Рабочая программа дополнительного образования "Здоровый образ жизни"
рабочая программа на тему

Масликов Владислав Александрович

     Одним  из  приоритетных  направлений  нашего  государства  и

современного  образования  становится  укрепление  здоровья  нации  и

особенно подрастающего поколения. Именно с этой целью создана данная 

программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Одним  из  приоритетных  направлений  нашего  государства  и

современного  образования  становится  укрепление  здоровья  нации  и

особенно подрастающего поколения.

    Здоровье  подразумевает  не  только  отсутствие  болезни  и  физических

дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального

благополучия.  На  развитие  и  состояние  здоровья  детей  оказывают  влияние ряд  факторов.  Одни  из  них  укрепляют  здоровье,  другие  его  ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

  • образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния

факторов риска);

  • наследственность (20 %);
  • внешняя среда (20 %);
  • качество медицинского обслуживания (10 %).

     Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося,  является  его  образ  жизни,  в  который  входят  следующие составляющие:  питание,  физическая  активность,  отношение  к  вредным привычкам,  психологический  микроклимат,  ответственность  за  сохранение собственного здоровья.

     Здоровье,  в  свою  очередь,  является  основным  фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен

успешно  и  в  полной  мере  овладеть  школьной  программой.  Нарушение

здоровья  приводит  к  трудностям  в  обучении.  В  связи  с  этим  перед  школой стоят сразу две задачи:

  • сохранить,  поддержать  и  укрепить  тот  уровень  здоровья,  с

которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;

  • воспитать  у  него  ценностное  отношение  к  собственному

здоровью.

     Программа  кружка  «Здоровый  образ  жизни»  направлена  на  решение

этих задач.

     Цель:  формирование  ценностного  отношения  к  своему  здоровью  и

здоровому образу жизни.

     Задачи:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся  приёмам по профилактике простудных заболеваний.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у   школьников  для  нормального  развития  и  профилактики умственного утомления.

5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского

травматизма.

     Программа  кружка  «Здоровый  образ  жизни»  основывается  на

общедидактических  и  специфических  принципах  обучения школьников:

  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников  глубокого  понимания,  устойчивого  интереса,  осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во  взаимосвязи  знаний,  умений,  навыков.  Система  подготовительных  и подводящих действий позволяет перейти к  освоению нового и,  опираясь на него,  приступить  к  познанию  последующего,  более  сложного  материала. Систематически  проводимые  формы  организации  познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из  важнейших.  В  результате  многократных  повторений  вырабатываются динамические  стереотипы.  Характер  элементов  деятельности  может проявляться  в  изменении  упражнений  и  условий  их  выполнения,  в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и  последовательного  обучения  важна  для  формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей  обучения  и  воспитания.  Опираясь  на  индивидуальные особенности  учащихся,  педагог  всесторонне  развивает  каждого  ребёнка, планирует  и  прогнозирует  его  развитие.  С  учётом  уровня  индивидуальной подготовленности  ученика,  его  двигательных  способностей  и  состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики  оздоровления  как  целостного  процесса.  Он  тесно  связан  с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики  оздоровления.  Он  заключается  в  повторяющейся последовательности  занятий,  что  улучшает  подготовленность  ученика  к каждому последующему этапу обучения.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся  является  фундаментом  для  формирования  знаний,  умений  и навыков,  развития  функциональных  возможностей  организма  в  процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  • Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личностисодействует  развитию  психофизических  способностей,  знаний,  умений  и навыков,  осуществляемых  в  единстве  и  направленных  на  всестороннее  –физическое,  интеллектуальное,  духовное,  нравственное  и  эстетическое  –развитие личности ребёнка.
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

     Программа  кружка  «Здоровый  образ  жизни»  рассчитана  на  288 часов

     Программа кружка включает три основных раздела:

1. Секреты здоровья.

2. Попрыгать, поиграть.

3. Профилактика детского травматизма.

     Первый  раздел  решает  следующие  задачи  курса:  способствовать

развитию потребности в здоровом образе жизни,  обучить учащихся   приёмам по профилактике  простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу  –  обеспечить возможность удовлетворения  потребности  в  движении  у  младших  школьников  для нормального  развития  и  профилактики  умственного  утомления.  Третий раздел  решает  задачу  –  обучить  учащихся  приёмам  по  предупреждению детского травматизма.

     В  ходе  изучения  основных  разделов  программы  кружка  «Здоровый

образ жизни» ученики научатся:

- составлять режим дня;

- управлять своими эмоциями;

-  выполнять  упражнения  для  профилактики  простудных  заболеваний,

сколиоза, плоскостопия;

- включать в свой рацион питания полезные продукты;

- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

- соблюдать правила пользования общественным транспортом;

- соблюдать правила пожарной безопасности;

- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

     Секреты здоровья.

     Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика  сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний.  Закаливание. Лекарственные растения.    Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость

благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями.

Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.

     Попрыгать, поиграть.

Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.

     Профилактика детского травматизма.

Правила дорожного движения.  Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.

Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1-2

Вводное занятие

2

1

1

«Секреты здоровья»

84

31

54

3-4

Режим дня.

2

1

1

5-8

Утренняя зарядка.

4

1

3

9-10

Болезни глаз. Как их

предупредить.

2

1

1

11-12

Гимнастика для глаз

2

1

1

13-14

Слух  - большая ценность для

человека.

2

1

1

15-16

Профилактика кариеса.

2

1

1

17

Осанка – стройная спина.

1

1

-

18-20

Комплекс гимнастики для

профилактики нарушения

осанки и плоскостопия

3

1

2

21-23

Чтобы ноги не знали

усталости. Комплекс

упражнений.

3

1

2

24-26

Азбука питания.

3

1

2

27

Режим питания.

1

1

-

28-29

Как избежать отравлений.

2

1

1

30-40

Работа над проектом по теме

«Основа здорового питания».

11

-

11

41-44

Комплекс упражнений для

профилактики простудных

заболеваний.

4

-

4

45-46

Лекарства в лесу.

2

2

-

47-48

Гигиена кожи

2

2

-

49-50

Если хочешь быть здоров  –

закаляйся!

2

2

-

51-52

Гигиена тела и души.

2

2

-

53-54

Игра

«Учимся не болеть».

2

-

2

55-56

Эмоции, стресс, чувства,

поступки человека.

2

1

1

57-58

Профилактика

инфекционных болезней.

2

1

1

59-62

Вредные привычки, их

влияние на  здоровье.

Профилактика.

4

2

2

63-64

Основные виды травм у детей

школьного возраста.

2

2

-

65-66

Первая медицинская помощь

при кровотечении.

2

1

1

67-68

Первая медицинская помощь

при ушибах, сотрясении

мозга, попадании инородных

тел в глаз, ухо, нос.

2

1

1

69-70

Оказание первой помощи при

ожогах и обморожении.

2

1

1

71-72

Оказание первой помощи при

отравлениях.

2

1

1

73-74

Первая медицинская помощь

при травмах опорно-

двигательного аппарата (при

травме кисти рук, бедра,

колена).

2

1

1

75-86

Работа над проектом по теме

«Секреты здоровья»

12

-

12

«Попрыгать, поиграть»

122

-

122

87-106

Подвижные игры

20

-

20

107-168

Спортивные игры и

эстафеты.

62

-

62

169-188

Игры разных народов.

20

-

20

189-208

Прогулки на лыжах

20

-

20

«Профилактика

детского травматизма»

78

1.  Правила дорожного

движения

38

19

19

209-210

Элементы улиц и дорог:

проезжая часть, обочина,

кювет, пешеходная и

велосипедная дорожка.

2

2

-

211-212

Светофор и его виды.

2

2

-

213-214

Дорожные  знаки: предупреждающие,

запрещающие,

предписывающие.

2

2

-

215-218

Дорожные  знаки:

информационно-указательные,  знаки

приоритета, знаки сервиса.

4

2

2

219-220

Игра «В  стране

дорожных знаков».

2

-

2

221

Правила  поведения  на

загородной дороге.

1

1

-

222

Правила  перехода  улицы  на

регулируемом перекрёстке.

1

1

-

223-224

Памятка велосипедиста.

2

2

-

225-226

Экскурсия  «Велосипедная

дорожка»

2

-

2

227-228

Причины ДТП.

2

2

-

229-230

Тормозной путь транспорта.

2

2

-

231

Условия  безопасности  при

пользовании  общественным

транспортом.

1

1

-

232

Поездка  на  легковом

автомобиле  и  в  кабине

грузового автомобиля.

1

1

-

233

Поездка  на  метро,  на

электропоезде  по  железной

дороге.

1

1

-

234-236

Опасная ситуация.

3

-

3

237-246

Работа над проектом  по теме

«Безопасный путь».

10

-

10

2. Правила пожарной безопасности

6

5

1

247-248

Как  вести  себя  во  время

пожара в квартире и школе.

2

2

-

249-250

Меры  пожарной

безопасности  при  обращении

с  предметами  бытовой

химии.

2

1

1

251-252

Отравляющие ядовитые газы.

2

2

-

3.  Правила  поведения  в быту

253-256

Безопасное поведение в быту.

4

2

2

4.  Правила  поведения  в природе

30

12

18

257

Если солнечно и жарко.

1

1

-

258

Если на улице дождь и гроза.

1

1

-

259-260

Правила  безопасности  на

воде.

2

1

1

261-262

Средства и способы спасения

утопающих.

2

1

1

263

Гололёд.

1

1

-

264

Как уберечься от мороза.

1

1

-

265-266

Меры  предосторожности  при

обращении  с  дикими

животными.

2

1

1

267-268

Как  уберечься  от  укусов

насекомых.

2

1

1

269-270

Как  уберечься  от  ушибов  и

переломов.

2

1

1

271-274

Правила  техники

безопасности для туриста.

4

2

2

275-276

Поведение  во  время

наводнения,  штормового

предупреждения.

2

1

1

277-278

Обобщение  по  разделу.  КВН

«Здоровье и безопасность»

2

-

2

279-286

Туристический поход

8

-

8

287-288

Итоговое занятие

2

2

-

Всего

288

72

216

Приложение 1

Комплекс утренней зарядки для профилактики простудных

заболеваний.

1 упражнение.

Выполнять сидя. Сделать медленный вдох через рот, а затем выдохнуть

воздух через нос рывками, как бы проталкивая его. Упражнение выполнять в

среднем темпе (5 вдохов – 5 выдохов).

2 упражнение.

Выполнять сидя. Сделать обычный вдох левой ноздрёй (правую зажать

пальцем),  а  выдохнуть  через  правую.  Повторить  5  раз  в  спокойном  темпе. Затем  сделать  вдох  правой  ноздрёй  (левую  перекрыть  пальцем),  а  выдох левой. Повторить 5 раз в обычном темпе.

3 упражнение.

Выполнять  сидя.  Плотно  закрыть  рот  ладонью  правой  руки.

Указательным  пальцем  левой  руки  зажать  левую  ноздрю.  Вдыхать  и

выдыхать только правой  ноздрёй в  обычном темпе (5 вдохов  –  5 выдохов).

Затем закрыть правую ноздрю и дышать только левой (5 вдохов – 5 выдохов).

4 упражнение.

Выполнять сидя. Сначала медленно вдохнуть носом, затем в обычном

темпе выдохнуть ртом через сомкнутые губы. Повторить 5 раз.

5 упражнение.

Выполнять  сидя.  Губы  сомкнуть,  щёки  надуть.  Нажимая  на  щёки

ладонями,  выпустить  воздух  из-за  щёк  сквозь  сжатые  губы.  Вдох  делать  в обычном  темпе  через  нос  (можно  переменно  левой  и  правой  ноздрёй).

Повторить упражнение 5 раз.

6 упражнение.

Лёжа на спине, дышать животом, руки для контроля положить на грудь

и живот. Повторить 5 раз.

7 упражнение.

Лёжа  на  спине,  дышать,  поднимая  руки  вверх  со  вздохом,  опускать  с выдохом. Выдох должен быть вдвое больше вдоха. Повторить 5 раз.

8 упражнение.

Сидя на стуле, развести руки в стороны с вдохом, обнять себя за плечи

с выдохом. Повторить 5 раз.

9 упражнение.

Стоя, поставить ноги шире плеч, скрестить руки  в замок и подняться,

прогнуться, с выдохом резко опустить руки, и тут же подняться. С выдохом

произносить «ха». Повторить 5 раз.

10 упражнение.

Стоя, выполнять круговые движения руками в виде гребли. Повторить 5 раз.

Приложение 2

Комплекс  упражнений  для  профилактики  нарушения  осанки  и

плоскостопия

1.  Ходьба.  Шаг  с  правой  ноги—хлопок  руками  вперёд,  шаг  с  левой ноги—хлопок руками за спиной. В течение 30 секунд.

2. И. п.—стоя, ноги врозь, кисти сжаты в кулаки. На счёт 1 —повернуть

туловище  вправо,  развести  руки  в  стороны,  сделать  ими  рывок  назад,  при этом энергично разжимать пальцы (рисунок 1); на счет 2—вернуться в и, п.

На счет 3—4—то же в  другую сторону. Ноги с места не сдвигать. Повторить 6—8 раз. Дыхание произвольное.

3.  И.  п.—стоя,  ноги  вместе,  руки  опущены.  Круговые  движения

прямыми  руками  вперёд,  с  одновременными  полуприседами.  То  же,

выполняя круговые движения руками назад. Повторить 12—16 раз. Дыхание

произвольное.

4. И. п.—сидя верхом на стуле, руки на поясе. На счёт 1—2, наклоняясь

в сторону, коснуться рукой пола как можно дальше от стула; на счёт 3—4—вернуться  в  и.  п.  То  же  в  другую  сторону.  Повторить  4—6  раз.  Дыхание произвольное.

5.  И.  п.—сидя  на  краю  стула,  руки  сзади  на  сиденье,  правая  нога

согнута, левая выпрямлена. На счёт 1—3—вращение ногами вперёд, как при

езде  на  велосипеде.  На  счёт  4—6—то  же  назад.  Дыхание  произвольное.

Повторить 6—8 раз.

6.  И.  п.—стоя  «в  линию»  (носок  правой  ноги—к  пятке  левой),  руки опущены. Насчёт 1 — подняться на носки, руки в стороны—вдох, на счёт 2—4  присесть  (не  опускаясь  на  пятки),  повернуться  вправо  и  опустить  руки вниз—выдох.  То  же,  приставив  носок  левой  ноги  к  пятке  правой  ноги. Повторить 4—6 раз.

7.  И.  п.—сидя  на  полу,  ноги  шире  плеч,  руки  к  плечам.  На  счет  1, отведя  плечи  назад,  прогнуться  —  вдох;  на  счет  2—наклониться  вперёд поворачивая туловище вправо, левым локтем коснуться пола перед собой—выдох;  на  счёт  2—вернуться  в  и.  п.—вдох.  На  счёт  3—4—то  же  в  другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 6 раз.

8.  И.  п.—лёжа  на  спине,  руки  вверху  за  головой.  На  счёт  1—2—

прогибаясь в пояснице, перекатиться на живот через правый б ок; на счёт 3—

4—вернуться в и. п. На счёт 5—8—тоже а другую  сторону. Ноги в коленях не сгибать. Дыхание произвольное.

9. И. п.—лёжа на спине, руки на полу вдоль туловища. На счёт 1—2—

поднимая  прямые  ноги  вверх,  коснуться  носками  пола  за  головой;  на  счёт 3—4—вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—6 раз.

10. И. п.—стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на  двух ногах, с

поворотами. На счёт 1—3—прыжки на носках на месте; на счёт 4—поворот

на 90 градусов . Дыхание произвольное. В течение 30—40 секунд.

11.  Ходьба  с  энергичными  махами  руками  в  течение  1  минуты.

Дыхание произвольное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа кружка «Здоровый образ жизни» для 6 класса на 2020/2021 учебный год

Рабочая программа кружка «Здоровый образ жизни» для   6  класса на 2020/2021 учебный год...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...