Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" для обучающихся 8-9 классов с ЗПР
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Романова Лариса Вениаминовна

Данная рабочая программа  по курсу "Подготовка к ОГЭ"  разработана  в помощь учителю русского языка для проведения факультативных и коррекционно-развивающих занятий  в 8-9 классах (обучающиеся с ЗПР). С целью коррекции знаний, умений и навыков учащихся при подготовке к заданиям ОГЭ; осуществления поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_krz_oge_8_kl.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение            

школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

Протокол  № 1

 от 27.08.2021г.

СОГЛАСОВАНО

зам. дир. по УР

_______/М.Г.Жакун/

  30.08. 2021г.

         ПРИНЯТО

на Педагогическом Совете

Протокол № 1

от 30.08.2021г.

        УТВЕРЖДАЮ

        Директор

  _________/В.Н.Гнездилова/

Приказ № 90 от 30.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

 по русскому языку

«ПОДГОТОВКА К ОГЭ»

для обучающихся 8 класса

(АООП ООО ЗПР ФГОС)

                                                        

 Составил учитель Романова Лариса Вениаминовна,

высшая квалификационная категория

Санкт - Петербург

2021-2022 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  коррекционно-развивающих занятий по русскому языку «Подготовка к ОГЭ» для обучающихся 8 класса является приложением к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. 

Общая цель:

коррекция знаний, умений и навыков учащихся при подготовке к заданиям ОГЭ, осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

В соответствии с АООП определяются общие задачи курса:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции обучающихся;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и  систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии,  проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • развивать и корректировать познавательные процессы (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие);
  • устранять индивидуальные пробелы в знаниях.

Содержание программы курса «Подготовка к ОГЭ» разработано на основе методических пособий, созданных авторами: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др., авторской программы  общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы», составители: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.,- М.: Просвещение, 2016 г.

Место курса в учебном процессе

Рабочая программа в соответствии календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю). Коррекционно-развивающие занятия проводятся в 8 классе для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития, 1 раз в неделю с группой от 2 до 5 человек, продолжительность занятия – 40 минут.

Используемые технологии обучения

  • здоровьесберегающие технологии;
  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • коллективная система обучения;
  • информационные технологии.

Формы организации учебного процесса

Формы обучения

занятие изучения нового материала;

  • занятие закрепления знаний, умений и навыков;
  • комбинированное занятие;
  • занятие-беседа;  
  • повторительно-обобщающее занятие;
  • занятие-исследование;
  • практическая работа;
  • развитие речи.

Методы и приемы обучения

  • обобщающая беседа по изучению материала;
  • индивидуальный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • выборочная проверка упражнения;
  • взаимопроверка;
  • самоконтроль (по словарям и справочным материалам);
  • виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, морфологический, орфографический, синтаксический, пунктуационный);
  • комплексный анализ текста;
  • составление авторского текста в различных жанрах;
  • наблюдение за речью окружающих, сбор речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения (выборочные, подробные, сжатые) на основе текстов типа описания и рассуждения;
  • написание сочинений;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности из употребления;
  • работа с учебником;
  • наблюдение над языковым материалом;
  • творческие задания;
  • различные виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, синтаксический, пунктуационный);
  • чтение и анализ текста;
  • списывание;
  • написание сочинений и изложений;
  • работа со словарём.

Формы текущего контроля знаний

Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие формы, как опрос (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: тест, устный рассказ по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам.

формы контроля:

входной: диагностическая работа, тест;

промежуточный: самостоятельная работа, тестовые задания;

итоговый: тест, зачет.

Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие формы:

  • фронтальная устная проверка
  • индивидуальный устный опрос
  • письменный контроль (диагностическое тестирование, письменный зачет)

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты обучения

  • воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
  • формирование целостного мировоззрения;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие эстетического сознания.

Метапредметные результаты обучения

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки;
  6. смысловое чтение;
  7. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
  9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
  10. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  11. умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные функции языка;
  • основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
  • основные нормы русского литературного языка;
  • нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;
  • структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.

Учащиеся должны уметь:

  • определять основные лингвистические понятия;
  • характеризовать орфограммы, пунктограммы;
  • выполнять разные виды разбора;
  • различать типы текста;
  • различать стили речи;
  • применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;
  • писать изложение (в том числе и сжатое);
  • создавать сочинения разных типов;
  • владеть разными типами речи.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Тематическое планирование

№ п\п

Тема урока/курса, раздела

Содержание

Диагностика –  2 часа

Введение –  2 часа

1. Особенности ОГЭ по русскому языку: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией.

2. Организация и технология проведения ГИА по русскому языку. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2021 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Текст. Сжатое изложение – 7 часов

1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

2. Сжатое изложение. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

3. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

4. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

5. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

6. Работа с текстом. Приёмы сжатия текста. Отработка всех приёмов.

7. Написание сжатого изложения.

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.    Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Практическая работа.

Текст. Сочинение-рассуждение – 8 часов

1. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения.                          2. Учимся составлять план сочинения.

Учимся формулировать тезис.

3. Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

4. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

5. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

6. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

7. Создание сочинения-рассуждения 9.2  по цитате из текста.

8. Создание сочинения-рассуждения  9.3  с формулировкой тезиса.

Структура сочинения-рассуждения. Формулировка  тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Создание сочинения-рассуждения 9.2 по цитате из текста. Создание сочинения-рассуждения 9.3 с формулировкой тезиса. Критерии оценки заданий 9.1, 9.2, 9.3.

Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий – 15 часов

1. Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Задание 6.

2. Лексическое значение слова. Задание 8.

3. Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание 7.

4. Синтаксический анализ. Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Задание 4.

5. Синтаксический анализ.Грамматическая основа предложения. Задание 2.

6. Синтаксический анализ.Грамматическая основа предложения. Задание 2.

7. Орфографический анализ. Задание 5. Правописание приставок.

8. Орфографический анализ. Задание 5. Правописание суффиксов.

9. Орфографический анализ. Задание 5. Правописание безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся).

10. Пунктуационный анализ. Задание 3. Предложения с однородными членами. Предложения с вводными словами и обращениями.

11. Пунктуационный анализ. Задание 3. Предложения с обособленными  и уточняющими членами.

12. Пунктуационный анализ. Задание 3. Сложносочиненные предложения.

13. Пунктуационный анализ. Задание 3. Сложноподчиненные предложения.

14. Пунктуационный анализ. Задание 3. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

15. Заключение. Итоговый контроль.

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Пунктуационный анализ сложного предложения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса

1. Т.Г. Егораева. «Тренировочные тестовые задания». Русский язык 9 класс» М.: Экзамен, 2017.

2. ФИПИ. ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П. Цыбулько./ М., Национальное образование, 2020.

3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2018.

4.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс. Сост. Н.В. Егорова- М.: ВАКО, 2017.

5.В.Д.Янченко, Л.Г. Латфуллина, С.Ю. Михайлова. Скорая помощь по русскому языку. 9 класс. Рабочая тетрадь. В двух частях. – М.: Просвещение, 2018.

6.Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону Легион, 2017.

7. Е.П. Черногрудова. Тесты по русскому языку. 9 класс - М.: Экзамен, 2020.

Словари и справочники

1.  Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

http//www. Fipi.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение            

школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

Протокол  № 1

 от 27.08.2021г.

СОГЛАСОВАНО

зам. дир. по УР

_______/М.Г.Жакун/

  30.08. 2021г.

         ПРИНЯТО

на Педагогическом Совете

Протокол № 1

от 30.08.2021г.

        УТВЕРЖДАЮ

        Директор

  _________/В.Н.Гнездилова/

Приказ № 90 от 30.08.2021г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

коррекционно-развивающих занятий

 по русскому языку

«ПОДГОТОВКА К ОГЭ»

для обучающихся 8 «Б» класса

(АООП ООО ЗПР ФГОС)

                                                        

 Составил учитель Романова Лариса Вениаминовна,

высшая квалификационная категория

Санкт - Петербург

2021-2022 учебный год

п/п

Дата

Тема занятия

Характеристика деятельности

учащихся

1

Диагностика

Диагностическая работа

2

Диагностика

Диагностическая работа

  1. Введение. Значение курса, его задачи – 2 часа

3

Особенности ОГЭ по русскому языку: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией.

Знакомство с демоверсией

4

Организация и технология проведения ГИА по русскому языку. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знакомятся с критериями оценки выполнения заданий

  1. Текст. Сжатое изложение – 7 часов

5

Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Учатся находить микротемы текста, делить текст на абзацы

6

Сжатое изложение. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Учатся находить микротемы текста, делить текст на абзацы

7

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Отрабатывают приём «исключения»

8

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

Отрабатывают приём «обобщения»

9

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Отрабатывают приём «упрощения»

10

Работа с текстом. Приёмы сжатия текста. Отработка всех приёмов.

Самостоятельная работа

11

Написание сжатого изложения.

Самостоятельная работа

  1. Текст. Сочинение-рассуждение – 8 часов

12

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения.

Составляют план

сочинения, формулируют тезис

13

Учимся составлять план сочинения.

Учимся формулировать тезис.

Составляют план

сочинения, формулируют тезис

14

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

Приводят аргументы

15

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Пишут вывод сочинения

16

Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

Создают сочинение-рассуждение

17

Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

Создают сочинение-рассуждение

18

Создание сочинения-рассуждения  9.2  по цитате из текста.

Создают сочинение-рассуждение

19

Создание сочинения-рассуждения  9.3        с формулировкой тезиса.

Создают сочинение-рассуждение

  1. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий – 15 часов

20

Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Задание 6.

Анализируют текст

21

Лексическое значение слова. Задание 8.

Работают с толковым словарём

22

Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание 7.

Работают с толковым словарём, с понятием «тропы»

23

Синтаксический анализ. Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Задание 4.

Повторяют материал. Выполняют тесты

24

Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения. Задание 2.

Повторяют материал. Выполняют упражнения

25

Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения. Задание 2.

Повторяют материал. Выполняют упражнения

26

Орфографический анализ. Задание 5. Правописание приставок.

Повторяют орфографию. Выполняют тесты.

27

Орфографический анализ. Задание 5. Правописание суффиксов.

Повторяют орфографию. Выполняют тесты.

28

Орфографический анализ. Задание 5. Правописание безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся).

Повторяют орфографию. Выполняют тесты.

29

Пунктуационный анализ. Задание 3. Предложения с однородными членами. Предложения с вводными словами и обращениями.

Повторяют пунктуационные правила. Выполняют упражнения

30

Пунктуационный анализ. Задание 3. Предложения с обособленными  и уточняющими членами.

Повторяют пунктуационные правила. Выполняют упражнения

31

Пунктуационный анализ. Задание 3. Сложносочиненные предложения.

Повторяют пунктуационные правила. Выполняют упражнения

32

Пунктуационный анализ. Задание 3. Сложноподчиненные предложения.

Повторяют пунктуационные правила. Выполняют упражнения

33

Пунктуационный анализ. Задание 3. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Повторяют пунктуационные правила. Выполняют упражнения

34

Заключение. Итоговый контроль.

Диагностическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...