Программа "Радуга творчества"
рабочая программа на тему

Струкова Светлана Николаевна

     Программа вводит учащегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strukova_programma.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества Боковского района

Рассмотрена и одобрена

на заседании  педагогического совета

МБОУДО Дом детского творчества

Боковского района

протокол  № 5 от 25.08.2017г.

«Утверждаю»:

Директор МБОУДО  Дома      

детского творчества  Боковского района:                                                                        

___________   В.Е.Чуканова

 

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Радуга творчества»

         

  Возраст учащихся: 7-10 лет

  Срок реализации программы: 4 года

                                     

                                                              Автор:  

Струкова Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории  

                                                                   

ст. Боковская

2017 год

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  1.  1.1. Концепция программы.
  2.  1.2.Цель и задачи программы.

      1.3. Организационно-педагогические основы обучения.

  1.  1.4. Педагогические принципы реализации программы.
  2.  1.5.Формы и методы реализации программы.
  3.  1.6. Нормативно- правовое обеспечение программы.
  4.  1.7. Этапы реализации программы.
  5.  1.8. Ожидаемые результаты. Способы проверки результатов.
  1. Учебно-тематический план.
  2. Содержание программы.
  3. Методическое обеспечение программы.

  4.1.Условия реализации программы.

    5.  Информационное обеспечение программы.

      5.1. Литература и информационные ресурсы для педагогов.

      5.2. Литература и информационные ресурсы для учащихся.

6. Приложения.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                          1.1  Концепция  программы

     Декоративные искусства всех народов различны, но их связывают одни истоки – древняя культура предков. Сегодня очень важно, чтобы учащиеся, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь им, знали о происхождении народных промыслов, об истории их развития. Занятия декоративно-прикладным творчеством открывают для многих учащихся новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.

      Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Общеобразовательная общеразвивающая  программа «Радуга творчества» имеет художественно-эстетическую направленность. Данная программа является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой  учащийся создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.  

     По виду деятельности данная программа – многопрофильная; по форме реализации – групповая. Программа предусматривает обучение на доступном уровне различным видам декоративно-прикладного искусства: лепке, изготовлению цветов из ткани, аппликации из ткани, вышивке, пошиву мягкой игрушки и позволяет раскрыть учащимся удивительный мир красоты и гармонии декоративно-прикладного искусства. Данная программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ изделия, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.  Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает учащимся в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

     Программа вводит учащегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческих способностей. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Деятельность учащихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями скульптора, дизайнера, швеи, портнихи. Учащиеся фантазируют,  

выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.  

         Самодельные поделки, сувениры, салфетки, игрушки не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают обучающимся проявить себя  с разных сторон, в них порой «просыпаются» таланты в области декора. И, как показывает практика, увлечение поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов изделий постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущего изделия и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с  профессиями, развивает творческий подход.

      Занятия в детском объединении «Радуга творчества» помогают развивать  творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития

личности учащегося, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку  возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение обучающихся к продуктивной творческой деятельности.

     Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

                         1.2 Цель и задачи программы

    Основная цель программы «Радуга творчества» – создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, ее духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований.

                                             Задачи программы

Обучающие:

- знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, формообразования, декоративно – прикладного искусства;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

                                                       

 -научить практическим навыкам работы с тканью и  мехом,  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, атласных лент, бумаги, картона, пластилина;

- научить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности;

- научить понимать и уважать национальные традиции, народные промыслы.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, гордость за свой выполненный труд;

- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, терпение, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;

- воспитывать чувство восприятия прекрасного в окружающем мире, бережное отношение к природе;

- воспитывать в детях любовь к родному краю  и   приобщать  к народным традициям.


Развивающие:

- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, смекалку;

- развивать художественно-творческую активность, образное мышление, эстетический вкус, чувство меры;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память;

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

- развивать   творческие  способности, активность, самостоятельность при решении различных вопросов (выбор материала, умение планировать свою работу).

Здоровьесберегающие:
- сохранять  познавательную  активность  и интерес  учащихся к работе, используя динамические паузы, игры, позволяющие поддерживать работоспособность детей.

               1.3.  Организационно-педагогические основы обучения

    Программа рассчитана на 4 года обучения.  Каждый год обучения – по 144 часа. Занятия учебных групп проводятся каждый год обучения – два раза в неделю по 2 часа. Возраст учащихся  первого года обучения-  7-8 лет, второго года обучения – 8-9 лет, третьего года обучения 9-10 лет, четвертого года обучения – 10-12 лет.

   Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения 15 чел., второго года обучения – 10-12, третьего и четвертого годов обучения – 8-10.  Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

Формы проведения занятий

   Программа предусматривает чередование  занятий индивидуального практического творчества учащихся и коллективной творческой деятельности. Темы и задания  занятий предполагают создания игровых и сказочных ситуаций. Процесс обучения на занятии характеризует:

  • сотворчество педагога и учащегося;
  • диалогичность;
  • созидательной творческой практической деятельности учащегося по теме;
  • четкость поставленных задач и варианты их решения.

                      

   Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работ на текущий год.

   Ознакомительное занятие – педагог знакомит учащихся с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.

   Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребенка, раскрепощают его.

   Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

   Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

    Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в кабинете.

   Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

    Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

               1.4.  Педагогические принципы реализации программы

            При реализации программы  «Радуга творчества» используются следующие педагогические принципы:

     -принцип наглядности: наглядность в педагогическом процессе обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, образцов, демонстраций, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления учащихся, в использовании наглядности важно чувство меры. Большое значение имеет сочетание применения наглядности с творческой работой детей по созданию наглядных пособий;

       - принцип  эстетизациии: формирование у учащихся эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов;

      -  учет специфики: разнообразие материала, специальных  инструментов и постепенность усложнения приемов и техники выполнения;

     - принцип последовательности:  изложение материала каждой темы и  основа самого процесса: от простого к сложному, от использования готовых схем, лекал, рисунков, до создания авторских работ;
     
- принцип сознательности и активности  учащихся в целостном педагогическом процессе: отражает активную роль  учащихся  в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности;

    - принцип индивидуализации воспитания: предусматривает учет индивидуальных особенностей каждого  учащегося при включении его в различные виды деятельности;

  - принцип культуросообразности: предполагает, что  художественное творчество  учащихся  должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущим традициям тех или иных  регионов, не противоречащим общечеловеческим ценностям;

- принцип коллективности: предполагает, что  художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях,  детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создать условия для позитивно направленных самопознаний, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации;

- принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащегося в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования);

      - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему:  принцип вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление.

                    1.5. Формы и методы реализации программы.

       При определении методов и форм обучения за основу взята классификация методов обучения, разработанная И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Ю. К. Бабанским и М. И. Махмуговым и др. Согласно исследованию этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный и исследовательский.

Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации, демонстрация разнообразного наглядного материала. Этот метод направлен на усвоение знаний.

Репродуктивный метод – направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.

Исследовательский метод – направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости о подготовленности того или иного ребенка. Его формы: проблемные  задачи, опыты и т. д. Задачи могут быть индуктивным и дедуктивными,  в зависимости от характера  деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности.

     Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия.

Методы обучения:

  • по способу подачи материала: словесный (рассказ, сказка, беседа, игра, объяснение, инструктаж), наглядный (показ, демонстрация образцов), практический (выполнение работ с применением полученных знаний);
  • по характеру деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации педагогической деятельности:

  • фронтальная (индивидуальная) работа,
  • комплексная (групповая) работа,
  • разработка проекта,
  • творческая мастерская.

Содержание программы составляют теоретические и практические занятия. Теоретические занятия направлены на получение учащимися дополнительных знаний по истории некоторых видов декоративно –прикладного искусства, основ цветоведения, композиции, лепки, технологии изготовления изделий с вышивкой, пошива мягкой игрушки.

     Практические занятия составляют основное содержание всех занятий и направлены на закрепление теоретических знаний, при этом используются следующие формы работы: копирование изделий, творческая работа по самостоятельной разработке изделия, реставрация изделия  и др.

                    1.6. Нормативно-правовое обеспечение программы.

     При разработке программы «Радуга творчества» учитывались следующие нормативно-правовые документы:

- Международная конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской   Федерации»;

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

- Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы;

-Устав МБОУДО Дома детского творчества Боковского района.

   

                          1.7.  Этапы реализации программы

 

      Образовательная программа рассчитана на четыре года обучения.

Первый год обучения.

       Первый год обучения включает в себя два основных направления, необходимых  на начальном этапе пути к творчеству: работа с пластилином, аппликация, работа с иголкой, ниткой и тканью.  Данные виды деятельности способствуют развитию координации пальцев, развивается мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. Учащиеся знакомятся со всем многообразием изделий, которые можно изготовить из пластилина, цветной бумаги, а также швом «вперед иголку».

   Второй год обучения.

На данном этапе  учащиеся получают необходимые знания по работе с тканью при выполнении аппликаций и пошиве игрушек, основы вышивания гладью, бисером, стеклярусом, пайетками. Занятия способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

   Третий год обучения.

     Третий год обучения продолжает и дополняет разнообразностью виды и способы работы с тканью. Учащиеся знакомятся с объемной и полуобъемной аппликацией, выполняют изделия, в которых применяется более сложная технология изготовления. Здесь предоставляется возможность  учащимся применить  свою фантазию и индивидуальность. 

  Четвертый год обучения.

    Данный этап включает в себя изготовление игрушек-подушек, шлепанцев, а также знакомство с новым видом вышивания – вышивание лентами и с многообразием видов вышивания гладью.

                1.8.  Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончании 1 года обучения учащиеся

должны знать:

- название основных и составных цветов;

- понимать значения терминов: геометрические фигуры, аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, орнамент;

- название инструментов, приспособлений, правила техники безопасности;

-  основные приемы лепки;           

- основы экономичной раскладки шаблонов на бумаге и правила вырезания;

- основные правила выполнения салфетки;

- основные этапы изготовления плоской игрушки.

 должны уметь:

- пользоваться инструментами: стекой и доской для лепки, ножницами, карандашами;

- пользоваться шаблонами;

- выполнять предметную аппликацию;

- комбинировать цвета;

- выполнять швов «вперед иголку».

По окончании 2 года обучения  учащиеся

должны знать:

- основы цветоведения;

- название и назначение различных видов тканей;

- основные этапы выполнения аппликации из ткани;

- правила раскроя, соединения деталей игрушек;

- технологию набивки деталей игрушек;

- правила оформления и отделки готового изделия;

- основы вышивания по цельной ткани.

должны уметь:

- уметь сочетать ткань по фактуре, сочетать цвета в изделии;

- делать зарисовки игрушек, чертежи выкроек;

- изготовлять выкройки-лекала;

- выполнять простейшие швы;

- владеть приемами работы с тканью и мехом;

- выполнять основные швы, используемые для украшения и отделки.

По окончании 3 года обучения  учащиеся

должны знать:

- основы материаловедения;

- основы композиции;

- характерные особенности объемных игрушек,

- правила выполнения швов в глади с вливанием тонов, при пришивании бисера, стекляруса, пайеток.

должны уметь:

- выполнять объемную и полуобъемную аппликацию из ткани;

- использовать изученные швы;

- экономно выполнять разметку различными способами деталей на ткани;

 - контролировать свою работу на всех этапах ее выполнения;

 - комбинировать в одной работе различные материалы и техники выполнения;

- выполнять вышивку гладью с вливанием тонов.

По окончании 4 года обучения  учащиеся

должны знать:

- технологию изготовления игрушек-подушек;

- терминологию, применяемую при пошиве изделий из ткани;

- самостоятельно выполнять зарисовку изделий, чертежи выкроек.

должны уметь:

- составлять композицию из игрушек по самостоятельно выбранным эскизам;

- декоративно оформить готовое изделие;

- проявлять творческую инициативу в создании изделий.

                                Способы  проверки результатов

     Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах,  выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удаче. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

   Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:

-текущая оценка достигнутого  уровня самим ребенком;

-оценка законченной работы;

- участие в выставках, конкурсах.

Выставочные просмотры законченных работ учащихся.

    Во время выставочных просмотров по окончании каждого из четырёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки учащихся. Разработана специальная таблица, позволяющая фиксировать данный аспект освоения программы (табл.1 прил.1).

Формы подведения итогов реализации программы.

    В качестве форм подведения итогов по программе используются викторины, конкурсы, участие в выставках различного уровня.

   Для отчёта участия учащихся в выставках и конкурсах используется таблица (табл.2 прил.1)

                           

                       2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                           Первый год обучения

                                 Наименование разделов и тем

          Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

2

-

2

2.

Основы цветоведения.

1

1

2

3

Лепка. Основные приемы лепки.

3.1

Выполнение работ самых простых объемных форм. Тема: «Урожай», «Сказочная птица», «Животные».

2

10

12

3.2

Выполнение более сложных изделий из пластилина. Доработка исходных форм. Цветы из пластилина.

1

9

10

3.3

Итоговое занятие. Выставка работ.

-

2

2

4

Применение в из пластилина природных материалов.

4.1

 Тема: «Гость на лесной опушке», «Подводный мир».

2

10

12

4.2

 Итоговое занятие. Выставка работ.

-

2

2

5

Контурные рисунки и узоры, на различных  поверхностях из жгутов и жгутиков, аппликация из пластилиновых шариков.

5.1

Контурные рисунки и узоры на плоских поверхностях. Темы: «Яблоня», «Тополь», «Бабочка», «Букет».

1

7

8

5.2

Контурные рисунки и узоры на объемных поверхностях. Темы: «Карандашница», «Вазочка для цветов».

1

3

4

5.3

Аппликация из пластилиновых шариков «Снегирь»

1

7

8

5.4

Аппликация из расплющенных пластилиновых шариков «Рыбка»

1

5

6

5.5

Аппликация, сочетающая разные способы  работы с пластилином. Темы: «Зимний пейзаж», «Новогодний праздник».

1

3

4

5.6

Итоговое занятие. Выставка работ.

-

2

2

6.

Аппликация из бумаги.

6.1  

 Основы композиции.

1

1

2

6.2

Обрывная аппликация.

1

7

8

6.3

Аппликация на основе простых геометрических фигур.

1

5

6

6.4

Объемная аппликация.

1

9

10

6.5

Предметная аппликация. Космос.

1

7

8

6.7

Коллективная работа «Лебедь».

-

2

2

6.8

Итоговое занятие. Выставка работ.

-

2

2

7.

Волшебная иголочка.

7.1

Выставка вышитых изделий.

2

-

2

7.2

 Знакомство с правилами обращения с иголкой, организация рабочего места. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

1

1

2

7.3

Шов «вперед иголку», использование модели шва. Вышивание индивидуальной салфетки.

2

14

16

7.4

Плоская игрушка.

1

9

10

7.5

Промежуточная аттестация. Выставка работ.

-

2

2

ВСЕГО:

25

119

144

                                   

                                         

                                УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                            Второй год обучения

                                     

                                 Наименование разделов и тем

          Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

2

-

2

2.

Основы цветоведения.

1

1

2

3

Виды тканей, их назначение.

2

-

2

4.

Аппликация из тканей и меха на плоской основе.

4.1

Аппликация на тему: «Мой родной край»

1

5

6

4.2

Аппликация по собственному замыслу.

1

5

6

4.3

Итоговое занятие. Выставка работ.

-

2

2

5.

Мягкая игрушка. Материалы и приспособления.

5.1

Геометрия в мягких игрушках.

2

20

22

5.3

Игрушки из тканевых помпонов.

2

14

16

5.4

Новогодние игрушки-сувениры.

4

14

18

5.5

Пошив мягких игрушек.

3

21

24

5.6

Итоговое занятие. Выставка работ.

-

2

2

6

Декоративное панно из атласных лент «Подарок для мамы».

1

7

8

7

Пришивание пуговиц.

1

7

8

8.

Вышивка.

8.1

Основы вышивания по цельной ткани.

1

3

4

8.2

Основные швы, используемые для украшения и отделки.

2

6

8

8.3

Вышивание гладью. Гладь с настилом. Односторонняя гладь.

1

3

4

8.4

Вышивание салфетки.

1

7

8

8.5

Промежуточная аттестация. Выставка работ.

-

2

2

ВСЕГО:

25

119

144

                                   

                                     

                          УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                          Третий год обучения

                                 Наименование разделов и тем

          Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

2

-

2

2

Материаловедение.

2

-

2

3

Аппликация из ткани.

3.1

Полуобъёмная аппликация.

3

9

12

3.2

Объёмная аппликация

3

11

14

4

Верёвочные игрушки.

4.1

Верёвочные куклы.

2

8

10

4.2

Веревочная мышка.

2

8

10

4.3

Веревочная лягушка.

2

8

10

4.4

Веревочная обезьянка.

3

9

12

4.5

Итоговое занятие. Выставка работ.

-

2

2

5

 Новогодние игрушки.

1

7

8

6

Разные четвероногие.

6.1

Динозавры.

1

7

8

6.2

Три собаки.

1

9

10

6.3

Медведь, слон.

1

9

10

6.4

 Итоговое занятие выставка работ.

-

2

2

7

Цветы из ткани.

2

12

14

8

Вышивка.

8.1

Вышивание гладью с вливанием тонов.

2

2

4

8.2

Вышивание бисером, стеклярусом, пайетками.

1

1

2

8.3

Вышивание картины.

1

9

10

8.4

Промежуточная аттестация. Выставочный просмотр.

-

2

2

ВСЕГО:

29

115

144

                                 

                       

                          УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                            Четвертый год обучения

                                     

                                 Наименование разделов и тем

          Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

2

-

2

2.

Игрушки-подушки.

2

-

2

2.1

Подушка-будильник.

2

8

10

2.2

Подушка-земляничка.

1

11

12

2.3

Подушка-трансформер.

1

11

12

2.4

Итоговое занятие. Выставка работ.

-

2

2

3

Шлепанцы-зверушки.

2

10

12

4

Рюкзачок.

2

13

14

5

Новогодние фантазии.

5.1

 Новогодняя гирлянда.

1

7

8

5.2

Игрушка-сувенир.

1

5

6

5.3

Панно «Новогодняя сказка»

1

5

6

6.

Изготовление портретов из тканей. Портрет сказочного героя.

2

10

12

6.1

Итоговое занятие. Выставка работ.

-

2

2

7.

Вышивание.

7.1

Вышивание  гладью. Техника вышивания «Художественная гладь».

3

15

18

7.2

Вышивка лентами.

3

15

18

7.3

Итоговая  аттестация. Выставка работ.

-

2

2

ВСЕГО:

23

121

144

                       

                       3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                Содержание программы первого года обучения

Тема №1.  Вводное занятие.

Введение в образовательную программу. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами.

Тема №2. Основы цветоведения.

Цветовой круг. Классификация цветов. Основные и смешанные, теплые и холодные цвета. Экскурсия в природу. Зарисовка цветовых сочетаний в природе.

Тема №3. Основные приемы лепки.

 Знакомство со свойствами материала, обучение формообразующему движению – раскатыванию, скатыванию, сплющиванию, оттягиванию, отщипыванию, вдавливанию, присоединению. Выполнение работ самых простых объемных форм: овощи, фрукты, грибы, гусеница и т.д. Знакомство с понятием объемности предметов; представление о пропорциях и характере предметов. Выполнение изделий по образцу и по собственному замыслу.

Тема №4. Применение в изделиях природных материалов.

  Декоративная переработка форм, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Работа по теме «Гость на лесной опушке» предусматривает изготовление петушка на основе сосновой шишки, стрекозы с использованием семян клена и т.д., знакомство с приёмом размазывание при изготовлении прудика. Работа по теме «Подводный мир» - аппликация рыбки на основе засушенных листьев березы. Самостоятельное дополнение подводного мира. Работа по образцу. Самостоятельная работа.

Тема №5. Контурные рисунки и узоры на различных  поверхностях из жгутов и жгутиков, аппликация из пластилиновых шариков.

 Знакомство с терминами симметрия и асимметрия. Изготовление аппликаций из пластилиновых жгутиков на картоне. Ритмичное  украшение округлой плоской формы, понятие о декоративном рельефе. Самостоятельная работа: изготовление карандашницы и вазочки для цветов на основе стеклянной баночки, украшение её с помощью жгутиков, бусинок, стразов и т.д.  

 Аппликация из пластилиновых шариков «Снегирь». Работа с шаблоном для перевода рисунка на картон. Правила изготовления пластилиновых шариков одного размера. Работа по образцу.  Заполнение рисунка пластилиновыми шариками.

             Аппликация из расплющенных шариков «Карпик». Подготовка эскиза. Выбор фона.  Работа с шаблоном.

 Аппликация, сочетающая разные способы работы с пластилином «Зимний пейзаж», «Новогодний праздник». История и традиции празднования Нового года в России и других странах. Повторение изученных ранее способов работы с пластилином. Рассматривание фотографий  зимних пейзажей, репродукций картин зимних пейзажей художников. Самостоятельная работа.

Тема№6. Аппликация из бумаги.

Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. Выполнение обрывной аппликации «Радуга».  Аппликация объемная. Букет нарциссов. Коллективная работа. Панно «Лебеди».  Аппликация из ладошек. Подготовка заготовок – ладошек, основы,  фона. Сборка деталей в единую композицию.

Тема №7. Волшебная иголочка. 

Выставка вышитых изделий.  Беседа об истории возникновения и использования вышивания. Соблюдение техники безопасности. Знакомство с правилами обращения с иголкой, организация рабочего места – знакомство с материалами, инструментами и их назначением для вышивания. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка – знакомство с нитками, освоение приёма вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.   Шов «вперед иголку», использование модели шва. Шов «вперед иголку» по кругу – учить распределять стежки равномерно. Шов «вперед иголку» двойной – показать приемы выполнения двойного шва.

   Вышивание индивидуальной салфетки, шов «вперед иголку» - научить планировать свою работу, действовать в соответствии с намеченным планом, использовать в работе знакомые приемы вышивки. Бахрома на салфетке, как способ оформления изделия. Вышивка по контуру, силуэтное вышивание –  самостоятельно выбрать несложный предмет (листок, яблоко и т.п.).

      Плоская игрушка. Зайчик. Особенности плоской игрушки. Анализ игрушки. Изготовление лекал. Раскрой на ткани. Правила кроя. Сметывание. Шитье. Шов «через край». Оформление мордочки. Анализ работы.

Котик. Изготовление лекал. Раскрой на ткани. Сметывание. Пошив. Оформление игрушки. Анализ работ.

                    Содержание программы второго года обучения

Тема №1.  Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами.

Тема №2. Основы цветоведения. Повторение ранее пройденного материала. Хроматические и ахроматические цвета. Дополнительные цвета. Игра «Радуга».

Тема №3. Виды тканей, их назначение. Свойства тканей и их применение. Техника безопасности при работе с тканью. Игра «Лоскутик»

          Тема №4. Аппликация из тканей и меха на плоской основе. Теоретические сведения об аппликации. Подбор ткани и меха для работы. Последовательность изготовления аппликации. Выбор эскиза. Подбор материала. Разметка изображения. Сборка и закрепление деталей на фоне.

Тема №5.  Мягкая игрушка. История возникновения мягкой игрушки.  Геометрия в игрушках. Утенок на основе круга. Медвежонок на основе овала. Гриб на основе круга и овала. Лиса на основе треугольника.

Игрушки из тканевых помпонов. Технология изготовления игрушек из помпонов. Заготовка шаблонов. Изготовление помпонов. Сборка изделия. Художественное оформление изделий. Коллективная работа «Гроздь винограда».

 Новогодние игрушки-сувениры. Особенности изготовления игрушек-сувениров. Работа по образцу. Подбор материалов. Самостоятельная разработка декоративных дополнений.

   Пошив мягких игрушек. Технология изготовления игрушек из ткани  и меха (петушок, мышь, рыбка и т.д.). Раскладка выкроек-лекал с учетом направления ворса при изготовлении игрушек. Приемы утяжки при шитье мягкой игрушки.

Тема №6. Декоративное панно из атласных лент «Подарок для мамы». Пошив цветов  и лепестков из атласных лент. Закрепление их на картоне. Оформление работы в рамку.

Тема №7. Пришивание пуговиц. Краткие исторические сведения о пуговицах. Правила пришивания пуговиц. Технология изготовления игрушек-подвесок  использованием пуговиц.  Работа по образцу. Заготовка, соединение деталей. Художественное оформление изделий. Составление композиций из пуговиц и тканей.

Тема №8. Вышивка. Основы вышивания по цельной ткани. Изменение размера рисунка.  Копирование рисунка. Перевод рисунка на ткань. Выравнивание краев ткани. Запяливание  ткани в пяльцы. Как закреплять рабочую нить в начале и конце работы. Основные швы, используемые для украшения и отделки.

Швы назад иголку, строчка, петельный шов, козлик, бархатный шов, тамбурный шов, зигзаг. Демонстрация образцов.  Выполнение салфетки.

Вышивание гладью. Гладь с настилом. Односторонняя гладь. Выполнение салфетки.

Содержание программы третьего года обучения

Тема №1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

Тема №2. Материаловедение. Происхождение и свойства волокон. Виды волокон. Качество нитей. Определение изнаночной и лицевой сторон ткани, долевой и поперечной нитей.

Тема №3. Аппликация из ткани. Технология изготовления полуобъёмной и объемной аппликаций. Последовательность изготовления аппликации. Выбор эскиза. Подбор материала. Разметка изображения. Сборка и закрепление деталей на фоне. Художественное оформление.

Тема №4. Верёвочные игрушки. Особенности изготовления веревочных игрушек. Подбор ткани для игрушек. Правила раскроя, соединения и оформления игрушек.

Тема №5. Новогодние игрушки. Пошив круглой елочной игрушки. Украшение ее бисером, пайетками.

Тема №6. Разные четвероногие. Краткие теоретические сведения о животных. Особенности изготовления игрушек по данной теме. Правила раскроя, соединения и оформления игрушек.

Тема №7. Цветы из ткани. Панно «Букет роз». Роза из ткани. Особенности раскроя и соединения цветка.

Тема №8. Вышивка.

Роль композиции и цвета. Техника вышивания гладью с вливанием тонов. Выбор эскиза для картины. Перевод рисунка на ткань. Выполнение работы. Дополнение вышивкой бисером или пайетками по желанию. Оформление работы в рамку.

Содержание программы четвертого года обучения

Тема №1. Вводное занятие.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

Тема №2. Игрушки-подушки.

Теоретические сведения о декоративном оформлении мебели. Технология изготовления игрушек-подушек. Выполнение выкроек. Запись последовательности изготовления игрушек-подушек. Раскрой деталей. Способы соединения и сшивания деталей. Сборка изделия.

Тема №3. Шлепанцы-зверушки.

 Подбор тканей. Правила раскладки выкроек-лекал на ткани. Раскрой тканей, меха. Сшивание деталей меха. Декоративное оформление изделия.

Тема №4. Рюкзачок.

 Беседа о назначении данного изделия. Виды швов для пошива рюкзачка. Раскрой изделия. Пошив рюкзачка. Оформление изделия с помощью декоративных пуговиц, тесьмы, шнура. Оформление декоративных дополнений ручной вышивкой.

Тема №5. Новогодние фантазии.

Самостоятельная разработка изготовления декоративных дополнений при оформлении новогодней гирлянды. Технология изготовления новогодних игрушек-сувениров. Подбор и раскрой ткани. Соединение деталей. Художественное оформление изделий.

Тема №6. Изготовление портретов из тканей.

Портрет сказочного героя. Беседе о сказках, любимых сказочных героях. Особенности изготовления портретов из ткани. Закрепление основ материаловедения. Эскиз портрета. Подбор ткани. Закрепление ткани на основе. Самостоятельная разработка и изготовление декоративных дополнений.

Тема №7. Вышивание. Вышивание цветов, вышивание элементов пейзажа, натюрморт. Переход  цвета.

 «Вышивка лентами»

Знакомство с данной техникой. Роль композиции и цвета. Принципы построения углов. Соотношение цветов. Дополнительная фурнитура и работа с ней.  

                 

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    В ходе работы на занятиях создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими  учащимися (единомышленниками) и педагогом. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка. Образовательный процесс в значительной мере зависит от методического обеспечения. В практике работы используются следующие формы организации образовательного процесса: практические занятия, беседы, индивидуально - групповые занятия, коллективная и индивидуальная творческая работа. Помимо традиционных форм подведения итогов обучения (наблюдение, анализ выполненных работ, диагностическая беседа, выставки) применяются нетрадиционные формы в виде творческих заданий, контрольных игр, конкурсов и т.п. Формами представления детских достижений являются выставки, конкурсы.

    В зависимости от задач, реализуемых на различных этапах освоения программы, выделяются три группы методов обучения:

  1. Методы  организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-методы приобретения знаний, формирования умений и навыков;

-практического применения знаний;

    -творческой деятельности;

-закрепления знаний, умений и навыков.

2. Методы  стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

  1. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

         К первой группе методов обучения относятся методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы):

-рассказ;

-беседа;

-объяснение;

-диалог;

-инструктаж (устный и письменный на специальных раздаточных карточках);

-самостоятельная работа с дополнительной литературой.

        Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы):

                 -иллюстрация;

                 -демонстрация (предметов или моделей);

                 -самостоятельные наблюдения.

        Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного ее  восприятия (практические методы):

                 -упражнения;

                 -практическая работа;

                 -творческие задания.

         Для восприятия, осмысления и применения полученных знаний используются методы самостоятельной работы и работы под непосредственным руководством педагога.

        Для расширения кругозора, пробуждения любознательности и повышения заинтересованности в овладении данным видом прикладного творчества имеется специальная литература.

      Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.

       Для выполнения работ необходимы следующие материалы, инструменты и приспособления:

    - пластилин, стеки, доска для лепки, цветной и белый картон;

    - цветная бумага, клеящий карандаш, клей ПВА, ножницы;

- ткани, мех. Ткани желательно подбирать различные по цвету, фактуре, видам (гладкий и набивной ситец, байка, трикотаж, фланель, драп, сукно, войлок и другие);

- для выполнения объемных игрушек используется также синтетический мех, он легко обрабатывается и хорошо сохраняет форму игрушки. Кроме этого, можно использовать в работе плюш и бархат. Длинноворсовый, синтетический и натуральный мех больше подходит для отделки изделий;

- нитки. Для пошива игрушек нужны катушечные нитки №30, 40 разных цветов. При оформлении декоративных швов по лицевой стороне изделий используются мулине, ирис, штопка, шерстяная и синтетическая пряжа;

- тесьма, цветные ленты, пуговицы нужны для оформления изделий;

- поролон, синтепон, ватин, вата;

- ножницы, иголки, наперстки. Для раскроя меха наиболее удобны маленькие ножницы с загнутыми концами, для ткани большие ножницы с прямыми лезвиями. Иголки нужны различной величины (наборы). Наперсток должен соответствовать толщине среднего пальца.

   Мел необходим для обрисовки лекал выкроек на ткани и мехе (можно для этой же цели использовать небольшие кусочки мыла).  Карандаши  простые и цветные, краски, кисти, фломастеры необходимы для оформления эскизов игрушек, графических работ.

                            4.1. Условия реализации программы

      Воспитание и обучение в детском объединении осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. учащийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.  Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.  Образные представления у младших учащихся значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением работ, так и во время занятия. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.  Подобная установка дисциплинирует детей, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач.

    Программа соединяет  игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все изделия многофункциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

     Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Занятия необходимо проводить в помещении с удобной для работы  мебелью, хорошим освещением и вентиляцией. Обстановка и художественное оформление образцами помогают в учебном процессе.

      Для реализации    программы  необходимо наличие специальных материалов, инструментов и оборудования: пластилин, стеки, доски для работы с пластилином, картон, цветная бумага, клей, ножницы, иглы, пяльцы, наперстки, нитки, техническая вата, кусочки тканей, меха. Итоги работы подводятся на выставках, где представляются лучшие работы детей.

        Для  учащихся, имеющих особые успехи в обучении,  разрабатываются индивидуальные образовательные траектории, при составлении которых учитываются индивидуальные возрастные и психологические особенности конкретного ребенка, его склонности, возможности, потребности и интересы,  планируются индивидуальные шаги и этапы обучения, ожидаемые результаты.

Техническое оснащение программы

   Успешная реализация программы и достижения учащихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства.

   Занятия в детском объединении «Радуга творчества» должны проводиться в отдельном просторном, светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам, в котором имеются наглядные пособия, готовые лекала, действующая выставка творческих работ учащихся. Красивое оформление кабинета, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели (столы, стулья, шкафы, стеллажи), инструменты и приспособления, хранящиеся отдельно и в определенном порядке.

                 

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ    

   

            5.1.Литература и информационные ресурсы для педагогов

1.  Нагибина М.И.

    «Чудеса из ткани своими руками». Ярославль, 1997.

2.  Лежнёва С.С., Булатова И.И.

     «Сказка своими руками», Минск, 1991.

3. Кочетова С.

    «Игрушки для всех», Москва, 1999.

4.  Неботова З., Кононович Т.

    «Мягкая игрушка. Игрушки-сувениры». Москва, Санкт-Петербург, 2002.

  1. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.
  2. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии  

       СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

  1. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 1990.
  2. З.А. Каргина. Практическое пособие для ПДО. – Изд. Доп. – М.: Школьная пресса, 2008
  3. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1998
  4.  Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
  5.  Закон РФ " Об образовании в РФ"
  6.  Конвенция о правах ребенка.
  7.  Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. Граф - пресс, Сервис школа, Москва - Ставрополь, 2001г.
  8. Н. А. Сарафанова. "Подарки к праздникам" Москва, 2004г.
  9. И. Агапова, М. Давыдова, "Мягкая игрушка своими руками". Москва,                         Айрис - пресс, 2003г.
  10. Н. Белова "Мягкая игрушка. Весёлая компания". Санкт - Петербург, 2003г.
  11. Н. Лапеева "Шьём весёлый зоопарк". Москва. Айрис - пресс,2005г.
  12. Сью Лок. "Чудеса своими руками" Издательский дом "Ниола" 21- й век, 2004г.
  13.  И.А. Сокол «Мастерица». –М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  14.  И.С. Федюшкина. Вышивка. – М.:Профиздат, 2001.
  15.  А.М. Столярова. Игрушки-подушки.- М.: Издательство «Культура и традиции», 2002.
  16.  Дмитриева-Макерова Е.М. Пряжа и иголка – оригинальная техника рукоделия. -М.: Издательский дом МСП, 2008.
  17.  Уильямс М. Шелковая лента. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

                  5.2.  Литература и информационные ресурсы для учащихся

  1. О.С. Молотобарова "Кружок изготовления игрушек -  сувениров"1998г.
  2. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. Граф - пресс, Сервис школа, Москва - Ставрополь, 2001г.
  3. Н. А. Сарафанова. "Подарки к праздникам" Москва, 2004г.
  4. И. Агапова, М. Давыдова, "Мягкая игрушка своими руками". Москва,                         Айрис - пресс, 2003г.
  5. Н. Белова "Мягкая игрушка. Весёлая компания". Санкт - Петербург, 2003г.
  6. Н. Лапеева "Шьём весёлый зоопарк". Москва. Айрис - пресс,2005г.
  7. В. В.Выгонов. "Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки" Москва, "Первое сентября", 2002г.
  8. Сью Лок. "Чудеса своими руками" Издательский дом "Ниола" 21- й век, 2004г.
  9. В. И. Петухова, Л. М. Савельева, Е.Н. Ширшикова. Мягкая игрушка. М.:"Ступень"1995г.

6.ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

                                                                                                                Таблица 1

Таблица контроля практических умений и навыков учащихся во время промежуточных просмотров по окончании учебного года.

                                                                                                                                 

Фамилия, имя учащегося

Раздел программы

Замечания, рекомен-дации

Оценка по 10-балльной системе

Подпись педагога

                                                                                                                    Таблица 2

Таблица учёта участия учащихся в конкурсах и выставках

 за 4 года обучения по программе «Радуга творчества»

Фамилия, имя учащегося

Дата

Название конкурса, выставки

Название работы

Результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"

Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....