Образ в хореографическом произведении
статья на тему

Агошкова Анастасия Владимировна

Что такое образ в хореографическом произведении?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образ в хореографическом произведении

   Что такое образ в хореографическом искусстве?

   Образ – это конкретный характер человека плюс сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые определены действием драматургическим. В художественном творчестве образ – явление собирательное, типическое, вымышленное, но вместе с тем взятое из самой гущи жизни. Он органически складывается из множества слагаемых свойств и особенностей.

   Балетмейстер воспринимает окражающий мир в движении. Движения в танце – это синтез всех возможностей человека, раскрывающих во времени и пространстве в условной сценической форме законченную мысль. Этой же цели служат вводимые в танец элементы пантомимы. В танце мимика и жест сливаются в одно понятие – движение.

   Движение – это художественная трансформация привычек, манер и других внешних признаков той или иной категории людей в сценическом хореографическом действии. Поза – как пауза в музыке. Это остановленное движение, но не прерванная мысль. Поза придаёт танцу скульптурность. От построения поз во многом зависит правильное восприятие зрителем задачи данного танцевального эпизода, а порой и всего замысла автора. Здесь вступает в закон взаимосвязи позы и ракурса – определённое пространственное положение исполнителя по отношению к зрителю.

   Одним из динамичных средств выражения действительности в сюжетном танце является рисунок пространственного перемещения исполнителя. Если в дивертисментном танце рисунок выступает как основной образно-декоративный элемент, то в действенном танце он, помимо всего другого, тесно связан с режиссурой. Умение грамотно построить мизансцены и максимально использовать все выразительные средства для полного раскрытия идейно-образного содержания танца – свидетельство режиссёрского мастерства балетмейстера.

   Мизансценируя определённый эпизод, балетмейстер создаёт цепь «маяков», направляющих зрителя на объект: это может быть доминирующее направления движения в римунке или расположенная в определённом ракурсе статичная группа. Концентрацией внимания зрителя на центральном объекте действия балетмеймстер создаёт компазиционный фокус – важный драматургический элемент.

   Хореографический образ должен быть цельным, отражать явления жизни. При построении хореографического образа применяются различные созданные приёмы: комбинированные, типизация, акцентировка, абсолютизация.

  1. Комбинировние - сочитание различных элементов. Это сложное взаимодействие, при котором элементы образуют сложную структуру. Оно включает в себя хореографический материал, музыкальный материал, реквизит, свет, декорации, костюмы. Всё это складывается и взаимодействует так, что в результате создаётся целостный образ.
  2. Преувеличение и преуменьшение (акцентировки) – вынесение на передний план каких-то особых, характерных качеств, предметов, явлений.
  3. Типизация – соединение наиболее ярких, типичных черт объекта в едином образе, и создание при этом новых качеств характера.
  4. Абсолютизация – это приём, связанный с анализом и синтезом. Он заключается в том, что комбинируются отдельные элементы, перенесённые из разных образов в один цельный образ.

   В создании хореографического образа огромную роль играют музыка, живопись, литература.

   Хореографический образ вбирает в себя форму сценического воплащения содержания, цель и средства. Во время создания хореографического образа для балетмейстера важно всё:

  1. Выбор выразительных средст. Поиск внешней формы для хореографа всегда процесс создания (обязательно вместе с тансовщиком-актёром) личности персонажа, его характера, темперамента, манеры мыслить, диктующих логику поведения. От органики образа рождается его хореография как пластическое выражение внутренней жизни.
  2. Контрастность линий действия (по принципу усиления или замедления). Контрастность проявляется в соединении мизансцен и отдельных танцевальных фрагментов, движений. Стремительный напор кульминационных движений подготавливается мягкой пружинистой силой, грациозностью предыдущих танцевальных фраз.
  3. Организация метроритмической части танца и музыки. В момент кульминации подчёркнутая острота и размах движений, темпоритмический динамизм в соединении со стремительностью, пространственного перемещения предельно эмоционально выражают характер танца.
  4. Все остальные элементы хореографической формы, которые помогают не только создать образ, но и раскрыть содержание (применение пантомимы, изобразительные средства, реквизит и т.д.)

   Итак, хореографический образ складывается из следующих этапов:

  1. Выбор выразительных средств;
  2. Способы их комбинирования;
  3. Поиск композиционного решения;
  4. Поиск единого стиля;
  5. Использование различных художественных и хореографических приёмов.

   Хореографический образ – целостное выражение в танце чуства и мысли, человеческого характера. Образный танец содержательн, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Он всегда говорит о человеке, о народе, о стране, о времени. Создать хореографический образ – значит, обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определённую идею.

   Танец, лишённый образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становятся выразительным средством, помогает раскрытию содержания.

   Каждый народный танец отражает образ жизнт народа. Каждый народ выражает своё представление о наилучшем человеке, свой эстетический идеал. Фольклорный танец почти никогда не выражает образ отрицательного героя.

   Образ в народном танце – это передача конкретных черт в создании сценического образа танца. Самая трудная проблема – притиворечие между эстетикой прошлого и настоящего. Проблема традиций и новаторства решается на основе эстетического содержания. Создавая образный народный танец, необходимо стремится выразить свою идею, которая заключается в том, чтобы передать, воспеть характерную черту народа так, как определяет это для себя балетмейстер.

    В сценическом  воплощении хореографический образ нередко тождестленен действующему лицу, персонажу произведения. Его танцевально-пластическая характеристика складывается на протяжении действия из разнообразных эпизодов, позволяющих раскрывать многосторонние грани характера. Главное средство создания хореографического образа – действенный танец (сольный, ансамблевый, массовый), но выжную роль могут играть пантомима и дивертисментный танец. Хореографический образ, созданный солистом, изображающим тот или иной персонаж, нередко дополняется так же участием кордебалета, усиливающего образное «звучание» танца солистов. Хореографический образ рождается как органический сплав различных выразительных элементов, приёмов и средств, возникает на основе единства человеческого характера и воплощает действие и идею спектакля.

   Исполнительское творчество активно, тансовщик воссоздаёт не только балетмейстерский текст, но и вкладывает в танец своё понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографический текст и проявляя в этом свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Образ Катерины в произведении Островского "Гроза"

Охарактеризовать образ главной героини произведения Островского " Гроза"...

«Характер и образ в литературном произведении (на примере романа Фредерика Стендаля «Красное и черное»).

«Столкновение с людьми открывает нам часто глаза на самих себя. Это нравственное зеркало, от которого не следует отворачиваться». (Ф.Стендаль)      Мы продолжаем наше ...

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")

Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....

Сравнительный анализ образов героев одного произведения

Обучение школьников сравнительному анализу образов на примере произведений  "Кавказский пленник"  Л.Н. Толстого и "Дубровский" А.С. Пушкина....

Презентация к уроку "Понятие об образе - символе"(по произведению Гаршина "Красный цветок"

Данная презентация поможет учителю при проведении урока по произведению В.М. Гаршина "Красный цветок". На примере изучения этого рассказа раскрывается понятие "образ-символ"....

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....