Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности
статья на тему

Эпова Светлана

Наиболее сильные негативные переживания, связанные с его работой педагог ощущает  при отсутствии конкретного результата. В связи с этим высока вероятность развития симптомов выгорания у учителей и педагогов.

Низкий уровень развития навыков саморегуляции, незнание психологической культуры, приводит к тому, что значительный процент педагогических работников страдает многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями.

Способы саморегуляции способствуют преодолеванию негатива в жизни и работе педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnaya_ustoychivost_pedagoga_v_deyatelnosti.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Эпова С.А.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности

  Наиболее сильные негативные переживания, связанные с его работой педагог ощущает  при отсутствии конкретного результата. Учителя ощущают что «работают впустую»,  «появляется чувство отчаяния, когда что-то не удалось».

В связи с этим, результаты исследований Т. И. Ронгинской (1999-2009) указывают на высокую вероятность развития симптомов выгорания среди педагогов. Согласно исследованиям Фарманюк Т.В. профессия учителя в настоящее время всё более и более феминизируется, к профессиональным стрессам на работе прибавляются ещё и загруженность работой по дому, дефицит времени для семьи и детей.( («Синдром эмоционального выгорания в профессиональной дезадаптации учителя»).

 Сильнейшим фактором переживания для педагога является ощущение утраты смысла деятельности. Причём, последствия выгорания начинают существенно сказываться на взаимоотношениях с другими людьми, личной жизни, в семье.

Специалисты в области профессионального выгорания педагога сходятся на том, что психологической основой его предупреждения является развитие такого качества как эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость педагога теснейшим образом связана с формированием эмоциональной саморегуляции, её способов и приёмов. Умение вести себя адекватно ситуации, индивидуальные особенности человека, высокий уровень «субъектно осознанной саморегуляции» являются предпосылками эффективного контроля поведения, помогающие осознавать собственные возможности и компенсировать неустойчивые состояния, стрессогенные факторы.

 Эмоциональная устойчивость личности представляет собой сложное, интегративное качество личности, которое характеризуется таким сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных и интеллектуальных компонентов психической деятельности, способствующих успешному решению человеком сложных и ответственных задач в напряженной эмоциональной обстановке.

 Низкий уровень развития навыков саморегуляции, незнание психологической культуры, приводит к тому, что значительный процент педагогических работников страдает многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями.

  Способность противостоять трудностям формируется в процессе жизнедеятельности и зависит от возможностей человека, опыта разрешения аналогичных ситуаций в прошлом, выбором пути преодоления препятствий.

 Способ преодоления трудностей во многом детерминирует поведение человека, а в ситуациях межличностного взаимодействия, трудностей и возникших конфликтов от выбора адекватного способа преодоления трудностей зависит дальнейшее взаимодействие с окружающими. Учителям и педагогам следует усвоить общие знания о целостном процессе эмоциональной саморегуляции.

 Частая необходимость в саморегуляции возникает в том случае, если педагог находится в трудноразрешимой либо необычной ситуации, которая может иметь несколько вариативных решений. Или в случае нахождения педагога в состоянии повышенного эмоционального или физического напряжения, когда он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей. Все выше сказанное побуждает его действовать импульсивно.

  Психологические основы саморегуляции включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.

  В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование и методы психофизиологической регуляции (регуляция мышечного тонуса, управление ритмом и темпом дыхания, аутогенная тренировка (АТ), нервно-мышечная релаксация). Что касается профилактических и коррекционных мер при синдроме «эмоционального выгорания», то можно использовать так называемые -«тайм-ауты», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- развиваться и самосовершенствоваться профессионально например, чаще посещать курсы повышения квалификации, конференции, семинары, вебинары, круглые столы и пр.);

- стремиться уходить от ненужной конкуренции так как чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению выгорания;

- общаться эмоционально, ведь при анализе своих чувств и  эмоций с другими процесс этот оказывается не столь выраженным;

- поддерживать хорошую физическую форму, помня о том, что между состоянием тела и разума существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребления, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления  профессионального выгорания педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в повышении уровня эмоциональной устойчивости у детей с недостатком интеллекта.

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает...

Урок обобщения и систематизации знаний 11 класс Тема: «Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов»

Цель урока: Провести систематизацию и обобщение знаний детей по темам «Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды»....

Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности

Специалисты в области профессионального выгорания педагога сходятся на том, что психологической основой его предупреждения является развитие такого качества как эмоциональная устойчивость. Для саморег...

Эмоциональная устойчивость педагога

Эмоциональная устойчивость педагога...

ПРОГРАММА ГРУIШОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГАМИ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ»

ПРОГРАММА ГРУIШОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГАМИ        «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ»...

Семинар-тренинг с педагогами "Формирование эмоциональной устойчивости педагога"

Тренинг направлен на анализ источников негативных переживаний педагогов, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста....