Главные вкладки

    Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.
    учебно-методический материал (литература) по теме

    Бондарик Галина Григорьевна

    Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon a.i._solzhenicyn.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Александр Исаевич Солженицын.

    (1918-2008)

    Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

    Требования к уровню подготовки учащихся:

    Учащиеся должны знать:

    - сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и историю создания рассказа «Один день Ивана Денисовича»

    Должны понимать:

    - отношение автора к изображаемому, нравственную проблематику произведения.

    Должны уметь:

    -определять тему и идею, характеризовать героев и их поступки, строить развернутые высказывания на основе прочитанного.

    Судьба и творчество писателя.

    Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году , стал известен всему читающему Советскому    Союзу в 1962 году, с выходом «Одного дня Ивана Денисовича», напечатанном в журнале «Новый мир». Солженицын дебютировал как писатель в 44 года и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. Вот первое впечатление редактора «Нового мира» А.Т. Твардовского, прочитавшего рукопись ночью,  в один присест, не отрываясь: «Ничего подобного давно не читал, Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши». Твардовский предпринял невероятные усилия к тому, чтобы рассказ увидел свет. «Я был оглушен, потрясен,- писал о своих впечатлениях Вячеслав Кондратьев .- Наверное, первый раз в жизни  так реально осознавал, что может правда. Это было не только слово, но и дело».

    Солженицын- фигура, несомненно, культовая для реабилитационного периода новейшей русской литературы. Этот историко-литературный этап завершился «годом Солженицына»(1990г.).  

    Во второй половине 1989 года журналы «Новый мир» и «Даугава» печатают «Архипелаг ГУЛАГ». На протяжении всего 1990 года журналы «Новый мир» и «Звезда» печатают романы А. Солженицына «В круге первом», «Раковый корпус» и «Август 14-го». Кроме того, сам писатель, вернувшись в тогда еще Советский Союз, обнародовал свою принципиальную значимую работу «Как нам обустроить Россию», которая вызвала и общественный, и политический интерес,- первый Президент СССР М.С. Горбачев уже на следующий день оспорил идеи солженицынской статьи, при этом назвав «Самого»-«Великим».

    Явление Солженицына во всех смыслах явилось рубежом- Солженицын был последним, кого советская власть  не допускала до читателя. С его возвращением период возврата ценностей в литературе и культуре был завершен; возвращение Солженицына в новую Россию очень немногими воспринималось, как  надежда обрести всеобщего духовного наставника.

    Каковы истоки явления Солженицына? Родители писателя происходят из старинных казачьих родов.

    Годы детства и ученичества.( Стр. учебника 265-269 учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, часть 2 под редакцией В.Я. Коровиной (авторы В.Я. Коровина, В.И. Коровин), М, «Просвещение», 2011 год.

    Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».

    Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общественном сознании.

    Рассказ, написанный в 1959 году (а задуманный еще в лагере в 1950), первоначально носил название «Щ-854 (Один день одного зэка)».

    - Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня?

     Почему автор определил жанр как рассказ?

    Сам Солженицын пишет о замысле рассказа: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир- одним … достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

    -Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович?

    -Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь?

    Герой повести- Иван Денисович Шухов- один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, простой человек, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых- это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь- бушлат деревянный, подпишешь- хоть поживешь еще малость, Подписал».И Шухов оказывается в советском лагере.

    Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско- германскую войну ( и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере. Остальные лица- все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

    - Почему день, описанный в повести, кажется Шухову почти «счастливым»?

    - Почему автор выбрал именно «счастливый день»?

    Иван Денисович из породы «природных», «естественных» людей. Он напоминает Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс. Кажется, все в Шухове сосредоточено на одном- только выжить. Но как выжить и остаться при этом человеком? Ивану Денисовичу это удается. Он не поддался процессу расчеловечивания, устоял, сохранил нравственную основу. «Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые  ты изменить не можешь. В карцер не посадили, на шмоне не попался, табочку купил, не заболел- чего же еще? Если такой день счастливый, то какие тогда несчастливые? В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения Солженицына.

    Что помогает герою устоять, остаться человеком?

    Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопросов: за что? Почему? Этой цельностью сознания во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям. «Природность» Ивана Денисовича связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина : «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе- достоинство и радость мастера, владеющего своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд- это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему  выстоять.

    - О ком из зэков автор пишет с симпатией?

    -Кого называет «дерьмом»?  

    Из тех, кто, как написал Солженицын, «принимает на себя удар»- Сенька Клевшин, латыш Кильдигис, бригадир Тюрин. Они не роняют себя и слов зря не роняют, как и Иван Денисович. Бригадир Тюрин- для всех «отец». От того, как «процентовку»закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает. «Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права и получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского: «Кряхти да гнись. А упрешься- переломишься».

            Шухову с его здравым смыслом и Буйновскому с его «неумением жить»

    Противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», кто от него уклоняется. Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить. Одна из отличительных черт жизни Цезаря- «Образованные разговоры». Кино, которым занимался Цезарь- игра, то есть выдуманная, ненастоящая жизнь, с точки зрения зэка.

             Солженицын выделяет еще одного героя, не названного по имени- «высокого молчаливого старика». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное количество лет,  и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его было вымотано, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». «Придурки- лагерные «аристократы»- лакеи: дневальные по бараку, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ- «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

            Итак, в лице «незлобивого», терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал  символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.

    Проверочные задания для повторения по рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».  

    1. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?

    2.Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опишите ее.

    3.Какова логика компоновки персонажей в рассказе? Кого из них главный герой знает по имени и почему?  

    4. Почему автор в рассказе избрал такую точку обзора: «лагерь глазами мужика». Кто в большей мере живет во лжи даже в лагере?

    «Городская проза в современной литературе».

    Ю.В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести  «Обмен».

    Требования к уровню подготовки учащихся:

    Учащиеся должны знать:

    1. понятие  «городской» прозы, сведения о жизни и творчестве  А.Т. Твардовского, сюжет, героев произведения.

    Учащиеся  должны понимать:

    1. вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта, смысл названия повести «Обмен».

     Учащиеся должны уметь:

    1. характеризовать героя повести и его поступков  по отношению к матери.  

    «Городская проза в литературе 20 века.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор».

    Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа....

    Александр Исаевич Солженицын. Очерк жизни и творчества.

    Урок по литературе в 11 классе. Знакомство учащихся с биографией и творчествои писателя Солженицына....

    Презентация "Александр Исаевич Солженицын"

    В работе представлены сведения о биографии и творчестве писателя, приведены отрывки из произведений, помещены фотографии писателя и его близких....

    Куприн Александр Иванович. Страницы жизни и творчества.

    Данная презентация поможет провести урок литературы в основной и старшей школе....

    Презентация "Александр Исаевич Солженицын"

    Данная презентация содержит материал из биогравии Солженицына А.И....

    Презентация по литературе 11 класс. Александр Исаевич Солженицын.

    Презентация по литературе 11 класс. Творческий путь Александра Исаевича Солженицына....

    Конспект урока на тему "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"

    Разработка урока по теме "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"...