Конспект выступления на методической совете: Роль дидактического материала в повышении качества и эффективности учебных занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Делопроизводитель»
методическая разработка (10 класс) на тему

Вишневская Анастасия Андреевна

данный материал подготовлен с целью диссиминации опыта в  сфере обучения профессии Делопроизводитель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc315 КБ
Office presentation icon prezintatsiya.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль дидактического материала в повышении качества и эффективности учебных занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Делопроизводитель»

Что такое дидактические материалы? Это всевозможные материалы, предназначенные для улучшения процесса обучения или развития детей.

"Дидактика" как понятие родилось благодаря греческому слову "дидактикос", или "обучающий".

Словарь Ожегова - ДИДАКТИКА. Раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ - Наставительный, поучительный (книжн.).

Каждый педагог, сталкиваясь с проблемами дидактического уровня, должен самостоятельно ответить на три вопроса:


"
Чему учить?" 


"
Зачем учить?"


"
Как учить?"


На первый вопрос ответ может дать образовательная программа педагога, в которой сформулированы цель и задачи обучения, его дидактические принципы и содержание.

Ответ на второй вопрос дают диагностика результативности реализуемой образовательной программы, оценка уровня обученности, сформировавшегося отношения детей к осваиваемой учебной деятельности, различные процедуры выявления уровня востребованности изучаемого курса.

Ответ на третий вопрос заключается в выборе наиболее эффективных методов, условий, приемов и технологий обучения,  именно в этом вопросе появляется необходимость использования на занятии дидактического материала.

        

Виды дидактического материала

Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)

Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.

Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

 • Задания различного уровня сложности.

 • Задания с проблемными вопросами.

 • Задания на развитие воображения и творчества.

Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.

Алгоритм выполнения задания.

Тесты с возможностью самоконтроля.

Также под категорию "дидактический материал" можно отнести любые сопровождающие и обучающие материалы: таблицы, карточки, схемы, карты и т.д, то есть, то что может помочь в обучении, зачастую при самостоятельной работе.

Обучающие дидактические материалы (таблицы и графики) бывают нескольких видов:

Справочные - в них указана часто используемая информация, такие таблицы обычно располагают как плакаты. Например, таблица Менделеева в кабинете химии.

Познавательные (такие таблицы служат как дополнительный материал к изучаемому материалу, например, наглядное изображение времен года).

Инструктивные (такие таблицы используются как образцы, например для правильного правописания).

Тренировочные (для тренировки и закрепления пройденного материла)

Дидактический материал также применяется для закрепления пройденного материала и его дальнейшего освоения. Дети изучают разные способы подачи информации и учатся с ними правильно работать, выбирать важную информацию.

Разнообразные демонстрационные пособия.

К таким пособиям можно отнести плакаты, таблицы, приложения к учебникам, сборники задач. Еще такие материалы называют раздаточный материал. 

Муляжи, макеты, модели измерительных приборов 

Основные требования к дидактическому материалу

- доступность (дидактические материалы подбираются педагогом согласно достигнутого уровня обучающихся);

 - логичность

- самостоятельная деятельность (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

 - индивидуальная направленность (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

 - наглядность и моделирование (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

 - познавательная мотивация;

 
Разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:

  • определение целей обучения на занятии;
  • отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;
  • определение области и цели использования дидактических материалов;
  • разработка занятий с использованием дидактических материалов;
  • проектирование заданий для отобранных тем;
  • выбор адекватного способа представления дидактического материала;
  • выбор средств, участвующих в разработке;
  • разработка дидактических заданий;
  • формирование методического аппарата;
  • разработка методических рекомендации;
  • выработка критерия оценки результатов обучения;
  • разработка средств контроля знаний и способов их применения;
  • включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс использования на занятиях;
  • интерпретация полученных результатов.

Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Делопроизводитель» состоит из трех блоков: организационно-нормативная документация, учебные пособия, дидактический материал. Центральное место отведено дидактическому материалу:

- тестовые вопросы;

- задания различного уровня сложности;

- схемы;

- карточки;

- раздаточный материал в форме макетов документов;

- задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

- тесты с возможностью самоконтроля и т.д

Одной из главных целей, дополнительной общеразвивающей программы «Делопроизводитель» является – научить правильно и грамотно оформлять отдельные части документа и документы в целом.

Согласно ГОСТу нормативного документа в сфере документационного обеспечения, каждый документ состоит из отдельных частей – реквизитов. Так же в нем содержаться правила оформления всех реквизитов, место их расположения на документе. Прежде чем оформлять документ, необходимо научиться оформлять реквизиты.

С целью  закрепления пройденного материала, предлагаю учащимся ответить на тестовые вопросы и пояснить свой ответ.

Далее приведу пример:

Например.

1.Определите, правильно ли написан реквизит Дата в левой  части таблицы. При правильном оформлении реквизита поставьте знак «+» в правой части таблицы. При неверном написании  даты покажите правильный вариант в правой части таблицы.

Примеры написания дат

Правильные варианты написания дат

15.01.2004

05.07.04

19/VI-2004

07 апреля 2004 г.

9.11.2004

18 03 2004

2.Определите, правильно ли заменена подпись директора на подпись заместителя в представленных примерах. Ответ (номер пункта) внесите в отведенное место.

1)   Директор                         СИДОРОВ                                А.Н. Петров

2)    за Директор а                              СИДОРОВ                                А.Н. Петров

                                                                                

3) Зам. Директора                           СИДОРОВ                                С.Н. Сидоров                

4)  / Директор                         СИДОРОВ                                 А.Н. Петров

 

3. Определите, правильно ли написан реквизит Гриф согласования документа в левой  части таблицы. При правильном оформлении реквизита поставьте знак «+» в правой части таблицы. При неверном написании  даты покажите правильный вариант в правой части таблицы.

«СОГЛАСОВАНО»

Ректор Уральского политехнического университета

ТАРАСОВ  Р.С. Тарасов

01.04.2004

4.В какой части документа располагается реквизит Отметка о поступлении документа в организацию? Обведите правильный вариант ответа.

  1. В левом нижнем углу
  2. На любом свободном месте
  3. Посредине верхнего поля
  4. В правом нижнем углу
  5. Рядом с резолюцией
  6. В правом верхнем углу

Изучив  отдельные  части любого документа, переходим к самому документу. В качестве раздаточного материала каждый учащийся получает шаблон документа и задачу для его оформления

C:\Users\Администратор\Desktop\одрезанный.jpg

ЗАДАЧА

Вывод. 

В целом повышение эффективности обучения, через использование в учебном процессе комплекса дидактических материалов, достигается в условиях активного привлечения обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне.

Применение дидактического материала  в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения, а главное  обеспечивает проверку уровня усвоения содержания каждой темы программы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Что такое дидактический материал? Это всевозможные материалы, предназначенные для улучшения процесса обучения или развития детей Дидактика – от греческого «Дидактикос» обучающий По словарю Ожегова - это раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения Дидактический – наставительный, поучительный

Слайд 3

Чему учить? Даст ответ образовательная программа педагога, в которой сформулированы цель и задачи обучения, его дидактические принципы и содержание. Зачем учить? Диагностика результативности реализуемой образовательной программы, оценка уровня обученности, сформировавшегося отношения детей к осваиваемой учебной деятельности, различные процедуры выявления уровня востребованности изучаемого курса. Как учить? Заключается в выборе наиболее эффективных методов , условий, приемов и технологий обучения, то есть в выборе дидактического материала

Слайд 4

Виды дидактического материала • Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.) • Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез. • Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. • Задания различного уровня сложности . • Задания с проблемными вопросами. • Задания на развитие воображения и творчества. • Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр. • Алгоритм выполнения задания. • Тесты с возможностью самоконтроля. Любые сопровождающие и обучающие материалы (справочные, познавательные, инструктивные, тренировочные) Разнообразные демонстрационные пособия – раздаточный материал Муляжи, макеты, модели измерительных приборов

Слайд 5

Основные требования к дидактическому материалу Доступность Логичность Самостоятельная деятельность Индивидуальная направленность Наглядность и моделирование Познавательная активность

Слайд 6

Этапы разработки дидактических материалов

Слайд 7

Реквизиты

Слайд 8

Определите, правильно ли написан реквизит Дата в левой части таблицы. При правильном оформлении реквизита поставьте знак «+» в правой части таблицы. При неверном написании даты покажите правильный вариант в правой части таблицы. Примеры написания дат Правильные варианты написания дат 15.01.2004 05.07.04 19/ VI -2004 07 апреля 2004 г. 9.11.2004 18 03 2004

Слайд 9

Примеры написания дат Правильные варианты написания дат 15.01.2004 Дата оформлена правильно 05.07.04 Год пишется полностью 19/ VI -2004 19.06.2004 07 апреля 2004 г. Дата оформлена правильно 9.11.2004 09 .11.2004 18 03 2004 Отсутствуют точки 18 . 03 . 2004

Слайд 10

Определите, правильно ли заменена подпись директора на подпись заместителя в представленных примерах. 1) Директор СИДОРОВ А.Н. Петров 2) за Директор а СИДОРОВ А.Н.Петров 3) Зам. директора СИДОРОВ С.Н.Сидоров 4) / Директор СИДОРОВ А.Н. Петров

Слайд 11

Определите, правильно ли оформлен реквизит Гриф согласования в левой части таблицы. При правильном оформлении реквизита поставьте знак «+» в правой части таблицы. При неверном оформлении грифа согласования укажите в правой части таблицы, в чем ошибка. «СОГЛАСОВАНО» Ректор Уральского политехнического университета ТАРАСОВ Р.С. Тарасов 01.04.2004 Слово СОГЛАСОВАНО без кавычек Дата пишется «___» _________ 20__ г.

Слайд 12

В какой части документа располагается реквизит Отметка о поступлении документа в организацию? Обведите правильный вариант ответа. 1.В левом нижнем углу 2.На любом свободном месте 3.Посредине верхнего поля 4.В правом нижнем углу 5.Рядом с резолюцией 6.В правом верхнем углу

Слайд 13

Шаблон письма

Слайд 14

Оформите документ Выставочный центр «Экспо-бизнес». 2. 110020, Москва, ул. Восточная, 118, телефон: (095) 987-76-65, факс: 987-12-13, e - mail : nekr @ expo . msk . ru , р.сч. 23455678789. 3. Адресат: Директор АО «Старт» г-н Некрасов О.Н. 4. О рассмотрении заявки на участие в выставке. 5. Уважаемый Олег Николаевич! Сообщаем Вам, что заявка Вашего предприятия на участие в весенней экспозиции нашего Выставочного центра рассмотрена отборочным советом и принята к исполнению. Для подготовки выставочной экспозиции Вам необходимо командировать в ВЦ «Экспо-бизнес» не позднее 10.03.1999 года сроком на 3 дня ответственного исполнителя по вопросам участия в выставке Вашего предприятия. 6. Письмо было зарегистрировано под № 63/17-07 от 25.02.1999 года и подписано директором Страховым Ю.В. Недостающие реквизиты укажите самостоятельно.

Слайд 15

Оформленный документ Задача


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках технологии для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса

Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Доказано, ...

План-конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Два короля»

Данная технологическая карта занятия предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей с целью популяризации  игры «Шахматы»....

Методические и дидактические материалы для занятий по дополнительной общеразвивающей программе "От природы к творчеству"

Данный материал содержит информацию:         1. Краткий теоретический курс  по программе «От природы к творчеству» ;         2. Техно...

План-конспект учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Капелька» на тему: "Мы родом не из детства"

Конспект разработан для проведения учебного занятия по рисованию с учащимися 7-9 лет по теме "Мы родом не из детства". Целью учебного занятия было знакомство с произведениями искусств военны...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями» Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: завитки простые и сложные, капельки. Заполнение платья ангела завитками»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАучебного занятияпо дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями»Тема занятия «Демонстрация  и технология выполнения базовых  элементов: за...