Главные вкладки

    Статья на тему:
    Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности

    Эпова Светлана

    Наиболее сильные негативные переживания, связанные с его работой педагог ощущает  при отсутствии конкретного результата. В связи с этим высока вероятность развития симптомов выгорания у учителей и педагогов.

    Низкий уровень развития навыков саморегуляции, незнание психологической культуры, приводит к тому, что значительный процент педагогических работников страдает многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями.

    Способы саморегуляции способствуют преодолеванию негатива в жизни и работе педагога.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл emotsionalnaya_ustoychivost_pedagoga_v_deyatelnosti.docx15.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эпова С.А.

    педагог дополнительного образования

    МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

    Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности

      Наиболее сильные негативные переживания, связанные с его работой педагог ощущает  при отсутствии конкретного результата. Учителя ощущают что «работают впустую»,  «появляется чувство отчаяния, когда что-то не удалось».

    В связи с этим, результаты исследований Т. И. Ронгинской (1999-2009) указывают на высокую вероятность развития симптомов выгорания среди педагогов. Согласно исследованиям Фарманюк Т.В. профессия учителя в настоящее время всё более и более феминизируется, к профессиональным стрессам на работе прибавляются ещё и загруженность работой по дому, дефицит времени для семьи и детей.( («Синдром эмоционального выгорания в профессиональной дезадаптации учителя»).

     Сильнейшим фактором переживания для педагога является ощущение утраты смысла деятельности. Причём, последствия выгорания начинают существенно сказываться на взаимоотношениях с другими людьми, личной жизни, в семье.

    Специалисты в области профессионального выгорания педагога сходятся на том, что психологической основой его предупреждения является развитие такого качества как эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость педагога теснейшим образом связана с формированием эмоциональной саморегуляции, её способов и приёмов. Умение вести себя адекватно ситуации, индивидуальные особенности человека, высокий уровень «субъектно осознанной саморегуляции» являются предпосылками эффективного контроля поведения, помогающие осознавать собственные возможности и компенсировать неустойчивые состояния, стрессогенные факторы.

     Эмоциональная устойчивость личности представляет собой сложное, интегративное качество личности, которое характеризуется таким сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных и интеллектуальных компонентов психической деятельности, способствующих успешному решению человеком сложных и ответственных задач в напряженной эмоциональной обстановке.

     Низкий уровень развития навыков саморегуляции, незнание психологической культуры, приводит к тому, что значительный процент педагогических работников страдает многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями.

      Способность противостоять трудностям формируется в процессе жизнедеятельности и зависит от возможностей человека, опыта разрешения аналогичных ситуаций в прошлом, выбором пути преодоления препятствий.

     Способ преодоления трудностей во многом детерминирует поведение человека, а в ситуациях межличностного взаимодействия, трудностей и возникших конфликтов от выбора адекватного способа преодоления трудностей зависит дальнейшее взаимодействие с окружающими. Учителям и педагогам следует усвоить общие знания о целостном процессе эмоциональной саморегуляции.

     Частая необходимость в саморегуляции возникает в том случае, если педагог находится в трудноразрешимой либо необычной ситуации, которая может иметь несколько вариативных решений. Или в случае нахождения педагога в состоянии повышенного эмоционального или физического напряжения, когда он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей. Все выше сказанное побуждает его действовать импульсивно.

      Психологические основы саморегуляции включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.

      В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование и методы психофизиологической регуляции (регуляция мышечного тонуса, управление ритмом и темпом дыхания, аутогенная тренировка (АТ), нервно-мышечная релаксация). Что касается профилактических и коррекционных мер при синдроме «эмоционального выгорания», то можно использовать так называемые -«тайм-ауты», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

    - развиваться и самосовершенствоваться профессионально например, чаще посещать курсы повышения квалификации, конференции, семинары, вебинары, круглые столы и пр.);

    - стремиться уходить от ненужной конкуренции так как чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению выгорания;

    - общаться эмоционально, ведь при анализе своих чувств и  эмоций с другими процесс этот оказывается не столь выраженным;

    - поддерживать хорошую физическую форму, помня о том, что между состоянием тела и разума существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребления, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления  профессионального выгорания педагога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обобщения и систематизации знаний 11 класс Тема: «Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов»

    Цель урока: Провести систематизацию и обобщение знаний детей по темам «Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды»....

    Защита прав и интересов ребёнка в деятельности социального педагога

    На современном этапе развития нашего общества подмена духовных ценностей материальными приводит  к всё большему расслоению на два социально-противоположных класса: богатых и бедных. Нельзя не зам...

    Организация развивающей и коррекционной работы в деятельности педагога-психолога.

    Психологическая служба призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, так как именно начальная школа  - ст...

    Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

    Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

    Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

    Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

    Парадокс решения проблем мотивации вовлечения педагогических работников в методическую деятельность и самоопределения педагогов в инновационном развитии образовательного учреждения

    В статье рассматриваются проблемы мотивации педагогов дополнительного и общего оборазования к участию в методической работе и инновационной деятельности образовательной организации, а также ошибки, св...

    Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности

    Специалисты в области профессионального выгорания педагога сходятся на том, что психологической основой его предупреждения является развитие такого качества как эмоциональная устойчивость. Для саморег...