить с возрастными психологическими особенностями пятиклассников.

Ход семинара:

  1. Вступительное слово: Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются.

Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней – все это является довольно серьезным испытанием.

В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывает их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон и аппетит.

Уважаемые коллеги! Постарайтесь создать для ваших пятиклассников условия, способствующие их успешной адаптации.

Что же затрудняет адаптацию?

  1. Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К школьнику впервые предъявляют много требований и много человек. Поэтому нужно научить учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.
  2. На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенной терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните своему ученику, что можно обращаться к справочникам и словарям.
  3. В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда – неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой учительницей – других. Важно понять, что все это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.

Нам следует быть более внимательными, благожелательными, помогая пятикласснику освоить свою позицию.

2. Школьный психолог знакомит присутствующих с возрастными особенностями пятиклассников: Подростковый возраст (10-15 лет) – период развития детей от 10-12 до 14-15 лет. Младший подростковый возраст часто называют переходным, так как именно в этот период происходят существенные изменения в физиологии и психике детей, результатом которых является переход от детства к взрослости. Подростковый возраст считается трудным, критическим, это обусловлено объективными причинами. Итак, причины следующие:

  1. Физические и психические изменения, происходящие в подростковом возрасте, протекают в очень быстром темпе. Иногда эти изменения вызывают у подростка неприязненное отношение к себе и к переменам, в себе как внутреннего, так и внешнего плана.
  1. Общество предъявляет к своим гражданам определенные права и обязанности. Этими гражданами являются как взрослые, так и дети. Надо сказать, что требования, которые предъявляются к взрослым людям порой достаточно более терпимы, чем те, которые предъявляются к детям. Подросткам приходится в очень короткий срок адаптироваться к жизни взрослых, что очень непросто.
  1. Накопление к моменту периода собственного взросления издержек воспитания в семье. В более ранний период ребенка эти издержки не проявлялись так явно, так как не были самостоятельны и не имели достаточного поля общения для их проявления.
  1. Многое меняется в подростке в период полового созревания. В первую очередь, это связано с изменением самовосприятия. Самовосприятие имеет внешнюю и внутреннюю сторону. Подросток может воспринимать себя лучше или хуже, в зависимости от того, насколько хорошо его положение в группе значимых сверстников. Это существенно влияет на его поведение в школе.
  2. В подростковом возрасте ребенок начинает осознавать различия своего положения в семье и других семьях, проявляет протест против тех недостатков, которые больше всего вызывают у него неприятие.

Главной особенностью и основным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Чувство взрослости накладывает отпечаток на взаимодействие учащихся с педагогами. Если для младших школьников их учитель является непререкаемым авторитетом, то для младших подростков огромную роль играет первое впечатление, которое педагог производит на ученика. Младший подросток бунтует против запретов и нравоучений, особенно если взрослый сам является эталоном в поведении, манерах, общении.

Для младшего подростка гораздо более значимым является мнение сверстников, чем взрослых людей. Младшие подростки склонны к конфликтам, порой они становятся их инициаторами. Заслуга умного взрослого состоит в том, чтобы решать конфликты спокойно, без накала эмоций, а также самому не становиться инициатором конфликта с подростком.

Большое место в жизни школьника занимает школа и учение. Но школа для подростка – это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками, сверстниками, педагогами. Это связано с тем, что ведущая деятельность подростков – это общение. В подростковом возрасте начинается перестройка учебной деятельности школьника. Педагог должен помнить, что подросток к данному времени своего обучения должен овладеть азами самостоятельной работы. Это поможет ему справиться с трудностями учения и успешно освоить новые области знаний.

В подростковом возрасте происходит изменение интересов школьников. Их интересы становятся гораздо шире. Это зависит от того, насколько развит кругозор подростка, его умственная зрелость.

Подростковый возраст характеризуется формированием творческого, самостоятельного и критического мышления. Учащимся в этом возрасте по плечу различные творческие дела, они с удовольствием участвуют в различных проектах, интерактивных играх, марафонах, форумах, фестивалях, им по плечу любое дело. Они требуют от школьного урока возможности интересной и необычной живой интеллектуальной деятельности, а от внеклассной работы – творчества помноженного на активность.

В этом возрасте подростки достаточно наблюдательны, они подмечают все недостатки в работе взрослого и живо на них реагируют, не боятся говорить правду и требуют от педагога, будь то классный руководитель или учитель, постоянной совместной деятельности. Если этого нет, скорее всего, такое сотрудничество взрослых и подростков перерастет в конфликтную ситуацию, решать которую будет непросто.

Решая задачи обучения и воспитания пятиклассников, учителям и классному руководителю необходимо учитывать возрастные особенности своих  учеников. Работать над такими задачами, как

  1. формирование познавательного интереса к различным областям знаний;
  2. формирование потребности к достижению успехов и самоутверждению в различных видах деятельности (спорт, художественное творчество, интеллектуальное творчество, трудовая деятельность, общественная деятельность и другие);
  3. переориентация учащихся с детских норм поведения на взрослые;
  4. формирование навыка культуры цивилизованного общения и норм социального поведения;
  5. формирование коллектива, способного к совместным действиям и совместному времяпровождении.

3. Медсестра ФАП  выступает с анализом состояния здоровья пятиклассников, дает рекомендации по сохранению здоровья.

4. Заместитель директора по ВР  предложила нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству, сплоченности классного коллектива, развитию позитивного отношения друг к другу. Использовать журнал «Классный руководитель» №1, 2003 год.

Решение:

  1. Учителям-предметникам и классным руководителям строить свою педагогическую деятельность с учетом возрастных особенностей пятиклассников.
  2. Организовать посещение уроков в 5-м классе с целью изучения познавательной активности ребят на уроках, развития общеучебных умений, поведения учащихся.
  3. Школьному психологу продолжить наблюдения за пятиклассниками в период их адаптации.

4.3 Административные контрольные работы по русскому языку, чтению,    математике.

Для того, чтобы провести диагностику уровня подготовленности учащихся к успешному продолжению обучения в 5 классе, а также сравнить полученные результаты с результатами на выпуске из начальной школы, в конце сентября я провожу административные контрольные работы по русскому языку, математике и чтению. Содержание работ обязательно обсуждаем с руководителем ШМО учителей начальных классов. Приведу примеры таких работ.

Русский язык

Контрольный диктант.

В лесу.

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.

Грамматическое задание

  1. Сделать морфемный разбор слов: входим, зверек, сосновую, подъем, широкой..
  2. Из текста диктанта выписать 3 слова с безударной гласной, подобрать проверочные слова, обозначить орфограмму.

Математика.

Контрольная работа.

Вариант 1.

1. Выполните действия: а) 6078 + 976                                  в) 7050 56

                                        б)  3407 – 1918                                г) 24480 : 24

2. Найдите значение выражения: 900 – 12  (29 + 43)

3. Решите задачу: Из двух деревень одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Их скорости 9 км/ч  и 12 км/ч. Через 2 часа они встретились. Каково расстояние между деревнями?

4. Начертите прямоугольник, длина которого 5 см, а ширина на 2 см меньше. Найдите его периметр и площадь.

5*. Дополнительное задание.

    Груша и апельсин вместе весят 630 г. Апельсин и лимон вместе весят 470 г. Определите массу груши, апельсина и лимона в отдельности, если вместе они весят 800 г.

Вариант 2 (аналогичен 1)

Проверка техники чтения.

Всем колоколам царь.

Послали в чужие страны искать мастеров, которые могли бы отлить такой колокол, какого мир не видел и не слышал. Не нашлось нигде смельчаков-умельцев, решившихся бы взяться за столь трудное дело.

Опечалилась Москва. Но пришли в Кремль опытные мастера – Иван Фёдорович и Михаил Иванович Моторины. Их уже знали по всей Руси. Гремели-звенели моторинские колокола и в богатой Твери, и на берегах Днепра, и в Старой Руссе. И сказали Иван и Михаил: «Отольём такой колокол, какого от начала мира не было…»

И отлили в 1748 году Моторины колокол, какого ещё не было. Весил Царь-колокол свыше двухсот тонн!

Когда ты будешь любоваться творением старых мастеров, когда ты остановишься возле Царь-колокола, вспомни о том, как любила Древняя Русь колокольный звон. (124 слова)

Е.Осетров

1. Каких мастеров искали в чужеземных странах?

2. Что пообещали сделать для Москвы отец и сын Моторины?

3. за что колокол получил название Царь-колокол?

Полученные результаты обрабатываю. Готовый материал обсуждается на совместном заседании ШМО учителей начальных классов и учителей-предметников, используется на педконсилиуме по преемственности 1-й и 2-й ступеней обучения.

Анализ административного контрольного диктанта по русскому языку в 5 классе

Всего учащихся по списку

12

Выполняли работу

11

(1 ученик болел)

Результаты:                               за диктант              «5»

1

«4»

7

«3»

3

«2»

нет

За грамматическое задание                                    «5»

4

«4»

5

«3»

2

«2»

нет

Допущены ошибки:

- безударная гласная в корне слова

4

- окончания существительных

8

- проверяемая согласная в корне

1

- окончания прилагательных

2

- орфограмма пробел

1

- ь у существительных 3-го склонения

2

- непроизносимые согласные в корне

2

- а, и, у после шипящих

1

- запятая при однородных членах предложения

3

Ошибки при выполнении грамматического задания:

№ 1

5

№ 2

4

Качество знаний

73 %

Все учащиеся подтвердили свои знания.

Анализ административной контрольной работы по математике в 5 классе

Всего учащихся по списку

12

Выполняли работу

12

Из них выполнили на «5»

4

«4»

6

«3»

2

«2»

нет

Допустили ошибки:

- на сложение чисел

1

- на вычитание чисел

1

- на умножение с нулем

2

- на деление чисел

1

- на порядок действий

1

- при решении задачи на движение

1

- при нахождении сторон прямоугольника

1

- при нахождении периметра

2

- на нахождение площади

1

Верно выполнили:                                      1 задание

8

2 задание

10

3 задание

11

4 задание

9

Дополнительное задание

4

Качество знаний

83 %

Подтвердили свои оценки 100 % учащихся.

Анализ техники чтения.

Из 12 учащихся техника чтения была проверена у 11 (1 ученик болел).

Получили «5» - 8 (прочитали по норме и выше).

«4» - 2, «3» - 1.

Выразительно прочитали текст – 10.

Осознали прочитанное – 11, из них один по наводящим вопросам.

 Все учащиеся подтвердили свои оценки за 4 класс.

4.4 Классно-обобщающий контроль в 5 классе.

Проведение классно-обобщающего контроля является одним из самых интересных и ответственных мероприятий по реализации плана работы школы по преемственности. Мне очень нравится встречаться с пятиклассниками на уроках, беседовать с ними по их проблемам. Я считаю, что в моем лице они должны видеть не «таинственную фигуру, к которой ведут на расправу учителя», а завуча, к которому можно обратиться за помощью, попросить совета, пожаловаться на несправедливость. Классно-обобщающий контроль провожу поэтапно с конкретными целями:

1) выявление организационно-психологических проблем классного коллектива;

2) изучение индивидуальных особенностей учащихся, оценка их уровня обученности;

3) коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 класса.

План проведения классно-обобщающего контроля в 5 классе

Мероприятия

Цели проводимого мероприятия

Сроки проведения

Ответственные за проведение мероприятия

Выход

1. Посещение уроков

Ознакомление с особенностями коллектива, организацией учебной деятельности учащихся. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям учащихся и единства требований, предъявляемых учителями к учащимся 5 класса

В течение сентября – начало октября

Администрация, школьный психолог, учитель начальных классов

Анализ уроков, изучение педагогических подходов, разработка методических рекомендаций, индивидуальная психологическая и методическая помощь

2. Изучение организации домашней работы

Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием. Хронометраж домашних заданий (по рабочим тетрадям, журналам, дневникам, анкетам). Контроль наличия инструктажа домашнего задания учителем, наличия индивидуальных домашних заданий (при посещении уроков).

4-я неделя сентября – начало октября

Заместитель директора по УВР, школьный психолог

Индивидуальная работа с учителями

3. Проверка школьной документации

Проверка дневников, рабочих тетрадей (соблюдение единого орфографического режима, регулярность проверки работ, объективность выставления оценок)

3-я неделя сентября

Заместитель директора по УВР

Собеседование с учителями-предметниками, классным руководителем

При посещении уроков в период классно-обобщающего контроля я ставлю следующие цели:

1. Познакомиться с особенностями классного коллектива, организацией учебной деятельности учащихся.

2. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям учащихся и единства требований, предъявляемых учителями к учащимся 5 класса.

При определении школьной стратегии организации адаптационного периода обращаю внимание педагогов на следующее:

1. Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся 5 класса. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.

Учителя 5-го класса должны использовать, и используют такие формы обучения, как:

- экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;

- дидактическую и ролевую игру, необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.;

- диспуты с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;

- практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности.

2. Понятия осваиваются классом не только и не столько на репродуктивном уровне. Ребята участвуют в обсуждении проблемных вопросов, ставят и доказывают выдвинутые предположения.

В нашей школе работают опытные, квалифицированные педагоги, которые по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам (демократический стиль общения, любовь и уважение к детям, умение организовывать коллективные формы обучения и учения, умение раскрывать сложные научные истины доступно, ярко и глубоко) обеспечивают возможность младшему подростку безболезненно «прожить» переходный этап в своем развитии.

3. При проверке рабочих тетрадей пятиклассников обращаю внимание на:

  1. выполнение учителем норм проверки тетрадей;
  2. правильность оформления письменных работ;
  3. соблюдение единого орфографического режима;
  4. наличие работы над ошибками;
  5. правильность подписывания тетрадей;
  6. соответствие объема классных и домашних работ.

4. Целями проверки классных журналов во время классно-обобщающего контроля являются следующие вопросы:

  1. накопляемость оценок;
  2. объективность выставления оценок.

По итогам классно-обощающего контроля мною готовится справка, которая заслушивается на совещании при директоре.

Справка по итогам классно-обобщающего контроля в 5 классе.

Со 2.10.09 по 27.10.09 в рамках внутришкольного контроля проводилась проверка уровня ЗУН учащихся 5 класса, состояние организации классного коллектива, оформление документации. С этой целью была проведена следующая работа:

  1. Посещение уроков по всем предметам.
  2. Анализ административных работ по русскому языку и математике.
  3. Проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.
  4. Проверка дневников учащихся

1. Преподавание русского языка и литературы (учитель Д.)

Посещенные уроки показали, что учитель отлично владеет методикой преподавания. Приемы и методы, которые ею применяются, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся. Урок проведен в хорошем темпе. Ребята работали активно. Тон учителя доброжелателен, психологическая атмосфера хорошая.

Рекомендации: соблюдать режим проветривания, проводить физминутки.

Работа по формированию общеучебных умений и навыков проводится. Учитель учит пятиклассников выделять главное, сравнивать, анализировать.

Анализ контрольного диктанта по русскому языку показал, что уровень обученности обучающихся достаточный, качество знаний - 73 %, общая успеваемость -  100 %.

Наибольшее количество ошибок обучающиеся класса допустили на следующие орфограммы:

- безударная гласная в корне - 36 %;

- окончания существительных – 72,7 %;

- запятая при однородных членах предложения – 24,2 %;

- окончания прилагательных - 18 %.

У обучающихся 5 класса была проверена техника чтения.

Проверка показала, что выполняют норму чтения на начало учебного года 8 обучающихся (73 % от общего числа учеников класса). Средняя скорость чтения в классе – 98 слов в минуту, что является нормой чтения на начало учебного года в 5-м классе.

2. Преподавание математики (учитель С.)

Было посещено 5 уроков математики. Учитель хорошо владеет методикой преподавания. Все этапы урока тщательно продуманы, имеют логическую завершенность. Для повышения активности на уроке учитель использует различный увлекательный материал: кроссворды, ребусы, загадки, применяет дидактические игры. Учитель работает над математической речью учащихся. Требует от учеников точных формулировок. Реализует технологию личностно-ориентированного обучения. На уроках царит доброжелательная атмосфера. Для снятия усталости учитель проводит интересные физкультминутки.

Рекомендации: четче ставить цели урока.

Анализ итогов контрольной работы по математике показал, что уровень обученности учащихся высокий, качество знаний – 83 %, общая успеваемость – 100 %. 17% учащихся допустили ошибки при выполнении умножения на число с нулем и при нахождении периметра прямоугольника.

3. Преподавание немецкого языка (учитель В.)

Все посещенные уроки проведены на высоком методическом уровне. Учитель прекрасно владеет классным коллективом, знает их возрастные особенности и урок построен с их учетом. С целью активизации познавательного интереса учителем использован богатый наглядный материал. Учащиеся показали прочные знания языка через работу с текстом, его перевод, через диалог «ученик - учитель», «ученик – ученик». Работали ребята активно, с интересом. Требования СанПин выполнены.

4. Преподавание истории (учитель А.)

Уроки истории построены грамотно, все этапы продуманы, имеют логическую завершенность. Учителем используются приемы организации самостоятельной деятельности учащихся через работу с книгой, через памятки. Учитель работает над речью учащихся, требует полных развернутых ответов на вопрос. При контроле знаний использует различные формы опроса: устно у доски, письменно, в форме тестирования. Реализует технологию личностно-ориентированного обучения. Проводит физминутки. Ребята активны.

5. Преподавание природоведения (учитель К.)

Посещенные уроки показали, что учитель хорошо владеет методикой преподавания предмета. Эффективно использует наглядность. Применяет компьютер. Учитель проводит работу по формированию общеучебных умений и навыков: учит формулировать цели урока, задачи, подводить итоги. Решает развивающие задачи урока: учит выделять главное, анализировать, сравнивать. Учитель использует различные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, коллективную. На уроках царит хороший психологический климат. Ребята работают с интересом. Учатся работать с текстом учебника, заносить информацию в таблицу.

Рекомендации: регулярно проводить физминутки.

6. Преподавание физкультуры (учитель К.)

Уроки физкультуры являются для пятиклассников одними из любимых. Они с удовольствием занимаются. Учитель хорошо знает физиологические особенности, состояние здоровья каждого своего ученика. Поэтому уроки проводит с их учетом. В классе одна ученица занимается в спецмедгруппе, двое в подготовительной группе. Упражнения подобраны учителем с учетом заболеваний ребят.

7. Преподавание изобразительного искусства (учитель Г.)

Уроки проводятся грамотно, на доступном уровне. Ребята владеют теоретическим материалом, знают виды, жанры живописи. Изучают на уроках биографию и творчество знаменитых художников. С удовольствием выполняют графические, акварельные работы. Ребята активны, любознательны.

Рекомендации: регулярно проводить физминутки.

Проверка рабочих тетрадей.

Цель проверки:

  1. Соблюдение обучающимися класса единого орфографического режима.
  2. Регулярность проверки работ учителями-предметниками.
  3. Объективность выставления отметок учащимся.

На проверку сдано 12 рабочих тетрадей по русскому языку. Все тетради в обложках, подписаны аккуратно. Между работами соблюдается пробел в две строки. Учитель проверяет тетради регулярно, в соответствии с требованиями. Учащиеся выполняют работу над допущенными ошибками. Выставленные оценки объективны. Пропусков ошибок не наблюдается. Объем домашних работ не превышает норму.

Были проверены 12 рабочих тетрадей по математике. Тетради подписаны, обернуты. Пробел между работами в четыре клетки соблюдается. Все виды работ проверяются. Учитель исправляет орфографические ошибки. Объем домашних работ не превышает норму.

Проверка дневников (кл. руководитель Г.) 

На проверку сдано 12 дневников. Аккуратно ведут дневники 6 учеников. В остальных есть ошибки в написании Ф.И.О. учителей, нет подписи родителей за неделю. Не все учителя-предметники выставляют оценки в дневник учащимся. Некоторые учащиеся не записывают домашнее задание.

Рекомендации: классному руководителю не допускать формального отношения к проверке дневников.

Выводы:

  1. Учителем начальных классов З. в основном все учащиеся хорошо подготовлены к изучению учебного материала в 5 классе.
  2. Учителя, работающие в 5 классе, владеют методикой преподавания своего предмета.
  3. Учителя-предметники знают возрастные психологические особенности пятиклассников, учитывают их при подготовке и проведении урока.
  4. Проводится работа по формированию общеучебных и предметных  умений и навыков.
  5. 90 % учащихся соблюдают единые требования орфографического режима в тетрадях по русскому языку и математике.
  6. Объем домашних заданий не превышает норму.
  7. Уровень сформированности классного коллектива достаточный. Проблем в отношениях пятиклассников нет.

На основании итогов классно-обобщающего контроля рекомендуется:

  1. Всем учителям-предметникам, классному руководителю использовать в работе с пятиклассниками рекомендации психолога.
  2. Использовать в своей деятельности эффективные методы и приемы обучения, позволяющие активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
  3. Шире использовать ИКТ и новые технологии обучения.
  4. В обязательном порядке проводить физминутки.
  5. Проверять запись учащимися домашнего задания в дневники.
  6. Выставлять в дневники отметки по предмету.
  7. Классному руководителю не допускать формальной проверки дневников.
  8. Продолжить работу по формированию классного коллектива.
  9. Продолжить работу по реализации плана работы школы по преемственности.

  1. Педагогический консилиум

«Создание условий успешной адаптации учащихся 5-го класса»

Итоги успеваемости учащихся 5-го класса за 1 четверть подводятся на педагогическом консилиуме, который мы традиционно проводим в ноябре месяце.

Форма проведения консилиума: круглый стол.

Цели проведения: подведение итогов работы педагогического коллектива по проблеме преемственности между 1-й и 2-й ступенями обучения.

Участники консилиума: заместители директора по УВР и ВР, учитель начальных классов, классный руководитель, учителя-предметники, школьный психолог.

Все участники консилиума тщательно к нему готовятся: обрабатывают материалы исследования, формулируют проблемы, ищут пути их решения. Учителя-предметники заполняют карту психолого-педагогических характеристик пятиклассников.

Ф.И ученика

Учитель начальных классов

Учитель математики

Учитель немецкого языка

Учитель истории

Учитель природоведения

Учитель изобразительного искусства

Учитель музыки

Учитель физкультуры

Учитель русского языка и литературы

Классный руководитель

1.Бирюнова Татьяна

Много читает, разносторонне развита, интересуется математикой, занимается в спортивной секции

Имеет прочные знания за курс начальной школы, на уроках активна

К уроку всегда готова, прилежна, добросо-вестно выпол-няет  д/з

Моло-дец!

Умни-ца!

Талант-ливая

Способ-ная ученица

Моло-дец

Быстро усваи-вает новый матери ал, активна на уроках, способ-ная уче-ница

Активно участ-вует в меро-приятиях, является лидером, проблем не создает. Родители активны

2 Буданаев Илья

и т.д.

 Большую помощь в определении перспектив дальнейшего развития учащихся оказывает школьный психолог.

Анкета «Чувства в школе»

Выбрать и отметить «+» только 8 из 16 предложенных чувств (которые ты наиболее часто испытываешь в школе»

Я испытываю в школе

Да

Спокойствие

Усталость

Скуку

Радость

 

Уверенность в себе

Беспокойство

Неудовлетворенность собой

Раздражение

Сомнение

Обиду

Чувство унижения

Страх

Тревогу за будущее

Благодарность

Симпатию к учителям

Желание приходить сюда

После обработки анкет получаем сумму баллов ( в %), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы 45-50%. Если чувство набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний. Если на фоне одного-двух «негативных» чувств пятиклассники выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то делается вывод о дезадаптации и необходимо глубже исследовать ее причины.

Анкета «Отношение к учебным предметам»

Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю

1.

Русский язык

2.

Литература

3.

Математика

4.

Немецкий язык

5.

История

6.

Природоведение

7.

Физкультура

8.

Технология

9.

ИЗО

10.

Музыка

Пятиклассникам предлагается напротив предмета в одной из трех граф поставить «+» и выразить тем самым свое отношение. Ответы анонимны. Данная анкета уточняет список «проблемных» предметов, т.е. тех, которые могут вызвать дезадаптацию. Можно попытаться выяснить, чем вызван «негатив» при изучении данного предмета: трудностью в изучении или проблемами, возникающими при взаимодействии педагога с классным коллективом. В этом помогает следующая анкета.

Анкета «Черты идеального учителя»

Отметь знаком «+» пять из десяти общих черт учителя, которые вызывают у тебя симпатию (нравятся тебе, внушают уважение).

Черты учителя

Мне нравится

1. Хорошо знает предмет

2. Строгий, дает прочные знания

3. Относится ко мне по-человечески

4. Считается с моими возможностями

5. Общается с нами после уроков

6. Не требует многого

7. Интересно на уроках

8. Дает работать самостоятельно, сделать что-то свое

9. Выделяет меня из класса (относится ко мне иначе, чем к другим)

10. Допускает короткую дистанцию между собой и учениками

Эта анкета позволяет выявить еще несколько причин дезадаптации, связанных с деятельностью учителя.

Имея результаты всех трех анкет, делаются следующие выводы:

1) об отсутствии или наличии временной дезадаптации, характерной для периода перехода из начальной школы в среднюю, и силе ее проявления (анкета 1);

2) об отсутствии или наличии «проблемных» предметов (анкета 2);

3) об ожидании детей по отношении к педагогам (анкета №).

В январе проводится повторная диагностика, которая позволяет оценить, насколько активно идет адаптация учащихся во второй ступени обучения, какие предметы вызывают наибольшие затруднения.

Я готовлю информацию об итогах успеваемости ребят, делаю сравнительный анализ качества обучения в 4 и 5 классе, который представляю в виде электронных таблиц. Я считаю, что это очень удобно. Результаты анкетирования на консилиуме очень удобно преподносить через мультимедиапроектор.

На основании данной таблица можно сделать вывод, что учащиеся в основном подтвердили свои годовые оценки. Два ученика снизили свою успеваемость по литературе и немецкому языку, один – по математике.

Такие таблицы я постоянно использую в своей работе при анализе работы педагогического коллектива по итогам четверти.

На педагогических консилиумах в качестве методических рекомендаций я предлагаю учителям, классному руководителю использовать в своей работе различные памятки для учащихся. Например,

Памятка

Как готовить домашние задания

  1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
  2. Задавай вопросы, если что-то не понял или с чем-то не согласен.
  3. точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
  4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
  5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить информацию, производить расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
  6. Если то, что проходил на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
  7. приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать, но и о том, как это можно сделать.
  8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или одноклассникам.
  9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник и посмотри, все ли задания записаны.
  10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
  11. Убери со стола все лишнее – то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, убери все и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.д.
  12. Между уроками делай перерывы.
  13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
  14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи те правила, на которые оно направлено.
  15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы, о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
  16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотнеси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные, связи по смыслу.
  17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
  18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям и творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
  19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
  20. Составляй план устного ответа.
  21. Проверяй себя.

У тебя все получится!

Помни, что мы лучше всего запоминаем:

- то, чем постоянно пользуемся;

- то, к чему нам надо вернуться (прерванные действия);

- то, что нам нужно;

- то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;

- то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого занчимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые помогают пятикласснику успешно пройти адаптацию в школе. Эти правила я оформила в виде памятки, которую учителя школы используют в своей деятельности.

Правила, которые помогут пятиклассникам успешно пройти адаптацию

  1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
  7. Два раза ни у кого ничего не проси.
  8. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  9. Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  10. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
  11. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  12. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  13. Старайся быть аккуратным.
  14. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

Помни!

Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Я считаю, что в нашей школе проблема педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации решается успешно, так как педагогический коллектив заинтересован в создании благополучной образовательной среды.

5. Результативность.

Использование вышеописанной методики организации по созданию условий для успешной адаптации пятиклассников дает определенные положительные результаты. По результатам анкетирования из 12 опрошенных ребят с удовольствием ходят в школу 11» одному ученику иногда не хочется, т.к. он «не высыпается». При определении уровня сформированности мотивации к обучению я выяснила, что большинство ребят (65%) любят учиться, т.к. каждый день узнают что-то новое, получают удовольствие, работая на уроке; 25 % учащихся ходят в школу, чтобы увидеть любимых учителей, пообщаться с друзьями, получить хорошие оценки. Остальные ребята ответили, что ходят в школу учиться, чтобы в будущем получить хорошую работу.

Учащиеся 5-х классов в основном подтверждают оценки, полученные в 4 классе.

Сравнительный анализ качества обучения пятиклассников за 5 лет

2005-06 уч.г.

2006-07 уч.г.

2007-08 уч.г.

2008-09 уч.г.

2009-10 уч.г.

4 класс

50

18

50

47

71

1 четверть

5 класса

46

20

44

43

78

6. Адресная направленность.

Свою работу я адресую начинающим заместителям директора по учебно-воспитательной работе, для использования в массовой практике.

7. Трудоемкость.

Основная трудоемкость заключается в том, что достаточно много времени уходит на различные исследования, подготовку к совещаниям, педсоветам.


8. Литература

1. Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы. Н.Н.Баранова, «Педагогика. Методика», htth://www.portal-slovo.ru/rus/ptdagogics/207/2825

2. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу учения в средней школе. Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко, И.С.Артюхова, методическая газета «Школьный психолог», №12, 2005

3. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников? С.В.Левченко, журнал «Завуч», № 5, 2005

4. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. А.В.Баранников, информационное письмо МО РФ от 21.05.2004 № 14-51-140/13

5. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. Г.И.Горская, М., «Просвещение», 1977

6. Педагогическое сопровождение детей при переходе из начальной в среднюю школу. С.В.Щепина, журнал «Завуч», № 1, 2006

7. Планирование работы школы. Л.А.Ольвинова, журнал «Завуч», № 5, 2006

8. Психология обучения и воспитания школьников. В.А.Крутецкий, М., «Просвещение», 1976

9. Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период их адаптации. И.В.Фирсова, http://festival.1september.ru

10. Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с учащимися. Т.И.Диденко, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002

11. Справочник классного руководителя, 5 – 11 классы. Н.И.Дереклеева, М., «Вако», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов как средство формирования регулятивных учебных действий"

Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус...

Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе

Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы  может стать для образовательного учреждения  мощным стимулом  активизации его деятель...

Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся".

Цель опыта: систематизировать учебно - методический материал для создания модели проектно - исследовательской деятельности с учащимися 8 - 11 классов в условиях школьного НОУ....

Обобщение опыта по теме:"Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время"

       Изучение художественной литературы даёт нам возможность приобщиться к духовной культуре человечества. Общение с литературным произведением требует не только работы ра...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Педагогический совет как инструмент организации деятельности педагогического коллектива

В статье рассматривается важность управленческой функции педагогического совета, способствующему организации деятельности педагогического коллектива современной школы, и получение высоких результатов ...