Сборник коррекционно-развивающих игр и упражнений для подростков с трудностями в обучениии
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Тихомирова Светлана Сергеевна

Целью данных коррекционно-развивающих упражнений является оказание информационной помощи педагогам по организации во время урока. Основная коррекционная задача – это внесение элементов коррекции во все виды деятельности и развитие всех психических процессов через формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, способствующих успешной адаптации и социализации обучающихся, подготовка к равноценному участию обучающихся  в различных видах деятельности.

 Практически каждое упражнение, выполняемое подростками, является корригирующим – способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей.

Сборник может использоваться как на уроках, так и на индивидуальных занятиях. Предназначен для учителей, обучающихся, а также их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekts._upr.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Мончегорское специальное

 учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

Сборник коррекционно-развивающих

 игр и упражнений для подростков

 с трудностями в обучении

Составитель:

Тихомирова С.С.,

 учитель-дефектолог

Мончегорского СУВУ

г. Мончегорск

2019г.

Пояснительная записка

Специфика коррекционно-развивающей работы состоит в том, чтобы помочь подросткам с трудностями в обучении овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Необходимо каждому из подростков оказать индивидуальную помощь при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их. Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В рамках коррекционно-развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико - консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

Целью данных коррекционно-развивающих упражнений является оказание информационной помощи педагогам по организации во время урока. Основная коррекционная задача – это внесение элементов коррекции во все виды деятельности и развитие всех психических процессов через формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, способствующих успешной адаптации и социализации обучающихся, подготовка к равноценному участию обучающихся  в различных видах деятельности.

 Практически каждое упражнение, выполняемое подростками, является корригирующим – способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей.

Сборник может использоваться как на уроках, так и на индивидуальных занятиях. Предназначен для учителей, обучающихся, а также их родителей.

Коррекционные упражнения

«Рисование со слов»

Цель: коррекция познавательных процессов на основе упражнений на внимание, зрительную память, слуховое восприятие.

Ход. Для проведения игры необходимо, чтобы один из играющих спрятал картинку. Тот, кто ее увидел, шепотом рассказывает второму что на ней изображено. Второй шепотом пересказывает третьему и т.д.

Последним узнает картину тот, кто будет ее изображать. То, что им нарисовано сравнивается с самой картинкой, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.

«Сколько чего?»

Цель: коррекция внимания через слуховой и зрительный анализатор.

Ход. Ведущий просит ребят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на букву «К» или «Т» или «С» Далее можно засечь вниманием круглые или полукруглые предметы, квадратные и прямоугольные. Можно обратиться к цвету окраски предметов: черные, серые и т.д.

        

        «Повтори быстро»  

Цель: коррекция внимания через слуховой и зрительный анализатор.

Ход. Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите»

Далее идет быстрый диалог – «перестрелка»

- Ну, начнем! Повторите – «Стол», играющие говорят: «стол»

- Повторите – «Окно», играющие говорят: «окно»

- Скажите «Улица», быстро «Кошка», вслух – «Дым» и т.д.

Тот, кто ошибается, выходит из игры.

«Сосчитайте предметы»

Цель: коррекция внимания через слуховой и зрительный анализатор.

Ход. Ведущий набирает такие предметы, которых всегда много под руками: карандаши, ручки и т.д.

Раскладывает их беспорядочно, один за другим. Нужно считать: первый карандаш, первая ручка; второй карандаш, вторая ручка и т.д.

                

        «Составь слово»

Цель: коррекция внимания через зрительный анализатор и мыслительную деятельность.

Задание. Не водя рукой по линиям, а лишь отслеживая их глазами, найдите буквы, соответствующие цифрам, впишите их по порядку и прочитайте слова.

123456

убсгол             ратсан

(глобус)        (страна)

«Сосчитай быстро»

Цель: коррекция мыслительных процессов через зрительные анализаторы.

Задание. Найди за 3 минуты в каждом блоке по 3 числа, сумма которых равна числу, данному в конце.

17        20         1        16        15       14        3                          47

3        9         6         5          1        2        7                          10

9             7       15        4         10       11           10                        21

2             5       15        8           4         7            3                         16

8             4        1         3           7        6             5                         17

2             4        10       5           8        7             15                       19

«Сокращение рассказа»

Цель: коррекция слухового восприятия на основе упражнений на память, мышление.

Задание. Зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя 2 – 3 предложения и в них ни одного лишнего слова.

«Для чего это нужно»

Цель: коррекция познавательной деятельности на основе упражнений на развитие речи.

Задание. Перечислить как можно больше способов применения предмета.

Пример: газета используется для чтения.

Ты знаешь другие способы ее использования?

                 «Учимся выражать мысли другими словами»

Цель: коррекция слухового восприятия на основе упражнений на развитие речи, мышления.

Задание. Ученику предлагается несложное предложение: «Нынешняя зима будет очень холодной» Необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказаного. При групповой работе побеждает тот, у кого больше новых предложений.

        

        Коррекционные игры – упражнения.

 Игры, развивающие глазомер – это способность определять размеры предметов и расстояний на глаз без каких либо измерительных предметов.

Определи на глаз количество.

- Сколько спичек укладывается в один ряд на дно обычной спичечной коробки?

- Сколько спичек в одной коробке?

- Сколько букв в предложении?

- Пощупав лист, определить сколько страниц в данной книге?

- В книгу вложить 3-4 закладки. Определить на каких они страницах.

- Взять одни и те же книги, открывать их на странице, названной ведущим.

«Выполни уговор строго»

Цель:  коррекция внимания.

Ход. Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: - когда он будет кланяться, ученики должны отворачиваться; когда будет простирать к ним руки, подростки должны скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем – ученики ему кланяются; когда он топнет ногой – они тоже топают.

«Половина слова за вами»

Цель: коррекция мышления.

Ход. Бросающий мяч громко говорит половину слова. Тот кто ловит должен назвать его вторую половинку: паро – воз, теле – фон и т.д.

«Где стереть?»

Цель:  коррекция зрительной памяти.

Ход. На доске или на листочках каждый ученик рисует «рожицу», затем с закрытыми глазами должны стереть только то, что попросит ведущий. Например: «Сотри левый глаз, волосы, подбородок и т.д.»

«Вспомни не глядя»

Цель: коррекция зрительной памяти.

Ход. Внезапно, никого не предупредив, проводится соревнование, кто точнее скажет сколько картин на стене, сколько кабинетов на втором этаже и т.д.

«Слово к слову»

Цель:  коррекция логического мышления.

Ход. Ведущий говорит слова, например: «поле», «комната» Дает 1 минуту на то, чтобы ученики  про себя вспомнили предметы, явления, звуки, запахи и т.д., связанные с этим словом.

Поле (трава, цветы, пение птиц, самолет и т.д.)

«Может быть, не может быть»

Цель:  коррекция логического мышления.

Задание. Назвать любой предмет (утюг, зонтик и т.д.)

Кто интереснее придумает применение этих предметов (Утюг использовать как гирю, как молоток и т.д.)

«Упражнение с цифрами»

Цель:  коррекция логического мышления.

Задание. Переместить цифры так, чтобы сумма их во всех направлениях была одинаковой.

2

2

2

3

4

2

3

3

3

2

3

4

4

4

4

4

2

3

«Путаница»

Цель:  коррекция логического мышления.

Задание. Собери «цепочки» - предмет (вопрос), признак.

Солнце - какой? Белый, весеннее, липкий, яркое.

Снег – какая? Красная, мокрый.

Морковь – какое? сладкая, сочная, пушистый.

«Наведи порядок»

Цель:  коррекция логического мышления.

Задание. Карточки со словами, собрать из них предложения.

Лесом, скрылось, за, солнце.

Дождь, в, стучит, окно.

Морозе, на, снег, под, скрипит, ногами.

«Кто быстрее?»

Цель:  коррекция логического мышления.

Грамматическая арифметика.

Кабан – ап, лук (каблук)

Корь – ь, идол – л, р (коридор)

Ква, рак – ак, тира (квартира)

Кот, елка – ка (котел)

Кедр – др, росинка (керосинка)

Кар, то, фельдшер – дшер (картофель)

Ка, рп (карп)

Кар, знак препинания (карточка)

«Да – нет»

Цель: закрепить знания детей о живой и неживой природе.

Ход. Ведущий сообщает ученикам правила игры. Выбранный с помощью считалки водящий выходит за дверь. Ученики  вместе с водящим загадывают какое – либо животное, растение или объект неживой природы, изученные на уроках биологии или географии. Водящий возвращается в класс и начинает угадывать предмет посредством вопросов, даваемых в логической последовательности. На вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет». Педагог может взять на себя роль первого водящего. Для показа дети сами загадывают объект природы, а воспитатель спрашивает: «Это животное?» -«Нет» «Растение?» - «Да» «Дерево?» - «Нет» «Кустарник?» - «Да» «Растет в лесу?» - «Нет» «В городе?» - «Да» «Цветы красивые?» - «Да» «Сиреневые?» - «Нет» «Белые?» - «Да» «Это жасмин?» - «Да». После показа  педагога  играют ученики.

«Запрещенные слова»

Цель: помочь через игру осуществлять контроль за своим поведением, учить его условности игровой (учебной) ситуации, совершенствовать волевое усилие, развивать умение продумывать высказываемый ответ.

Условия игры. Отвечающий не имеет права использовать в своих ответах слова «да» и «нет», названия цвета «черный» и «белый» Взрослый задает ребенку различные вопросы, причем такие, которые предполагают использование в ответах запрещенных слов. Поэтому, чтобы отвечать в соответствии с правилами игры, зачастую нужно будет говорить нелепицу или неправду. Например, такие вопросы: «Коровы умеют летать?» «Ты любишь ходить к доктору?» «Твой папа играет в куклы?» и т.п

«Бывает – не бывает»

Цель: создать благоприятные условия развития восприятия, памяти, воображения; способствовать формированию устойчивого, познавательного интереса.

Ход. Это словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ученику надо представить себе ситуацию, которую вы описываете и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно – его очередь загадывать вам загадку (фразу), а если неправильно – очередь пропускается.

«Чего на свете не бывает?»

Ход. Предложите ученику  нарисовать то, чего на свете не бывает, и вы увидите, с каким удовольствием он выполнит задание. Попросите его рассказать, что он нарисовал и вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что он изобразил не встречается в жизни. Игра пойдет веселее, если вы примете в ней активное участие, если будете придумывать и рисовать.

«Зеркало»

Цель: развитие внимания.

Ход. Двое играющих встают друг против друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого. Потом играющие меняются ролями.

«Поиск общего»

Цель: коррекция мышления, внимания.

Условия игры. Даются 2 случайно выбранных слова. Необходимо  назвать для них как можно больше общих признаков. Стандартные ответы включают в себя указания на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.

«тарелка»                                    «дом»

«солнце»        «рубашка»

«самолет»        «ложка»

«Способы применения предмета»

Цель: коррекция мышления, внимания.        

Ход. Задается какой – либо предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем можно назвать способы, взятые из реальной жизни и способы, придуманные, фантастические. В последнем случае, однако, следует обязательно сформировать обоснование к предлагаемому способу применения: «книга», «автомобиль», «помидор», «дождь» предложении.

«Учимся согласовывать слова»

Цель: коррекция мышления, развитие устной речи.        

Ход. Напиши как можно больше предложений, у которого слова начинались бы с указанных букв.

Б…    у…   ж…   б…

С…    о…    н…    с…

К…     е…    л…     к…

Артистические игры на воображение.

Изобрази без предмета.

Предложите ученикам, проявив воображение, проделать следующее:

  1. Вдеть нитку в иголку.
  2. Пришить пуговицу.
  3. Подбросить и поймать мяч.
  4. Наколоть дрова.
  5. Развернуть и сложить газету.
  6. Плеснуть в кого – либо водой из стакана, суметь уклониться от того, чтобы тебя облили.
  7. Перелистать книгу с тонкими страницами, а альбом с толстыми.
  8. Брать поочередно в руки холодный, теплый и горячий предмет.
  9. Разрезать на ломти арбуз  и съесть один кусок.

«Кинооператоры»

За очень короткое время вместе с подростками «поставьте» «снимите» небольшой сюжет по законам немого кино. Напоминаем: актеры в таком фильме слов не произносят, а роли изображают мимикой, жестами, позами. В качестве сюжета для немого кино можно взять сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Красная Шапочка»

Можно сыграть басни Крылова: «Квартет», «Ворона и лиса», «Стрекоза и муравей» и др.

Мультфильмы: «Ну, заяц, погоди!», «Простоквашино», «Маугли»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.

Трудности при обучении  аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....

Научно-исследовательский проект «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК «Английский в фокусе» для 5 класса».

Цель нашего исследования - на основе опроса учащихся 5-х классов ГАПОУ МОК им. В. Талалаихинаи выявленных трудностей, разработать электронный тренажёр с использованием упражнений, направленных на снят...

Статья на тему: Особенности обучения детей, которые испытывают трудности в обучении математики в переходном 5 классе

Преподавание математики у детей, испытывающих трудности в обучении, имеет свои особенности. Дети, обучающиеся в этих классах, характеризуются задержкой психического развития, рассеянным вниманием, сла...