Планирование кружка "Пешеходный туризм"
методическая разработка на тему

Виноградская Людмила Дмитриевна

Методическая разработка кружка "Пешеходный туризм" 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_kruzhka.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Дополнительная общеобразовательная развивающая программа

« Туристического объединения» кружка «Пешеходный туризм»

Руководитель: Виноградская Л.Д.

Рабочая программа «Пешеходный туризм»

Рабочая программа 2 года обучения составлена на основе 4-летней дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пешеходный туризм».

 Программа имеет туристско-краеведческую направленность и разработана на нагрузку 76 часов в год.

Характеристика учебной группы. Обучающиеся учебной группы имеют опыт выступления на дистанциях пешеходная-индивидуальное прохождение, пешеходная-связка 1 и 2 классов дистанции как в природной среде, так и в помещениях. Уровень соревнований:  районный, областной.

Отличительной особенностью программы в данный период обучения является обучать технике пешеходного туризма как в природной среде, так и в помещении.

Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности, подготовка юных туристов к проведению познавательных и безаварийных путешествий. Она направлена на совершенствование физического и умственного развития, способствует изучению Родины, приобретению полезных навыков.

Для достижения цели необходимо решать следующие задачи, классифицированные на три позиции: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные задачи

  • Воспитание российской гражданской идентичности;
  • Формирование целостного мировоззрения;
  • Формирование ценности здорового  и безопасного образа жизни.

Метапредметные задачи

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения цели;
  • Умение работать индивидуально и в группе.

Предметные задачи

  • Понимание роли и значения туризма в формировании личностных качеств;
  • Овладение системой знаний о технике и тактике пешеходного туризма;
  • Приобретение опыта организации самостоятельных занятий по направлению с соблюдением техники безопасности и профилактики травматизма;
  • Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений.

Принципы обучения по программе

Ориентируясь на решение поставленных задач, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пешеходный туризм» предусматривает реализацию следующих принципов:

  • Принцип вариативности;
  • Принцип сознательности и активности;
  • Принцип – опора на реальные представления учеников;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип связи теории с практикой.

Методы обучения

При реализации программы предполагается преимущественное использование следующих методов:

  • Словесные методы:
  1. Рассказ
  2. Беседа
  3. Разбор
  4. Инструктирование
  • Наглядные методы:
  1. Метод непосредственной наглядности.
  2. Методы опосредованной наглядности
  3. Методы срочной информации.
  • Методы практических упражнений:
  1. Метод целостно-конструктивного упражнения.
  2. Метод сопряженного воздействия.
  • Круговой метод
  • Игровой метод
  • Соревновательный метод

Педагогический контроль

Текущий контроль обучающихся проводится педагогом с целью установления фактического уровня теоретических знаний по темам (разделам) дополнительной образовательной программы, их практических умений и навыков. Также при помощи педагогического наблюдения и тестирования физической подготовленности, определяется уровень развития физических качеств.

Промежуточная аттестация проводится для оценки приобретённых навыков, освоения умений и тактик индивидуального действия с использованием контрольных упражнений по общей физической подготовленности, с учётом показателей тренировочной и соревновательной деятельности.

Требования к уровню освоения разделов программы

Раздел Организационно-методическая подготовка 

В 2016-2017 учебном году обучающийся:

  • Научится соблюдать правила техники безопасности при занятиях пешеходного туризма
  • Получит представление о спортивном туризме как виде спорта
  • Получит знания о правилах спортивного туризма и спортивного ориентирования

Раздел Специальная туристская подготовка 

В 2016-2017 учебном году обучающийся:

  • Научится подбирать индивидуальное и групповое снаряжение
  • Научится выполнять технические приёмы по преодоления препятствий, а также работать с верёвкой сопровождения и страховки
  • Продолжит совершенствовать технику самостраховки

Раздел Подготовка по спортивному ориентированию

В 2016-2017 учебном году обучающийся:

  • Продолжит совершенствовать технику чтения карты
  • Продолжит дальнейшее обучение в определении азимута, и работой с компасом в целом

Раздел Общая физическая подготовка

В 2016-2017 учебном году обучающийся:

  • Продолжит совершенствовать технику кроссовой и лыжной подготовки

Раздел Походная подготовка

В 2016-2017 учебном году обучающийся:

  • Научится подбирать снаряжение для похода
  • Научится устанавливать палатки, организовывать костровое место
  • Ознакомится с оказанием доврачебной помощи

Раздел Краеведение

В 2016-2017 учебном году обучающийся:

  • Продолжить изучать родной край, его природные особенности и музейные ценности


Учебно-тематический план

Наименование тем и разделов

всего

теория

практика

1

Организационно-методическая подготовка

6

1.1

Краткие  сведения  о  спортивном туризме, спортивном  ориентирование

1

1

1.2

Техника безопасности при занятиях спортивным туризмом

2

2

1.3

Изучение Правил по спортивному туризму и Регламента

2

1

1

1.4

Изучение Правил по спортивному ориентированию

1

1

1

2

Специальная туристская подготовка

49

2.1

Специальное личное  и групповое снаряжение, узлы

1

1

2.2

Упражнения с  веревками, карабинами

12

1

11

2.3

Страховка, сопровождение

4

4

2.4

Организация перил на этапах

6

6

2.5

Тактическая  подготовка

1

1

2.6

Личное, командное  прохождение  этапов

8

1

7

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

15

15

2.8

Соревнования  по спортивному туризму

2

2

3

Подготовка по спортивному ориентированию

12

3.1

Параметры карты, условные знаки

2

1

1

3.2

Чтение карты

1

1

3.3

Компас, упражнения с определением азимута

3

1

2

3.4

Тактическая  подготовка

2

1

1

3.5

Полигоны с дистанциями по спортивному ориентированию

2

2

3.6

Соревнования  по спортивному ориентированию

2

2

4

Общая физическая подготовка

3

4.1

Общеразвивающие упражнения для развития двигательных качеств

1

1

4.2

Кроссовая (лыжная) подготовка

1

1

4.3

Игровые виды спорта, эстафеты

1

1

5

Походная подготовка

3

5.1

Походное снаряжение

1

1

5.2

Организация  бивачных  работ

1

1

5.3

Оказание доврачебной помощи

1

1

6

Краеведение

2

6.1

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки

1

1

6.2

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

1

1

7

Промежуточная аттестация

1

ИТОГО:

76

13

63

8

Вариативная часть*

8.1

Лыжная подготовка

По усмотрению руководителя

8.2

Плавание

8.3

Подвижные игры

8.4

Самодеятельность

8.5

Ремонт снаряжения


Календарно-тематический план

№ занятия

кол-во часов

№ темы

Изучаемые темы

Форма занятия

Основные методы

Вид контроля

Дата

план

факт

1

1

4.2

Кроссовая (лыжная) подготовка

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

1

1.2

Техника безопасности при занятиях спортивным туризмом

Занятие в зале

Словесный

Беседа

 

2

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

3

1

1.1

Краткие  сведения  о  спортивном туризме, спортивном  ориентирование

Занятие в зале

Наглядный

Беседа

 

1

2.1

Специальное личное  и групповое снаряжение, узлы

Занятие в зале

Наглядный

Наблюдение

 

4

5

1

1.4

Изучение Правил по спортивному ориентированию

Занятие в зале

Словесный

Беседа

 

1

3.6

Соревнования  по спортивному ориентированию

Занятие на местности

Соревновательный

Соревнование

 

6

1

6.1

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки

Экскурсия

Наглядный

Наблюдение

 

7

1

3.3

Компас, упражнения с определением азимута

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

8

1

1.4

Изучение Правил по спортивному ориентированию

Занятие в зале

Словесный

Беседа

 

1

3.6

Соревнования  по спортивному ориентированию

Занятие на местности

Соревновательный

Соревнование

 

9

1

6.2

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

Экскурсия

Наглядный

Наблюдение

 

10

1

3.2

Чтение карты

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

11

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

12

1

6.2

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

Экскурсия

Наглядный

Наблюдение

 

13

1

4.2

Кроссовая (лыжная) подготовка

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

14

1

3.2

Чтение карты

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

1

3.6

Соревнования  по спортивному ориентированию

Занятие на местности

Соревновательный

Соревнование

 

15

1

2.2

Упражнения с  веревками, карабинами

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

16

1

3.3

Компас, упражнения с определением азимута

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

1

3.6

Соревнования  по спортивному ориентированию

Занятие на местности

Соревновательный

Соревнование

 

17

1

2.3

Страховка, сопровождение

Занятие на местности

Круговой

Наблюдение

 

1

5.3

Оказание доврачебной помощи

Занятие в зале

Словесный

Беседа

 

18

1

3.3

Компас, упражнения с определением азимута

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

19

1

4.3

Игровые виды спорта, эстафеты

Занятие в зале

Игровой

Наблюдение

 

20

1

3.3

Компас, упражнения с определением азимута

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

21

1

4.3

Игровые виды спорта, эстафеты

Занятие в зале

Игровой

Наблюдение

 

22

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие на местности

Круговой

Наблюдение

 

23

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

26

1

4.3

Игровые виды спорта, эстафеты

Занятие в зале

Игровой

Наблюдение

 

27

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие на местности

Круговой

Наблюдение

 

28

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

29

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие на местности

Круговой

Наблюдение

 

30

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

31

1

4.3

Игровые виды спорта, эстафеты

Занятие в зале

Игровой

Наблюдение

 

32

1

2.6

Личное, командное  прохождение  этапов

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

33

1

1.3

Изучение Правил по спортивному туризму и Регламента

Занятие в зале

Словесный

Беседа

 

34

1

4.3

Игровые виды спорта, эстафеты

Занятие в зале

Игровой

Наблюдение

 

35

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

36

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

37

1

2.5

Тактическая  подготовка по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

1

5.3

Оказание доврачебной помощи

Занятие в зале

Словесный

Беседа

 

38

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

39

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

40

1

2.2

Упражнения с  веревками, карабинами

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

41

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

42

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

43

1

2.6

Личное, командное  прохождение  этапов

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

44

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

45

1

7

Промежуточная аттестация

Зачёт

Практ.упр-ий

Тестирование

 

46

1

1.2

Техника безопасности при занятиях спортивным туризмом

Занятие в зале

Словесный

Беседа

 

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

47

1

4.3

Игровые виды спорта, эстафеты

Занятие в зале

Игровой

Наблюдение

 

48

1

2.6

Личное, командное  прохождение  этапов

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

49

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

50

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

51

1

2.8

Соревнования  по спортивному туризму

Занятие в зале

Соревновательный

Соревнование

 

52

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

53

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

54

1

5.3

Оказание доврачебной помощи

Занятие в зале

Наглядный

Беседа

 

55

1

4.2

Кроссовая (лыжная) подготовка

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

56

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

57

2

2.2

Упражнения с  веревками, карабинами

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

58

1

4.2

Кроссовая (лыжная) подготовка

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

59

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

60

1

2.6

Личное, командное  прохождение  этапов

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

61

1

4.2

Кроссовая (лыжная) подготовка

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

62

1

1.3

Изучение Правил по спортивному туризму и Регламента

Занятие в зале

Словесный

Беседа

 

1

2.8

Соревнования  по спортивному туризму

Занятие в зале

Соревновательный

Соревнование

 

63

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

64

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

65

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

66

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

67

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

68

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

69

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

70

1

2.7

Полигоны с дистанциями по спортивному туризму

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

71

1

2.2

Упражнения с  веревками, карабинами

Занятие в зале

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

72

1

2.4

Организация перил на этапах

Занятие в зале

Круговой

Наблюдение

 

73

1

5.3

Оказание доврачебной помощи

Занятие в зале

Наглядный

Беседа

 

74

1

3.5

Полигоны с дистанциями по спортивному ориентированию

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 

75

1

6.1

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки

Экскурсия

Наглядный

Наблюдение

 

76

1

5.1

Походное снаряжение

Занятие на местности

Практ.упр-ий

Наблюдение

 


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе проводятся три раза в неделю в спортивном зале МБОУ «Гнездовская СШ» либо на местности (на территории посёлка). Зал оборудован точками опор и тремя скалодромными стендами. Используется следующее снаряжение альпинистская верёвка, карабины, зажимные и спусковые устройства, страховочные обвязки, альпинистские каски, инвентарь в расчете на каждого обучающегося (ИСС, карабины, жумары, ФСУ). На местности используется гимнастический городок, школьный парк, а также территория посёлка для ориентирования с картой.

Перечень снаряжения для отдельного обучающегося спортсмена

Личное снаряжение

Единица измерения

Количество

Система страховочная (грудная обвязка, беседка)

комплект

1

Блокировочный конец, 1-3 м

штука

1

Карабин (любой модификации)

штука

3

Сборка блок-ролика

штука

1

Сборка ФСУ

штука

1

Жумар

штука

1

Каска

штука

1

Багажная резинка для крепления верёвок к корпусу

штука

1

Основная верёвка, диаметр 10 мм, длина 15-20 м

штука

2

Секундомер

штука

1

Компас

штука

1

Спортивная одежда для  практических занятий в помещении

комплект

1

Спортивная одежда для  практических занятий на местности

комплект

1

Обувь для практических занятий в помещении

комплект

1

Обувь для практических занятий на местности

комплект

1

Рюкзак, 60-90 л

штука

1

Спальный мешок

штука

1

Туристский коврик

штука

1

Туристский стул

штука

1

Перечень группового снаряжения для практических занятий

Данный перечень рассчитан на группу 12-15 воспитанников, количество оптимальное.

Снаряжение

Единица измерения

Количество

Основная верёвка, диаметр 10 мм, длина до 3 м (для техники вязки узлов)

штука

10

Основная верёвка, диаметр 10 мм, длина 15-20 м

штука

4-6

Основная верёвка, диаметр 10 мм, длина 21-30 м

штука

4-6

Основная верёвка, диаметр 10 мм, длина 31-40 м

штука

2

Карабин (любой модификации)

штука

20

Маты гимнастические

штука

4

Стенд для скалолазания

штука

1

Перечень группового снаряжения для походов и соревнований,

организацию бивуака

Данный перечень рассчитан на группу 12-15 воспитанников, количество оптимальное.

Снаряжение

Единица измерения

Количество

Основная верёвка, диаметр 10 мм, длина 15-20 м

штука

1

Карабин (любой модификации)

штука

3

Палатки, для 4 человек

штука

4

Костровое оборудование

комплект

1

Котелок

штука

3

Стол туристский

штука

3

Тент от дождя

штука

1

Топор, пила

штука

1


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРа

Список литературы для педагога

Алексеев А.А. Спортивный туризм в СССР и России (к истории развития). - М.: ООО "САМ Полиграфист", 2015. - 468 с., ил.

Детский туризм в России. Очерки истории: 1918 - 1998 гг. / Автор-сост. Ю.С. Константинов. - М.: ЦДЮТур, 1998. - 176 с., илл.

Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.). – М.: ФЦДЮТиК, 2008. – 312 с., илл.

Константинов Ю.С. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., дополненное / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. -  208 с.

Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие /Ю.С. Константинов. -  М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003, - 228 с.,  илл., изд. 2-е стереотипное.

Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003, - 228 с., илл.

Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе: учебно-методическое пособие – М.: ИСВ РАО, 2011. – 352 с., илл.

Крайнева И.Н. Узлы: Простые, забавные, сложные. 152 модели на все случаи жизни. - СПб.: ИЧП "Кристалл", АОЗТ "Невский клуб", 1997. - 240 с., илл.

Список литературы для обучающихся

Алексеев А.А. Спортивный туризм в СССР и России (к истории развития). - М.: ООО "САМ Полиграфист", 2015. - 468 с., ил.

Игры детей мира. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Линго. Худ. М.В Душин, В.Н.Куров. - Ярославль: "Академия рахвития", 1998. - 176 с., ил. - (Серия: "Потехе час")

Игры на воздухе /Составитель Т.Барышникова, обложка Л. Амбросовой и П. Хвостовой - СПб.: Кристалл, Корона принт, 1998г. - 288 с., ил.

Крайнева И.Н. Узлы: Простые, забавные, сложные. 152 модели на все случаи жизни. - СПб.: ИЧП "Кристалл", АОЗТ "Невский клуб", 1997. - 240 с., илл.

Поломис К. Дети на отдыхе/ К. Поломис, З. Махитки - Пер. с чешского. - М.: Культура и традиции, 1995.- 384 с.,  илл.

Художественная литература

Арсеньев В.К. Дерсу Узала.

Верн. Ж. Дети капитана Гранта.

Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан.

Дефо Д. Робинзон Крузо.

Пришвин М. Моя страна.

Киплинг Р. Маугли.


ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1

Задания по знанию теоретических терминов для проведения промежуточной аттестации

2-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Система штрафов в спортивном туризме, перечислить 17 п. таблицы штрафов (см. Таблицу)
  2. Дать определение понятию «технический приём» (технический приём – действия группы (связки, участника) направленные на прохождение этапа и не противоречащие Правилам соревнований по спортивному труизму и Регламенту).
  3. Дать определение понятию «технический этап» (технический этап – часть дистанции, на которой группа (связка, участник) преодолевает препятствие посредством технических приёмов)
  4. Дать определение понятию «контрольная линия» (контрольная линия – выделяющийся на рельефе элемент дистанции (этапа), служащий для разграничения зон дистанции (этапа), коридоров работы групп (связок, участников)).
  5. Дать определение понятию «туристский поход» (туристский поход – средство познания своего края, физического и духовного развития, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков).
  6. Перечислить приёмы транспортировки пострадавшего (на рюкзаке, верёвке, носилках)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование"Туризм"

Небольшая, но полезная информация  по туризму!...

Тематическое планирование 4 класс.- туризм

Планирование учебного материала для 4 класса с включением в вариативную часть уроков  по туристским навыкам....

Программа и поурочное планирование туристического кружка для 6-8 классов "Пешеходный туризм и спортивное ориентирование"

Программа «Спортивное ориентирование» и «пешеходный туризм», предназначенная для детей 13-16 лет, разработана на основе министерской программы «Туризм и краеведение» и предусматривает приобретение нео...

Программа и поурочное планирование туристического кружка для 6-8 классов "Пешеходный туризм и спортивное ориентирование"

Программа «Спортивное ориентирование» и «пешеходный туризм», предназначенная для детей 13-16 лет, разработана на основе министерской программы «Туризм и краеведение» и предусматривает приобретение нео...

Календарно-тематическое планирование по туризму

Календарно-тематическое планирование материала по туристическому краеведению...

Календарно-тематическое планирование “Школа туризма” туристско-краеведческой направленности

Календарно-тематическое  планирование “Школа туризма”  туристско-краеведческой направленности...