Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Организация набора в хореографический коллектив

    Агошкова Анастасия Владимировна

    Хорошая организация – залог успеха в любом деле, а в организации хореографического коллектива особенно. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация набора в хореографический коллектив

       Хорошая организация – залог успеха в любом деле, а в организации хореографического коллектива особенно. Танцевальные коллективы можно классифицировать по следующим признакам:

    • По жанровой принадлежности различают коллективы классического, народно-сценического, эстрадного, бального танца, фольклорные ансамбли, танцевальные группы при хоровых коллективах и др.
    • По возрасту участников коллективы делятся на детские, юношеские, взрослые и смешанные.
    • По целям и характеру деятельности (по функциям) различают обучающие (школы искусств, хореографические школы и студии), творческо-исполнительские (театры и ансамбли танца), смешанные (ансамбли и студии при них).
    • По источникам финансирования – коллективы, находящиеся в ведомстве комитетов по культуре и комитетов по образованию, а также частные студии.

       Наряду с тем, что у каждого из этих коллективов свои особенности в организации работы, они имеют и общие принципы, к которым относятся:

       Массовость, общедоступность: каждый человек может заниматься танцами;

       Добровольность: при организации хореографического коллектива необходимо учитывать склонности будущих участников к танцу, их большое желание научиться танцевать, а также возрастные и индивидуальные особенности;

       Систематичность и планомерность занятий коллектива. Это принцип необходимо соблюдать, так как занятия танцами связаны, прежде всего, с физическим развитием и тренировкой тела. Несоблюдение этого принципа часто приводит к травмам, а иногда и к более тяжёлым последстиям;

       Инициативность самих участников. Это один из важных принципов, который руководитель зачастую не учитывает и пологается только на свои права и обязанности. А ведь этот принцип даёт возможность руководителю воспитать из учеников более активные и творческие личности.

       Вся организационная работа по созданию хореографического коллектива начинается с подготовки условий и материальной базы, что является одним из основных компонентов для плодотворной и творческой работы коллектива. Сюда относятся:

       Помещение (класс), хорошо освешённое, проветриваемое, просторное (не менее 50-60 м² на 20-25 участников), с деревянным, некрашенным полом, так как во время занятий краска стирается, превращается в пыль, которая поглощается учащимися, что, естественно, отрицательно влияет на их здоровье.

       Станок – это круглая длинная палка, которая с помощью специальных кронштейнов фиксируется  в горизонтальном положении вдоль стены. Расстояние между палкой и стеной 25 см. станок желательно установить двухъярусным, так как чаще всего в одном классе занимаются как взрослые, так и дети. В варианте для взрослых расстояние между полом и станком – 90см, а в варианте для детей расстояние уменьшается до 70см; максимальный диаметр нижней палки 6см, а верхней 8см. Если помещение используется и для других целей, то можно станки сделать перенасними.  

       Зеркала необходимы для того, что бы занимающиеся мог проверить правильность исполнения движения, проследить за манерой, характером исполнения танца, увидеть свои недостатки. Но зеркалом необходимо пользоваться только при исполнении движений на середине зала. Использование зеркала при исполнении движений у станка нежелательно, так как желание заглянуть в зеркало во время исполнения того или иного движения может привести к неправильному методическому изучению движений экзерсиса и постановки корпуса.

       Оформление класса должно быть не броским, не нужно превращать его в музей, где множество картин, фотографий, различных украшений и цветов. Наиболее приемлемые условия – это чистые стены, спокойный цвет штор, сочетающийся с цветом стен.

       Раздевалки для девушек и юношей отдельно, оборудованные зеркалами, что бы учащиеся при входе в класс  были аккуратно одеты и причёсаны. Каждый должен иметь своё место (шкафчик). Желательно что бы имелись душевые кабины.

       Одновременно с подготовкой материально-технической базы начинается работа по комплектованию коллектива, залогом успешной деятельности которого является правильный отбор.

       Существует несколько форм отбора:

    • Объявленио об организации коллектива, которые вывешивают на самом видном и многолюдном месте: магазин, учебное заведение, учреждение культуры, транспортная остановка, молодёжное общежитие и т.д. объявление должно быть красочным. В нём указывается место и время записи, база коллектива, кого набирают в коллектив (юношей, девушек, возраст), направленность коллектива (школа, студия, ансамбль классического, народного или эстрадного танца) и т.д.
    •  Конкурсы на вечерах на лучшее исполнение танца, что может выявить способных танцоров.
    • Выступление силами активистов-танцовщиков устроить там, где решено создать коллектив.
    • Проведение популярных лекций о хороеграфическом искусстве, сопровождающихся выступлениями хореографических коллективов, показом кино, видеофильмов.
    • Оповещение об организации коллектива через местную печать, радио, телевидение.
    • Публичные выступления (если коллектив создан и работает)

       В процессе комплектования коллектива при наборе не следует вводить численные и возрастные ограничения. Лучше разделить по возрастам. Дети до 16 лет формируются в определённые группы, которые занимаются в свои часы и по своей программе. И подход к их набору имеет свою специфику. С 16 лет и старше – это уже взрослый коллектив. Сроки приёма в коллектив должны быть точно определенны, и следует постараться только в этот срок привлечь новых участников. В течение года можно принимать только в исключительных случаях.

       Лучшей формой отбора является предварительный. В этом случае принимаются все желающиеся. В течение двух-трёх месяцев проводятся занятия, руководитель внимательно изучает каждого участника. Выясняется отношение к делу, восприимчивость, профессиональные данные. А потом выбираются те, кто проявил себя способным и нужным в работе этого коллектива. Но такой подход может иметь место только тогда, когда количество желающих значительно выше реальных возможностей, то есть когда можно сделать отбор.

       Главным показателем для приёма в коллектив народного танца является способность исполнять народные танцы, наличие темперамента, выразительности, юмора, умение схватывать и передовать характер танца – творческая индивидуальность исполнителя.

    • С каждым желающим поступить в коллектив, руководитель проводит беседу, определяя, насколько серьёзно он настроен заниматься танцем.
    • Проверяет музыкальный слух и ритм. Для этого проигрывается музыка, обычно 2/4, при этом темп то замедляется, то ускоряется, предлагают промаршировать. Руководитель простукивает какой-то несложный ритм, затем просит повторить.
    • Можно предложить, что-то станцевать, исполнить этюд для проверки выразительности.

       Обязательным критерием для всех поступающих должно быть хорошее здоровье, наличие музыкального слуха и ритма.

       Большое значение для танца, в особенности классического, имеет рост. Рост и развитие детей идут непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. Известно, что в некоторые возрастные периоды преобладает рост, а в другие – развитие.

       Волнообразность темпов развития и роста определяет необходимость выделения нескольких возростных периодов. Возрастные периоды ускорения роста принято также называть периодами вытягивания: до 1 года, с 3 до 7 лет, с 11-12 до 15 лет. А периоды некоторого замедления роста – периодами округления: с 1 до 3 лет и  с 7 до 10-11 лет.

       Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково, у девочек с 11-12 , а у мальчиков с 13-14 лет темп роста ускоряется, и к 14-15 годам рост мальчиков и девочек почти одинаков. Однако с  15 лет мальчики растут быстрее.

       В 8-10 лет костная система детей ещё окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при неправильном длительном положении тела, возможно, его искревление. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой. В эти годы дети уже обладают достаточным уровнем психического развития, но они очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство воображения, эмоциональность и непосредственность реакций, однако из-за относительной слабой устойчивости внимания дети на занятиях теряют темп и ритм. Дети в этом возрасте обладают наглядно-образным характером запоминания, поэтому наиболее эффективен личный показ движений педагогом.

       В 12-14 лет  в организме детей происходят резкие эндокринные сдвиги, меняется функциональное состояние всех органов. У детей этого возраста меняются пропорции тела. У девочек после интенсивного роста нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза и ширины грудной клетки. У мальчиков происходит максимальное увеличение поперечника таза, окончательное вытягивание туловища, увеличение объёма грудной клетки. Кости утолщаются. Окончательно устанавливаются изгибы позвоночника. Нарастает мышечная масса, увеличивается сила и выносливость мышц.

       Наиболее благоприятный возраст для восприятия движения в хореографии – 10-11 лет, а затем 15-16 лет. При этом нужно отметить, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте.

       С точки зрения обучения хореографии большой практический интерес имеет прогнозирование роста и изменений пропорций тела детей в процессе их развития.

       Различают три основных типа или формы пропорции тела:

       Первая форма – долихоморфная – характеризуется относительно узким туловищем, плечами и тазом и относительно длинными ногами и руками, причём само туловище сравнительно короткое;

       Вторая форма – брахиморфная – в противоположность первой характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно короткими ногами и руками;

       Третья форма – мезоморфная – представляет собой среднюю форму строения тела, промежуточную между двумя предыдущими.

       В хореографии предпочтение отдаётся долихоморфному и мезоморфному типам сложения.

       Для занятий танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку.

       Принормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы.

       Серьёзным недостатком считают плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе развития ребёнка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.

       Как отклонения рассматривают О-образные и Х-образные ноги. В Х-образных ногах внутренние связки коленей длинее, а наружные – короче. При О-образых ногах внутренние связки коленей сокращены и бёдра удалены друг от друга. Некоторые формы О-образных и Х-образных ног поддаются исправлению путём применения спецыальных тренировочных упражнений.

       Выворотность ног – это способность развернуть ноги (бёдра, голени и стопы) в положении en dehors (наружу), когда при првильно поставленномкорпусе бедра, голени и стопы повёрнуты своей внутренней стороной наружу.

       Для определения выворотности ног ребёнка подводят к станку и устанавливают его в первую позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, что бы бёдра как можно больше раскрылись в стороны (ступинировать), то есть предлагают исполнить grand plie. Взяв руками за бёдра чуть выше колен и помогая ребёнку раскрыться, можно увидеть легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны обпазуя прямую линию с коленями.

       Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат – является опорой тела человека и выполняет рессорные функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в сценическом танце играет ещё и  не маловажную эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъёмом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца. По анотомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. Подъём стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Различают три формы подъёма стопы: высокий, средний и маленький.

       Подъём стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочерёдно: сначало одна нога, потом другая. При наличии подъёма стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.

       Высота танцевального шага определяется при выворотном положении ног в трёх направлениях: в сторону, вперёд и назад. Сначала проверяется одна нога, потом другая. Для проверки танцевального шага ребёнок становится боком к станку и педагог поднимает ногу в сторону до той высоты, до какой позволяет это сделать бедро.

       Гибкость тела – одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься классическим и народным танцем.  Она показатель пластичности тела. Гибкость придаёт танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа. Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперёд и вниз совершается благодаря растяжению межпозвонковых дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.

       Прыжок придаёт танцу необходимые для него качества: лёгкость, воздушность, полётность – и поэтому является его важной составной частью. Проверяется высота прыжки при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется вытянуть пальцы стоп вниз.

       Для прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии словом ballon (баллон) – умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка заданное положение.

       Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.

       Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движения. Различают три основных вида координации:

       Нервная – характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей то работы зрительного и вестибюлярного аппарата и других органов.

       Мышечная – характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).

       Двигательная – это процесс согласования движения звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

       Основной характеристикой равновесия или апломба тела является устойчивость. Стержень апломба – позвоночник, но важную роль для устойчивости играют хорошее зрение, нормальная работа вестибюлярного аппарата, координация, общее хорошее физическое развитие и здоровая нервная система.

       При обучении детей танцу необходимо знать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребёнка.

       Существут четыре типа высшей нервной деятельности человека:

    1. Темперамент сангвиника – сильный, уравновешенный, подвижный;
    2. Темперамент холерика – сильный, неуравновешенный, подвижный;
    3. Темперамент флегматика – сильный, уравновешенный, инертный;
    4. Темпрамент меланхолика – слабый.

       Наиболее подходящими для занятий танцем из четырёз типов темпераментов принято считать сангвиников и холериков, флегматики требуют особых, индивидуальных занятий.

       

       

       

       

       

       

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кухонный набор в стиле городецкой росписи

    Прект выполнил ученик 8 класса Васильев МаксимПроект "Кухонный набор в стиле городецкой росписи"...

    Критерии отбора детей в детский хореографический коллектив.

    Правильно определить способности и возможности детей для успешного обучения их хореографии непросто. Руководитель должен увидеть в каждом ребенке потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту...

    АНАЛИЗ УЧЕБНИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА «SPOTLIGHT 2. АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ». КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ: Н. И. БЫКОВА, Д. ДУЛИ, М. Д. ПОСПЕЛОВА, В. ЭВАНС, М. «EXPRESS PUBLISHING» ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011.

    ИТОГОВАЯ РАБОТА по программе курсов повышения квалификации «Реализация ФГОС начального общего образования в общеобразовательном учреждении»  Данный учебник(со встроенной книгой для...

    Возрастные особенности детей и их учет при организации работы в хореографическом коллективе.

    О возрастных особенностях детейпри организации работы вхореографическом коллективе...

    ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Образцовый хореографический коллектив «Росток»» ТЕМА: «Русский танец»

    В работе дано полное описание проведения открытого занятия по хореографии на тему "Русский танец"....