Мастер- класс «Коррекционно-развивающие игры и упражнения для коррекции недостатков внимания у учащихся с ЗПР.
план-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему

Величко Марина Геннадьевна

В данном материале представлен конспект и презентация на тему "Коррекционно- развивающие игры и упражнения для коррекции недостатков внимания у детей с ЗПР"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель : познакомить с формами игровой деятельности, направленных на коррекцию недостатков развития произвольного внимания у детей с ЗПР на групповых и индивидуальных занятиях по психокоррекции . Выполнила : педагог- психолог Величко М.Г. Мастер- класс «Коррекционно-развивающие игры и упражнения для коррекции недостатков внимания у учащихся с ЗПР.

Слайд 2

Упражнение «Муха»

Слайд 3

БА ДУ ТУ ПА РА БА БУ БА ЛА ТИ РА БА ДА МА БА ХА ПА РУ ХА БА БУ ТА НА КА ВА БА ФИ БА ТА БЕ МА БА ДА ЖА БА НА Упражнение на зрительное внимание, сосредоточенность, концентрацию внимания «Сосчитай все слоги БА»

Слайд 4

Упражнение на развитие внимания «Запоминай ряд»

Слайд 5

Упражнение на развитие внимания «Запоминай ряд»

Слайд 6

Упражнение «Импульс»

Слайд 7

Рефлексия занятия . - Во время занятия я поняла, что... - Самым полезным для меня было... - Больше всего мне понравилось...



Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Коррекционно-развивающие игры и упражнения  для  коррекции недостатков  внимания  у учащихся с ЗПР.

Педагог - психолог: Величко М. Г.

Цель: познакомить  с формами игровой деятельности, направленных на коррекцию недостатков развития  произвольного внимания у детей с ЗПР на групповых и индивидуальных занятиях по психокоррекции.

Участники: педагоги.

Материалы и оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, набор карточек разного цвета по количеству участников, брошюры.

Ход:

1 часть:

 Добрый день! Я рада приветствовать вас! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться! Встреча с коллегами, педагогами всегда дает нам возможность узнать что-то интересное, новое!

У вас в руках я вижу карточки, они сейчас пригодятся вам.

В начале нашего занятия я хотела бы задать вам несколько вопросов и получить ваши ответы.

Если ответ положительный, вы поднимаете красную карточку, если отрицательный, то зеленую. Предупреждаю, что темп нашей разминки будет быстрый. Итак, поехали!

Вопросы

  • Ворона - перелетная птица?
  • Осенью иногда идет дождь?
  • Мячик квадратный?
    На улице лето?
    Вода мокрая?
    Два плюс два равно три?
  • Все птицы летают?
  • Соль сладкая?
  • Зимой постоянно идет снег?
    Чай всегда горячий?


Обсуждение.

А теперь ответьте, что мы с Вами сейчас делали?

А как Вы думаете, мы просто играли, или у меня был скрытый интерес?

Да, вы правы: это было упражнение, направленное на развитие внимания.

Ответьте мне на вопрос: над каким видом внимания мы с вами работали: произвольным или непроизвольным?

(произвольное)

2 часть Теоретическая

Анализируя особенности детей с задержкой психического развития, можно отметить, что главное отличие — это недостаток внимания:

-снижена устойчивость внимания, повышена  отвлекаемость,

-снижается концентрация внимания, учащиеся быстро утомляются;

- снижены избирательность, объем внимания, которые необходимы для решения учебной задачи. Ученики не могут выполнять несколько действий одновременно.

У детей, имеющих проблемы с развитием внимания,  наблюдается  неуспеваемость практически по всем предметам в школе.

Произвольное внимание-это как раз тот самый вид внимания, над которым нам, взрослым: учителям, психологам необходимо ежедневно работать.

Развивать внимание можно с помощью специальных коррекционных упражнений, на тренингах, на коррекционных занятиях. Задания должны быть доступными, необъемными, интересными.

Как правило, занятия проводятся индивидуально или в небольшой группе детей, обязательно в игровой форме.

Только систематическая коррекционная работа позволит добиться результата — улучшить внимания у детей с ЗПР.

Существует множество игр и упражнений, которые психологи используют в работе над коррекцией произвольного внимания.

 Предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений.

1.Упражнение «Муха в квадрате»

Цель: концентрация внимания, развитие восприятия и сосредоточенности, ориентировки в пространстве.

На слайде представлено поле для крестиков-ноликов, состоящее из  квадратов. В центральном квадрате сидит муха.

Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх-вниз, вправо-влево.

Участники делают последовательно по одному ходу. Запрещено делать челночные ходы (туда-сюда).

2.Упражнение на развитие произвольного внимания  «Запоминай порядок»

Цель: развитие зрительного внимания, наблюдательности, увеличение объема памяти.

Развитие произвольного внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в таких играх ставится задача и на запоминание.

На столе перед ребенком расположены картинки с изображением предметов. Дети запоминают порядок расположения картинок 5-10 секунд. Картинки закрываются. И ученики должны расположить эти картинки по порядку. Выстраивают их  в ряд

3.Упражнение на развитие произвольности внимания « Сосчитай все слоги»

На листочках  написаны различные слоги. Количество может меняться.

Задание: найти все слоги, например, БА. Можно провести как соревнование «Кто быстрее?»

3 часть

- Хочу предложить вам практическое упражнение «Импульс»

Его целью является: развитие произвольного внимания, развитие способности к сосредоточению, быстроты реакции,  а также сплочение группы, чувства ответственности за общий итог.

Все стают плотно друг к другу, образуя круг, и берутся за руки. Ведущий легким пожатием одной руки передает «импульс» следующему участнику, и так далее, пока импульс не вернется к ведущему. Задача: передать такой же импульс, который был получен от предыдущего участника. Можно усложнить задачу. Передавая определенный ритмический рисунок от пожатий. Упражнение позволяет снять напряжение, повысить степень доверия и сплоченности  в коллективе.

Обсуждение:

-Что я чувствовал в процессе игры и т.д.

(поддержку, ответственность, напряжение и т.д.)

-Что помогало Вам в процессе игры?

4.  Рефлексия занятия.

- Во время занятия я поняла, что...

- Самым полезным для меня было...

- Больше всего мне понравилось...   

- Мне понравилось работать с вами сегодня. Хочу поаплодировать вам! Спасибо.

Аплодисменты

Удачи Вам и успехов вашим ученикам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта...

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ  ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...

Методические рекомендации по оцениванию знаний учащихся в классах коррекционно - развивающего обучения

Даны методические рекомендации по оцениванию знаний учащихся в классах коррекционно - разввающего обучения...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

МАСТЕР-КЛАСС Коррекционно-развивающее занятие "Ковёр симпатий"

1. Разогрев.Цель: знакомство,  настрой на совместную деятельность, создание положительного эмоционального настроя.2. Основная часть.Цель: Формирование навыка работы в паре, в группе, самовыражени...

Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с гиперактивностью и СДВГ методикой «Цветные капельки»

Занятия по данной методике предназначены для младших школьников, которые часто отвлекаются на уроках, не слушают учителей, не доводят начатое дело до конца, невнимательны....

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...