"Формирование представлений о труде взрослых членов семьи на занятиях творческих объединений"
материал на тему

Зубарева Юлия Анатольевна

Одним из эффективных методов социализации ребёнка является формирование у него представлений о труде взрослых членов семьи. Поэтому одной из задач ДО является развитие социальной компетентности обучающихся о труде взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Педсовет №2 октябрь 2018

                                                              Подготовила и провела                                                                            

                                                             педагог дополнительного образования

                                                              Зубарева Юлия Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Формирование представлений о труде взрослых членов семьи и воспитание уважения к людям труда – один из эффективных методов социализации ребёнка. Поэтому одной из задач дополнительного образования является развитие социальной компетентности ребёнка о труде взрослых.                    Ознакомление со спецификой трудовой деятельности взрослых, с многообразием мира профессий формируют психологическую готовность и интерес к труду у обучающихся.                                                                                    Как педагог дополнительного образования, выбор профессий, с которыми   знакомлю детей, определяю с учётом возраста обучающихся, профессии родителей и особенностей социального окружения. Основная форма работы – занятие.                                                                                                                             Проводя стартовые диагностические беседы с дошкольниками, убеждаюсь, что обучающиеся не имеют определённых чётких знаний о труде своих родителей и окружающих взрослых. Часто на мой вопрос «Кем работает папа?» отвечают: «Не знаю, ходит на работу, потому что там ему дают деньги…». В работе с этой возрастной группой следует помнить, что ребёнок – дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Поэтому знакомлю детей с профессиями, которые они могут наблюдать в ближайшем окружении: врач, медсестра, продавец, почтальон, парикмахер. Это может быть рассказ, чтение литературы, беседа, презентация. На уроне диагностики усвоения темы – фиксация впечатления в рисунке, ролевой игре, оформлении коллективного проекта. Уровень формирования первичных представлений о профессиях тем выше, чем активнее в сотрудничество включаются родители. В семье появляются новые темы для обсуждения, что позволяет лучше узнать друг друга, сплачивает её членов.                                                                Младшие школьники обладают более объёмными знаниями о труде взрослых членов семьи и их профессиях (выясняю это в процессе беседы). Заметно формирование чувства уважения и даже гордости своими родителями не только за то, что они содержат семью, а потому что с ответственностью относятся к своей работе. Девочки этого возраста мечтают стать представителями профессий типа «человек – человек» (врач, учитель). Мальчики отдают предпочтение профессиям группы «человек – техника» (водители различного вида транспорта) На занятиях в творческих объединениях, руководителем которых я являюсь, расширяю их познания о профессиях. Например,  в начале учебного года, проводя цикл занятий «Азбуки безопасности», знакомлю обучающихся с профессиями пожарного, милиционера, спасателя (МЧС). Обращаю внимание детей на то, какими качествами должны обладать представители этих профессий, каковы их профессиональные обязанности. Использую наглядные и словесные методы обучения. Диагностическим мероприятием для контроля усвоения темы служит выставка рисунков  «Азбука безопасности».                                                      По мере взросления, в подростковом возрасте, обучающиеся задают мне всё больше вопросов о  качествах,  которыми должны обладать представители той или иной профессии, о специфике работы, о продукте, производимом в результате труда. Идёт процесс осознанного профессионального самоопределения.  Уделяю этой проблеме много внимания, стараясь расширить знания детей о профессиях, особенно о профессиях типа «человек – художественный образ».  Опираюсь на то, что обучающиеся нашего Дома творчества занимаются в творческих объединениях художественного направления в течение нескольких лет и обладают  развитыми творческими способностями. Поэтому предлагаю им составить список профессий, в которых, по их мнению, необходимы творческие способности. Как правило, каждый из них самостоятельно может перечислить от 10 до 15 таких профессий, включая профессии своих родителей. В беседе дополняю этот перечень. Подробно знакомлю с профессией дизайнера и видами её спецификации (дизайнер интерьера, ландшафтный дизайнер, дизайнер по рекламе, нейл – мастер, и т.д.). Осваивая  программу «Маленькая модница»,  обучающиеся знакомятся с темами: «Виды дизайна», «Дизайн одежды»,  «Текстильный дизайн», «Дизайн интерьера», «Уход за кожей лица и рук», «Уход за волосами» и т.д. Выполняя упражнения и практические работы  («Определение стиля в одежде», «Определение типа кожи», «Создание причёски») и работая над творческими проектами, подростки получают практические навыки, что расширяет их осведомлённость о специфике профессий, требующих творческого потенциала.                                                В форме дискуссии провожу занятие «Профессии  и время».                     Заостряю внимание на том, что любая профессия в современном мире требует обширных знаний в различных областях.                                                          В ходе  дискуссии обсуждаем:                                                                                                                                      – какие знания и в каких смежных науках необходимы родителям, чтобы считаться профессионалами своего дела?                                                                                          -как тяжёл их труд?                                                                                                                                         -какие методы применяются и будут использоваться в будущем для облегчения труда? (компьютеризация, роботизация и т.д.)                                            -кем по профессии были ваши бабушки и дедушки?                                                                 - какие исчезнувшие профессии вызнаете?                                                                               -предположите, какие профессии обречены на вымирание.                                 Приходим к выводу: мир профессий – сложная, динамичная и постоянно меняющаяся система.                                                                                                                      

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования  знаний о профессиях, это прикосновение к жизни взрослых, это средство вхождения во взрослую жизнь, средство социализации ребёнка. И этот процесс может успешно проходить в условиях Дома творчества.                                                             Как педагогу, мне не безразлична дальнейшая судьба моих воспитанников. Я осознаю, что это во многом зависит от меня,  поэтому уделяю этому вопросу много внимания.                                                                                                                

                    ИСТОЧНИКИ:

-https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-predstavlenii-o-trude-vzroslyh-v-procese-sotrudnichestva-s-roditeljami.html

https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635b3bd79a4d43b88521216d26_0.html

-https://knigi.link/vospitanie-razvitie-obrazovanie/formirovanie-predstavleniy-detey-trude-29913.html        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный цветок".Занятие творческого объединения "Фельт: Изделия из непряденой шерсти"

Объединение «Фельт: изделия из непряденой шерсти». Конспект открытого занятия. Преподаватель: Иванова Наталья Александровна. Тема занятия:   «Сказочный цвето...

Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража»

Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража» Пояснительная запискаВитраж – один из старинных видов декоративного искусства, переживающий ...

"Волшебная страна" - занятие творческого объединения "Весёлый карандаш"

Занятие кружка по изобразительному искусству должно быть запоминающимся событием, поэтому в начале занятия я настроила ребят на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Продумала своё занятие как ...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

"Развитие творческих способностей учащихся на занятиях творческого объединения"Мягкая игрушка"

В этой работе я делюсь опытом работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста на занятиях творческого объединения "Мягкая игрушка"....

Формирование метапредметных компетенций на занятиях творческого объединения «Юные орнитологи»

Изучение биологии и отдельно орнитологии на ступени дополнительного образования направлено на формирование у обучающихся представлений об особенностях объектов живой природы (птиц), их многообразии и ...

Инструкция по охране труда при ручной обработке металла в творческом объединении «Умелые руки»

Инструкция по охране труда при ручной обработке металла в творческом объединении «Умелые руки»...