Урок обобщения и систематизации знаний 11 класс Тема: «Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов»
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Гундарова Елена Викторовна

Цель урока: Провести систематизацию и обобщение знаний детей по темам «Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshcheniya_i_sistematizacii_znaniy.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизации знаний

11 класс

Тема: «Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов»

Цель урока: Провести систематизацию и обобщение знаний детей по темам «Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды».

Задачи урока: 1. Показать связь колебаний численности популяций и саморегуляции.

  1. Доказать, что пищевые связи служат фактором, регулирующим численность популяций и структуру биогеоценозов.
  2. Показать механизм самоочищения биогеоценоза на примере водоем.

План урока.

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

Цель этапа – определить уровень усвоения предыдущего материала; откорректировать не усвоение тех или иных понятий.

  1. Актуализация знаний учащихся.
  2. Обобщение и систематизация знаний.
  3. Контроль и самопроверка знаний.
  4. Инструктирование по домашнему заданию.

Конструирование урока.  2 и 3 – основные этапы

Трофические связи

Пространственная        Видовое многообразие

структура

Устойчивость

        Саморегуляция        Самоочищение

(численность не постоянна,        (отходы включаются

одни виды ограничивают        в цепи питания)

численность других)

Ход урока

I. Проверка выполнения домашнего задания.

1. Дайте характеристику биогеоценоза.

Биогеоценоз – это совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования.

Биогеоценоз характеризуется:

  1. Видовым разнообразием – числом видов растений, животных и других организмов, образующий данный биоценоз.
  2. Плотностью популяций – числом особей данного вида, отнесенного к единице площади или единице объема.
  3. Биомассой – общим количеством живого органического вещества, выраженного в единице массы.

2. Что является основой связей между популяциями биогеоценоза?

Основу связей между популяциями биогеоценоза обуславливает характер питания особей и способы получения ими энергии.

По способу питания организмы делят на автотрофные – образующие органические вещества, используя неорганические соединения окружающей среды и гетеротрофные – питающиеся готовыми органическими веществами, которые синтезируют автотрофы.

Привести пример цепи питания в биогеоценозе дубравы, раскрыть правило пирамиды энергии и сделать вывод о том, почему цепи питания не бывают слишком длинными.

II. Актуализация знаний учащихся.

В широколиственном лесу в среднем встречается около 3000 видов разнообразных растительных организмов и грибов и примерно 6000 видов животных.

За счет чего на территории биогеоценоза достигается такое многообразие?

За счет ярусности или пространственной структуры.

Ярусами расположены не только растения и их корневые системы. Каждый вид животных тоже осваивает определенный ярус, а в силу своей подвижности, иногда, несколько ярусов.

Причем одни виды становятся доминантными, а другие остаются малочисленными.

В биогеоценозе водоема также наблюдается пространственная структура.

Насколько равномерно распределены в нем растительные и животные организмы и с чем это связано?

Растения и животные распределяются неравномерно. Наиболее освоена прибрежная полоса и верхние слои водоема. Это связано с температурой воды, освещенностью и содержанием кислорода.

Как уже говорилось между видами, населяющими биогеоценоз, существует постоянное взаимодействие.

Что же объединяет между собой различные виды живых организмов?

Их объединяют пищевые или трофические связи (хищник – жертва; паразит – хозяин).

Одни виды потребляют живую пищу, другие – остатки растений или мертвых животных, помет или растворы органических веществ.

Изучая цепи питания, мы говорили, что один и тот же вид может питаться разнообразной пищей и, следовательно, находиться на разных уровнях продуктивной пирамиды, то есть образуются сети питания.

Значительно ли отразится на биогеоценозе и его цепях питания исчезновение одного из видов? (На примере дубравы и водоема)

Делается вывод, что при видовом многообразии дубравы исчезновение вида не приведет к значительным изменениям, т.к. его место в цепях питания займут другие. А в биогеоценозе водоема исчезновение одного из видов может привести к нарушению устойчивости.

Значит, большое значение в биогеоценозе имеет видовое многообразие.

Численность видов не является постоянной.

Какие изменения численности видов в биогеоценозе мы можем наблюдать?

Наблюдается систематическое увеличение численности, вслед за которым – её резкое уменьшение. (На примере дубравы и водоёма).

Одни виды ограничивают численность других видов. Таким образом, мы наблюдаем саморегуляцию биогеоценоза.

Существуя совместно, живые организмы постоянно выделяют в окружающую среду продукты своей жизнедеятельности: экскременты животных, отмершие растительные организмы и так далее.

Как происходит самоочищение биогеоценоза: дубравы – от трупов животных.

Отходы включаются в цепи питания.

III. Обобщение и систематизация знаний

Основываясь на ваших знаниях, ответьте на вопросы и сделайте выводы:

  1. Какие структуры придают биогеоценозам устойчивость?

Устойчивость биогеоценозам придают видовое многообразие, трофические связи и пространственная структура.

(Если какой-нибудь член биогеоценоза выпадает, то система не нарушается, т.к. используются другие источники пищи).

  1. В чем заключается саморегуляция биогеоценоза?

Процесс саморегуляции проявляется в том, что все разнообразное население биогеоценоза существует совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определенным уровнем.

  1. По какому принципу происходит самоочищение биогеоценоза?

Биогеоценозы перерабатывают отходы через включение их в цепи питания: если вещество является продуктом жизнедеятельности одного организма, то в биогеоценозе обязательно найдется другой организм, способный его утилизировать. (Самоочищение имеет свои пределы, зависящие от степени устойчивости живых существ к загрязнению).

IV. Контроль и самопроверка знаний.

Тест

  1. В естественном биогеоценозе взаимодействуют факторы:

А. Биотические.

Б. Абиотические и биотические.

В. Биотические и антропогенные.

  1. Какой из компонентов экосистемы наиболее подвержен изменениям?

А. Консументы.

Б. Продуценты.

В. Редуценты.

  1. Какое количество энергии переходит на каждый последующий уровень?

А. 1%

Б. 10%

В. 25%

  1. В какой экосистеме запас биомассы равен биологической продуктивности?

А. Лес.

Б. Луг.

В. Однолетний посев трав.

  1. Какой фактор экосистемы смешанного леса является ограничивающим?

А. Вода.

Б. Пища.

В. Почва.

  1. Сообщество растений называется:

А. Фитоценоз.

Б. Зооценоз.

В. Биоценоз.

  1. Выпадение какого звена в цепи питания может привести к серьезным по следствиям для биоценоза?

А. Редуценты.

Б. Консументы 2.

В. Консументы 1.

  1. Исключение каких видов из экосистемы школьного аквариума приведет резкому нарушению ее равновесия?

А. Рыбы.

Б. Моллюски и простейшие.

В. Высшие водные растения.

V. Инструктирование по домашнему заданию

Предлагается домашнее задание по группам двух уровней сложности:

I группа

1 уровень. Пользуясь таблицей «Влияние загрязнения на водное сообщество» составьте цепи питания, в результате которых в организме человека может накопиться максимальное и минимальное количество тяжелых металлов.

2 уровень. К каким последствиям для биогеоценоза может привести загрязнение водоема выбросами, содержащими тяжелые металлы?

II группа

1 уровень. Используя таблицу «Влияние ядохимикатов на сообщество поля пшеницы» ответьте на вопрос: возможно ли при обработке поля пшеницы попадание ядохимикатов в организм человека? Ответ аргументируйте.

2 уровень. Какие вы можете предложить способы защиты урожая без использования ядохимикатов.

Задача № 1

В Польше некоторое время усиленно уничтожали выдру как вредителя рыбоводства.

Однако выяснилось, что уничтожение этого зверя вызвало вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?

Ответ: выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает, таким образом, нормальное состояние популяци


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс

Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Функция» в 9 классе.

В ходе урока учащиеся повторяют определение и свойства функции, способы задания  функций и построения их  графиков. Проводится контроль знаний : повторительный математическ...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений."

Обобщение свойств по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Качественные реакции на кислоты с использованием реактивов.Тестовый материал....

Технологическая карта урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольник», с учетом требований новых ФГОС (геометрия 8 класс)

Заключительный урок по теме "Четырехугольник" по геометрии в 8 классе, на котором происходит  систематизация теоретического материала и применение полученных знаний к решению задач. Уро...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...