КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»
методическая разработка по теме

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ

 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ

 

« СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-восточное управление образования

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Восток»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ

« СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

                                                                Составитель:

                                                                педагог дополнительного образования        

                                                                по русскому языку

                                                                Егорова Елена Ивановна

 

Принято

Методическим объединением

ЦПМСС «Северо-Восток»
     

                                                  Москва 2010 год

     Коррекционно- развивающее занятие по русскому языку

для учащихся 4 – 7 классов, посещающих занятия в ЦПМСС «Северо – Восток»

Тема:  Путешествие в лексику.

          «Слово – одежда всех мыслей, всех фактов»

Цель: Рассмотреть и закрепить основные понятия одного из разделов науки о языке – лексике. Рассмотреть различные вопросы, связанные с жизнью слова в языке.

          Учебные задачи:

                            - формирование, закрепление и дифференциация  понятий: лексика, слово и его лексическое значение, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;

                            - познакомить с различными видами словарей, дать информацию о  составителях словарей;

                            - учить работе в группе;

                            - формировать и совершенствовать речевые навыки;

                            - обогатить и пополнить словарный запас.

Коррекционно-развивающие задачи:

                             - развитие слухового восприятия, слуховой памяти;

                             - развитие зрительного восприятия, памяти;    

                             - развитие устной речи;

                             - развитие внимания,

                             - развитие познавательной активности;

                             - формирование интеллектуальных умений;

                             - развитие самоконтроля, самооценки;

                             - развитие творческих способностей;

                             - развивать умения анализа, синтеза, обобщения.

Воспитывающие задачи:

                              - прививать любовь и интерес к родному языку;

                              - воспитывать  чувство товарищества, уважения друг

                                к другу.

 Место проведения: большой класс.

           Длительность занятия:  45 минут.

           Форма занятия:

                                          открытое занятие, с приглашением педагогов,

                                психологов, логопедов и родителей;

                                разделить учащихся на группы, в зависимости от

                                количества детей, в каждой группе ученики разной

                                возрастной категории (4-7кл.)

Оборудование:   - классная доска,

                              - переносная доска,

                              - выставка словарей: орфографический,

                                этимологический, энциклопедический,

                                толковые словари, словари иностранных слов,

                                словари синонимов, антонимов, омонимов,

                                          фразеологический словарь и другие;

                              - рисунки фразеологизмов;

                              - выставка «Рисуем фразеологизмы»;

                              - карточки «Соедини слова парами»;

                              - карточки: «Словарь «лесных» слов»,

                                                  «Словарь «морских» слов»,

                                                  «Словарь «снежных» слов»;

                            - иллюстрированный плакат «Разделы русского языка»,

                               «Что изучает лексика»;

                            - распечатки высказываний писателей, выдающихся

                              людей о русском языке, словарях.

                                                 Введение

   Знакомство с разделом «Лексика» на уроках русского языка начинается в начальной школе на разных этапах учебного процесса. Более полно раскрываются понятия  этого раздела в 5-6 классах и вызывает у учеников большой интерес.

   Коррекционно- развивающее  занятие  Путешествие в лексику. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей» является обучающим, систематизирующим, развивающим, воспитывающим. Успешность усвоения учебного материала учащимися, посещающими ЦПМСС «Северо-Восток», имеющими трудности в обучении, темп овладения ими, прочность, осмысленность знаний в большей степени зависит от деятельности учителя, хорошо знающего познавательные возможности и способности учеников, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. Данное занятие создает такие условия, при которых возникает возможность использовать и фактические и потенциальные особенности каждого ребенка.

    Занятие потребовало особенной, длительной подготовки учителя и учеников. Для выставки «Иллюстрируем фразеологизмы» на индивидуальных занятиях ученикам были даны задания нарисовать то, как они представляют смысл фразеологизма. По желанию ребята выбирали стихи для заучивания наизусть.

   Занятие состоит из 4-х основных этапов:

  1. Вступление (введение в занятие).
  2. Слово – важнейшая единица языка.
  3. Загадки русского языка: синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
  4. Заключение.

 Для ознакомления ребят со словарями необходимо сделать разнообразную подборку словарей: языковых, профессиональных, энциклопедических  и др. Указать на необходимость, значимость и полезность этой литературы.

 Для решения поставленных целей, коррекционно-развивающих  и воспитывающих задач, поставленных на занятии, используются разнообразные методы и приемы:

- слово учителя и беседа,

-метод образности и наглядности,

- обобщение и сопоставление,

- метод занимательности и игры,

- прием работы в группах и другие.

   Особое внимание уделялось оснащению коррекционно-развивающего занятия наглядными пособиями: карточками, дидактическими играми, средствами обеспечения обратной связи.

      Коррекционно-развивающее занятие  содержит  разнообразные задания, которые могут быть использованы на уроках русского языка в массовой школе  при изучении раздела «Лексика» для обобщения и систематизации знаний.

     Предлагаемый материал позволит разнообразить урок, решить проблемы, возникшие в процессе изучения раздела «Лексика», поможет расширению словарного запаса, активизирует познавательную и творческую деятельность

учеников  4 -7 классов.

     Материалы занятия предназначены учителям русского языка общеобразовательной школы, учителям специальных (коррекционных) классов.

   

 

   

           

             

                           

Путешествие в лексику

                 

                   «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»

               

                                                      Как он близок, как понятен,

                                                      Как народ к нему привык,

                                                      Звонких песен, ярких пятен

                                                      Выразительный язык!

                                                                                          И. Уткин

  1. Вступление.

 Учитель:   Встречая новый день и завершая его, отправляясь на учебу, на работу, разговаривая с друзьями и родственниками, думая о чем-то, человек прибегает к слову.

Это доброе слово здравствуйте, это сладкое слово мама, это важное слово трудиться, это нужное слово спасибо. Слов в русском языке много, и они разнообразны.    

Читают ученики:   Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

                    С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

                    Словом можно убить, словом можно спасти,

                    Словом можно полки за собой повести.

                         Словом можно продать, предать и купить,

                         Слово можно в разящий свинец перелить.

                         Но слова всем словам в языке у нас есть.

                         Слава, Родина, верность, свобода и честь.

 Учитель:  Сегодня, ребята, мы отправляемся  в путешествие в один из интереснейших разделов русского языка, которых называется лексика.

Лексика – это все слова русского языка.

  Чтобы выразить свои мысли, чувства, сообщить что-то, рассказать о чем-то, мы подбираем нужные слова. Слово является как бы одеждой наших мыслей, наших чувств, переживаний.

II.       Cлово – важнейшая единица языка, с помощью которой человек называет предметы 

(Учитель начинает, ученики продолжают цепочку слов): камень, солнце…;

явления: наводнение, снегопад, половодье…;

людей: бабушка, доктор, актриса…;

живые существа: пчела, черепаха, бабочка…;

признаки: яркий, холодный, синеглазый…;

действия: смотреть, плыл, полетели…;

числа: восемь, двадцать пять, первый, сто седьмой….

     

    Называть (именовать) то, что существует в мире внешнем и внутреннем мире человека – главная «обязанность» слова. Слово называет не только то, что мы видим, слышим, ощущаем, имеем, понимаем, что затрагивает нашу душу, но также и то, что существует в человеческой памяти, благодаря книгам.

Читает учитель или подготовленный ученик:

  « Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум дождя, тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». К. Паустовский

Учитель:  Замечательные слова русского писателя подтверждают, что слов в русском языке огромное количество. Ими мы выражаем все, чем живем и дышим. Чтобы речь наша была образной, красивой мы стараемся «нарядить ее в яркую одежду».

- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все, о чем пишет К. Паустовский?

- Как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

   Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов.

Все они «хранятся» в словарях.

  1. А теперь обратимся к нашей выставке  словарей. Словари бывают большие и маленькие.

 Одни словари помогают правильно писать слова. Это орфографический словарь.

Другие рассказывают об истории слова – этимологический словарь.

Третьи расширяют наш кругозор – энциклопедический словарь.

Толковый словарь объясняет значение слова.  Есть словари иностранных слов, словари синонимов, антонимов, фразеологический словарь…    

  Известный французский писатель Франс писал:

       «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»  

Словари должны быть всегда рядом, всегда под рукой.                     

Словари должны стать вашими друзьями и помощниками.

Каких известных авторов- составителей  словарей (лексикографов) вы знаете?

 С.И. Ожегов – 57 тысяч слов.

Д.И. Ушаков – 85 тысяч слов (4 тома).

В.И. Даль – 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц собрано в «Толковом словаре живого великорусского языка».

     Каждое слово имеет свое лексическое значение, свое смысловое содержание, одинаково понимаемое людьми. Одни слова имеют одно значение (однозначные), а другие несколько значений (многозначные).

В толковом словаре можно узнать лексическое значение слова.

    2.  Творческое задание « Мы – лексикографы».

Ребята  выступают в роли собирателей слов, составляют свои словари:

словарь «лесных слов», «морских слов», «снежных слов».

  1. Загадки русского языка.

  1. Богат и загадочен наш язык. Вот одна из загадок. Синонимы.

    Каждый вечер в любимой с детства телевизионной передаче к детворе обращаются именно так: «Спокойной ночи, малыши

В школе, обращаясь к ученикам, учитель говорит: ребята, дети.

Все эти слова: детвора, дети, ребята, малыши, детишки  называют невзрослых людей. Слова  эти имеют общее  лексическое значение, но разные оттенки. Это  синонимы. В каждой ситуации при обращении к детям, говоря о них, нужно выбрать наиболее уместное, наиболее точное.

Синонимы могут быть среди различных частей речи:

любопытный, любознательный, пытливый – имена прилагательные;

ощущение, чувство – имена существительные;

сравнить, сличить, сопоставить – глаголы;

здесь, тут – наречия и др.

а). Игра «Подбери синоним».

Храбрый, бесстрашный, отважный, удалой, безбоязненный  – смелый.

Мотив, напев – мелодия.

Отрава, зелье – яд.

Весть, сообщение, новость, извещение - известие.

Традиция, правило, привычка – обычай.

Затруднять, тормозить – мелить.

Но не все слова имеют синонимы. Например, нет синонимов

- у имен собственных (подругу можно назвать Машей, Маней, Марией, Марусей, Маняшей);

- у наименований конкретных предметов: кассета, пододеяльник, простыня;

- у национальностей: венгр, француз и др.;

- у имен числительных: пятый, триста, сто пятый и др.

 б). Игра « Расставь синонимы по ступенькам».

  1. ----------                                         Большой, огромный, громадный.

                   ------------

                                   -----------

2.  -----------                                         Заболеть, занемочь, слечь.

                   ------------

                                   ------------

3. ------------                                         Ошибка, погрешность,                  

                   ------------                           заблуждение.

                                  -------------

 в). Вывод.

  Запас синонимов постепенно пополняется: появляются новые слова

( решительный, смелый, крутой; срочный, экстренный).

Синонимы не мешают друг другу. Богатство языка в целом и речи человека зависит от запаса синонимов, от умения владеть ими.

Синонимы помогают делать речь точной, яркой, выразительной, избегать повторов:            

                             Сколько раз пытался я ускорить время,

                             Что несло меня вперед,

                              Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,

                              Чтобы слышать, как оно идет.

 

Синонимы в данном стихотворении С.Я. Маршака делают текст динамичным, передают стремительность движения времени, время как горячий скакун.

       2. Следующая  загадка русского языка. Омонимы.

     В русском языке есть слова-двойники, оболочки которых совпадают.

Они имеют одинаковое звучание и даже написание, но совершенно разное лексическое значение. Омонимы многозначные слова.

а). Загадки.

1. Им дверь открывают, им дверь закрывают.

2. Этот музыкальный знак начинает нотный стан.

3. Бьет из-под земли родник. Бывает он горяч, а бывает студен.

   Отгадка у этих загадок одна. Это ключ. Слово – омоним.

б). Посмотрите на рисунки и объясните значение этих многозначных слов:

      кулак - …;  лук - …;  коса - …;  игла - ….

     С омонимами мы еще сегодня встретимся.

   

       

         3. Еще одна загадка нашего языка. Антонимы.

       

         Послушайте пословицы.

Учись доброму, худое на ум не пойдет.

Молодости не воротишь, а старости не избежать.

Умный сын – отцу замена, глупый – не помощь.

  В этих пословицах определенно и умно изложены выводы народа.

Пословицы не оставляют сомнений: верно лишь одно из двух; и эта точность создается за счет употребления слов с противоположными значениями.

Они относятся к одной части речи, сочетаются с одними и теми же словами.

Это и есть антонимы.

а). Игра. «Найди антоним».

Слова записаны на доске, ученики подходят и соединяют слова в пары.

      ссориться                                   уезжать

      усиливать                                   оттаивать

      утверждать                                 убавлять

      поднимать                                  ослаблять

      радоваться                                  опускать

      брать                                           появляться

      возвращаться                             печалиться

      исчезать                                      отрицать

      прибавлять                                 давать

      замерзать                                    мириться

б). Подбери нужный антоним.

    К словам можно подобрать антонимы, которые называют противоположные качества: грубость - нежность

                                                   кислый - сладкий

                                                   ясный – пасмурный;

характеризуют время: рано – поздно

                                          зимой – летом

                                          утро – вечер;

обозначают место, пространство: влево – вправо

                                                              снизу – сверху

                                                              вперед – назад

                                                              высоко – низко;

количество: много – мало

                       избыток – недостаток;

называют противоположные  действия, движение, перемещение:

купить – продать

войти – выйти

поднимать – опускать

прискакать- ускакать

 

  1. Фразеологизмы.

   Итак, мы раскрыли загадки синонимов, омонимов, антонимов.

 Но не только в слова «одеваются» наши мысли, чувства, не только словом можно выразить что-либо, рассказать, сообщить, пошутить.

В нашем распоряжении большой отряд устойчивых сочетаний, которые приходят на ум тогда, когда «заговорит русский характер».

В самом деле, если хочется о ком - либо сказать, что он ленится, говорим:

лежит на печи;

если пристально всматриваюсь -  смотрю в оба;

 в  ожидании, очень волнуюсь – сижу как на иголках.

    В русском языке в соответствии с традициями сформировался большой круг таких метких, устойчивых и образных выражений, называются они фразеологизмами.

   Фразеология охватывает не только словосочетания, но и все воспроизводимые по памяти образные средства: пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения.

  Фразеологизмы можно иллюстрировать. Получаются такие комичные, веселые рисунки.

а).  Догадайтесь, что имел в виду художник?

  Рассмотрите эти шуточные рисунки и догадайтесь, какие устойчивые выражения проиллюстрировал художник.

( Учитель показывает иллюстрации, ученики разгадывают фразеологизм, объясняют его смысл, вводят в речь).

Охотник до конфет – любитель сладкого. ( Охотник – многозначное слово, омоним).

Играть первую скрипку – занимать ведущее, главное положение в каком-либо деле.

Водой не разольешь –  дружны, неразлучны, всегда вместе.

Бить ключом. Жизнь бьет  ключом – в жизни много событий, много работы, приносящей удовольствие, радость.

Держать зуб  – обижаться, завидовать, злиться на кого-то.

Правду водой не смыть – правда достоверна, от нее никуда не спрячешься.

Сидеть на бобах – не иметь ничего.

б). Выставка «Иллюстрируем фразеологизмы».

   А теперь мы отправимся на выставку работ наших учеников, которые смогли тоже изобразить фразеологизмы на бумаге.

Посмотрим, какие веселые иллюстрации получились.

( Ученики подходят к выставке, показывают свои работы, объясняют значение фразеологизма, составляют с ним предложение, вводят в речь).

  1. Заключение.

 

     Выбирая слово для общения, выражения своих мыслей, чувств, переживаний, человек ищет необходимое в огромном лексическом море.

Чтобы речь была яркая, образная, точная, правильная, нужно больше читать,

чаще обращаться к нашим помощникам словарям.

Ученики читают стихи:

  1. И возможно ли русское слово

Превращать в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не смогла?

  1. Тот, жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии, книге привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Учитель:  Сегодня в лексическом море слов мы  нашли и разгадали тайны синонимов, антонимов, омонимов, расшифровали устойчивые сочетания – фразеологизмы. Познакомились со словарями. Составили свои словари.

   Но тайны слова раскрыты не все. Поэтому путешествие в мир слов, в лексику продолжается и на уроках в школе, и в каждую минуту нашей жизни.

А теперь Вам мои пожелания:

         

           Живите в мире и дружбе, как ни разлей вода.

Не держите ни на кого зуб, а будьте вежливы и добры.

Знайте, что правду и водой не смыть, поэтому никогда не лгите.

Не будьте охотниками до сладостей. Будьте всегда здоровы.

Пусть ваша жизнь бьет ключом, будет успешной и радостной.

Много трудитесь.  И  не будете сидеть на бобах, а всегда будете

играть первую скрипку.

                             

   Всем удачи! Успехов в путешествии в удивительную страну слов, под названием  «Лексика»!

                                   Литература.

        1.Аникина В. «Русские пословицы и поговорки», - М.: Худ. литер. 1988г.  

          (Классики и современники).  

        2.     Волков С.В. «Уникальный иллюстрированный фразеологический     словарь для детей», ООО Изд. «Сова», Санкт-Петербург, 2009г.

3.ЖиренкоО.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учи русский с увлечением:Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005г.

4. Жуков В.П., Жукова А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994г.

       5.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- Москва, «Русский язык», 1986г.

       6.Леденева В.В. Русский язык. Лексика: Тематическая тетрадь.- М.:   Дрофа, 2003г.

        7.Плешакова Е.П. Русский язык: коррекционно-развивающие упражнения. – Волгоград: Учитель, 2007г.

        8.Чеснокова Л.Д., Букаренко С.Г., Дроботова Л.Л. На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку: Книга для уч-ся. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 6 классе

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятийпо русскому языку в 6 классе...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 8 классе

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 8 классе...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по русскому языку во 2 классе.

Этот материал будет полезен учителям, работающих в классах для детей с ОВЗ (ФГОС для детей с ЗПР)....

Программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для обучающегося 7 класса

Программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языкупозволяет применять индивидуальный подход для обучения учащихся 7 класса в клаасе в урочное время, а также во внеурочное время на коррекцион...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" для обучающихся 8-9 классов с ЗПР

Данная рабочая программа  по курсу "Подготовка к ОГЭ"  разработана  в помощь учителю русского языка для проведения факультативных и коррекционно-развивающих занятий  в 8-...