Упражнения на разгрузку и перемену деятельности
методическая разработка на тему

Барладым Марина Сергеевна

Упражнения на разгрузку и перемену деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upr.na_razgruzku_i_perem_deyat-ti.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

 «Центр детского творчества»

                      Упражнения

на разгрузку и

 на перемену  деятельности

 

Материалы подготовила методист

Барладым Марина Сергеевна

Нижневартовск 2009г.

  1. Домбайский бокс – участники разбиваются на пары, встают на расстояние вытянутой руки друг от друга, ставят ноги вместе и выставляют перед собой ладони. Задача – толкая друг друга в ладони, вывести партнера из равновесия, после чего искать нового партнера. Необходимо одержать как минимум три победы. При этом анализируется то, как участники решают проблему победы в борьбе –с помощью силы, или с помощью мягкости. Основная мысль упражнения – «Не стремитесь победить противника – лучше помогите ему проиграть!» Как правило, сильный и агрессивный в этом упражнении проигрывает менее сильному, но более гибкому партнеру.

  1. Равновесие – принцип тот же, что и в «ДБ», только партнеры стоят напротив друг друга в положение «на одной половице», носком передней ноги касаясь носка партнера. Правая рука выставлена вперед, ладонь смотрит влево, ребром ладони – вниз. Задача – толкая партнера в ладонь, вывести его из равновесия.

  1. Кошка-собака – участники и ведущий сидят в кругу. Ведущий показывает два разных предмета и дает им название, одному – «кошка», другому – «собака». Задача каждого, кому дается предмет, спросить дающего «Что это?». Дающий, в свою очередь должен спросить то же самое у того, кто дал ему этот предмет, т так далее, пока вопрос не дойдет до тренера. Тренер, в зависимости от предмета отвечает, «кошка», или «собака». Ответ доходит до человека, который спрашивал, тот берет предмет и передает его следующему и все начинается сначала. Предметы движутся по кругу то ведущего вправо и влево. Они должны обойти круг и вернуться к тренеру. Пока предметы не дошли до середины круга – все просто. Как только они пересеклись на каком-то человеке – начинается поступление разной информации и разных источников и наступает момент требующий очень большого сосредоточения. Как правило при этом участники кричат, смеются ничего не понимают о том, что должны делать они, но все понимают о том, что нужно делать остальным, что и анализируется после завершения упражнения. Упражнение очень энергетическое  и смешное – можно использовать как разгрузку или как завершение дня.

  1. Пять песен – участникам предлагается на чистых листах бумаги написать пять первых строк из пяти песен, первых пришедших к ним в голову. Дается установка на то, что это – тестовое задание. После того, как задание выполнено тренер собирает подписанные листы с заданиями и начинает интерпретировать их. Он сообщает участникам о том, что в подсознании человека зафиксированы пять основных этапов их социального развития – рождение, первая любовь, свадьба, первая брачная ночь, смерть. В этот момент участники понимают, что это шутка и дальнейшее зачитывание проходит под смех.

  1. Ликование – тренер задает вопрос участникам об этимологии слова «ликование». Группа вспоминает, после чего приходит к решению – «ликование» от слова «лик», «лицо». Далее тренер рассказывает о том, что у славян было нечто вроде обычая – выражать доверие и приязнь с помощью процесса ликования. Партнеры обнимали друг друга так, чтобы одна рука была на плече, другая – на поясе, и несколько раз хлопали друг друга по спине. Колени соприкасались, и партнеры прикасались щекой к щеке. Тем самым они демонстрировали отсутствие оружия на поясе, отсутствие брони на груди и спине, отсутствие шлема.  После объяснения процесса, группе дается задание – «у вас есть три минуты, обликовать каждого, присутствующего в комнате.» Участники бросаются выполнять инструкцию, торопятся, обнимаются, хохочут, происходит очень сильный выброс позитивной энергетики.

  1. Отгадай сказку – выбираются два участника, которым дается задание учиться задавать закрытые вопросы. Им говорится о том, что группа, в их отсутствие, придумает про них сказку и необходимо задавая закрытые вопросы, отгадать – кто кроме них еще участвует, как начиналось действие, что происходило, чем закончилось. Когда участники выходят из комнаты, остальным дается следующая инструкция: «Когда будет задаваться вопрос, который заканчивается на гласную, - отвечаете «Да», на согласную – «Нет», на мягкий знак – «Может быть». Отсутствующие участники приглашаются в зал и им, как бы между делом, дается установка на тему сказки. Тренер говорит что-то типа: «Я не несу ответственности, за ту сексуальную свободу, граничащую с …, которую позволили себе ваши коллеги по группе, сочиняя сказку про вас». Далее, начинается угадывание сказки, которое естественно движется в направлении, заданном тренером. Все довольны, все смеются. В заключение угадывающим предлагается рассказать свою версию сказки, после чего задается вопрос: «Если бы можно было одним словом описать человека, который придумывает такие сказки, как бы Вы это сделали?»

  1. Молекула – упражнение-игра, направленное на то, чтобы участники потусовались, сбросили напряжение, подзарядились друг от друга. Инструкция очень проста – на ограниченном пространстве двигаться по типу броуновского движения, неупорядоченно и хаотично. По команде тренера объединиться в группы по числу, соответствующему команде. Например, когда тренер командует «Четыре», необходимо быстро и крепко схватить еще троих и объединиться в «молекулы» по четыре «атома». Далее подается команда на движение и снова объявляется количество «атомов». Упражнение провоцирует неконтролируемый и спонтанный телесный контакт, что вызывает значительный выплеск энергии.

  1. Хвост  дракона – упражнение-игра, построенное по принципу, аналогичному «молекуле», с такой же целью. Участники разбиваются на группы по 4-6 чел и образуют что-то типа «паровозиков». По команде тренера начинают хаотичное движение в ограниченном пространстве. По хлопку, каждая группа старается «оторвать» последнего от какой-либо группы, причем нельзя позволить оторвать своего замыкающего. Эффект – практически такой же как и в «Молекуле».

  1. Мотогонки – участники работают в парах. Номер первый – гонщик, номер второй – мотоцикл. Номер первый встает за номером вторым, берет его за талию и закрывает глаза, а второй, по команде ведущего начинает бежать по комнате в неопределенном направлении. Смена происходит так же по команде ведущего. В процессе игры хорошо видно кто и как относится к той или иной роли – первые номера демонстрируют способность или неспособность доверять ведущему их партнеру, вторые – способность нести ответственность за того, кто им доверился. Кроме того, это упражнение приводит к очень большому выплеску энергии, большому веселью и очень хорошо расслабляет группу после занятия.

  1. Стирка старой рубашки – упражнение проводится для восстановления тонуса участников в процессе, или после тренинга. Участники работают в кругу, или в парах. Предлагается представить себя старой рубашкой, которую нужно стирать. Вначале участники «замачивают» рубашку – делают несколько быстрых наклонов вперед, полностью расслабив плечи и руки. После этого они начинают «натирать рубашку мылом» самостоятельно или с помощью партнера. «Натерев», начинают «стирать», а затем «полоскать». Рекомендуется все же использовать помощь партнера. После стирки рекомендуется «выжать» рубашку – стоя «ноги шире плеч», поворачивать корпус как можно дальше назад. После всех этих процедур – хорошенько «встряхнуть рубашку» и повесить ее сушиться. Из положения «наклонившись вперед» на медленном вдохе, медленно поднимать плечи вверх, выше, к ушам, тянуть еще выше, развести плечи, отвести как можно дальше назад и с выдохом, «бросить» вниз. Повторить несколько раз.

  1. Паровоз – упражнение используется для снятия напряжения в конце рабочего периода, или в конце рабочего дня. Участники стоят в кругу. Тренер дает инструкцию: «Я буду хлопать, сначала медленно, затем быстрее, затем еще быстрее, затем совсем быстро и .т.д. Вы будете хлопать вместе со мной, с точно такой же скоростью и ритмом. С возрастание скорости будет возрастать ваше возбуждение, нарастать чувство тревоги и усталости, старайтесь как бы концентрировать все это между ладонями, наращивая по мере нарастания скорости. Когда скорость и ваши чувства  достигнут апогея, я подниму руку и резко, как бы потянув за веревку, опущу ее вниз. В этот момент вы должны «загудеть»,  вложив в звук все то, что в этот момент будет внутри вас» тренер начинает хлопать, одновременно говорить инструкцию, как бы наращивая то возбуждение, которое должно быть. Все больше скорость, все громче говорит тренер, все больше «заводятся» участники и вот наконец, тренер поднимает руку и резко бросает вниз. Участники издают звук, похожий на гудок паровоза, выбрасывая из себя всю накопленную за день усталость.

  1. Конкуренция – Участники, поставив ноги вместе, стоят в кругу и держат друг друга за руки. Тренер дает инструкцию: самому оставаясь на месте, сделать так, чтобы партнер справа или слева оказался в кругу. Тренер так же дает установку на конкуренцию при исходных равных условиях.

  1. Хлопать-топать – Участники сидят в кругу. Правой ногой нужно зацепить ногу соседа справа в области щиколотки, правую руку положить на колено соседа справа. То же сделать левой рукой и левой ногой. Тренер дает инструкцию хлопать ладонью по колену, на котором она лежит так, чтобы хлопки шли один за другим, например по часовой стрелке. После этого аналогичное задание дается для ног. Когда у участников начинает получаться, задания делаются одновременно. Как правило, задание получается не сразу и в процессе отработки участникам удается повеселиться, наблюдая попытки коллег по группе отследить оба потока информации одновременно.

  1. На коленки - по кругу. – участники стоят в кругу по принципу «паравозик», при этом обнимают за талию человека, стоящего через одного впереди. Задание – сесть на коленки тому, кто стоит сзади. Получается не сразу, как правило на первых порах кто-нибудь выпадает из круга и весь круг из-за этого разваливается. Тренер дает установку на то, что любое командное дело похоже на выполняемое упражнение – пока все держат друг друга – все буде работать. Нет самого главного или не важного. Если выпадает один – разваливается все. Пробуют еще раз или несколько – до тех пор, пока не получится правильно. После этого все отпускают руки и тренеру имеет смысл, в целях большего сплочения группы поощрить участников на небольшое проявление радости и гордости собой, - «Вы сделали это, имеет смысл поаплодировать себе и коллегам по группе»

  1. Паромщик - Участник, выбранный ведущим, исполняет роль паромщика на переправе.  На противоположном от него берегу стоят несколько участников, которым необходимо переправиться через реку.  В свою лодку паромщик может взять только одного пассажира. Задача каждого участника – любыми способами, но не подходя ближе чем на 3-4 метра, убедить паромщика взять в лодку именно его. Можно вводить дополнительные осложнения, например – паромщик очень плохо слышит и понимает только жесты, и т.п. упражнение анализируется с точки зрения способов невербального выражения энергетики, с помощью видеоаппаратуры.

 

Тренеру обязательно нужно акцентировать внимание на каждом случае успешного применения полученной на тренинге информации. Даже если участник не получил желаемого результата - все равно, попытка применения технологии в работе должна быть замечена и поощрена. Таким способом тренер сможет добиться переноса игровых и тренинговых ситуаций на практические. С тренинга, помимо технологий и знаний, участники должны унести с собой эмоционально положительное ощущение, связанное с результативными попытками применения учебных навыков в работе. Кроме того, необходимо через активное поощрение  дать понять участникам, что даже неудачное применение технологии - есть еще один их шаг к профессионализму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложения 2-4 "Упражнения по всем видам речевой деятельности и ситуации для развития навыков говорения " к теоретической работе" Дидактика и методика уроков иностранного языка"

В Приложениях 2-4 представлены упражнения   по видам речевой деятельности: чтению, аудированию, грамматике и лексике; речевые ситуации для развития лексических навыков и навыков устной речи,...

Система тренировочных упражнений как метод активизации познавательной деятельности

Если ученик в школе ненаучился сам ничего творить,то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоя...

упражнения психологической разгрузки

Представлены материалы, которые могут быть использованы учителем- предметником или классным руководителем при организации работы с обучающимися на дополнительных занятиях и  во внеурочной деятель...

Игры, направленные для физической и эмоциональной разгрузки детей через музыкально-двигательные упражнения

Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Он стремится к активной деятельности. Важно не дать этому стремлению угаснуть и способствовать ег...

Кинезиологические упражнения как средство стимулирования познавательной деятельности и активизации межполушарного взаимодействия

Кинезиологические  упражнения как средство стимулирования познавательной деятельностии активизации межполушарного взаимодействия...

Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития

Сесомоторное плсобие  "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей,  речевых н...

Кинезиологические упражнения как средство стимулирования познавательной деятельности

Кинезиологические  упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности...