Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития
методическая разработка

Сесомоторное плсобие  "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей,  речевых нарушений и коррекцию ВПФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensomotornaya_kniga.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕНСОМОТОРНОЙ КНИГИ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.

Основной контингент групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР составляют дети со сложной структурой дефекта, имеющие последствия перинатальной энцефалопатии, которые могут выражаться в различных неврологических нарушениях; с сенсорными нарушениями, которые отстают от сверстников по общему уровню развития отдельных анализаторов; с нарушениями опорно-двигательного аппарата, раннего детского аутизма.  Указанные нарушения являются причинами в задержке наглядно-образного мышления и выражаются в отставании сроков возникновения и качественном своеобразии  всех видов деятельности и психологических новообразований: в неравномерности, нарушении целостности развития личности.

Педагоги групп компенсирующей направленности стоят пред необходимостью тщательного подбора дидактических пособий, которые должны соответствовать уровню психомоторного развития,  с опорой на зону актуального развития, с учетом зоны ближайшего развития. Пособие, представленное нами, соответствует всем требованиям ФГОС ДО.

Сенсомоторное пособие  «Книга Babу-sitter» - это полифункциональное пособие для детей с  ОВЗ, детей-инвалидов. Книга объединена единой лексической темой «Животные» и формирует первичные представления о животных. Данная книга представляет собой совокупность страниц-планшетов на основе ковролинографа. Авторская рукотворная книга изготовлена из экологичных материалов, приятных на ощупь: фетр, хлопок, бусины, репсовые ленты.  Для развития тактильно-кинестетического восприятия и развития  мелкой моторики  представлены застежки всех видов: крючки, кнопки, молнии, люверсы, пуговицы, магниты, велкроткань.

Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с пособием  «Книга Babу-sitter»:

  • Активизация ощущений различной модальности;
  • развитие всех видов восприятия;
  • формирование гнозиса (стереогноза, соматопространственного гнозиса);
  • совершенствование разнообразных двигательных навыков, тонкой моторики развитие зрительно-двигательной координации, оптико-пространственных представлений;
  • овладение орудийными действиями;
  • формирование навыков общения (развитие у детей-инвалидов невербальных форм общения, понимание указательного и приглашающего жестов, установление зрительного, эмоционального, предметного, речевого контакта, быть понятым и ориентироваться в социальных ситуациях);
  • развитие экспрессивной речи на основе делового сотрудничества ребенка с взрослым и приобщение детей-инвалидов к способам усвоения и присвоения общественного опыта;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • коррекция высших психических функций, познавательной деятельности.

В соответствии с выделенными направлениями сформированы комплексы упражнений, приведенных ниже:

«Поздоровайся с Мишкой», «Кто что ест», «Считай, не ошибись»,  «Кто где живет», «Найди маму детенышу», «Назови ласково», «Кто как кричит», «Накорми ежика», «Наведи порядок в кладовой ежика», «Найди мышку в норке», «Помоги клоуну собрать шарики», «Помоги Мишке поймать рыбку», «Тактильные мешочки», «Поймай такую же рыбку», «День-ночь»,

«Подбери домик для гусеницы», «Цветик-семицветик», «Прожорливая лягушка», «Солнышко и дождик», «Прожорливые гусеницы».

Структура занятия:

  1. Оформление  начала и итога занятия ритуалами;
  2. выделение предмета, объекта из окружающего мира, организация ориентировочно-поисковой реакции на предметы;
  3. обучение способам сенсорного обследования посредством анализаторов различной модальности;
  4. перевод разрозненных ощущений в единый целостный образ на уровне восприятия;
  5. включение исследуемого предмета в деятельность, доступную ребенку, что способствует формированию представлений;
  6. итог занятия  (конкретизируется предмет, восстанавливается последовательность действия с предметом).

В ходе выполнения предметно-практических действий с сенсомоторной книгой у ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность, плановость в действиях, развиваются мышление и речь. Данное пособие позволяет актуализировать имеющиеся у детей опорные знания и способствует их дальнейшему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Коррекционно-развивающие игры и упражнения для коррекции недостатков внимания у учащихся с ЗПР.

В данном материале представлен конспект и презентация на тему "Коррекционно- развивающие игры и упражнения для коррекции недостатков внимания у детей с ЗПР"...

Сборник коррекционно-развивающих игр и упражнений для подростков с трудностями в обучениии

Целью данных коррекционно-развивающих упражнений является оказание информационной помощи педагогам по организации во время урока. Основная коррекционная задача – это внесение элементов коррекции...

Коррекционно-развивающая роль физических упражнений

Примерный комплекс упражнений, для проведения динамической перемены...

Методическая разработка "Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС педагога-психолога с использованием мобильного интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DМ"

Мобильный интегрированный мультимедийный комплекс с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM – уникальный инновационный образовательный продукт, предназначенный для демонстрации стереоскопического уч...

Мастер - класс для родителей детей с ОВЗ «Использование ортопедических ковриков «Орто» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ учителя-логопеда и педагога-психолога (презентация)

Мастер - класс для педагогов и родителей детей с ОВЗ «Использование ортопедических  ковриков  в коррекционно-развивающей работе  учителя-логопеда и педагога-психологас детьми...

Использование игровых технологий при построении коррекционно-развивающей работы по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ

2 слайд. Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу психического развития человека соответствует определенный тип ведущей деятельности, которая на данно...